Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Categories:

Радиальная структура России

Одной из основных проблем России является её транспортная централизованность. По большому счёту более-менее стабильные транспортные связи в России существуют исключительно на направлениях центр-окраина, а сами окраины между собой чаще всего связаны на редкость отвратительно. В России могут быть хорошие и даже отличные дороги, но исключительно на радиальных направлениях. И в то время, как между Москвой и Питером ходит два десятка поездов в сутки, из которых 5 - скоростные, между соседними облцентрами Тверью и Ярославлем нет даже ходящего раз в неделю автобуса.
Часто бывает очень обидно - вроде нужная тебе точка совсем рядом, а вот добраться до неё очень непросто. И часто в таких случаях приходится ехать по более длинному маршруту, проходящему через центр, потому что прямой короткий по расстоянию маршрут будет скорее всего долгим, неудобным, и приемлемым только для транспортных фанатов.

Собственно, проблема то не новая, и говорили про неё уже очень много все, кому не лень. Но интересно в данном случае то, что явление это воспроизводится на всех уровнях, начиная с самого Садового кольца..

1. Неоднократно упоминающийся главный недостаток Московского метрополитена как раз повторяет суть проблемы - линии идут от окраины в центр, а на окраинах они за редкими исключениями никак не связаны. Из-за этого вроде бы близкие к друг другу районы связаны между собой очень плохо. Вот кажется, что недалеко Выхино от Красногвардейской, однако чтобы поехать напрямую, нужно воспользоваться 4-мя автобусами. Каждый из которых нужно ждать, каждый из которых может попасть в пробку и т.д. Также интересно будет ехаться между ВДНХ и Речным вокзалом, или Чертаново и Солнцево. Обычно между двумя соседними линиями ещё хоть как-то можно выиграть время, но если нужно перескочить через линию, то такая поездка это будет скорее на транспортного любителя, в 9 случаях из 10 она проиграет поездке через центр на метро.

2. Следующий уровень - Московская область. Вроде дофига транспорта ходит по ней, а вот попробуй уехать, скажем, из Мытищ в Солнечногорск, или из Домодедово в Жуковский... Опять придётся ехать через Москву, хотя казалось бы, она в стороне. Не, между городами разных направлений автобусы, конечно же существуют. Но опять же, в лучшем случае, это связки соседних линий. И ходят они всего несколько раз в день. С городов Рижского направления на Киевское, или с Ярославского на Казанское никаких автобусов вы не найдёте. Если очень повезёт, можете попасть на удачную связку двух хордовых маршрутов.
(Маршрут Химки - Лобня 8 рейсов в день, Химки - Долгопрудный 11 рейсов/день. Есть, правда, редкий мегамаршрут Видное - Внуково, но и ходит он также редко - всего 2 раза в день.. И кто такими маршрутами будет пользоваться?)

3. Ну и самый широкий уровень - сама страна. Тут, как говорится, полный финиш.. В качестве примера можно взять столь близкую к столице Тверскую область... Она, как известно, граничит с Московской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Псковской и Смоленской областями... Из всех соседних облцентров Тверь связана автобусами только со Смоленском и Новгородом (Москву не считаем). В Ярославскую область есть только маршрут в Рыбинск, а в сам Ярославль из Тверской области ходит только "метеор" из Весьегонска (естественно только летом). Вологда - это кажется совсем где-то далеко, лишь автобус в Череповец из Весьегонска существует в те края. Ну и на Псковщину можно только в Великие Луки уехать. (ну хорошо, в Псков ещё есть поезд из Москвы, на который, если повезёт, можно купить билет. Но это опять же, "радиальное" направление). А о том, чтобы удобно попасть напрямую из Тверской области куда-нибудь дальше, например, Кострому или Иваново, или Калугу-Брянск, и мечтать не приходится... Зато в Москву из всех этих областных столиц автобусы чуть ли не каждый час забиваются. И вот если надо переместиться между какими-либо двумя пунктами из этих областей, опять же, проще это сделать через Москву.

Да и в других местах проблемы аналогичные. Владимир-Пенза, Саратов-Курск, Ижевск-Ульяновск, Петрозаводск-Киров - подавляющее большинство маршрутов, не проходящих по радиальным направлениям страны, сложно осуществимы без кучи пересадок, геморроя и составления сложной транспортной стратегии.. Не, конечно, нам, транспортным фанатам такие маршруты составлять даже интересно, но большинству людей, которым надо просто проехать из А в Б, вряд ли подобные путешествия будут в радость.

Кстати, в каждой области существует точно такая же централизация - облцентр связан хорошо с райцентрами, а райцентр более-менее со своими деревнями. Между самими деревнями, или райцентрами автобусы скорее редкость, чем норма.

Разумеется, что на всех уровнях есть масса исключений. На столичном уровне есть монорельс, Каховская линия и электрички, которые могут помочь срезать расстояние. На уровне страны есть другие центры притяжения, типа Питера, Ростова-На-Дону, Новосибирска, Хабаровска. Но общая тенденция на лицо. Конечно, столица всегда доминирует над остальными городами, и транспортные связи, ведущие к ней развиты лучше, чем остальные и в других странах. Но такой дисбаланс, как у нас в этом плане встречается очень мало где. И в Украине, и в Китае, и во Франции и в США большинство городов вполне нормально связано между собой дорогами и удобным транспортным сообщением. А у нас даже самолёты если и летают не через Москву, или Питер, то скорее всего стоят столько, что дешевле лететь с пересадками через Москву (как то читал про то, как жители Магадана летают в США и Канаду через весь Земной Шар, что выходит дешевле прямого рейса).
Tags: Россия
Subscribe

  • Ткварчели (Ткуарчал)

    Если вы вдруг тусите в Абхазии на море, и оно вам надоело, и вы хотите всяких шахтёрских промышленных городов, то вам прямая дорога в город…

  • Сухумский троллейбус

    Троллейбусная система в городе Сухуми (Сухум) - редкий повод для радости и оптимизма в пребывающей в состоянии полной разрухи Абхазии. Уж казалось…

  • Майский Сухуми

    Высокие технологии добрались и сюда Остатки старых вывесок Работающий еле-еле сухумский порт Интересную он из себя конструкцию…

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Ткварчели (Ткуарчал)

    Если вы вдруг тусите в Абхазии на море, и оно вам надоело, и вы хотите всяких шахтёрских промышленных городов, то вам прямая дорога в город…

  • Сухумский троллейбус

    Троллейбусная система в городе Сухуми (Сухум) - редкий повод для радости и оптимизма в пребывающей в состоянии полной разрухи Абхазии. Уж казалось…

  • Майский Сухуми

    Высокие технологии добрались и сюда Остатки старых вывесок Работающий еле-еле сухумский порт Интересную он из себя конструкцию…