Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Музейная конференция в трамвайном парке или вопросы реставрации ретро-техники

26 апреля в трамвайном парке им.Леонова, или в музее электрического транспорта прошла конференция "Популяризация технического наследия в музее". Пара десятков музейных работников собрались среди ретро-трамваев чтобы обсудить ситуацию в отрасли. Вышло, надо сказать, занятно.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Давно уже известно, что музеи старого формата а-ля "чучела мамонтов" с пыльными стендами и тётками-смотрительницами уже мало кому интересны. Мир идёт вперёд, и сейчас никуда без интерактивности. Я сам бывал во многих музеях мира, и поражался порой как их технически оснащают всякими инновационными инсталляциями: всё сверкает, кликает, можно в автоматах выбирать разные опции.. В общем, экспозиция всячески взаимодействует с посетителем. Такие музеи я видел и в Швейцарии, и в Бразилии и даже в Саудовской Аравии!

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

В общем то, наши музеи стараются тоже идти в ногу со временем, и про это шла дискуссия.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Нина Борисова из музея Связи Санкт-Петербурга рассказала как они привлекают детей и молодёжь и как популяризируют науку.




Большинство экспонатов в них интерактивные, можно потрогать, запустить, провести физические опыты.




Выступила и хозяйка помещения Александра Филюкова, директор трамвайного музея. Очень познавательный рассказ про ситуацию с реставрацией вагонов и троллейбусов.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Реставрация - дело очень сложное и дорогое, часто упирающееся не столько в деньги, сколько в отсутствие нужных деталей и чертежей. Кроме того, не всегда понятно, на какой момент восстанавливать вагоны - ведь их вид тоже менялся со временем. На момент выпуска с завода, или на момент окончания эксплуатации, которое могло быть спустя 30-40 лет, когда трамваи кардинально переделывались изнутри и снаружи.





Но концепция питерского музея (за которую мы его очень и любим) - реставрировать технику так, чтобы она могла ездить. При этом, музей сейчас готов выпускать технику только на парады и киносъёмки и отказался от покатушек и сдачи в аренду (как было раньше). Слишком быстро после такого трамваи ломаются, и долго и муторно потом выходит их чинить.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Хотя, конечно, "двигаться" ретротранспорт может тоже по-разному. Если там старый двигатель, то он аутентично урчит и кряхтит, но современные агрегаты уже не будут издавать тех звуков.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Для покатушек на базе музея произведены две "реплики" - с нуля воссозданные копии вагонов ЛМ-33, удовлетворяющие современным требованиям безопасности. Но об этом позже.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Другая проблема - это современные технические требования. Старые вагоны не подходят под сегодняшние стандарты безопасности (по тормозам, салону и всему), и официально на многих из них пассажиров просто нельзя возить. Музей может рисковать попаданием на штраф от какого-нибудь Ростехнадзора. Приходится вносить изменения в конструкцию, а это уже ведёт к утере аутентичности. И иногда проще действительно собрать новый просто похожий вагон.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Коллега Александры из Москвы Оксана Бондаренко. В отличие от Северной Столицы, Москва вот уже много лет не может похвастать музеем транспорта. Экспонатов много, но все они стоят на территории разных парков, и лишь изредка часть из них выгоняют на парады. Идея музея назрела уже давно, и, вот в 2023 году он должен открыться на месте 4 автобусного парка. У Оксаны действительно замечательные идеи, как сделать место ярким и интересным, вписать транспорт в антураж города в формате этого музея.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Но есть, правда, некоторые нюансы. Территория маленькая, и поместятся туда далеко не все экспонаты. На баланс будет передан лишь 61 агрегат.






Музейной техники в Москве намного больше. Остальное планируется в отдалённом будущем поставить на специальное хранилище с возможностью выезжать по особым случаям.




Да и многие эксперты и общественники высказывают опасение за сохранность большинства этих экспонатов



Другая проблема - формат музея не позволит находящимся в нём транспортам выезжать. Они там навечно замрут и уже не смогут участвовать в парадах. Это тоже большой недостаток.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Выступали представители политехнических музеев. Питерского и московского. Белиоглова Мария рассказала о ситуации с московским политехом, как он сейчас уже много лет из-за ремонта здания базируется на каком-то складе, но проводит экскурсии и даже успешно пережил ковид-эпоху. Чтобы посетители не забыли о политехническом музее, работники сделали такую онлайн-игру.

Потрясающий рассказ от работника музея Алексея Гонтарева, в котором мы находились, о том, как они восстанавливали троллейбус ЯТБ-2.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Они нашли кузов на каком-то дачном участке, выкупили, привезли его в музей, полностью собирали-разбирали, искали по всему миру стёкла, двери, сидения - в общем, всё.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Послушаешь, и понимаешь, насколько это убийственно муторное и героическое дело реставрировать ретро-вещи. Всю душу надо вложить.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Ещё один докладчик, которого я знаю заочно очень давно - Фёдор Черноусов. Фёдор уже много лет занимается реставрацией покупкой старых автобусов и их реставрацией. В его послужном списке есть и несколько ЛиАЗ-677, и ЛАЗ-695 и икарус-55.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

У Фёдора свой проект RetroBus за которым я давно слежу. Я тоже когда-то пытался с друзьями заниматься подобным, мы даже покупали старые 677-е примено в те же времена, когда Фёдор и начинал. Но у нас ничего не вышло из-за отсутствия опыта, усидчивости и понимания какой-либо концепции. А Фёдор смог, он молодец!

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Фёдор тоже рассказывал, как они реставрировали ЛАЗ-695 и про все трудности, с которыми им пришлось столкнуться! Отсутствие старых запчастей, отсутствие аутентичного материала для пола и сидушек. Даже пружины нужной песочночасовой формы в сидушки они специально искали повсюду. Так им хотелось максимально близко воссоздать облик автобуса даже в самых мелочах.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Поэтому, когда они перешли к Икарусу-55, то уже не стали так заморачиваться, а сделали репликацию.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Виктория Поликарпова из центра профориентации Петербургского метрополитена рассказала о своём центре, состоящем как из музея, так и из залов, где экспонаты интерактивно показывают современную работу метро.






Под конец выступил Михаил Бурцев, генеральный директор "Пассажир-ТВ" с рассказом о проекте "Туристический трамвай".В Питере уже с прошлого года действует туристический маршрут Т1, а с этого года ещё появляется новый - Т5.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

В планах компании всего сделать 5-6 туристических маршрутов на трамваях и автобусах, связать их в единую сеть, запустить общие билеты и абонементы,

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

На этот новый маршрут Т5 и отправились участники конференции по её окончанию. Маршрут классический: Васильевский остров - Тучков мост - Кронверкский - Троицкий мост - Садовая - площадь Тургенева и назад. Помнится, парады ходили именно таким маршрутом.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

На линии та самая "реплика" - вагона "Американка" (ЛМ-33). Это полностью воссозданный с нуля вагон, повторяющий антураж и, вообще, всё. Попадая внутрь, конечно, хорошо ощущаешь, что "не то". Всё новое (камеры, юсб-розетки, материалы).






С другой стороны, послушав лекцию, понимаешь уже, насколько сложно пустить настоящий ретро-вагон, и относишься к такому куда терпимее.




В музее также была минивыставка, посвящённая памяти Григория Егорова. Григорий был любителем и исследователем транспорта, собрал большой интересный архив. В конце прошлого города он скончался от коронавируса, ему было всего 32 года..

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Спасибо Горэлектротранспорту Санкт-Петербурга за интересную и полезную конференцию. Сохранять культурное наследие важно для будущих поколений. Очень хорошо, что в обществе повышается интерес к техническому наследию и понимание нужности его сбережения. Картины и античные предметы - тут всё понятно. Но ведь все эти трамваи, телефоны и прочие аппараты были неотъемлемым атрибутом жизни тех эпох, окружали жителей и были встроены в их быт. Сохраняя и воссоздавая ретро-вагоны, мы можем приблизительно смоделировать хотя бы частично образ жизни наших бабушек и дедушек.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Так что пожелаем всем музеям процветания и хороших посетителей. А работникам музейной сферы успешной реставрации экспонатов! Это реально героическая работа, всяческой вам в ней поддержки!


Tags: Конференции, Музеи, Санкт-Петербург, Трамваи, Трамвайный парк имени Леонова, Транспорт
Subscribe

  • 15 лет без ЛиАЗ-677 в Москве

    Сегодня, кстати, историческая дата! 15 лет назад последнему рейсовому автобусу ЛиАЗ-677 "Мосгортранса". Именно 9 ноября 2004 года на 815…

  • ЛиАЗ-677 - машина будущего

    Когда-то давно на форуме общественного транспорта поставил себе подпись из заголовка. Ну это 2005 год был, в Москве они только исчезли, но даже в…

  • Новый повод поностальгировать. На этот раз ЛиАЗ-5256

    Вот ведь как времена реактивно меняются. Казалось бы, совсем недавно мы прощались с эпохой икарусов, возивших москвичей более 30 лет. А тут уже на…

  • Обнаружено в Королёве

    Вот и такое бывает! Сохранились оригинальные детали, типа пола с кружочками, гофрированных поручней и ламп :)

  • Арзамас - один из последних заповедников ЛиАЗ-677

    Если вы любите "автобусы детства" ЛиАЗы-677 также, как их любим мы - вам прямая дорога в Арзамас! Скотовозы в Арзамасе до сих пор составляют…

  • (no subject)

    Кто там жаловался, что не видел ещё ни разу наш автобус? Сегодня вечером у вас будет возможность его увидеть. Включайте канал "РТР" в 21.00 и…

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments