Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Алапаевская узкоколейка в 2021 году

Алапаевская узкоколейка. Самая длинная УЖД в России и мире, известное место паломничества уже не только транспортных любителей, но и разных краеведов и просто интересующихся родными краями туристов.



Алапаевская УЖД - была первой моей узкоколейкой. Сейчас я тут уже был второй раз. Впервые я оказался на ней в 2008 году в апреле. Тогда даже написал пост, который теперь не отображается из-за закрытия сервиса с фотографиями "фламбер". Тогда меня очень тронул этот забавный маленький поезд, создававший полное ощущение "игрушечности". Но тут всё серьёзно: плацкартные вагоны, общие вагоны, целую ночь в пути.



Тогда мы проехали до Санкино и обратно, не выходя из поезда. Точнее, вышли в Санкино купить билеты. Плацкартных тогда на обратную дорогу не оказалось, нам продали в сидячку, чего нам очень не хотелось. Но ехавшая на соседних местах пара уступила нам одно место, где мы и расположились вдвоём.

Собственно, если кто не в курсе: длина всей линии 150 км (с ответвлениями - 177), основной поезд ходит от Алапаевска до Санкино 4 раза в неделю, отправляется по вечерам и туда-обратно идёт всю ночь. В Санкино он приходит в 1 ночи и сразу же идёт назад. От Санкино линия идёт дальше до деревни Калач, куда обычно ходит ещё один поезд (согласованный с этим). Но сейчас там один мост пришёл в аварийное состояние, и на том участке движения нет. Можно проехать лишь на дрезинах, называемых "пионерками".



Алапаевская УЖД уникальна не только тем, что самая длинная в мире, но и тем, что по ней ходят плацкартные вагоны! Сомневаюсь, что где-либо ещё, в т.ч. за границей, есть какой-то аналог со спальными местами. Само собой, тут все места - боковые! Раньше плацкартные вагоны были местным самопалом - в депо сколотили подобие нар, и вот тебе, пожалуйста, плацкарт! Но в 2014 году на Камбарском заводе специально для АУЖД сделали 2 современных плацкартных вагона! Внутри всё похоже на ширококолейный формат: те же элементы, те же материалы, тот же переворачивающийся столик, такие же полки, подставки для ног и даже сеточки для вещей! Но всё это - узкоколейное! При определённом ракурсе даже не отличишь такой вагон от обычного!



Собственно, эти вагоны я в первую очередь и хотел посмотреть, отправляясь сюда второй раз. Ну и съездить до Калача, раз уж выбираюсь, ну и в целом оценить, как тут чего изменилось.

В общем, изменения есть как к лучшему, так и к худшему. Худшее - что в деревнях стало меньше людей жить. Если в те годы в том же Калаче жило порядка сотни людей, то сейчас их там осталось 9. Сейчас довелось съездить в этот Калач - зрелище довольно грустное.. Само Санкино, центральная деревня узкоколейки со своим депо, хоть и выглядит достаточно оживлённым (есть магазины, школа, почта, д/к, церковь), но и тут население уменьшилось раза в 1,5. Зато сюда проложили дорогу, что с одной стороны, может, и хорошо, с другой - это верный приговор узкоколейке. Между Санкино и Синячихой есть ещё несколько деревень (Ельничная, Чернышевская, Муратково и другие), куда никаких дорог нет, и поезд для них до сих пор остаётся единственной ниточкой во внешний мир. Есть ещё одно сохранившееся ответвление в деревню Берёзовка, где, правда, тоже движение только на пионерках. Другое ответвление на Гаранинку, начинавшееся от Ельничной, разобрали много лет назад после прокладки в Гаранинку дороги.



Вообще, перспективы тут мрачные: только на этих деревнях линия и держится. Но всё идёт к тому, что одни вымрут, к другим проложат автомобильную дорогу, и узкоколейка станет не нужна. Лесозаготовки сейчас тоже свелись практически к минимуму и грузовое движение по ней - минимальное. Сама составность вагонов тоже постепенно уменьшается: сейчас тут только 3 вагона (2 плацкартных и один общий), и те слабо заполняются. А ещё не так давно их было 4 или даже 5.



Хорошие же новости в том, что на Алапаевской УЖД активно развивается туризм. Думаю, что если и спасёт её что-то от полного краха, так это именно он. На АУЖД регулярно приезжают туристические группы, сюда возят туристов несколько разных фирм. А по субботам от Алапаевска до Синячихи ходит специальный туристический поезд в рамках экскурсии по заповедным местам Урала.



Кроме того, несколько лет назад линия получила статус памятника архитектуры и техники, что тоже способствует её сохранению и развитию. Ну и, как можно видеть, тут даже обновляется подвижной состав, и регулярно обновляется техническое оснащение станции и путей. Несколько мостов были отремонтированы, некоторые деревянные стали заменяться на железобетонные, более капитальные. На очереди как раз мост между Санкино и Калачом из-за аварийного состояния которой на участке нет движения.



Ещё на АУЖД в 2015 году открылся музей. Экспозиция скромная - я то думал, что в качестве экспонатов будут паровозы и старые вагоны, но по факту это просто несколько комнат с старыми фотографиями, плакатами и разными приборами. Ну посетить и узнать про историю линии все равно интересно.


В итоге мы съездили до Санкино, выгрузились в нём среди ночи, остаток которой провели в палатках. Утром, позавтракав на берегу реки, нашли с помощью дежурного по станции дрезинщика Виктора, который нас свозил на своей пионерке в деревню Калач. Так я впервые проехался на "пионерке" - незабываемые ощущения, скажу вам! Но страшновато. Стоило такое ж.д. такси недёшево - 2000 на двоих за туда и обратно, но оно того стоило. Вечером уже на следующем рейсе поезда мы укатили обратно в цивилизацию.



Наблюдали, как из прибывшего из Алапаевска поезда проводницы пытались выпинать два совершенно бухих и невменяемых тела, которые по дороге насвинячились до полной невменяемости. Один из них ещё и оказался с побитой окровавленной мордой, причём непонятно каким образом. Довольно быстро этих алкашей пришли встречать их жёны, одна причём была с дочкой. Жена окровавленного стала пытаться выяснить, кто же их до такого состояния довёл, "уж не муратковские ли?". Но, судя по всему, он сам обо что-то стукнулся, когда его выгружали из вагона. Вот такие реалии в до сих пор в российской глубинке.

Tags: Алапаевск, Железные дороги, Россия, Свердловская область, УЖД, Узкоколейки
Subscribe

Posts from This Journal “Свердловская область” Tag

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

Posts from This Journal “Свердловская область” Tag