Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Величие и обаяние металлургической промышленности

Люблю посещать разные заводы, но на металлургическом комбинате раньше бывать не приходилось. Скажу вам, это нечто! Чего-то более зрелищное сложно представить. Первая ассоциация - "Властелин колец", кузницы Сарумана, где орды гоблинов куют себе мечи топоры. Или гора Ородруин.. Повсюду огненные печи, искры и дым; в них сверкает ярче солнца раскалённый до тысяч градусов металл. Крюки возят туда-сюда огромные котлы с расплавленным алюминием от которых на десятки метров веет жаром. Порой ощущение, что попал в преисподнюю, а в этих котлах везут грешников..
IMG_1828



Побывав на некотором количестве разных производств (грузовиков, тепловозов, метровагонов, опорных конструкций, игрушек и т.д.) я всё хотел посмотреть изнутри как работает металлургический завод. Как из ничего собирают что-то, безусловно, интересно. Но это "ничего" тоже откуда-то появляется. И, как мы знаем, металлургические комбинаты - самые живописные снаружи. Ни один авиазавод с ними не сравнится.


Как же должно быть там внутри?
IMG_1637

Так, когда появилась возможность оказаться на Выксунском металлургическом заводе, я решил ей воспользоваться. Если что, возможность общедоступная и платная. Но тут тот случай, когда не столь важны средства, сколько цель.
IMG_1629


Завод состоит из нескольких цехов, самые интересные из которых - литейно-прокатный и колёсопрокатный. В первом переплавляют металлолом в цельнометаллические листы, во втором изготавливают колёса для железнодорожного транспорта. Начнём с первого.
IMG_1623


Главная плавильная печь. Сюда поступает собранный и доставленный на завод металлолом, где при температуре в несколько тысяч градусов в течение 20-30 минут плавится. Внизу - котёл с остатками металла предыдущей партии. В качестве сырья используется именно металл. Руду сюда не возят, это несколько иная технология.
IMG_1760


Накаливание металла производится графитовыми электродами. Они разогреваются до 4-5 тыс. градусов, после чего опускаются в чашу с металлом. Во время пауз в производственном цикле электроды могут заменяться и очищаться.
IMG_1670

Котёл подъезжает под печь в ожидании получения порции жидкости.
IMG_1776


Жидкую сталь везут на следующую стадию в котле на высоте.
IMG_1714

В этом чане очищают от примесей расплавленные металлы. Но не все партии требуют очистки, поэтому агрегат пока стоит без дела.
IMG_1726

И вот, металл пошёл! Ммммм.
IMG_1814

Всё, доливаются последние капельки. От яркости зарева глаза болят.
IMG_1830


Вот он, целый чан раскалённой стали!
IMG_1844

Расплавленная сталь кипит и клокочет.
IMG_1850

Дальше она прогоняется под прессом, остывает и кристаллизуется, превращаясь в длинный толстый лист, называемый "слябом".
IMG_1882

Сляб проходит длинный цех, остывая с нескольких тысяч градусов до 1300-1100, после чего с ним начинают производить разные манипуляции.
IMG_1887

Здесь его расплющивают, делая металл менее толстым и более широким. Видите, температура такова, что он всё ещё активно светится.
IMG_1904

Пресс охлаждается водой после каждого прохода сляба.
IMG_2003

Через несколько итераций сляб превращается в тонкий лист, который потом сворачивается в рулон. Эти рулоны грузятся и отправляются заказчику.
IMG_2019

Но сперва листы должны остыть. На выход они подаются при темратуре в 700 градусов, и остывают до 50 градусов где-то 3 дня! От самых первых неостывших веет жаром.
IMG_2027


Ещё один цех - колёсопрокатный. Тут изготавливают железнодорожные колёса - для пассажирских, грузовых вагонов, скоростных поездов и метрополитена.
IMG_2065

Сперва лежащие сверху трубы нарезаются в болванки.
IMG_2092

Вот, собственно, и лазерная резка.
IMG_2081

Нарезанные цилиндрические болванки едут на конвеере к печи, а оттуда - к прессам.
IMG_2105

Первый пресс расплющивает нагретую до 1100 градусов болванку в более плоскую и похожую на колесо.
IMG_2138

После каждой болванки пресс остужается.
IMG_2139

Второй пресс на меньшей температуре и меньшей тоннажности выбивает  форму колеса.
IMG_2155

Тоже обязательно охлаждение.
IMG_2159


Кстати, сталь для колёс изготавливается не здесь. Раньше на заводе был мартеновский цех, но в прошлом году его закрыли. И теперь эти заготовки привозят из Новотроицка Оренбургской области.
IMG_2162

Вот так выглядит последний пресс.
IMG_2174

Отсюда уже почти готовое колесо выходит.
IMG_2163

После обработки они охлаждаются.
IMG_2184

Красивенько, не правда ли? Может вас оно повезёт на какой-нибудь линии метро.
IMG_2191

Отсюда колёса попадают в цех окончательной обработки.
IMG_2229

Где их допиливают, дошлифовывают.
IMG_2222

Колёса все разные. Грузовым вагонам нужны одни, пассажирским - другие, метровагонам - третьи. У скоростных - вообще специфические требования.
IMG_2206



Эти два цеха расположены на разных изолированных друг от друга территориях. Литейнопрокатный - вообще за городом в нескольких километрах, а колёсный - на окраине Выксы. Здесь же располагался закрытый в прошлом году мартеновский цех, где делали заготовки для колёс. На фото - остатки от разобранного цеха.
IMG_2249

Есть ещё третья территория в центре города, там, где был первый железный завод братьев Баташёвых, ещё с 18-го века. Но год назад он закрылся. Теперь тут хотят сделать музей металлургии.
IMG_1581

Вообще, Выксунский завод - довольно значимый в истории отечественной промышленности. Фактически именно здесь зародилось металлургическое дело в России. В 1757 году купцами и промышленниками братьями Баташёвыми по поручению Екатерины II был построен завод по производству чугуна в Нижегородской губернии. Так, вместе с заводом и началась история самого города Выкса. Так что в отличие от большинства уральских заводов, которые строились в 19-20 веках, этот имеет очень давнюю историю.
IMG_1791

Строительство завода здесь было обусловлено запретом на строительство подобных предприятий в радиусе 200 вёрст от Москвы, а также обнаружением железной руды в окрестностях. Впрочем, как я писал, сейчас в производстве руда не используется. Только металлолом. В городе действует музей Выксунского завода, расположенный в бывшей усадьбе братьев Баташёвых.
IMG_1805

На основной территории завода есть памятник архитектуры- Шуховская башня.
IMG_2252


И один из самых крупных муралов площадью 10000 кв м, сделанное несколько лет назад к очередному юбилею завода.IMG_2038

Вы тоже можете посетить Выксунский металлургический завод. Экскурсии набираются вот здесь.
IMG_1705

И видео.





Tags: Выкса, Нижегородская область, Промышленность
Subscribe
promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments