Так это было буднично - приезжаешь ты в Екатеринбург, а там всё патриархально: трамваи - татры, троллейбусы - ЗиУ, автобусы - икарусы. Всё, как в нашем счастливом советском детстве. Впрочем, полчища татр и ЗиУ остались и сейчас, хоть этим моделям по 40-50 лет, причём не только в Екатеринбурге. А икарусы исчезли практически отовсюду.
Фото 2005 года
Здесь, в уральской столице ходила особенная модель: Ikarus-283.10. Сам 283-й икарус отличается от обычного классического (280) тем, что у него сзади ещё половинка секции и окно за последней дверью.
Фото 2008 года.
Не фанат и не обратит внимание на эту разницу, но любители знают, что эта модель всегда была довольно редкой. В Москве, например, из всех икарусов их было всего 373.
Конкретно эти икарусы собирались на Курганском Автобусном заводе специально для Екатеринбурга. Основное отличие - это перегородка наверху на морде для маршрутоуказателя. Нигде больше на других икарусах такого не было. Ну и ещё вторая дверь смещена к первой на одну секцию, но это бывало и в других модификациях.
Икарусы эти появились в ЕКБ в 1997 году. Все разы когда я приезжал в 00-е и 10-е, постоянно их видел и иногда ездил. Они уже стали эдакой "визитной карточкой" города, таким неотъемлемым атрибутом его городского пейзажа.
И когда очередной раз приехав сюда 30-го июня, увидел первым делом отъезжавшую с привокзальной площади икарусину, так это воспринял привычно: ну да, в Ёбурге же икарусы, вот они ходят, ну мне попался, ничего особенного в этом нет.
Мысль о том, что сегодня они последний день так ходят, казалось какой-то неправдоподобной: ну как же - вот я сразу увидел его по приезду, не может же завтра такого не быть?
Может. Зная, но не веря до конца всё же в сей факт, постарался проехать по максимуму все маршруты, где они ещё ходили. А было таких немного: 1, 85, 95 (на последний не успел).
С 1 июля тут стартовала транспортная реформа (не очень понятно, правда, в чём помимо перенумерований нескольких маршрутов заключавшаяся), и в новой маршрутной схеме места икарусам не нашлось.
Решение странное, учитывая, что ресурс автобусов не выработан, они вполне себе исправны и на ходу, прошли техосмотр, а новых "гармошек" в городе нет и не предвидится. По некоторым маршрутам может реально произойти невывоз.
Можно, конечно, сказать что "ну вот как можно на таком старье людей возить, давно пора его в утиль!". Да вот только факт, что альтернативы ещё хуже.
Основной подвижной состав тут - НеФАЗы, некоторые - на газу. Сел я в такой газовый НеФАЗ, и проехать смог только 3 остановки пока мне совсем не стало плохо: это реальная баня на колёсах. Тепло от двигателя идёт прямо в салон, форточек нормальных нет, и люков тоже нет. Шум - слышно на несколько сот метров, а в салоне уши закладывает. Кондиционер - не смешите мои тапочки.
А в "икарусах" всё есть. Как-то умели так проектировать автобусы что и шум довольно дозированный и вентиляция с люками и большими форточками работает нормально.
Даже 32-градусная жара тут переносилась вполне терпимо. Занятно, что даже в последний день они ходили в аэропорт и привозили из него пассажиров - помнится в 2008 году мы из Кольцово именно на нём добирались.
Эпоха икарусов-283 в Екатеринбурге продлилась с 1997 по 2021 год. В последние годы и месяцы их уже оставалось не очень много, а изначально их было около 200. Некоторые машины проработали всю свою историю с одним и тем же водителем. Теперь этого нет, транспортного колорита стало в Екатеринбурге меньше.
Journal information