Напомню предыдущие серии:
Как оно всё начиналось
Праздник АЛХАЛАЛАЛАЙ
Вулкан "Мутновский" и Дачные термальные источники
Камчатск-Петропавловский
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
На Камчатке, как известно, очень много интересных мест, но до подавляющего большинства из них, добираться крайне сложно. Если в центральной России, да даже и в Сибири с Дальним Востоком множество дорог населённых пунктов похоже на множество рациональных чисел (какую бы маленькую территорию не взять, то обязательно они в ней будут), то здесь все деревни и посёлки можно пересчитать по пальцам. Сколь длинных трасс здесь совсем чуть-чуть. Это
1. Транскамчатская трасса "Петропавловск - Ключи - Усть-Камчатск".
2. Ответвление на пос. Эссо.
3. Петропавловск - Октябрьский - Усть-Большерецк.
4. Петропавловск - Термальный.
Всё остальное - либо зимники, либо колеи для вездеходов. В 2007 году произошло объединение Камчатской области и Корякского Автономного округа в Камчатский край, таким образом в регионе оказалось несколько посёлков, не связанных никак с центром дорогами, добраться до которых можно только на вертолётах, или по зимникам (Палана, Оссора, Тигиль и т.д.). Побывать бы в таких местах было крайне интересно, но на подобное нужно далеко не две недели.
Автостоп по-камчатски
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Итак, транскамчатская трасса. 110 км от П-К можно наслаждаться асфальтом и относительной цивилизацией в виде посёлков, содержащих заправки-кафешки. На 110 км отходит трасса на Усть-Большерецк и Октябрьский, и дальше идёт грунтовка, грунтовка, грунтовка (ну, кстати, не такая уж и плохая).
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Нам было немного проще ехать, чем всем остальным, поскольку жили мы в городе-спутнике Елизово, сразу за ним начиналась трасса. Через 276 км попадаем в посёлок Мильково с редким дорожным указателем
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Дальше трасса становится совсем глухой. Машина раз в 15-20 минут. Ещё 3-4 посёлка, и мы попадаем на развилку дорог. Направо посёлки Ключи и Усть-Камчатск, а мы едем налево в Эссо
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
ГЭС по пути
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
А также паромная переправа через реку Камчатка (а вообще их даже две)
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Дорога весьма суровая, как было выше отмечено - населённые пункты очень редки, расстояния между ними 50-60 км. Кроме того почти все они в стороне от трассы. Кафешек и заправок, разумеется, тоже нет (единственные заправка и кафешка в Мильково, и в посёлке Сокол, что до развилки дорог). Ночевать в лесу несколько страшновато, приход косолапого более, чем реален (особенно, если где-то намусорена жратва). Особенно страшно ехать по этим дорогам зимой - не дай Бог заглохнет машина. Морозы на Камчатке обычно достигают -30, а снега выпадает безумно много. Когда машина глохла, водители вынуждены были её тут же сжигать, чтобы не замёрзнуть сразу же. А что ещё делать - к деревьям не подойдёшь - снег выше головы, других машин может и не быть по нескольку часов. Так начинали жечь по частям, что могли, когда всё заканчивалось, то ... Такова суровая камчатская реальность, единственный способ избежать подобного, ездить караванами, но понятно, что это не всегда возможно (если срочно надо ехать, а караван не набирается). На дороге в Эссо встречались подобные остатки от машин, картина не очень приятная...
По маршруту Усть-Камчатск - Петропавловск-Камчатский ходят автобусы. Испытание это, однако, не для слабонервных. Цены на него просто безумные - 1600 рублей УК-ПК (700 км) и 1200 Ключи - ПК (540 км). Особым смаком является то, что по маршруту этому ходит ... пазик! Вот представьте себе счастье трястись по камчатским дорогам более 12 часов в дурацком пазике, и ещё отвалить за это больше тысячи рублей. Интересно при этом и то, что, скажем, в посёлок Термальный, находящийся в 60 км от П-К, или в Елизово ходят современные комфортабельные автобусы (типа такого). Идут они по асфальтовым дорогам меньше часа. И где, спрашивается, логика?
Эссо
Ну вот после полуторадревней тряске и висению на глухих камчатских дорогах, попадаем в посёлок Эссо. Посёлок интересен краеведческим музеем, посвящённым всяким малым народам,
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
стойбищем этих самых малых народов Чау-Чив
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
А также огромным бесплатным термальным бассейном (а вот его-то фотографии у нас и нет :((( киньте в меня, кто-нибудь, кто сфотографировал).
Зато есть пень около бассейна
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Также есть музей медведа (столь популярной живности на полуострове). Представляет из себя комнату в библиотеке
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Помимо этого, интересны с природной точки зрения окрестности Эссо, но из-за премерзкой погоды они оказались недоступны
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Вот он весь Эссо, как на ладони
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
"Пусть голова моя седа, зато растут мои рога"
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Основное средство передвижения в районе
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
А вот и коренные народы
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
А вообще, Эссо держится именно на туризме. Сюда приезжают поглазеть на национальные обычаи, искупаться в источниках, полечиться. В 30 км от посёлка на дороге имеется даже турбаза. Кто-то приезжает поохотиться - нам попалась компания немцев, приехавшая сюда из Германии специально, чтобы убивать наших бедных зверюшек.. Кто бы мог подумать, что в такой глуши можно будет встретить иностранцев, однако и не такое бывает.
Ещё Эссо известно ежегодными гонками на собаках Берингия. Проводятся они как раз сейчас, в марте, стартуют в Эссо, финишируют в посёлке Марково Чукотского округа. Впрочем, часто трасса меняется, и какая она будет в следующий раз, никто не знает.
Привет strannitsa и Ко, которые буквально вчера (8 марта 2010) снова поехали на Камчатку, чтобы смотреть и может даже поучаствовать в Берингии.
Также в Эссо есть аэропорт, откуда летают вертили в Палану и Оссору. Решив попытать счастья в автостопе 4-го рода, а также реализовать мечту о посещении бывшего Корякского АО, мы направились туда узнавать о наличии рейсов. Но к нашему несчатью, а скорее даже и счастью, погода была нелётная, и ничто не предвещало в ближайшие дни изменений. И в общем, наверное это было к лучшему. Ведь улетишь так в Палану, а потом погода изменится и всё, вертолёт остаётся там пока она не снова не улучшится. А этого можно ждать не один месяц... При наличии обратного билета из П-К на большую землю, подобный расклад не особо радовал.
На ответвлении трассы на Эссо, расположен ещё один посёлок Ановгай. Считается одним из самых национальных посёлков края.
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Здесь начинается зимник на Палану, бывшую столицу Корякии. В отсутствии зимника можно перемещаться вот на таких пепелацах
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Ну или вот таких
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Детский сад..
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Далее, едем в город Ключи.
Ключи - редкий населённый пункт, который когда-то был городом, а впоследствии так деградировал, что сумел лишиться этого статуса и стать посёлком городского типа. Настолько тут всё плохо. Классическая российская разруха здесь достигла немыслимых масштабов - население сократилось более, чем в 3 раза. Если в Эссо хоть какой-то развит туризм, то здесь с работой очень тяжело, народ в основном живёт охотой, рыбалкой.
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Единственные достопримечательности - вулканы Шивелуч и Ключевская Сопка нам так и не довелось увидеть - как назло всё небо было напрочь затянуто. Коллегам нашим повезло больше, почти всем им хоть как то удалось лицезреть извержения самого большого вулкана Камчатки. Мы же, несолоно хлебавши, развернулись, и поехали обратно в Елизово. (Впрочем как и всё остальное, посещение Ключей не было напрасным, мы познакомились с замечательным человеком Сашей, единственным членом хоспиталити в ПГТ, и его семьй)
Камчатская эльба
Понаехавшие с Большой Земли на маленькую Камчатку автостопщики решили провести на ней Камчатскую эльбу. Благо число понаехавших было столь велико, что позволяло организовать подобное мероприятие. Вышло весело, конечно же
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Голубые Озёра
Прикольное место в окрестностях Елизово. Три кристально чистых озера в горах.
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
По пути туда
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Пошли мы туда вчетвером, однако по пути нам попались опять же наши. Ну хрен ли, Камчатка - деревня, даже и не большая..
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
А вот и ОНА. Евражка собственной персоной.
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Анимированная евражка
На обратном пути автостопщики и евражки не попадались, зато попались свеженькие следы медведя. Девчонки сразу перестремались, и стали нас подгонять, а я стал посматривать по окрестностям, надеясь хотя бы раз за поездку увидеть живого медведя в природе (а то всё пугают, пугают...). Но, впрочем, косолапый не посчитал нужным снова выходить на тропу.
Посёлок Термальный
Место, где цивилизованная дорога делает тупик, и именно отсюда начинается грунтовка на Мутновский вулкан.
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
После трёх дней, проведённых у ГеоТЭС, сии места нам казались центром цивилизации - ещё бы, здесь есть магазин! И ладно магазин, школа искусств!
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Помимо этого в посёлке имеется и термальный бассейн за 100 рублей, куда мы сразу и направились отгреваться. Второй раз искупаться в этот бассейн мы приехали в последний день пребывания на Камчатской земле, напоследок, перед самолётом.
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Постскриптум
Массово приехали на Камчатку, массово и уезжаем. Обратная дорога, заключавшаяся в перелёте с двумя посадками прошла тоже довольно весело.
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Заключительные кадры на Авачинскую бухту
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Амур и Хабаровск с высоты самолётного полёта
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Первый раз я летел так, чтобы самолёт делал остановки во время пути. Обычно же остановки бывают у поезда и автобуса (этим на них и интереснее ездить), а самолёт всегда летит строго из пункта А в пункт Б. Но авиакомания "Россия" неплохо придумала, запустив самолёт по маршруту, соединяющему 4 города: Санкт-Петербург, Красноярск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский. Таким образом, на любой из них можно сесть и сойти. Пассажиров на каждой остановке выгоняют в зал ожидания, чтобы не засиделись в салоне.
В транзитном зале Хабаровска (календарь, кстати, так и не доехал до Москвы, был благополучно забыт на радость стюардессам).
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Летим-летим, а время не идёт. Стрелка часов неуклонно стоит на 21-22 часах, хотя биоритм явно указывает на наступление ночного времени суток
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
И вот город на Неве, ужасно отсталый, как выясняется. Ещё бы - мы уже прожили целую ночь, у нас раннее утро, а тут только 10 вечера!
Все посматывались сразу же в Москву, а я не особо спешил, задержался денёк в Северной столице. Разумеется, по такому поводу нельзя было не посетить Камчатскую улицу
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Которая, впрочем, в отличии от того, в честь чего она названа, не обладает безумной красотой..
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
А на следующий день я поехал домой, но попытка доехать автостопом окончилась капитальным провалом.. После проеханных многих тысяч километров по Сибири, Китаю, Дальнему Востоку, Камчатке, дорога от Питера до Москвы казалось сущим пустяком, тем более известным уже до каждого столба. Но именно в этот день погода испортилась окончательно, пошёл первый снег, засыпавший трассу, обочину и промочивший меня насквозь. Я не имел зимней одежды, а антидождевая куртка была забыта ещё во Владивостоке. Я успел доехать сначала до Любани, а затем до Чудово, где всё стало совсем плохо - дорога была скользкой и мокрой, снег продолжал идти, водители ехали в напряжении (ещё ведь все были на летней резине) и им было не до остановок (только одна машина остановилась, но она сворачивала в город), каждая фура обрызгивала меня с ног до головы. Таким образом, вода шла со всех сторон - от падающего снега, лежачей снежно-водяной каши, брызга фур. Я весь намок со всех сторон очень быстро и меня уже начало чуть ли не трясти от холода. Но податься было совершенно некуда - рядом были только какие-то бараки, в которых точно не согреешься. Было, конечно обидно подвергаться таким условиям - одно дело мёрзнуть на Камчатке, наблюдая живописные пейзажи, и совсем другое на заезженной М-10..
Альбом: Сибирь - Китай - Приморье - Камчатка (часть 2) |
Так, когда остановилась вторая машина, ехавшая в само Чудово, я не колеблясь сел в неё, и эвакуировался на железную дорогу. Отогревался я ещё долго, вокзал в Чудово был чуть тёплый, в нём можно было только "не мёрзнуть". Дальше была электричка до Малой Вишеры (кстати, первый раз посетил эту станцию) с остановками "по требованию" (и это на главной скоростной магистрали страны в близости от одной из столиц), а затем курский поезд до Москвы. Электричка была хоть и теплее вокзала, но когда я вышел из неё на улицу, меня начало снова трясти. Только в поезде удалось окончательно прийти в себя. Поздно вечером я выгрузился из поезда на Курском вокзале в родном городе. Так вот не без приключений и закончилось моё почти двухмесячное путешествие по Дальнему Востоку.
Journal information