Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Последний год московского троллейбуса. Хронология уничтожения системы

Чтобы понять масштаб случившейся катастрофы и совершённого вредительства, просто достаточно оглянуться в прошлое. На год назад, например..

На момент конца сентября 2019 года в Москве ещё насчитывалось 36 троллейбусных маршрутов! На линию ежедневно выходило 660 машин. Которые выпускало 5 транспортных предприятий. Конечно, не сравнить с тем, что было даже за 5 лет до этого, но даже это, на самом деле, очень много! Это вторая по размерам система в России после Питера, и третья - в СНГ после Минска! Даже Киев на тот момент слегка не дотягивал.

Актуальность: 2 февраля 2020 года. По сравнению с сентябрём 2019 Отсутствуют лишь 2 маршрута: 24, 53. Автор: Артём Светлов: https://transphoto.org/photo/1299746/?gid=232.
Актуальность: 2 февраля 2020 года. По сравнению с сентябрём 2019 Отсутствуют лишь 2 маршрута: 24, 53. Автор: Артём Светлов: https://transphoto.org/photo/1299746/?gid=232.

С одной стороны, система была сильно покромсана погромами. С другой - даже в таком виде она работала довольно эффективно и слажено. Пассажиры перевозились, подвижной состав был в надлежащем техническом состоянии, сходов с линии было значительно меньше, чем у трамваев и даже у автобусов! Про электробусы, вообще, молчим. За предыдущие годы контактная сеть была существенно обновлена, так что сходы штанг и заторы стали явлением крайне редким. Водителей обучили пользоваться автономным ходом, так что уже к тому моменту вереницы стоящих троллейбусов при ДТП и обрывах ушли в прошлое. Подвижной состав весь низкопольный, довольно молодой: 2010-17 годов выпуска, много машин с кондиционерами.

Ни одной сколь-либо логической причины не было это брать и тупо уничтожать. Да, когда-то были у троллейбуса объективные проблемы, но к 2019 году они уже были решены. В принципе, мы видим, что до 2017 года и Ликсутов и Собянин ещё как-то объясняли, почему снимают троллейбус, а после они стали просто отмораживаться и прятаться от таких вопросов или обещать электробусный рай в будущем.

Да, хорошо, допустим даже мы примем, что электробусы лучше троллейбусов (что, на самом деле не так ни разу, ну ладно), и что мы будем развивать их. Отлично, давайте плавно заменять одно на другое. Как придёт много новых электробусов, а троллейбусы выкатают свой пробег, так их заменим. Система могла вполне себе так продержаться и эффективно работать, как минимум, до 2025-27 годов, когда бы подошёл к концу срок службы самых новых машин СВАРЗ-МАЗ и БКМ.

Но реальность такова, что спустя всего год всё практически полностью уничтожено. Не уверен, что были где-то в мире закрытия таких крупных систем за такой короткий срок. Мне кажется, что даже в годы трамвайных погромов в США в 30-е, это было как-то более плавно по времени размазано.

Автор фото: alexaneonow: https://www.instagram.com/alexaneonow/
Автор фото: alexaneonow: https://www.instagram.com/alexaneonow/

В сентябре 2019 было принято тайное постановление, по которому к сентябрю уже этого года от троллейбуса не должно не остаться ничего.. Я не верил, что они осилят, но видим, что у них это получилось

2 ноября 2019. Закрыт маршрут №53.

Сразу после нового года появляется план ликвидации конкретных маршрутов. Его публикация вызвала некий ажиотаж и скандал. В итоге, погром шёл совсем по другому плану, да и даже не по плану. Закрывали маршруты левой пяткой - какие под руку подвернуться.

1 февраля. Закрыта линия №24 "Красные Ворота - Авиамоторная". Новокосинская сеть топологически рвётся - 22-й маршрут остаётся на несколько месяцев изолированным.

14 февраля. Спустя всего 2 недели мы попрощались с 66 троллейбусом. Появившемся второй раз при том самом мэре, который его уничтожил. Зверюшки в зоопарке осиротели.

10 марта: перестали действовать маршруты 6, 70к. К ним вдогонку 16 марта присоединился и 11к. Последний троллейбус ушёл из Бирюлёва, о чём сообщили уже пост-фактум. А спустя 5 месяцев маршрут исчез окончательно даже в автобусном формате.

18 марта был переведён на автобусы самый короткий маршрут Москвы - 58-й (м. Речной вокзал - Беломорская улица). Никогда не понимал, зачем такой короткий маршрут нужен. Но забавно то, что даже он выходил длиннее того, что запустили нам на утешение сейчас!

21 марта исчезает 54-й. Не стало целого куста - линии по Шмитовскому и Большой Филёвской. Одновременно с этим строится временный разворот у Казанского вокзала для 22-го троллейбуса. Небольшая радость, которая кажется странной - зачем строить, если понятно, что это совсем ненадолго? Но 4 месяца он успел подействовать, 22-й ездил почти до самого конца.

27 марта. Прошёл последний рейс 75-го маршрута: "Ивановское - Новокосино". Маршрута, который не только появился при Собянине, но ещё и в момент начавшегося погрома, в конце 2016. Ещё тогда уже грустно на форумах шутили "сколько ждать Т75". Прямо классика "Я тебя породил, я тебя и убью". А линия в Новокосино снова стала технической.

30 апреля. В апреле из-за ковида было не до погромов. Только в конце выпилили

Последний год московского троллейбуса. Как уничтожили огромную систему всего за несколько месяцев. Хронология..

81-й маршрут, связывавший Беляево и Ясенево. Погромы, наконец, добрались до юго-запада, до 8-го парка, который до этого момента крепко держался.

Тем не менее, до середины мая, скорость выпиливания троллейбусов была не очень высокая. Ещё держался Проспект Маршала Жукова с 5-ю маршрутами. На то были объективные причины - поставки автобусов и электробусов задерживались, а оставлять пассажиров без выпуска было страшно. Казалось, что уж такими темпами троллейбус дотянет до нового года. Хотя Москва продолжала раздавать направо-налево подвижной состав, в том числе так ушёл музыкальный "Синий троллейбус".

Но грозная дата в виде сентября 2020 с окончательным решением вопроса уже маячила на горизонте. Поэтому в мае начало всё меняться в худшую сторону. Оставшиеся маршруты начали грохать пачками.

14 мая нас покинул 35-й маршрут "м. Краснопресненская - ул. Маршала Тухачевского". Последний маршрут Красной Пресни. С ним же была закрыта площадка "Ходынская", или легендарный 5-й троллейбусный парк имени Артамонова. Троллейбусы перестали пересекать Краснопресненский путепровод, что над Белорусской железной дорогой.

21 мая. Спустя всего неделю, на автобусы были переведены два маршрута в Зюзино: 40 и 52. Известно об этом стало накануне вечером. Казалось, что такой подход к информированию - это уже совсем за гранью, но самое дно то было ещё впереди.




Кстати, примерно в эти же числа были отстранены от работы последние сочленённые троллейбусы. В самый разгар пандемии, между прочим.

1 июня. Сентябрь был всё ближе и ближе, а рогатых засранцев было ещё очень много. Поэтому июнь оказался очень жёстким на потери. Сразу 6 маршрутов в разных частях города в один день были заменены автобусами! Включая весь юго-восточный куст (27 и 74), а также легендарный серебряноборский 21.

12 июня. 40-й маршрут "Велозаводская улица - Аннино". Который уже один раз ради "Магистрали" воскресал.

16-18 июня. В эти 3 дня были отменены ещё 4 линии в разных частях города. В том числе, легендарная 8-ка. Так вот только за июнь они уничтожили целых 11 маршрутов!

13 июля. Убиты 4 и 65.

20 июля. 85.

3 августа. Добивают 22 в Измайлово и 70 - в Тушино. На тот момент ещё не было известно, что спустя месяц по кусочку трассы 22-го, всё же, пойдут снова троллейбусы. Одновременно с этим происходит провал грунта на проспекте Маршала Жукова, из-за чего автобусной становится и 20-ка. Кажется, что уже всё.

17 августа. 20-ку вернули, но лишь для того, чтобы её окончательно прикончить спустя полторы недели.

25 августа. Без какого-либо предварительного объявления были уничтожены оставшиеся 6 маршрутов: М4, 28, 59, 60, 64, 72. В этот день впервые с 15 ноября 1933 года на улицы Москвы не вышел ни один троллейбус (ну, конечно, если не считать химкинские маршруты, формально проходящие по территории Москвы). Фактически это была точка в его истории, но будет ли она с запятой или без, зависит от нас.

4 сентября. Спустя 11 дней полной бестроллейбусности, запущен музейный маршрут "Т" вокруг Казанского вокзала. На линии 2 машины СВАРЗ-МАЗ 2017 года выпуска. Троллейбус в Москве остался, но только формально.

Сразу с закрытием движения по всему городу начинается снятие контактной сети. Оно проходит абсолютно незаконно по беспределу, с кучей нарушений, но правоохранительные органы не особо реагируют на жалобы жителей. Оно продолжается и до сих пор.

Примечательно, что абсолютно все эти маршруты в момент отмены были переведены на автобусы. Лишь один М4 сразу перевели на электробусы, но с одновременным сокращением трассы. Да, парочку (т21 и т61) перевели на батарейки чуть позже, ну и ещё несколько ранее отменённых троллейбусных маршрутов (т7, т34, т88) обэлектробусили. А остальная прорва маршрутов - это дизель-дизель-дизель. Большая их часть не увидит никаких электробусов ближайшие несколько лет - в НАТП, например, они не запланированы даже, а их поставка в бывший 8 парк - пока под большим вопросом.

Чем такие замены обернулись для самих автобусов, я уже рассказывал. Значительная их часть стала ходить заметно реже, многие некогда популярные маршруты стали вообще призраками.

Почему я взял год? Сейчас мне кажется, именно тогда была точка невозврата, во время которой был шанс остановиться и переосмыслить отношение к троллейбусу. До этого был целый 2018 год вообще фактически без погромов, а в 2019 он был один, связанный с "Моей улицей" на Киевском вокзале. Можно было одуматься, не становиться посмешищем на весь мир своими дремучими взглядами в разгаре XXI века, и сохранить, хотя бы, такую сеть из 36 маршрутов. Тогда бы Собянин остался в истории, в первую очередь, как мэр-строитель (МЦК, метро и т.д.), а не как дикарь и разрушитель. 26 декабря прошёл круглый стол в Мосгордуме, где было довольно убедительно показан абсурд таких действий . Но Собянин решил и сам опозориться на весь мир, и ещё опозорить Москву! Весь транспортный мир смотрит на это и недоумевает: КАК? Как можно было уничтожить такую великую сложную высокоорганизованную сеть? Строившуюся десятилетиями, поколениями! Большинство городов мира и мечтать не могло о таком ценнейшем ресурсе, а у нас он просто был. Для того, чтобы своими руками его выбросить, нужно быть или совсем дебилом, или сознательным диверсантом. Какой вариант выбрать?


Акция от швейцарских троллейбусников, г. Биль, в поддержку московских коллег! https://www.facebook.com/groups/Trolleybus/permalink/1538005109703843/

Вся эта история наводит на очень грустные мысли о непостоянстве мира.. Уж если смогли самую крупную и работающую систему с новыми машинами уничтожить всего за несколько лет (а фактически - за год) только по желанию левой пятки лишь одного упыря, то значит это может случиться с любой другой. Любая другая система в России меньше и подвижной состав там старее, значит, если что, и она в зоне риска. Кроме того, Москва всегда являлась законодателем мод и многие смотрят на неё и делают также. Раз в Москве снимают троллейбус, значит это правильно - и нам тоже надо. Они же не понимают, что это с мэром-неадекватом нам не повезло, они не вникают в детали.. Уже под угрозой этого электробусного лобби находится немало систем, а надо понимать, что износ подвижного состава там высокий.

Так что теперь задача, чтобы эта антитроллейбусная напасть дальше по стране не пошла. А там, глядишь, и вернём в Москву его.







Tags: 2020, Беспредел, Москва, Троллейбусы
Subscribe
promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 153 comments