Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Чиатура - город канатных дорог

Город Чиатура впечатлил меня сильнее всего из всех грузинских городов после Тбилиси. Я планировал заехать сюда на 2-3 часа, а в результате завис больше чем на сутки. Посмотреть, оказалось, здесь есть чего...
Альбом: Грузия. Продолжение



Чиатура - новый город, был образован в 1921 году на месте марганцевого месторождения. Город расположен в очень живописном месте, в долине реки Квирила. Является промышленным городом, в его черте имеется сеть рудников по добыче марганца.
Несмотря на то, что старинных зданий в городе нет, современные выглядят очень интересно. Как и в Батуми, их стараются раскрашивать в разные цвета, чтобы радовали глаз.
Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение



Части города расположены на прилегающих плато, многие из которых выше центра более чем на 100 метров. Засчёт такого перепада высот, основным транспортом в городе стала канатная дорога! На данный момент в черте города имеется 10 линий пассажирских канатных дорог, и 2 линии по перевозке марганца.
Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение



Чтобы лучше представить себе строение города, можно представить горную речку, текущую в низине, и высокие скалы с двух сторон. Как раз в низине реки располагается центр города, вдоль левого берега реки идёт железнодорожная линия, а вдоль правого идёт автодорога в Сачхере. Шахты и отдалённые районы города расположены на скалах с обеих сторон от реки. Большинство станций канатных дорог сделаны так, что от них идут линии на обе возвышенности. В центре города находятся базар, автостанция, ж.д. вокзал, правление треста "Чиатурмарганец", три канатные станции. От центра к северу идёт дорога в Сачхере вдоль которой на несколько километров вытянулся город. Там ущелье сужается, остаётся место только для дороги, речки, ж.д. линии и канатных станций. Здесь уже жилых домов почти нет, однако именно отсюда отходят канатные дороги к шахтам.

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение


В центре города располагается главная станция канатных дорог, от которой отходит 3 линии, по каждой из которых ходит по одному вагону. Вход на станцию осуществляется через турникеты метрополитенного типа (которые не работают, а носят скорее декоративный характер), оплата старыми жетонами тбилисского метрополитена. Стоимость проезда - 20 тетри на подъём, спуск производится бесплатно. На всех трёх линиях используются заводские вагоны. На данный момент, сопровождающий на вторую и третью линии один, и таким образом эти вагоны вынуждены ходить по очереди.

Центральная канатная станция
Альбом: Грузия. Продолжение


Турникеты.. Ну прямо метро


Вагончик


Ещё одна линия "пассажирской" канатной дороги начинается около автостанции, идёт в восточные районы города, не очень протяжённая. Также платная (20 тетри), деньги собирает сопровождающий. На верхней станции также стоят турникеты, носящие также декоративный характер.


Остальные канатные линии (6 штук) ведут к марганцевым шахтам, и бесплатны. Если на предыдущих канатках работают относительно традиционные вагоны, то здесь используются довольно забавные кабинки самопального вида, напоминающие пепелацы из фильма Кин-Дза-Дза...
Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение





Грузовая канатная дорога. Вместо людей возит марганец
Альбом: Грузия. Продолжение


Между тем, некоторые канатные станции напоминают дворцы
Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение


А некоторые - сараи
Альбом: Грузия. Продолжение



И благодаря такому рельефному расположению и обилию канатных дорог, Чиатуру можно созерцать с высоты, причём со многих ракурсов.

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение


Немного гнетущих видов разваленной промышленности..
Альбом: Грузия. Продолжение

Альбом: Грузия. Продолжение

И грязи со свиньями
Альбом: Грузия. Продолжение


Выше уже упоминалось, что Чиатура - шахтный город. Местному марганцеву месторождению уже более 100 лет. В черте города и сейчас действует 6 шахт по добыче марганца, которые являются по сути градообразующими объектами. К ним и ведут вышеупомянутые бесплатные канатки. Поскольку некоторые из шахт находятся в непосредственной близости от канатных станций, я не преминул осмотреть их.

Во все шахты "Чиатурмарганца" с поверхности ведут узкоколейки. В саму шахту зайти посторонним людям естественно невозможно, а вот перегрузочные станции на поверхности, совмещённые с депо, никак не огорожены и свободны для посещения. Надо сказать, что шахтные узкоколейки, вещь довольно любопытная. Во-первых провод висит над самой головой (высота 2 м), поэтому при прогулке по станции надо быть предельно осторожным, чтобы не дай Бог не задеть его.
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии


Во-вторых забавен подвижной состав. Шахтные электровозы и вагоны миниатюрные, почти игрушечные.Ехать в них можно только сидя
Альбом: УЖД Грузии

Пассажирский вагон!
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Грузовые вагоны
Альбом: УЖД Грузии

Почти все станции имеют подобное крытое закругление
Альбом: УЖД Грузии


На которых иногда находится опрокидывалка. Данная опрокидывалка переправляет марганец на канатную дорогу
Альбом: УЖД Грузии

Въезд в чорные гребеня...
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Въезд в депо
Альбом: Грузия. Продолжение


Очевидно, что бегание с фотоаппаратом по подобным объектам странного человека с большим рюкзаком не могло не вызвать внимание работников станции. В России или Азербайджане бы меня автоматически заподорили в шпионаже, в лучшем случае бы обхамили и прогнали, в худшем - вызвали бы милицию и ФСБ. И в других странах СНГ так бы дело могло кончится, но только не в Грузии.. Ну естественно стандартные вопросы (в дружелюбном ключе): "Откуда ты?", "Для чего снымаэш?", на которые честно отвечаю, что из России. Ну вот представьте - странный человек фотографирует стратегические объекты и честно говорит, что из вражеской страны. Что надо с ним сделать? ... Правильно, накормить как следует и напоить вином! Ну как после этого не любить грузин! :) И ведь это не случайность, я был на трёх шахтах, и на всех трёх была именно подобная реакция. Нигде на меня не бычили "Ты чо это тут снимаешь! А ну пошёл отсюда!". А в своей стране приходится слушать такое если не постоянно, то достаточно часто.. Вот и думай после этого, для какой страны россияне враги...

После такого тёплого приёма я набрался наглости и попросился съездить на поезде в шахту. Железнодорожники были даже сначала не против, и сказали во сколько приходить к отправлению поезда. Но когда я пришёл, выяснилось, что нужно разрешение начальника шахты. Тот в свою очередь был тоже вроде как не против, но побоялся пускать меня без разрешения директора Чиатурмарганца. Железнодорожники отправили меня в главный офис в центре города, сказав, что уж директор точно разрешит. И я не сомневаюсь, что он действительно бы разрешил, если бы был грузином, однако директором треста был украинец, который напрягся, от того, что я россиянин и не велел меня пускать.. Ну я не очень расстроился этим фактом, и так довелось увидеть кучу всего интересного в этом городе, хотя внутрь настоящей шахты, съездить бы конечно было здорово.

Здание с башней - правление "Чиатурмарганца".
Альбом: Грузия. Продолжение


Такое транспортное изобилие среди фантастической красоты пейзажей в былые времена удачно дополнял традиционный грузинский вид транспорта - троллейбус! Это была междугородняя линия длиной в 40 км в соседний город Сачхере. Проходившая по живописнейшим горным пейзажам она была в некотором роде аналогом троллейбусной линии "Симферополь-Ялта" (даже троллейбусы были такие же). Но увы, как и все остальные грузинские системы, линия Чиатура - Сачхере была закрыта, произошло это в 2008 году... Конечно печален этот факт, потому что троллейбус в этих местах смотрелся очень хорошо. Однако система и в последние годы была скорее трупом.. На линии все 40 лет существования выходили исключительно машины Skoda-9Tr. В последние годы когда было совсем плохо с финансированием, в городе постоянно отключали электричество и троллейбусы могли простаивать по несколько месяцев. Движение троллейбусов выглядело примерно следующим образом: http://www.youtube.com/watch?v=8VQTRXhyh7s

На данный момент ещё живы некоторые упоминания о рогатых. Это ошмётки проводов, висящих местами вдоль трассы, и несколько непорезанных машин

Этот уже сбросил рога

А эти вообще ни разу в Чиатуре не ходили. Их пригнали из Тбилиси, но они так и ни разу не вышли на маршрут.


Более подробно о транспорте Чиатуры можно прочитать здесь.

Видеоклип про чиатурский транспорт: http://griphon-275.livejournal.com/66531.html.

Эпилог.В принципе посещение этого города не стояло у нас в планах. Однако воодушевившись посещением узкоколейки Боржоми-Бакуриани, мы выяснили у местного населения, что узкоколейная желелезная дорога имеется также и в Чиатуре. Последующее гугление показало, что действительно там такое явление есть, однако вряд ли также доступно и интересно, как ББ (если вообще линия не разобрана). Ну в любом случае - почему бы не заехать, тем более, что когда то в Чиатуре ходил троллейбус и возможно от него остались какие-нибудь следы, которые тоже хорошо бы было запечатлеть на память... И вот на обратном пути после Армении, я заехал-таки в Чиатуру. Жалеть об этом действительно не пришлось, такого интересного города как в транспортном, так и в общем плане сложно отыскать.



Альбом: Грузия. Продолжение
Tags: Грузия, Путешествия, Чиатура
Subscribe

  • Автопутешествие по Намибии, январь 2024

    Потихоньку буду рассказывать детали своего зимнего южноафриканского путешествия. Началось оно с автопутешествия по Намибии. Страна - безумно…

  • Южная Африка - 2024

    Давно я тут не писал про путешествия, а это же неправильно! Съездил тут в путешествие в южную Африку. 100 дней, 9 стран, десятки городов, жирафов,…

  • Встреча на квартире у Антона Кротова 10 июня

    Всем доброго времени суток! 10 июня буду выступать с лекцией на легендарной квартире Антона Кротова, что у метро Беломорская. Будем на этот раз…

promo griphon февраль 5, 2016 18:12 36
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Автопутешествие по Намибии, январь 2024

    Потихоньку буду рассказывать детали своего зимнего южноафриканского путешествия. Началось оно с автопутешествия по Намибии. Страна - безумно…

  • Южная Африка - 2024

    Давно я тут не писал про путешествия, а это же неправильно! Съездил тут в путешествие в южную Африку. 100 дней, 9 стран, десятки городов, жирафов,…

  • Встреча на квартире у Антона Кротова 10 июня

    Всем доброго времени суток! 10 июня буду выступать с лекцией на легендарной квартире Антона Кротова, что у метро Беломорская. Будем на этот раз…