Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Categories:

УЖД Боржоми - Бакуриани

Одна из самых красивых и самых уникальных узкоколейных линий бывшего СССР с кодовым названием "ББ" (Боржоми-Бакуриани)
Альбом: УЖД Грузии




Длина узкоколейки, соединяющей два "Б" составляет 37 км. Весь этот путь поезд проходит за 2,5 часа. Линия уникальна во всех смыслах. Во-первых, это чуть ли не единственная (поправьте меня, знающие люди, если я не прав) электрифицированная УЖД общего пользования в БСССР. Во-вторых она имеет очень редкую колею - 900 мм. Рельсы используются стандартного образца широкой колеи. И в-третьих, рельеф делает линию чрезвычайно интересной и живописной. Она расположена в горной местности, имеет огромное число поворотов. На всём протяжении линия плавно подымается вверх, перепад высот у начальной и конечной станций 870 м. В связи с этим, при движении иногда можно наблюдать смену времён года: так у нас внизу была осень, к Бакуриани она плавно переходила в зиму. Там всё было засыпано снегом, хотя в Боржоми о нём не было ни единого намёка.

Подробнее об истории дороги можно почитать здесь:
http://sbchf.narod.ru/28/borjomi.html
http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=58

Ходит поезд 2 раза в день, отправляясь из Боржоми в 6.40, 13.00, из Бакуриани - 9.20, 15.40. Скорость поезда на большей части линии 15 км/ч из-за уклонов, в окрестностях Боржоми состав идёт быстрее.
Вот как выглядит поезд:
Альбом: УЖД Грузии

Локомотив ЧС-11-09 с двумя токосъёмниками чехословакского производства 1966 (!) года!
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

И смешные вагончики (уже нашего производства)
Альбом: УЖД Грузии

Элитный
Альбом: УЖД Грузии

Внутренности:
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии


В резерве депо имеется несколько таких составов. На случай, если один из них поломается, на подмогу выходит другой. Нам довелось проехаться на двух разных составах (которые, впрочем, ничем друг от друга не отличаются), и вот как. Тётка, у которой мы жили, перепутала время отправления (посчитав, что в 13.00 поезд отправляется из Бакуриани, а не Боржоми) и дезинформировала нас, в результате мы, прокатившись один раз из Бак. в Бор., решили повторить поездку на следующий день уже в прямом направлении. О чём нисколько не пожалели, узкоколейка настолько красивая, что хоть 10 раз катайся туда-сюда, не надоест. На второй день, основной состав сломался в дороге, и мы смогли обкатать резервный состав.

Итак, начинается дорога от станции Боржоми, совмещённой с станции широкой колеи, находящейся на линии "Хашури - Ахалцихе".
Слева от платформы с навесом широкая колея, с правой - узкая
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Рядом находится узкоколейное депо, являющееся по совместительству перегрузочной станцией с узкой колеи на широкую.
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Перегрузчик
Альбом: УЖД Грузии

Слева широкая колея, справа узкая
Альбом: УЖД Грузии

Отслужившие свой срок вагоны
Альбом: УЖД Грузии

Резервный локомотив
Альбом: УЖД Грузии

И вагоны
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Но вернёмся на станцию. Здесь уже подан поезд под посадку
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Платим 1 лари .. и едем!
Альбом: Грузия

Альбом: Грузия

Окраины Боржоми
Альбом: УЖД Грузии

Из окна практически сразу открываются вот такие виды:
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Вот и первая станция Цагвере. Сюда же приходит и автомобильная трасса Боржоми-Бакуриани.
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

С путями за заборчиком (минидепо)
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Станция Цеми
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Едем дальше
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

ОП Тба
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Станция Либани, здесь расположена большая (по меркам линии) деревня.
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Здесь и произошла поломка основного поезда, на подмену которому отправили наш. Так появилась возможность запечатлеть на линии сразу 2 состава.
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии


Остановочный пункт Патара-Цеми. Раньше здесь находился санаторий, теперь осталось пару домиков.
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Санаторий. Возможно работает в летнее время.
Альбом: УЖД Грузии

Вид на остановочный пункт .. с продолжения линии! Дорога тут делает поворот в градусов так 150. И это обычное явление на этой УЖД.
Альбом: УЖД Грузии


Забираемся всё выше и выше. Начинает появляться снег
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Предпоследняя станция Сакочави
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Последние 7 км совсем высоко. Здесь уже всё в снегу
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

И вот конечная цель пути, станция Бакуриани.
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии


Работники узкоколейки:
Машинисты
Альбом: УЖД Грузии

Проводники - сопровождающие поезд
Альбом: УЖД Грузии


По УЖД можно проехать, а можно прогуляться пешком, удовольствия будет ничуть не меньше, а увидеть можно будет даже больше. Нас хватило только на пешее преодоление участка Сакочави - Патара-Цеми.
Альбом: УЖД Грузии

Альбом: УЖД Грузии


Ну вот такая знаменательная узкоколейка. Удивительно, кроме всего прочего можно считать и то, что она до сих пор функционирует, и с работающей электрификацией. Ведь если посмотреть на то, как нещадно закрывают узкоколейки в России, где с финансами куда лучше, чем в Грузии, если учесть тот факт, что почти все троллейбусные системы Грузии (а их было немало, больше 10), а также трамвай, фуникулёр и некоторые канатки, были закрыты, причём именно из-за дороговизны электроэнергии, то казалось бы, что судьба этой линии совершенно очевидна. При этом понятно, что она не может быть никак рентабельна - на маршрутке от Боржоми до Бакуриани можно доехать всего за полчаса (вместо 2,5), и ходят они чаще. Почти во все сопутствующие деревни имеются автодороги, так что пассажиров в поезде ездит совсем немного. Цена проезда всего 1 лари независимо от расстояния, что просто никак не может окупить все возможные затраты на функционирование линии.

Но несмотря ни на что, узкоколейка живёт и работает! Да и никаких предпосылок к закрытию (свойственных в общем то, наверное всем ещё работающим российским узкоколейкам) не наблюдается. Видимо потому что в некоторой степени она является туристическим аттракционом, и привлекает иностраных туристов к курорту Бакуриани. Правительство Грузии это понимает, и старается поддерживать линию на плаву, поскольку это одно известнейших мест страны.
Ну и немного видео



Tags: Боржоми, Грузия, Путешествия, Узкоколейки
Subscribe

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →