Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Как в Москве провалили развитие трамвая: хронология

Собянин, заступая на должность мэра Москвы, подавал очень большие надежды. Практически сразу появились обещания активно развивать транспорт, перестать бездумно строить дороги. Вот, то самое первое интервью, которое она дал "Эху Москвы" в 2011 году.

Ну что мы видим, спустя почти 10 лет? В первом пункте Собянин просто соврал - от троллейбуса уже мало чего осталось. А что с трамваем? Удивительно, но и тут Собянин оказался господином соврамши!


Самый цинизм в том, что какие были обещания в первые 2-3 года. Казалось, ещё чуть-чуть, и Москва трамвайным раем станет. Вот примерно все планы развития движения трамваев. Согласно ему, все эти уже должны были быть построены. Сколько построено в итоге?

Под большинство из них уже были готовы проекты и выделено финансирование. Казалось бы, даже если небольшую часть из этого построят, уже будет победа!


Реальность обошла самые пессимистичные прогнозы. Из всего списка построили только один пункт, причём самый маленький. И то - с двухгодовым опозданием.

Почему так получилось? Давайте пройдёмся по проектам и выясним судьбу каждого из них.

Трамвай в посёлок Северный должен был пройти вдоль улиц Широкая, Лескова, Череповецкая и Дмитровского шоссе. Линия должна была отходить от конечной 17-го трамвая в Медведково. Другим концом она протягивалась по самому Медведково до платформы Лось. Сейчас по этому направлению ходит вечно заполненный 774-й автобус, а мог бы быть трамвай. Согласно официальному сайту мэрии Москвы, пойти он должен был ещё в 2014 году!

Но что-то пошло не так. ВНЕЗАПНО появилась общественность, которая возмутилась тем, что ради этого трамвая собираются вырубить немного деревьев на бульварчике Череповецкой улицы. Проект притормозили, потом вышла его кастрированная версия, согласно которой он должен был быть вообще изолированным и начинаться от платформы Лианозово. Кому бы такой трамвай был нужен, не очень понятно, но, в итоге, не случилось и этого. Экологи могли бы вздохнуть спокойно, но деревья все равно вырубили - на этот раз ради расширения самой Череповецкой улицы. Ради экологически чистого трамвая рубить было нельзя, а ради вонючих машинок - пожалуйста.

Теперь в посёлок Северный хотят тянуть обычное метро.

Трамвай в Гольяново должен был исходить из Метрогородка, проходить по району, а затем, в перспективе, по Хабаровской и 16-й Парковым спускаться к действующей линии 11 трамвая в Измайлово.

Но в проекте был один изъян, который погубил проект. Линия должна была проходить по просеке Лосиного острова. Деревья бы тут вырубать не потребовалось - на просеке их и так нет. Но это территория национального парка, а с минприроды стройкомплекс поленился что-либо согласовывать. От проекта официально отказались. Густонаселённый район, где живёт несколько сот тысяч человек, вынужден выезжать только на автобусах, а недавно, из-за ликвидации троллейбуса, остался вообще без экологического транспорта.

Трамвай в Бирюлёво вместе с депо мусолят уже много лет. Официально от этого проекта не отказывались и до сих пор. Но за все эти годы с места не сдвинулось ничего. Проект изначально выходил очень кривым и неудачным: вместо того, чтобы тянуть от более близкой Улицы Академика Янгеля, как раз с имеющегося конца действующей линии, его хотели строить от более далёкой Пражской вдоль уже имеющейся улицы Подольских Курсантов. В Б-Западном трамвай должен был проходить по окраине района на месте гаражей. В Восточном - лишь слегка заходить в район.

На публичных слушаниях в Бирюлёво-Западном была настоящая драма из-за этих гаражей; в результате в этой части трамвай решили вообще не строить. Но, как видим, и в Бирюлёво-Восточном пока ещё ничего не продвинулось. Есть ощущение, что и не будет ничего.

Трамвай в Ивановское и Балашиху тоже официально не отменялся. Его также должны были строить ещё в 2014 году, тоже без особого результата мусолили много лет, а совсем недавно начали, вроде бы, проектировать.

Но его опять так спроектировали, что общественность и депутаты возмутились - ради линии нужно вырубить часть Измайловского парка. Ощущение, что это делают специально чтобы проекты проваливались и чтобы одних жителе настроить против других.

Объединить две некогда разорванные сети в одну собирались уже давно. Одна из возможных соединительных трасс должна пройти по трассе монорельса. Этот вид транспорта давно уже хотят закрыть, и, скорее всего, вот-вот закроют. По изначальному плану часть эстакады должна быть разобрана (либо там будет разбита пешеходная зона с садами), вторая реконструирована в трамвай, а над путями Савёловского направления должна быть построена ещё одна эстакада. За которой линия должна соединиться с трассой 27-го маршрута на улице Костякова.

Однако и тут что-то пошло не так, власти внезапно отказались без объяснения причин переделывать монорельс в трамвай. Вроде бы посчитали, и это выходит очень сложно. Теперь, скорее всего, монорельс просто закроют и вместо него пустят автобус или электробус..

Ещё во второй половине десятых появился проект линии трамвая по проспекту Академика Сахарова. Там это очень удобно сделать - проспект широкий, соединяет два близко расположенных участка, между которыми ехать трамваем очень долго. Линию хотели сначала построить на следующий год после Тверской Заставы (в 2018), потом - через год. А сейчас - опять отложили на неопределённый срок.

Помимо нового строительства в планах также были и многочисленные восстановления. Трифоновская, Гиляровского, Госпитальная улица и Старокирочный переулок, Краснокурсантский проезд.

Восстанавливать трамваи административно проще, чем строить новые линии - на них не действуют всякие СНиПы и ограничения типа не менее 20 м до жилых домов (правда его отменили). Только это что-то не помогло - восстановили лишь частично то, что было закрыто совсем недавно при Лужкове. По всем этим линиям настолько всё заглохло, что уже и не вспоминает про них никто.

Отдельным пунктом стоит Школьная улица. Тут трамвая нет с 1980 года. Сейчас это тихая пешеходная улочка в Рогожской Слободе. В 2018 году тут планировалась программа "Моя улица", по которой и хотели на неё вернуть трамвай. По плану трамвай должен был пойти из Новогиреево и Ивановского прямиком до Курского вокзала.

Но тут подключились опять местные жители с муниципальным депутатом Таганского района Ильёй Свиридовым. Что-то им очень не понравился проект трамвая на Школьной, что они развели бурную деятельность и даже писали письма мэру и президенту. И их таки услышали, и трамвай строить не стали! Чудо, правда?

Справедливости ради, Свиридов и Ко боролись не против трамвая как такового, а против трамвая именно на Школьной. В качестве альтернативы они предлагали провести линию по соседней улице Сергия Радонежского. И рациональное зерно в таком предложении есть - в случае Школьной трамвай бы два раза должен был пересекать эту улицу, что сказалось бы на скорости. Но уж настолько привыкли транспортники и урбанисты к тому, что ничего трамвайного не строится, что были очень обижены на Свиридова, что уничтожил такую возможность.

Впрочем, в начале этого года появилась новость, что линию как раз решили таки строить по Радонежского. И что даже она прошла уже все экспертизы, и её могут начать строить в этом году. Что сказать.. Пока рельсы не начали класть, говорить о чём-то рано. Учитывая, весь предыдущий опыт.



В заключение стоит ещё поговорить про трамвай в Новой Москве. Там изначально были просто наполеоновские планы! И казалось, что, вот, ну действительно там то в чистом поле действительно проще строить трамвай, чем уже в сложившейся застройке. Нет ни домов, ни коллекторов всяких, ни прочих коммуникаций. Казалось, что ну уж там то они точно что-нибудь построят! Кстати, вот если бы они реально всё, что на схеме, реализовали, я уверен, что привлекательность района, равно как и стоимость недвижимости в нём, существенно бы подскочила.

Реальность вы знаете.. Первый пилотный участок от Саларьево до Коммунарки был заменён на обычное метро, которое там объективно не нужно. Но планы построить трамвай между Щербинкой, Коммунаркой и Солнцево ещё оставались. Недавно и им пришёл каюк. Будут в Новой Москве исключительно АВТОБУСЫ.

К слову сказать, Подмосковье тоже регулярно грезит мегатрамвайными прожектами. Был, например, проект кольцевого трамвая вокруг Москвы. Который, правда, со временем ужался только до "Подольск - Раменское" с обходом Домодедово, а потом вообще полностью скурвился. Ну что уж говорить - если Москва трамвай не строит, то чего можно ждать от области? Хотя проект, конечно, интересный был.

Так что, друзья, вот такая грустная ситуация. Троллейбус Собянин практически уничтожил, а трамвай и не думал строить. То есть, в сухом остатке, с наземным транспортом стало при нём только хуже. А мэр наc, получается, как минимум, два раза просто обманул.

Перечитываешь и поражаешься: оказывается любая незначительная мелочь может помешать реализации проекта трамвая. Ощущение, будто каждый раз нужен хоть какой повод чтобы его не строить. А про такие линии из начального списка, как на Ленинградском проспекте, Ярославском шоссе, проспекте Мира или сети на ЗиЛе, уже даже и не идут разговоры..

При этом, дорогам все эти мелочи вообще никак не мешают: ни жители, ни депутаты, ни статусы нац.парков, ни даже ядерные могильники не мешают клепать хорды, эстакады, развязки..

При этом, надо понимать, что даже если бы ВСЁ из того списка построили, это бы, конечно, усилило позиции трамвая. Но не сделало бы его полноценным магистральным транспортом - альтернативой метро на небольших перегонах. Это был бы только лишь начальный этап его развития. А дальше надо бы было массово строить линии там, где они нужны: на Кремлёвском кольце, на Новом Арбате, Тверской, Якиманке, Кутузовском проспекте, Минской улице, Аминьевском шоссе, Люблинской улице, Менжинского... При хорошем раскладе, мы бы сейчас как раз уже этим вторым этапом занимались. И недовольны бы были, чего это долго не строят линию в Митино, а в Ясенево - не самая лучшая трассировка и платформы неудобны.

В общем, по-хорошему, охват должен быть примерно такого масштаба (необязательно именно по таким линиям). Но у нас даже тот мизер не могут осилить, что сами пообещали.

Tags: Беспредел, Москва, Трамваи, Транспорт
Subscribe

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →