Строго говоря, с уничтожением системы московского троллейбуса этот вид транспорта из Москвы не исчез. И я сейчас даже не про пущенный для проформы короткий маршрут Т. По территории Москвы продолжают ходить троллейбусы, причём внутри МКАДа, и абсолютно любой может по московским улочкам на них проехать.
Наверное, вы уже поняли, что речь идёт о Химкинском троллейбусе. Которая не только обслуживает сам город Химки, но также и связывает его с Москвой. Междугородняя линия "Химки - Москва", протянутая до платформы метро Планерная обслуживается двумя маршрутами: 202 и 203.
Интересно, что предыдущий раз я тут был аж 15 лет назад! Единственный раз когда я ездил на химкинском троллейбусе, это был 2005-й год. Впрочем, это уже не Москва - за эти годы подвижной состав не сильно поменялся. Немного "мегаполисов", но в основном - всё те же вечные ЗиУ! Да-да, вы можете проехать по Москве на ЗиУ, причём не на музейном.
Про саму систему поговорим отдельно, а сейчас я бы обратил ваше внимание на депо, в котором довелось побывать.
Химкинская система - не очень большая: всего около 30 машин. Впрочем, как не очень. Я видел немало парков, где выпуск ещё меньше - причём часто это довольно крупные города. Но Химкам хватает.
Сам парк был построен в 1995-97 годах. Вообще, Химки - одна из немногих троллейбусных систем, построенных уже в новой России. Кроме двух других подмосковных систем (Подольск и Видное) троллейбусы после 1991 были запущены в Новгороде, Сызрани и Керчи. Но Сызрань как открылась так и закрылась, а в Керчи система была запущена ещё при Украине.
Что важно, Химкинское электротранспортное предприятие - редкий троллейбусный парк, построенный также в новое время. Печальный факт, что таковых в России больше почти нет.
Если вы придёте в любое троллейбусное депо, вас встретят советские интерьеры, антуражи и, часто, техническая база. Новых парков в городах, где троллейбус уже был, не строилось в нашей стране. Единственное исключение - Новокосинский парк в Москве - уже тоже утратило свой троллейбусный профиль.
Интересно, что химкинский троллейбус появился, можно сказать, случайно. Тогдашний мэр Химок любил этот вид транспорта и мечтал, чтобы в его городе он появился. Так и пошли по городу "рогатые", заведшиеся, в последствии, в Видном и Подольске. По мнению директора парка Александра Васильева, если бы не 90-е, если бы это были советские времена, то троллейбус бы тут не случился - слишком маленький город. Но 90-е - были временем больших возможностей! Такая интересная перипетия.
Так, история химкинского троллейбуса началась с апреля 1997 года, когда был запущен в регулярную эксплуатацию 1-й маршрут "Улица Дружбы - площадь Победы". Сейчас действует 3 маршрута, 2 из которых - междугородние, в Москву. Забавно, конечно, что в пригородах маленького городка оказывается самый большой город, но что есть то есть.
Интересно, что нумерация машин - четырёхзначная, а шрифт нанесёных бортовых номеров до боли напоминает шрифт в Филёвском автобусно-троллейбусном парке. Зачем крошечному хозяйству где будет вряд ли больше сотни машин, четырёхзначные борта? Явно был задел на объединение. Хотя в первые годы работы по Москве ходили ещё "Сварз-икарусы" с такими же бортами 00хх, т.е. было дублирование.
К сожалению, пока расширения сети не планируется. Одно время существовали планы продления маршрутов на автономном ходу к Икее и другим районам. Но пока это всё отдано на откуп автобусам.
Троллейбусы недавно начали красить в цветовую схему "Наше Подмосковье".
Кстати, предприятие ждёт также передачи машин из Москвы. Всего должно прийти 12 троллейбусов: БКМ-ы и "Мегаполисы". Пока улаживаются бюрократические формальности, после чего машины должны оказаться в парке. Забавно, что тогда они, получается, продолжат ездить по Москве, ну или, как минимум, часть из них.
Часть ЗиУ после прихода московских подарков будет списана. Что несколько рискованно - а как долго это московское б/у проездит тут?
Несколько лет назад в ХЭТ пришло несколько новых "мегаполисов", два из которых - с автономным ходом. Вроде как они даже заезжали к станции Химки на этом ходу. Но полноценного автономного хода все равно не случилось - полетели аккумуляторы. Есть ещё две "Транс-альфы".
Некоторые машины уже отъездили своё.
Парк не очень большой. Мойка на одну машину. Её проходят каждый день, а иногда и два раза в день.
Повезло прямо даже увидеть момент мойки троллейбуса.
Цех для ТО и ТО-2. Тут проводят мелкие и крупные ремонты, меняют шины, и, вообще, всё делают.
Одна из проблем кузовов ЗиУ - активное гниение от московских реагентов. В Подмосковье реагенты не менее жёсткие, кстати, поэтому кузова надо постоянно доваривать.
Эту машину спустя неделю тоже начали перекрашивать в "Наше Подмосковье".
Инструментальный цех. Здесь ремонтируют двигатели, компрессоры, мосты и прочие детали.Есть даже специально созданный стенд для проверки этих деталек.
Работает на предприятии около 300 человек. Порядка сотни водителей , остальные - кондуктора и ремонтники и инженеры. На сети есть одна скоростная стрелка, как раз для 203-го маршрута. Питание обеспечивают 3 подстанции. Общая длина сети - 24 км.
Этот ящик, кстати, содержит реостаты контакторы Зиушки. Именно они так щёлкают при разгоне и торможении.
Учебный класс, где водители проходят подготовку и сдают экзамены на знание ПДД. К сожалению, сейчас ГЭТ не готовит новых водителей: раньше они отправляли в учебный комбинат Мосгортранса. Но уже лет 5 как "Мосгортранс" перестал принимать сторонних учеников, а сейчас что с этой профессией - вы и сами знаете. Поэтому прийти сюда можно только с уже открытой категорией водителя троллейбуса.
Кстати, "Химкиэлектротранс" подчиняется напрямую администрации города. Раньше была структура Мособлэлектротранс, куда входило 3 троллейбуса и 2 трамвая, но её расформировали.
Предприятие выживает только за счёт своих сборов за проезд и рекламу. Непросто им конкурировать с автобусниками и маршрутчиками. Но они справляются.
Очень хорошо, что есть Химкинский троллейбус. По совместительству теперь выполняющий и функцию московского. Пожелаем предприятию удачи и процветания! Особая благодарность руководству МП Химкиэлектротранс и лично Александру Васильеву за организацию визита.
Спасибо за поправки в комментариях. Исправления по поводу платформы и контакторов в нёс.
Journal information