?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Flag Наступны запіс
Величие и обаяние металлургической промышленности
griphon
Люблю посещать разные заводы, но на металлургическом комбинате раньше бывать не приходилось. Скажу вам, это нечто! Чего-то более зрелищное сложно представить. Первая ассоциация - "Властелин колец", кузницы Сарумана, где орды гоблинов куют себе мечи топоры. Или гора Ородруин.. Повсюду огненные печи, искры и дым; в них сверкает ярче солнца раскалённый до тысяч градусов металл. Крюки возят туда-сюда огромные котлы с расплавленным алюминием от которых на десятки метров веет жаром. Порой ощущение, что попал в преисподнюю, а в этих котлах везут грешников..
IMG_1828



Побывав на некотором количестве разных производств (грузовиков, тепловозов, метровагонов, опорных конструкций, игрушек и т.д.) я всё хотел посмотреть изнутри как работает металлургический завод. Как из ничего собирают что-то, безусловно, интересно. Но это "ничего" тоже откуда-то появляется. И, как мы знаем, металлургические комбинаты - самые живописные снаружи. Ни один авиазавод с ними не сравнится.


Как же должно быть там внутри?
IMG_1637

Так, когда появилась возможность оказаться на Выксунском металлургическом заводе, я решил ей воспользоваться. Если что, возможность общедоступная и платная. Но тут тот случай, когда не столь важны средства, сколько цель.
IMG_1629


Завод состоит из нескольких цехов, самые интересные из которых - литейно-прокатный и колёсопрокатный. В первом переплавляют металлолом в цельнометаллические листы, во втором изготавливают колёса для железнодорожного транспорта. Начнём с первого.
IMG_1623


Главная плавильная печь. Сюда поступает собранный и доставленный на завод металлолом, где при температуре в несколько тысяч градусов в течение 20-30 минут плавится. Внизу - котёл с остатками металла предыдущей партии. В качестве сырья используется именно металл. Руду сюда не возят, это несколько иная технология.
IMG_1760


Накаливание металла производится графитовыми электродами. Они разогреваются до 4-5 тыс. градусов, после чего опускаются в чашу с металлом. Во время пауз в производственном цикле электроды могут заменяться и очищаться.
IMG_1670

Котёл подъезжает под печь в ожидании получения порции жидкости.
IMG_1776


Жидкую сталь везут на следующую стадию в котле на высоте.
IMG_1714

В этом чане очищают от примесей расплавленные металлы. Но не все партии требуют очистки, поэтому агрегат пока стоит без дела.
IMG_1726

И вот, металл пошёл! Ммммм.
IMG_1814

Всё, доливаются последние капельки. От яркости зарева глаза болят.
IMG_1830


Вот он, целый чан раскалённой стали!
IMG_1844

Расплавленная сталь кипит и клокочет.
IMG_1850

Дальше она прогоняется под прессом, остывает и кристаллизуется, превращаясь в длинный толстый лист, называемый "слябом".
IMG_1882

Сляб проходит длинный цех, остывая с нескольких тысяч градусов до 1300-1100, после чего с ним начинают производить разные манипуляции.
IMG_1887

Здесь его расплющивают, делая металл менее толстым и более широким. Видите, температура такова, что он всё ещё активно светится.
IMG_1904

Пресс охлаждается водой после каждого прохода сляба.
IMG_2003

Через несколько итераций сляб превращается в тонкий лист, который потом сворачивается в рулон. Эти рулоны грузятся и отправляются заказчику.
IMG_2019

Но сперва листы должны остыть. На выход они подаются при темратуре в 700 градусов, и остывают до 50 градусов где-то 3 дня! От самых первых неостывших веет жаром.
IMG_2027


Ещё один цех - колёсопрокатный. Тут изготавливают железнодорожные колёса - для пассажирских, грузовых вагонов, скоростных поездов и метрополитена.
IMG_2065

Сперва лежащие сверху трубы нарезаются в болванки.
IMG_2092

Вот, собственно, и лазерная резка.
IMG_2081

Нарезанные цилиндрические болванки едут на конвеере к печи, а оттуда - к прессам.
IMG_2105

Первый пресс расплющивает нагретую до 1100 градусов болванку в более плоскую и похожую на колесо.
IMG_2138

После каждой болванки пресс остужается.
IMG_2139

Второй пресс на меньшей температуре и меньшей тоннажности выбивает  форму колеса.
IMG_2155

Тоже обязательно охлаждение.
IMG_2159


Кстати, сталь для колёс изготавливается не здесь. Раньше на заводе был мартеновский цех, но в прошлом году его закрыли. И теперь эти заготовки привозят из Новотроицка Оренбургской области.
IMG_2162

Вот так выглядит последний пресс.
IMG_2174

Отсюда уже почти готовое колесо выходит.
IMG_2163

После обработки они охлаждаются.
IMG_2184

Красивенько, не правда ли? Может вас оно повезёт на какой-нибудь линии метро.
IMG_2191

Отсюда колёса попадают в цех окончательной обработки.
IMG_2229

Где их допиливают, дошлифовывают.
IMG_2222

Колёса все разные. Грузовым вагонам нужны одни, пассажирским - другие, метровагонам - третьи. У скоростных - вообще специфические требования.
IMG_2206



Эти два цеха расположены на разных изолированных друг от друга территориях. Литейнопрокатный - вообще за городом в нескольких километрах, а колёсный - на окраине Выксы. Здесь же располагался закрытый в прошлом году мартеновский цех, где делали заготовки для колёс. На фото - остатки от разобранного цеха.
IMG_2249

Есть ещё третья территория в центре города, там, где был первый железный завод братьев Баташёвых, ещё с 18-го века. Но год назад он закрылся. Теперь тут хотят сделать музей металлургии.
IMG_1581

Вообще, Выксунский завод - довольно значимый в истории отечественной промышленности. Фактически именно здесь зародилось металлургическое дело в России. В 1757 году купцами и промышленниками братьями Баташёвыми по поручению Екатерины II был построен завод по производству чугуна в Нижегородской губернии. Так, вместе с заводом и началась история самого города Выкса. Так что в отличие от большинства уральских заводов, которые строились в 19-20 веках, этот имеет очень давнюю историю.
IMG_1791

Строительство завода здесь было обусловлено запретом на строительство подобных предприятий в радиусе 200 вёрст от Москвы, а также обнаружением железной руды в окрестностях. Впрочем, как я писал, сейчас в производстве руда не используется. Только металлолом. В городе действует музей Выксунского завода, расположенный в бывшей усадьбе братьев Баташёвых.
IMG_1805

На основной территории завода есть памятник архитектуры- Шуховская башня.
IMG_2252


И один из самых крупных муралов площадью 10000 кв м, сделанное несколько лет назад к очередному юбилею завода.IMG_2038

Вы тоже можете посетить Выксунский металлургический завод. Экскурсии набираются вот здесь.
IMG_1705

И видео.






promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Красиво! В процессе получения первого ВО (технического) я с побывал с учебной экскурсией на аналогичном металлургическом заводе Sidmar в Генте (ныне в составе люксембургской группы ArcelorMittal). Мощь! Особо сильное впечатление производят "пролетающие" через цех чаны с расплавленным металлом.

Арселор вообще вездесущ :))

А где второе фото сделано?

Там же где и заготовки для колёс - в Новотроицке.

Ну наверное все таки не до нескольких тысяч, сталь при полторы плавится.
Электроды нагреваются когда соприкасаются с шихтой, а не до. На холодной шихте большие токи, потому ее предварительно разогревают газом. Когда расплавят и замесят, ковш отвозят на участок непрерывной разливки, заливают в кристализатор, охлаждают паром, сверху она твердеет, а внутри сляба жидкая. В таком виде прокатывают до нужной кондиции.

"Вот, собственно, и лазерная резка."
Но выглядит как дисковая пила.

Спасибо. Полезная информация.

Хех. Да, ВМЗ работате и это не может не радовать. Сам давно туда хочу на экскурсию и в музей тож.
В Выксе бывал ещё мелким школьником, в 90-е и там тогда, помнится, было как-то уныло и депрессивно.

Видео красивое. Надо в ВК в "Суровый Технарь" закинуть.

Спасибо :) А то у меня комплексы, что видео ужасного качества делаю.

> Сперва лежащие сверху трубы нарезаются в болванки

Это что угодно - пруток, болванка, но не трубы :)

Ну да, трубы полые :) Везде помнил про это, видимо один раз забыл.

И это вообще-то не котел, а ковш.

Так вот почему футбольная команда из Выксы называется "Металлург" :)
(Просто это единственное, что я знал об этом городе)

В моём родном городе есть кузнечный завод. Литейку там правда достроить так и не успели. Зато каждый год, на день машиностроителя, проводят день открытых дверей при работающем заводе.
Если интересно, вот фотоотчёт https://fisher-y.livejournal.com/39943.html

Этот сральник давно пора закрыть, чтобы не было экологической катастрофы.

Edited at 2019-02-13 22:48 (UTC)

Интересно, что светиться сталь начинает даже в обычном костре, если часа 2-3 его жечь. Много раз замечал (если в костре сжигаю доски с гвоздями)

сейчас в производстве руда не используется. Только металлолом.

Собственно, поэтому он и завод, а не комбинат

Типа не комбинируют сталь?

Ну да, не полный цикл производства. Где на руде работают — там комбинат

>> И, как мы знаем, металлургические комбинаты - самые живописные снаружи.

Вот только жить поблизости и дышать их выхлопами совсем не живописно для здоровья.

>>Так что в отличие от большинства уральских заводов, которые строились в 19-20 веках, этот имеет очень давнюю историю.

Уральские заводы разве не с петровских времён берут начало?

PS. Экскурсоводы абсолютно везде рассказывают, что только здесь всё самое первое, самое большое и т.п. ))

  • 1