Попадая сюда ощущаешь всю трагичность положения промышленного города. Будь ты в России, Казахстане, будь ты в бедной Украине или непризнанном ДНР, или в благополучной зажиточной Европе или даже США - результат все равно будет грустным.
Сперва город стремительно бурно развивается, потом всегда когда спрос на продукцию падает, начинает хиреть, и загибаться.
Город Шарлеруа прошёл через стандартный для многих моногородов с металлургической промышленностью городов. Массовое строительство угольных шахт на местном угольном бассейне, металлургический завод, ставший одним из основных предприятий всё того же международного концерна Arcelor Mittal. Сейчас заводом владеет их дочерняя компания Industeel Belgium.
В начале нулевых спрос на уголь сильно упал, шахты стали массово закрываться, да и сам завод значительно сократил свои мощности.
Так что вот не только постсоветские города такая напасть постигла. В благополучной Западной Европе вы можете наснимать всё те же самые виды, которые подаются под заголовками вроде "Типичная Россия" или "вот до чего совок довёл"..
Тем не менее, завод работает. Правда в отличие от своих восточноевропейских коллег, тут хотя бы таких жёстких выбросов нет.
Все экологические нормы стараются соблюдать. Вы тут не увидите дым всех цветов радуги.
Ну только троллейбусных проводов не хватает - и чистый Металлозаводск какой-нибудь будет.
Все окрестности завода (и не только) пребывают в состоянии какого-то капитального абандона. Всё, что можно обвалилось, выбито, заросло бурьяном.
Мы привыкли ехать в Европу наслаждаться красотой, ухоженностью, богатством и аккуратной плиточкой.
"Угадай страну по фотографии". Не угадал.
К слову сказать, это уже пригород Шарлеруа - Маршьен-о-Пон. Но разруха тут такая же. Лужи, бурьян, мусор.. И исторические домики на заднем плане.
Именно здесь было вот что. Платформа русских.
Париж, Рим, Венеция? Ну плиточка есть, если что.
Рядом с заводом есть грязные каналы, по которым баржи вывозят оттуда продукцию.
Но Шарлеруа очень атмосферен. Эти все заводские долгие стены, эстакады и дороги вдоль них создают какое-то цельное ощущение безысходности.
Индустриальная архитектура начала 20 века в состоянии лёгкой запылённости и побитости - это самое то, что нужно. Да, вот такие стены - единственное, что визуальное отличает бельгийские абандоны от наших - всё же стиль тут совсем другой.
Как попадаешь в средневековых исторических центрах будто в некий исторический роман. Так и здесь. Только роман другой.
Популярная попытка осовременить и оживить мрачные заводские стены. Но здесь это никак не изменило кардинально атмосферы, даже как-то дополнило её.
Где-то сделаны рок-клубы в бывших заводских цехах.
И вечные железнодорожные пути, всегда заканчивающие любой промышленный этюд.
На вагонах явно должно быть что-то типа "ВТБ-Лизинг".. Иначе никак.
Вдоль завода проходит по эстакаде одна из линий метро. Впрочем, про метро позже.
Кстати, мне тут написали что именно здесь снимали "Изгнание" Звягинцева.
Интересно, что если мы пойдём в центр Шарлеруа, то обнаружим что заброшенностей тут ничуть не меньше.
Город рвёт все штампы и шаблоны о европейском благополучии. Впрочем, он реально очень мрачный и депрессивный. Большинство больших российских городов выглядит лучше.
Главная площадь Шарлеруа выглядит как-то так. Здсний с разбитымти окнами нет, всё-таки самый центр.. Но всё в парковке.
Памятник, символизирующий отчаяние шарлеруанцев своим положением..
Но интересно то, что в двухсоттысячном Шарлеруа есть метро!
Впрочем, метром его назвать можно условно. Скорее, это метротрамвай. В центре у него несколько подземных участков, а дальше он идёт по эстакадам.
Но интервалы .. даже не трамвайные. Это убогие автобусы только так редко могут ходить. Фактически - интервал полчаса в будни, и час(!!) в выходные (b - это другой вариант маршрута). Обратите внимание на время окончания работы! У нас пазики и то позже заканчивают ходить. Мне рассказали, что делают это ради безопасности - в позднее время в вагонах нападают на пассажиров.
#лидируйвалидируй по-бельгийски.
Увы, из-за недостатка времени я так и не смог поездить на метро, исследовать его повнимательнее. Сами видите, с такими интервалами не так и просто это. Поэтому ограничился лишь съёмкой на некоторых станциях.
Одна из линий ведёт к заводу для доставки рабочих на смены.
Станция в районе завода. Пока я по ней ходил и фотографировал (а это заняло минут 15-20) не проехали НИ ОДНОГО ПОЕЗДА ни в одном из направлений! Поэтому фотографий с транспортом и людьми тут не вышло.
В какой-то момент у меня вообще возникло ощущение что она заброшена - абсолютно никого внизу, наверху, нет даже никаких расписаний. При часовом интервале нет расписаний! Захочешь уехать, а не сможешь. Европа, это точно ты?
Из интересного в Шарлеруа. Закрытая шахта, переделанная в музей горного дела. Увы, за недостатком времени не посетил.
Есть русская церковь Святой Троицы.
Шарлеруа - действительно очень депрессивный город. Высокий уровень безработицы и преступности. Население постоянно уменьшается, все, кто может, уезжают. Множество мигрантов.
Местные жалуются на низкие по европейским меркам зарплаты и высокие налоги. Считают, что живётся тут очень плохо.
К сожалению, что-то осталось за кадром. Уж очень мало времени у меня было - всего пол-дня - уже ранним вечером был самолёт в Варшаву. Нормально посмотреть Шарлеруа - это дня два минимум надо. Но и увидеть для такого времени получилось ну очень много!
Спасибо Софи - бельгийке с украинскими корнями (отец был с Западной Украины, в войну попал в концлагерь на территории Бельгии, после чего там и осел. Вскоре сама Софи и родилась уже там). Замечательная женщина, и очень интересный собеседник. Покатала меня на своей машине по всем этим местам, по которым я бы никогда сам бы пешком не прошёл. Огромное спасибо ей!
Так что, если что, вот отличное место для пропагандистов с всяких государственных каналов, желающих снять красочные репортажи про то, как Европа загибается. Рекомендую :))
Ну и с погодой, конечно, повезло. Всё это лучше, конечно, смотреть, промозглой осенью под дождём. Сырая погода лишь подчёркивает характер места
В общем, Шарлеруа стал для меня самым сильным впечатлением от всей ноябрьской европейской поездки. И тут всё сложилось, и разруха, и такие атмосферные заводские стены с эстакадами. Всё вместе оно создаёт такой цельный образ. Знаете, вот реально устаёшь от этих прилизанных исторических центров с пешеходными мощёными улочками, эстетичными фонарями, кофейнями и толпами туристов. Они милы, прекрасны, но на 10-м уже устаёшь от них и перестаёшь видеть разницу. Но вот Шарлеруа точно ни с чем не спутаешь.
Journal information