Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Норильская железная дорога

Уникальная островная железнодорожная магистраль, проходящая по тундре, вечной мерзлоте. Когда-то это была самая северная пассажирская и самая северная электрифицированная железная дорога мира! В начале 90-х, к сожалению, и то и другое было утрачено: электрификацию сняли, а пассажирские перевозки остановили.. Но сама железная дорога действует и по сей день!





При этом, много где до сих пор сохранились следы этой самой электрификации - столбы, консоли, изоляторы.




Линия Дудинка - Норильск - Талнах протяжённостью около 120 км. Предназначена она для перевозки руды из талнахских шахт к главному предприятию Норникеля - Медному заводу, и, собственно, для доставки продукции Медного завода в порт Дудинки.




Есть ответвление к аэропорту, по которому иногда туда доставляют топливо для самолётов. Здесь тоже ещё сохранились столбы от электрификации.



От Норильска до Кайеркана линия раздваивается - одна ветка идёт мимо Надеждинского металлургического завода и через сам Кайеркан. Другая обходит их с севера. После Кайеркана линии сходятся.



Вот так это выглядит на схеме, сделанной Сергеем Болашенко. Источник - сайт о железной дороге. Видимо также, что есть некоторое развитие в районе Талнаха - там есть две отдельные ветки к рудникам.






Линия, собственно, и принадлежит Норникелю.



Здесь используется множество вагонов старых моделей. Таких на сети РЖД вы уже, скорее всего, не увидите.


Дорогу строили в сталинские годы, в основном, силами заключённых Гулага. Сперва тут была запущена в 1937 году узкоколейка, но позже её переделали на широкую колею.




До середины 50-х по планам Норильская ж.д. должна была соединиться с Трансполярной Магистралью (501-ая и 503-я стройки), которая заканчивалась в Игарке. Но после смерти Сталина эти планы были отменены: магистраль так и не была построена, Норильская железная дорога осталась островной.







С 1957 по 1998 год на участке от Норильска до Дудинки ходили электрички! Они связывали эти два города, а также посёлки Кайеркан и Атыкель (сейчас заброшен). В Талнах же пассажирское движение было изолированным, начиналось от станции Голиково на восточной окраине Норильска. Электрификации же не было вообще.



Главный вокзал Норильска находится в паре километров от города, прямо около Медного завода. Это роскошное помпезное здание сталинской эпохи. Такими вокзалы строили много где.





Однако это не было конечным пунктом электричек - они приходили в самый центр города до станции "Октябрьская площадь". Удобно, конечно, это было. Сейчас это ответвление полностью разобрано.

1961 год. https://pastvu.com/p/231977

Станция была довольно популярной - ещё бы, железная дорога здесь приходила в самый город.

Примерно конец 80-х. Источник: https://severok1979.livejournal.com/121394.html

А вот один из первых тепловозов, 1962 год.

https://twitter.com/norilsk_news/status/926434188034740224


В окрестностях станции Алыкель у моста через реку Амбарная сохранился памятник паровозику.





Около станции Норильск-Главный расположен мини-музей Норильской железной дороги.


Тут есть головы электричек, а также несколько работавших на железной дороге тепловозов.





В самом здании вокзала тоже музей, но он имеет ведомственный характер, так просто не попасть.


Со стороны путей не сохранилось ни платформ ни каких-либо вывесок.


Другие станции ещё меньше содержат напоминаний о том, что тут когда-то было пассажирское движение. Станция Талнах.





Станция Дудинка.





Движение на линии довольно активное, поезда попадаются довольно часто. Возможность в них проехать не изучалась, но предполагаю, что не должно быть проблем.


Жалко, конечно, что тут нет больше пассажирского движения. Можно бы было и восстановить его ради уникальности, хотя бы на каких-нибудь РА-2. Тем более что, например, в Кайеркане железная дорога до сих пор проходит прямо под окнами домов.



Ну и продлить маршрут в Талнах, чтобы людям было удобнее ездить.



Tags: Железные дороги, Красноярский край, Норильск, Поезда, Север, Таймыр
Subscribe

  • Домбай - те самые горы, где "лыжи у печки стоят"

    Об одном я часто жалею в своих урбанистически-транспортных путешествиях: что в них мало находится места природе, и, особенно, горам. Но в какой-то…

  • Самый первый регион России

    Майкоп - город, конечно, не ух-ух-ух, но вполне уютный и приятный. Прогуляться здесь будет всяко хорошо, да и посмотреть немного есть чего. Сразу…

  • Назрань. Ингушетия на один день

    Съездили тут осенью на денек в Назрань, посмотреть ещё один регион России. Что сказать.. Бывшая столица Ингушетии расположена всего в 25 км от…

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Домбай - те самые горы, где "лыжи у печки стоят"

    Об одном я часто жалею в своих урбанистически-транспортных путешествиях: что в них мало находится места природе, и, особенно, горам. Но в какой-то…

  • Самый первый регион России

    Майкоп - город, конечно, не ух-ух-ух, но вполне уютный и приятный. Прогуляться здесь будет всяко хорошо, да и посмотреть немного есть чего. Сразу…

  • Назрань. Ингушетия на один день

    Съездили тут осенью на денек в Назрань, посмотреть ещё один регион России. Что сказать.. Бывшая столица Ингушетии расположена всего в 25 км от…