Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Россия десятых

На самом деле, я написал этот пост ещё в 2015 году. Хотелось сделать тогда эдакий "слепок" времени эпохи, сравнить с тем что было и что, может быть будет. Но, почему-то, тогда не опубликовал. Думал ещё съездить для большего охвата в пару-тройку регионов, и вот уж тогда... Причём, важными для полноты мне показались Курская-Белгородская области, в которые я всё хотел заглянуть.
Но а потом как-то забылось завертелось, откладывалось. И вот, десятые, можно сказать, прошли (есть, правда, иная версия, ну мы не будем). По забавному совпадению именно в конце десятых я и посетил как раз эти две недостающие области. Так что раз уж всё так сложилось - пора публиковать!




Путешествуя по разным краям родной страны, всё больше и больше пытаюсь понять реальную картину того, что у нас происходит. Интереснее всего то, что чем больше смотришь, тем сложнее складывается какая-либо цельная картина.

У нас ведь уже давно распространены в основном две точки зрения: "Расия-встаёт-с-колен", и "Рашка-катится-в-сраное-говно". И уникальность ситуации состоит в том, что обе точки зрения верны и одновременно неверны... Как это так получается, и что же собой представляет страна Россия в разгаре десятых годов, попробую описать..




Что сказать. Сегодняшняя Россия - совсем не такая, что была в девяностые, абсолютно не такая, какой она была в советское время, и уже даже не такая, каковой она была в нулевые.

Предпреждаю, прежде, чем начать строчить гневные комменты о том какой я дурак и пропагандист, прочитайте текст до конца!

Что изменилось? В общем и целом, уровень жизни вырос практически везде, даже в самых глухих провинциях. Россияне не голодают, ездят на хороших дорогих машинах, зарабатывают по общемировым меркам довольно солидные деньги. Если раньше человек, съездивший на отдых заграницу, или купивший 600-й мерседес, считался "буржуем" "новым русским", то сейчас ни то ни другое уже давно не является чем-то из ряда вон выходящим даже в небольших провинциальных городах.

В России стало существенно безопаснее. Во-первых, резко упало число гопников. Естественно, что они не исчезли начисто. Но их поголовье снизилось в разы по сравнению, скажем, с тем, что было лет 15-20 назад. Новое поколение теперь сидит и воспитывается в контактах и на компьютерных играх. Кстати, интернет тоже развился настолько, что уже не так уж и просто встретить человека, который им ни разу не пользовался. Даже в далёких деревнях и посёлках всемирная глобальная сеть нашла своих потребителей :)

Вторая причина, по которой стало меньше всяких асоциальных элементов - больше работы и возможности себя занять. Таким образом, даже, казалось бы, самые стрёмные городки и раёны, куда ещё несколько лет назад не стоило бы соваться в вечернее время, сейчас могут быть совершенно спокойными. Поверьте мне, насколько легко дышится даже на Уралмаше после, скажем, Латинской Америки :))

Россияне стали меньше пить. Опять же, меньше, не значит - совсем перестали (вряд ли когда мы до такого доживём). Но всякие запретительные законы тут сыграли на благо - часто отсутствие возможности купить выпить дестимулирует заниматься этой деятельностью. Итог - бухие и неадекватные тела стали встречаться реже, чем раньше. Ну и как дополнительный итог - опять же, стало безопаснее благодаря этому.

Россияне стали больше рожать. Раньше я приезжал в соседние страны (что Скандинавия, что Средняя Азия), и поражался как там визуально много детей по сравнению с тем, что у нас. Сейчас я наблюдаю переполненные детские площадки, полно родителей с детьми и колясками просто на улицах, в транспорте, и т.д. Качество школ и садов тоже медленно но верно растёт.

Общий эмоциональный фон начинает потихоньку меняться. Если раньше любая поездка автостопом сопровождалась жалобами на то, как всё плохо, всё развалили, работы нет, то буквально последние годы начал появляться новый тренд. Когда слышишь о новых производствах, фермах, строительствах.
Старый тренд пока остался и довольно силён. Но он уже не единственный. Что это значит? Да, провинция начала потихоньку подниматься, но сильно местами и часто очень однобоко.

Удивительно, но одна из основных российских бед - российская коррупция тоже стала куда слабее. Раньше взятки ментам и прочим официальным лицам были просто-таки в порядке вещей. Правоохранительные органы любили развести на бабки даже невиноватого человека, и целым искусством было отмазаться. А сейчас.. Сейчас порой захочешь и не сможешь дать. Лично мне вообще, например, никаких взяток никому давать не приходилось последние годы. У гаишников стоят камеры, в отделениях тоже камеры. Многие официальные процедуры типа получения нужных документов, разрешений сейчас часто проходят по интернету, не наживёшься. Ну и граждане стали в целом более юридически подкованы.

Другая известная российская беда - дороги, также не особо остаётся такой уж актуальной. Дороги строятся, ремонтируются, расширяются. По сравнению с тем, что было 10 лет назад, тут произошёл заметный скачок. Многие трассы, считавшиеся всегда мраком и кошмаром, сейчас вполне проезжабельны. Дороги идут туда, где их раньше не было - Север, Дальний Восток и т.д.

Как изменились российские города? Если с 90-х до примерно середины нулевых лучше всего описывал ситуацию лозунг "За МКАД-ом жизни нет", то к середине уже начали до приемлемого уровня подтягиваться многие облцентры. И сейчас большинство из них уже не производит впечатления упадка - дороги отремонтированы, в центре выложена плиточка, подъезды-дворы чистятся, транспорт меняется от газелей-маршруток к автобусам.
А вот с райцентрами уже дело обстоит хуже. Тут большая их часть продолжает оставаться в упадке, хотя местами видны какие-либо улучшения, ну и в целом люди стали жить лучше и в них.

Города обросли многочисленными кафе, ресторанами и торговыми центрами. Уже невозможно представить даже мелкий город хотя бы без одного торгового центра. Возможностей купить поесть, одеться, сходить в кино в любом городе более чем достаточно.

Интересно, что самыми депрессивными регионами являются области Центральной России, преимущественно вокруг Москвы. Тверь, Владимир, Иваново, Пенза, Ульяновск. Попадая сюда, и наблюдая упадок, приходишь к страшной мысли: "Ну раз уж тут в 200 км от Москвы всё так плохо и запущено, то страшно представить что дальше, в 1000, в 3500 км, в Сибири.. Там небось вообще руины..". Но нет, функция зависимости упадка от расстояния от Москвы нелинейна :) Дальше начинают попадаться куда более благополучные регионы. И Сибирь, и Дальний Восток сейчас хоть и медленнее столиц развиваются, но на месте уж точно не стоят.

Читая это, может показаться, что Россия каким-то раем стала за последние годы, а ведь это ни разу не так. И вот почему. Все эти изменения имеют место быть, но не везде и не всегда. Россия очень похожа на такое лоскутное одеяло: в одних областях или городах стало чуть ли ни как в Европе, а в других - будто и СССР не закончился. Достаточно много до сих пор в стране мест с разбитыми дорогами, обшарпанными домами, засросшими дворами, гопниками-алкашами, безработицей, криминалом, коррупцией. Всё, что я выше писал, оно применимо где-то на 100%, где-то на 70-80%, а где-то - на 5-10. И там да, всё по-старому, ничего не менялось, как и было и в нулевые, в 90-е, а то и в советское время.

Именно это разногласие и не даёт составить какую-либо цельную картину. Хотя, казалось бы, на нефтяные и газовые деньги можно было бы обустроить вполне всю Россию. Поэтому мы и видим такие разные репортажи в зависимости от цели: где надо показать достижения власти - там плиточка, инновационные технопарки, современные школы, производство. Где надо власть загнобить - старые больницы, разваливающиеся дома, дороги в ухабах, спивающихся алкашей.. Ну вы знаете, всего у нас полно.

Из плохих тенденций. Деградация пригородного сообщения и железных дорог в целом. Электричек стало в разы меньше, маршруты сокращаются, делаются неудобными, где-то остаются целые участки без пассажирского сообщения, и у людей нет вообще никакой возможности выбраться без своего транспорта. Но, правда, во второй половине десятых этот процесс замедлился и даже в обратную сторону пошёл.

Больше антитеррористического маразма. Повсюду в рамках "борьбы с терроризмом" стали ставить идиотские рамки, конвейеры и прочую мутотень. В итоге на некоторые вокзалы стало просто невозможно зайти. Где-то ещё в целях безопасности всё перегородят, понаставят заборов. Теперь эти рамки стали появляться на станциях метро. Так скоро доживём до того, что их во всех подъездах установят. Помимо этого к рамкам прилагаются всякие панические инструкции для должностных лиц, в результате чего из-за боязни "терроризма" исчезли многие удобные возможности. И тенденций к улучшению в этом направлении не видно..

Богатые продолжают богатеть, а бедные беднеть. Применительно к населённым пунктам - чем больше город, тем выше там прирост населения, а мелкие посёлки и деревни, наоборот, вымирают..

Ещё из недостижений. В России так и не разучились делать всё через ж**у. Большинство хороших начинаний реализуются так, что хочется схватиться за голову. Особенно это хорошо видно по Москве, где денег много, хороших идей много, а на выходе каждый раз какой-то кошмар получается (это касается и велодорожек и организации платных парковок, выделенных полос и т.д.). Ведь раньше сравнивая европейский город с российским, всегда находил объяснение тому, почему европейский город благоустроеннее: они там богатые, у них денег много, а мы бедные. Теперь же денег в Москве не меньше, чем в среднеевропейском городе, а вот что-то благоустройства европейского нет и в помине..

Хотя, наверное, главное упущение - у России так и не появилось какого-то определённого "вектора". То, что можно ещё по-другому "национальной идеей, но мне не очень нравится этот термин. Не появилось чего-то осмыленного объединяющего, к чему бы можно было всей стране было стремиться. Возможно от этого все остальные проблемы?

И насполедок, фото в моментах России десятых. Не то что бы тут какие-то выдающиеся или заурядные случаи, нет, наоборот. Просто вот такой наша страна была в этом (уже в том) десятилетии. Ну или, по крайней мере, какой увидел её я. Приятного просмотра..




Ульяновск. 2010



Лабытнанги, Ямало-Ненецкий автономный округ. 2014



Кызыл. 2013



Ростов-На-Дону. 2011


Чебоксары. 2010



Зеленоградск. Калининградская область. 2011



Краснодарский Край, Апшеронская УЖД. 2011



Жуковский, Московская область. Шоу "Макс-2011"



Ногинск, Московская область. 2011


Праздник "Ночь в музее". Опарино, Кировская область. 2016.


Арзамас, Нижегородская область. 2013.




Мытищи, Московская область. Завод "Метровагонмаш". 2012.


Галич, Костромская область. 2013


Фестиваль "Пустые Холмы", Калужская область, 2011.



Хандагайты, Тыва. 2013


Адлер, 2014



Осинники, Кемеровская область. 2013


Нарьян-Мар. 2014


Юрьевец, Ивановская область. 2011



Екатеринбург, "Ельцин-центр", 2016


Станция Балыксу, Хакасия. 2013


Станция Чемитоквадже, Краснодарский край. 2014


Посёлок Октябрь, Ярославская область. 2014



Москва, парк Сокольники. 2012.



Курск, музей электротранспорта. 2019


Тверская область. Торфоразработки под пгт Васильевский Мох. 2010.


Новосибирск. 2013


Посёлок Воргашор, республика Коми. 2014


Красная Поляна, Краснодарский край. 2014



Киров. 2011


Озеро Кодосно, Псковская область. 2011.


Рабочий поезд "Междуреченск - Бирикчул", Хакасия. 2013.



Москва. Чебуречная "Дружба"


Новокузнецк. 2013




Тверь. Песчаный карьер силикатного завода, 2013



Александров, Владимирская область. 2015


Оренбург, 2015



Аккемские озёра, республика Горный Алтай, 2016


Липецк, 2017




Село Умёт, республика Мордовия, 2015.



Инта, республика Коми. Рок-фестиваль. 2014


Чертково, Ростовская обл., 2017


Казань, 2018.


Станция Кулотино, Новгородская область, 2018.



Губкин, Белгородская обл. 2019




Арзамасский район, Нижегородская обл. 2018.



Углич, Ярославская обл. 2019


Станция Откос, линия "Земцы - Жарковский". Тверская область, 2015.



Серпухов, Московская область, 2019.




Горный парк Рускеала, Карелия, 2019




Осташков, Тверская область, 2019


Москва, велопарад. 2017


Кяхта, Бурятия. 2013


Санкт-Петербург, 2018.



Фестиваль мультфильмов "Бессонница", Калужская область, 2016.



Тюмень, 2016


Конкурс паровозов, Щербинка. 2018



Рыбинск, 2014


Фабрика игрушек, Москва. 2018


Выкса, Нижегородская область, 2019.


Новокузнецк, 2019


Екатеринбург, 2016



Москва, 2017.


Волчанск, Свердловская обл. 2016.




Тюмень, 2016.



Завод "Опора Инжиниринг", Тула. 2016



Яранск, Кировская область. 2010


Краснопресненское трамвайное депо, Москва. 2018



Уфа, 2016



Абакан. 2013


Ну и мы! Мы же тоже были частью России 10-х.


Tags: Россия
Subscribe

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 140 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

argentino13

January 14 2020, 00:09:22 UTC 1 year ago Edited:  January 14 2020, 00:11:21 UTC

Похорошело да,недаром же вся средняя азия в Рашку прется, бггг!!! Помнится, из чьих-то воспоминаний, тех кто возвращался с КВЖД, когда в Москву приехали, а там народ в лаптях ходил, бг!!!!
Хех. Хорошо сформулировал, спасибо.

Смотрел фотки и задумывался - "а где я был в это время"?
Сложные чувства...
Спасибо.
Ну в России то, наверное ж!

bu33er

1 year ago

В Щербинке не "конкурс", там парад поездов каждую выставку :) Но это так, мелочи :))

Блин, вроде бы, вот только что было - а уже почти 10 лет прошло...
В тот раз был именно конкурс.
В целом да, так.

>>Если раньше человек, съездивший на отдых заграницу, или купивший 600-й мерседес, считался "буржуем" "новым русским", то сейчас ни то ни другое уже давно не является чем-то из ряда вон выходящим даже в небольших провинциальных городах.

Но вот тут ты немного перегнул. Все же машина стоимостью в несколько квартир в небольших провинциальных городах никак не является обычным делом:). Да и заграница разная бывает.
Ну все равно, машины уже хорошие и там - норма.И жигуль то в райцентрах уже не так просто сыскать стало.

second_ju

1 year ago

periskop.su

1 year ago

griphon

1 year ago

periskop.su

1 year ago

yarowind

1 year ago

Sergey Kholodilov

1 year ago

yarowind

1 year ago

Sergey Kholodilov

1 year ago

Ахтуба

1 year ago

yarowind

1 year ago

Соглашусь с тобой во всех оценках, кроме разве что перемены общего эмоционального фона. Вот он по-моему будет константой всегда. У нас же кризис, всё подорожало вдвое, народ на грани выживания, нищает ни по дням, а по часам, москвичи пенсии украли у остальной страны и т.д. и ТП. Что самое смешное, ведь в те годы, которые у нас теперь называют "тучными", народ по-прежнему мысленно был в 1990-х, то есть в атмосфере всеобщего развала, где школьники мечтают стать проститутками, а школьницы киллерами. Мне кажется, в этой боязни признать любые перемены к лучшему есть что-то вроде страха сглазить. А вот когда уровень жизни таки упал - уже можно отметить, что было-то всё неплохо.

И да, закидают тебя сейчас дерьмищем. Не сметь говорить, что в России что-то улучшилось!
Согласен. Как ныли, так и ноют. как пережёвывали чернушное говно, так и пережёвывают.

hrenov_drummer

1 year ago

«Россияне стали меньше пить.» Эта иллюзия, потому что ты сам не колдырь. Я бывал в круглосуточных магазинах и в Сызрани, и в Москве, и в Мытищах, и в Калининграде. И продавали и продают и даже очереди стоят по ночам.

«Россияне стали больше рожать.» Тоже иллюзия. Раньше ты внимания, скорее всего не обращал, а теперь став папашей посматриваешь и на других родителей.

Подборка же хорошая. Мне нравится.
Нет, это не иллюзии. примеры с магазинами, мягко говоря, смешны. Вы забыли упомянуть, что таких магазинов стало очень мало, оттуда и очереди.

И рожать стали больше, по сравнению с нулевыми. Хотя детей стало визуально больше ещё и из-за того, что их стали больше отпускать гулять, т.к. и правда стало безопаснее.

soullaway

1 year ago

second_ju

1 year ago

soullaway

1 year ago

griphon

1 year ago

griphon

1 year ago

griphon

1 year ago

soullaway

1 year ago

renkey_74

1 year ago

partizan_ch

1 year ago

soullaway

1 year ago

partizan_ch

1 year ago

soullaway

1 year ago

partizan_ch

1 year ago

soullaway

1 year ago

partizan_ch

1 year ago

Спасибо! Подборка очень душевная. Сразу же захотелось сделать свою :)) С большинством тезисов, в меру своего опыта, который гораздо меньше, согласна. Добавлю, что на мой взгляд, Россия очень разная в зависимости не только от величины населенного пункта. То есть, миллионный Екатеринбург гораздо ближе к Москве, чем пятитысячный Кадом, который как магмна времени.
Да, конечно, сделайте. А мы сравним!

idemidov

1 year ago

Автор, вы несете ахинею. Жить стали хуже и совсем не веселей.😢
Да, автор ни словом не упомянул про тысячи политзаключенных, окончательный зажим свободы слова, полное обнищание населения даже в Москве, массовую эмиграцию хоть сколько-то мыслящих людей, военный психоз и разрыв отношений со всем цивилизованным миром. Пропагандист, я и говорю.

yezdigerd

1 year ago

headcoach1

1 year ago

irsi_ru

1 year ago

eburdey_gordeev

1 year ago

irsi_ru

1 year ago

eburdey_gordeev

1 year ago

irsi_ru

1 year ago

"Но всякие запретительные законы тут сыграли на благо"

Только ли запретительные законы?

Насчет "стати больше рожать" - тоже не совсем верно. Рождаемость выросла, а теперь снова стала снижаться.
Рожать продолжаем не хуже, чем раньше, просто число тех, кому время рожать, упало по понятным причинам.

tito0107

1 year ago

Ты пропагандист, сколько тебе Пригожин платит? :)
Это продюсер Валерии, что ли? А что, он и блогерам теперь платит? А зачем ему?

headcoach1

1 year ago

griphon

1 year ago

headcoach1

1 year ago

griphon

1 year ago

headcoach1

1 year ago

nord_ursus

1 year ago

В России исторически всегда было так - пока стабильность, страна укрепляется, люди по тихоньку налаживают быт. Но... Постоянно Россия оказывалась в состоянии революции или войны, и тогда все благополучие рушилось.

Сильный рост последних 20 лет - это факт. Но опять же может произойти какое-то событие, которое умножит все достижения на ноль. Причем произойдет это, вероятно, внезапно. И всё начнется по новой.

Уж так часто в России было, и нет причин считать, что это не случится опять
>>> 14 января 2020. Причем произойдет это, вероятно, внезапно

Да вы пророк, Андрей.
Насчёт шестисотого мерса конечно перегнул. Но с 1999 по 2008 действительно был рост. В 90х - семьи которые могли бы себе позволить отдых за границей, купить простенькую иномарку или квартиру - считались богатыми. Но это заслуга выросших цен на нефть и эффект низкой базы после дефолта 98го. Проблема в том что за тучные годы так и не была создана основа для долгосрочного развития. Когда драйверы роста исчерпались, власть не придумала ничего лучше кроме как удариться в мракобесие и геополитику, чтобы люди не замечали её бездарность и пустоту. Поэтому в первое десятилетие можно сказать что был прогресс. Но в последние десять лет мы топчемся на месте, где-то даже деградируем. И ощущение что страна находится в тупике, давит всё сильнее.
Я бы не сказал что топчемся на месте. Всё же, за 10 лет какие-то изменения немалые произошли в городах. Развилась, скажем, электронная бюрократия. В города урбанизм начал приходить :) Скорее, рост замедлился.

Димбас

1 year ago

Могу написать свои впечатления человека, приезжающего в Россию примерно раз в год.
Очень сильно меняется Москва. В каждый приезд там что-то новое. И меняется, конечно, к лучшему. Ну, об этом все и так знают. В то же время, в Москве бросается в глаза социальное расслоение. Люди, приехавшие из провинции, видны сразу. Очень много мигрантов. С каждым разом всё больше.
В то же время, Петербург не меняется вообще. Всё те же ларьки, маршрутки, реклама проституток на столбах. Яма у въезда во двор моих родителей за 5 лет никуда не делась. И даже звуковые рекламщики на Невском за 5 лет не сменили свою пластинку. С Москвой контраст огромный.
Очень изменились к лучшему поезда. Те поезда, которые ездят сейчас между Петербургом и Москвой, ещё 5 лет назад невозможно было представить. Ну разве что за большие деньги. Теперь это как будто бы норма. Впечатлён.
Но самое главное: меняются люди. Народ действительно становится цивилизованнее. Стали меньше бухать, меньше материться. Водители пропускают пешеходов. В магазинах перестали хамить! Очень приятно стало общаться со всеми. Этому изменению я особенно не могу нарадоваться.
Вот да, тебе как раз должно быть заметнее, чем нам, живущим здесь непрерывно.
В Москве пропускать, кстати, очень давно стали. Ещё в лужковские времена.
Про "стали цивилизованнее" - это ты очень интересно подметил.

yezdigerd

1 year ago

second_ju

1 year ago

Эх, если бы было всё так хорошо, как ты написал...
А я написал, что всё хорошо?

dennism

1 year ago

griphon

1 year ago

dennism

1 year ago

griphon

1 year ago

dennism

1 year ago

Последние Холмы, однако...
Да. :(
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →