Конечно, Калькутта - современный мегаполис. Тут есть и метро, и дорожные эстакады и электрички, и банки с кондиционерами. Но в Калькутте сильны традиции. Здесь искусственно сохраняют очень многие традиционные явления. Такие, как трамвай, например. Или жёлтые ретро-такси.
Интересно, что слово "рикша" исходно изначает именно такую повозку - запряжённую человеком. Это уже потом появились велосипедные и мото аналоги. Появились рикши в 1870-х годах в Японии (само слово - искажённое от трёх японских иероглифов "дзинрикися", что значит "человек", "сила", "повозка").
А уже в 80-х годах они распространились во многих азиатских странах, например в Гонконге, Сингапуре, Малайзии и Китае. Индия не была исключением - наибольшую популярность рикши обрели именно в Бенгалии.
Во второй половине 20-го века рикши стали заменяться более комфортным и человеческим транспортом - такси, автобусами, трамваями, а где-то велосипедными и моторизованными версиями. В большинстве индийских городов пешеходные рикши были законодательно запрещены. Причина - нечеловеческие условия труда, работа, унижающая человеческое достоинство, и затруднение движения рикшами (хотя что там в Индии затруднять). Сейчас рикши остались только в Калькутте. Здесь тоже постоянно идут разговоры о том, чтобы их запретить. Однако пока традиционализм и возможные бунты самих развозчиков останавливают власти от такого шага.
Зрелище, конечно, не для слабонервных. Я сперва стеснялся воспользоваться их услугами - как-то стыдно мне было чувствовать себя таким барином, которого везёт чернь. С другой стороны, посмотрел как сами индусы активно этими рикшами пользуются, и попробовал пару раз в качестве эксперимента.
Что сказать, действительно тяжёлая доля рикш. Скорость невысокая, нагрузки огромные, иногда приходится по 2 человека тащить так. Так мне жалко стало этого бенгальца, что когда он по прибытию стал пытаться разводить меня на деньги, у него это получилось. Поэтому вопрос сколько стоит удовольствие - я досконально не мог изучить. Естественно, что иностранцу они всегда завышенную цену назовут. А так, это где-то примерно доллар за километр.
Сложно представить как рикши устают за смену. Кстати, обитают они только в историческом центре, похожи, что ареал их обитания сильно ограничили. За его пределы они не ходят, и не встретишь их там. Ряды отдыхающих рикш можно найти практически в любой точке центра.
Возможно, рано или поздно их действительно запретят. А пока пешеходные рикши остаются одной из "фишек" Калькутты. Кому интересно подробнее, можете почитать подробную статью на National Geogaphic.
Как вам явление? Хотели бы поездить на таком "такси"?
Journal information