Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Революция наземного транспорта в Москве. Забудьте теперь всё, что вы знали о маршрутах московских!

20 ноября 2021 года в Москве случилась кардинальная перетряска маршрутной сети наземного транспорта. Событие, пожалуй, действительно историческое и эпохальное: такого до этого в истории города не случалось вообще никогда! Ведь с самого начала появления какого-либо общественного транспорта в 70-х годах XIX века всё шло поступательным и эволюционным путём: сначала маршруты появлялись, потом менялись, потом какие-то исчезали. Сначала был трамвай, потом появился автобус, потом - троллейбус, потом - маршрутки, потом - другие маршрутки. В последние годы маршрутные такси исчезли, а потом был уничтожен троллейбус и появился электробус.

Но при всём при этом, сама маршрутная сеть принципиально оставалась такой же, меняясь каждый раз незначительно и, по сути, наследуя саму себя. Это как один и тот же человек в 20 и 50 лет - вроде и разные у него привычки и выглядит он по-разному, но по факту, это один и тот же человек.

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!


Да, если мы посмотрим на транспортную схему 30-х годов, мы найдём мало общего с сегодняшним днём. Тем не менее, эволюционно - эта та же транспортная схема, что и сегодня!

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

И, например, если брать 1959 год, то знакомых отсылок и моментов будет уже намного больше. Здесь уже есть маршруты, которые ходят и по сей день, в конце 2021 года по той же самой трассе под тем же самым номером (например, 40-й автобус).

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

А если мы возьмём схему 80-х, то там вообще уже порядка половины маршрутов, а то и дольше, сохранилось до сегодняшних дней в более-менее неизменном виде. И это всё очень интересно изучать и разбирать, как развивался город, а вместе с ним - наземный транспорт. Ну и сопоставлять ту схему с сегодняшним днём.

И вот так поступательно, год от года.. Когда убивали трамвай, те же самые маршруты плюс-минус просто становились троллейбусными. Когда убивали троллейбус, сами маршруты сохранялись и примерно под теми же номерами становились автобусными. Когда закрывали маршрутки, то уникальные их трассы сохранялись и становились официальными "новомодельными" маршрутами в общей сети. Даже первая "магистраль", в целом не порушила хода вещей - имевшиеся там маршруты были теми же, что и раньше, или слегка улучшенными.

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

Теперь же, подход принципиально иной. Вся новая сеть создана практически с нуля, и к старой не имеет никакого отношения. Ну, точнее, как: отсылки, конечно, есть, и даже сохранились некоторые маршруты но под новыми номерами (а 2 маршрута - м1 и Б, сохранились со старыми) и ещё больше сохранилось отдельных элементов старых маршрутов. Но, в целом, это то самое разрушение "старого мира" и построение абсолютно нового.

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

Надо сказать, что проект - действительно масштабный. Меня о нём спрашивают люди, которые даже не живут в этих районах и не пользуются наземным транспортом. Пока новшества применились только на юге и в центре Москвы, а в остальном городе старая эволюционно создававшаяся столетие сеть, ещё остаётся. Но в планах реформаторов охватить абсолютно весь город, так что "Магистраль" в остальных районах - вопрос времени.

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

Через год-другой от старых цифр не останется ничего, и все наши знания и весь наш опыт того, какими цифрами куда по столице перемещаться, окажется бесполезным. Это то, что с ними можно будет сделать.

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

Реформа настолько грандиозна и многогранна, что я до сих пор не понимаю до конца как лучше её осознать и описать. Но, главный, конечно, вопрос в том, зачем вообще она нужна? На него не могут получить ответ даже многие транспортные специалисты - ну в самом деле, работает же система как-то, зачем трогать?

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

За ответом можно пойти к самим авторам реформы. Ну, а точнее, прямо на сайт "Дептранса". И там этот ответ, вроде как, есть!

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

Действительно, согласиться можно. Сеть стала очень рыхлой и много где маршруты потеряли актуальность. Но точно ли надо всё стирать и строить заново? Давайте детальнее разберёмся.

Условно всю реформу можно подразделить на 3 части:

1. Изменение маршрутов. Создано много новых, изменены старые, многие вообще упразднены.

2. Изменение нумерации. Вводится принципиально новая система, в которой по идее разработчиков в номер маршрута закладывается информация о том, как он ходит и где примерно.

2а. Помимо перенумерования маршрутов, были частично местами переименованы остановки.

3. Информирование и внедрение всего этого дела.

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

По каждую из частей можно говорить долго - везде есть много плюсов и минусов, а также - важных моментов. Поэтому стоит все пункты разобрать отдельно, что я и сделаю обязательно, но уже в отдельных постах.

Скажу лишь сразу, люди нововведения, мягко говоря, не оценили. Оно и понятно - ведь при довольно спорно реализованном пункте 1 (где-то стало лучше, где-то - хуже) и скорее запутывающим пункте 2 был напрочь провален пункт 3.

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

Да, такая грандиозная реформа, но узнали о ней москвичи в самый последний момент. А на многих стратегических остановках не было вообще никаких плакатов даже в вечер перед запуском. Поэтому, если анализировать мнения пассажиров, то претензии, в среднем, ко всем ним трём. Хотя, конечно, проинформируй всех заранее, проблем бы было куда меньше.

Вечер пятницы 19 ноября. На трёх остановках "метро Красногвардейская" никаких следов того, что завтра будет всё по-другому. Висят старые трафареты, всё обычно. Враг точно ничего не заподозрит. Вечер пятницы 19 ноября. На трёх остановках "метро Красногвардейская" никаких следов того, что завтра будет всё по-другому. Висят старые трафареты, всё обычно. Враг точно ничего не заподозрит.

Строго говоря, учитывая написанное в начале, людей можно понять. Маршрутная сеть - это неотъемлемая часть города. Она росла вместе с ним, развивалась, с каждым маршрутом могут быть связаны какие-то городские легенды, истории. Да, вот именно эти циферки, именно такие трассы автобусов - это часть городской ткани. Это те самые "я на этом маршруте ещё в школу ездил", "ещё моя бабушка на этом автобусе в институт каталась" и "в 235-м я встретил свою любовь".. Всего этого у нас больше не будет.
Пласт знаний и ассоциаций всех горожан о маршрутах на самом деле - гигантский! Если мы предположим, что, например, каждый москвич знает хотя бы по 2-3 маршрута (необязательно ими пользуется), это будет порядка 30-40 миллионов таких знаний! А большинство знает явно больше! И этот пласт просто тупо уничтожается, а вместе с ним и уничтожается частичка города. Также, как с троллейбусом, также как с реновацией и привычными кварталами. Теперь миллионам москвичей надо будет учиться "заново ходить".
Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

Кроме того, важно и то, что все эти изменения "вылили" на головы москвичей одновременно: и перетрассировки, и перенумерацию и переименование остановок! Если бы это было разнесено по времени, может бы проще было воспринято. Но сейчас местами вообще непонятно как можно было ориентироваться, особенно когда одновременно поменялся и номер маршрута и трасса и название конечной.
Я не хочу ругать проект и его авторов. Они старались, как могли, делали невозможное. Но, повторюсь, из говна и палок самолёт не построишь каким бы гениальным конструктором ты не был. Ругани хватает и без меня: пост в группе "Московский транспорт" - за неделю из почти 600 пользователей одобрили лишь 38, а выразили гнев более 500..
Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

Дошло до того, что непосредственных исполнителей проекта начали травить в соцсетях. Это очень мерзко и неприятно наблюдать, но толпа всегда любит линчевание. Главное, что ребята действительно хотели сделать как лучше и делали, что могли, но вот такие им поставили убогие рамки. И уж если кому и предъявлять претензии, так это - руководству Дептранса и города, а точнее - Ликсутову с Собяниным. Именно их некомпетентность и воинствующая невежественность не позволяет нормально развивать транспорт. Но да, Баева и Грубого достать, конечно, проще, чем их.

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

Справедливости ради, положительные отзывы тоже есть и их немало. Даже тёща оценила - ей стало удобно ездить на автобусе м83, вдоль которого раньше ходил 711-й плохо и нестабильно. Сам я прокатился на второй день по городу на разных маршрутах и не замечал особой жести, непонимания и какого-либо раздрая: пассажиры, видимо, уже успели освоиться и спокойно садились и ехали в автобусах с новыми номерами. Ну и по словам авторов "Магистрали", многие из недовольных действительно переставали таковыми быть, когда им объясняли, как они могут добраться по-новому.

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

Вообще, я так скажу. Долго я пытался сформировать личное отношение к этой реформе, но полноценно так и не получилось этого. Слишком уж морально травмировало меня уничтожение троллейбуса, и тщетные наши попытки противостоять этому. Случилось, в каком-то смысле, выгорание и апатия к тому, что происходит с московским НОТ. И довольно долго к этой реформе было отношение, что "пофиг по большому счёту как будут ходить эти перделки", типа "гори сарай, гори и хата". Может и неправильно, но так я ситуацию ощущал.

И, в любом случае, пока троллейбус в Москву не возвращён, всё остальное, то, с какими цифрами и по каким улицам будут ходить перделки, кажется вторичным. Они, по-любому, без троллейбусов будут ходить плохо и криво - тут, как ни крути, не получится выше головы прыгнуть. Но обсуждать подобные схемы в такой ситуации - это все равно что обсуждать как ставить мебель в доме с протекающей крышей.

Революция наземного транспорта в Москве. Всё, что вы знали о маршрутах московских, можете теперь забыть!

Но ладно, раз уж выхода нет, придётся нам жить под протекающей крышей. Ждите мнение о расстановке стульев и шкафов в следующих частях!

Tags: Автобусы, История, Магистраль, Москва, Транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “Магистраль” Tag

promo griphon february 5, 2016 18:12 36
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Магистраль” Tag