При этом, много где до сих пор сохранились следы этой самой электрификации - столбы, консоли, изоляторы.
Линия Дудинка - Норильск - Талнах протяжённостью около 120 км. Предназначена она для перевозки руды из талнахских шахт к главному предприятию Норникеля - Медному заводу, и, собственно, для доставки продукции Медного завода в порт Дудинки.
Есть ответвление к аэропорту, по которому иногда туда доставляют топливо для самолётов. Здесь тоже ещё сохранились столбы от электрификации.
От Норильска до Кайеркана линия раздваивается - одна ветка идёт мимо Надеждинского металлургического завода и через сам Кайеркан. Другая обходит их с севера. После Кайеркана линии сходятся.
Вот так это выглядит на схеме, сделанной Сергеем Болашенко. Источник - сайт о железной дороге. Видимо также, что есть некоторое развитие в районе Талнаха - там есть две отдельные ветки к рудникам.
Линия, собственно, и принадлежит Норникелю.
Здесь используется множество вагонов старых моделей. Таких на сети РЖД вы уже, скорее всего, не увидите.
Дорогу строили в сталинские годы, в основном, силами заключённых Гулага. Сперва тут была запущена в 1937 году узкоколейка, но позже её переделали на широкую колею.
До середины 50-х по планам Норильская ж.д. должна была соединиться с Трансполярной Магистралью (501-ая и 503-я стройки), которая заканчивалась в Игарке. Но после смерти Сталина эти планы были отменены: магистраль так и не была построена, Норильская железная дорога осталась островной.
С 1957 по 1998 год на участке от Норильска до Дудинки ходили электрички! Они связывали эти два города, а также посёлки Кайеркан и Атыкель (сейчас заброшен). В Талнах же пассажирское движение было изолированным, начиналось от станции Голиково на восточной окраине Норильска. Электрификации же не было вообще.
Главный вокзал Норильска находится в паре километров от города, прямо около Медного завода. Это роскошное помпезное здание сталинской эпохи. Такими вокзалы строили много где.
Однако это не было конечным пунктом электричек - они приходили в самый центр города до станции "Октябрьская площадь". Удобно, конечно, это было. Сейчас это ответвление полностью разобрано.
1961 год. https://pastvu.com/p/231977
Станция была довольно популярной - ещё бы, железная дорога здесь приходила в самый город.
Примерно конец 80-х. Источник: https://severok1979.livejournal.com/121394.html
А вот один из первых тепловозов, 1962 год.
https://twitter.com/norilsk_news/status/926434188034740224
В окрестностях станции Алыкель у моста через реку Амбарная сохранился памятник паровозику.
Около станции Норильск-Главный расположен мини-музей Норильской железной дороги.
Тут есть головы электричек, а также несколько работавших на железной дороге тепловозов.
В самом здании вокзала тоже музей, но он имеет ведомственный характер, так просто не попасть.
Со стороны путей не сохранилось ни платформ ни каких-либо вывесок.
Другие станции ещё меньше содержат напоминаний о том, что тут когда-то было пассажирское движение. Станция Талнах.
Станция Дудинка.
Движение на линии довольно активное, поезда попадаются довольно часто. Возможность в них проехать не изучалась, но предполагаю, что не должно быть проблем.
Жалко, конечно, что тут нет больше пассажирского движения. Можно бы было и восстановить его ради уникальности, хотя бы на каких-нибудь РА-2. Тем более что, например, в Кайеркане железная дорога до сих пор проходит прямо под окнами домов.
Ну и продлить маршрут в Талнах, чтобы людям было удобнее ездить.
Плюс сейчас же в самом Норильске станции нет, а ходить на вокзал будет далековато. Особенно зимой.
Всё просто НЖД принадлежит норникелю, а ему насрать как там будут холопы ездить, ему главное прибыль. Я сам 14 лет отработал на НЖД, состояние путей просто ужасное, а чтобы запустить пассажирские перевозки по-любому надо будет ремонтировать пути до состояния при котором возможны пассажирские перевозки. А это просто дорого и нафиг никому не нужно. Хотя зимой электрички Норильск-Кайеркан очень сильно не хватает, особо когда метёт и автобусы колонной.
Edited at 2020-12-03 04:17 (UTC)
Дешевле бульдозеры гонять на расчистку автодороги.
А норникель работает чисто на прибыль. И рабочих ему выгоднее возить вахтовками и автобусами, а не заморачиваться электричками.
Ну а в остальном — да, то же, что я и сказал. Норникелю пассажирское движение по НЖД запускать просто убыточно.
Re: Это столь ужасно?
А на счёт Бованенково - там наверняка просто нет автомобильных дорог, вот поезд и используют. Ну и расстояния тоже не забывайте, в Бованенково настоящий ПДС ходит, а
район Норильска всё же пригородный, там между крайними точками расстояние в 100 километров.
Re: Это столь ужасно?
Ну вот поэтому Норникелю (и местным властям) и нет смысла напрягаться. Автодорога есть, и ладно.
Собсна по этой причине на НЖД пассажирское движение грохнули сразу, как только отсыпали нормальную дорогу Дудинка - Норильск.
Что-то мне подсказывает, что там не только в этом дело. Собственно, выше уже всё описали.