?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Flag Наступны запіс
МКАД, который мы потеряли
griphon
Последнее время популярно выкладывать старые фотографии центральных и не очень улиц разных городов, сравнивать как было-стало. А я недавно залип на известном ресурсе паству, разглядывая старые фото ... МКАДа. Московская Кольцевая Автомобильная дорога прочно вошла в жизнь столицы, стала её неотъемлемым атрибутом. Этот уже привычный пейзаж широченного 10-полосного забитого по самые гланды хайвэя, обрамлённого по всей протяжённости всякими ларьками и торговыми центрами.
Но так было не всегда.


До 1993-94 годов МКАД был обычной магистральной трассой с двумя полосами движения в каждую сторону и газончиком посередине.


Впрочем, это мы сейчас пренебрежительно можем сказать "обычной".. Тогда, в 60-е годы это было прорывом в области дорогостроения. Целых 110 км скоростной двухполосной трассы с пересечениями на разных уровнях. Нигде больше в СССР не было таких дорог. И за оставшиеся годы смогли построить только одну такую ещё - трассу "Москва - Брест" к Олимпиаде-1980. (Но она до сих пор не является автомагистралью, там пересечения на одном уровне, населённые пункты и ограничение в 90 км/ч).


Нам сейчас, глядя на эти кадры, кажется что МКАД был тогда таким тихим, спокойным. Тогда же это воспринималось совсем по-другому. Широченная оживлённейшая магистраль, тут надо быть аккуратным. Повторюсь, нигде таких дорог в Союзе больше не было. Везде по полосе в каждую сторону.


Перекрёсток с улицей Свободы. Сейчас тут гигантская развязка и новая трасса в Химки. Да, тогда были упрощённые повороты.


Вот так тут сейчас. Видим, что поворот не стал особо плавнее.



Коровинская ТЭЦ.


Сейчас тут 10-этажная развязка и начинается трасса М-11.


Вот такие раньше были километровые столбы. 1981 год. Можно спокойно сходить на разделительный газон и сфотографироваться. Кстати, мы сейчас у "Крокус-экспо".


Вот так это место выглядит сейчас.
IMG_4006

Будущие подходы к выставочному комплексу. 1971 год.



Спасский мост. 1986 год.


А вот уже активно строят его новую часть. 1998 год.


Новая часть поехала - 2018 год!
IMG_4012

Здесь сейчас отходит Новокуркинское шоссе. 80-е.


Зимой. Ни одной машины! В районе Алтуфьево. Тоже середина 80-х.


Мост МКАДа, вид с Ярославского шоссе из города в область. Просто и без изысков. Кстати, это 1984 - год моего рождения.


А в какое асфальтовое безумие это место превратили сейчас..


Невероятно, но через МКАД были даже наземные переходы! Просто фантастика. Это в районе Первомайской, рядом - площадь Соловецких Юнг. 70-е годы. Хотя, казалось бы, скоростная трасса.


В районе пересечения с Ухтомским шоссе.


Вот такие там были стильные остановки. Сейчас уже, наверное, и нет такой.


А это такая же на противоположной стороне города.



Развязка с Волгоградкой. Вид на юг. Видите, уже и в 70-е годы тут бывало довольно плотно и много фур.


А это мы как раз рядом с "Икеей" "Белая дача". Кстати, и тут тоже лес сохранился. Интересные указатели (60-е).


Конец 80-х. Развязка с Каширкой. Уже плотненько так. Машин всё больше и больше, дорога перестаёт справляться.


Конец 10-х. Дорога всё также не справляется.
IMG_6121

Но развязка стала страшнее и ужаснее.
IMG_6117

Загорье.



Малое Голубино, начало 80-х. Ни одной машины в кадре!


Где-то 1980 год. сами понимаете почему :) Перекрёсток с Минским шоссе.


Там же, с другого ракурса.


На въезде в Москву стояла вот такая стела с стилизацией под Кремль. При расширении МКАДа её снесли.



Кстати, во время олимпиады кусок МКАДа перекрывали для эстафеты Олимпийского огня.


Эстафета проходила по южной его части, в районе Ясенево.



Активное грузовое движение. Снято с моста улицы Горбунова, где сейчас начинается платная трасса в Одинцово.



ТЭЦ-22 в Дзержинском на заднем плане. Впереди - Икарус-280 95-маршрута (Капотня - метро Каширская). Это уже начало 90-х.



МКАД начал строиться в 1955 году. Первые планы строительства окружной дороги вокруг столицы появились вообще в 30-е годы, но их реализации помешала война.. Первый участок от Ярославского шоссе до Симферопольского шоссе был открыт в 1960. А уже в 1962 году кольцо замкнулось. Вот кадры со строительства, как раз в районе пересечения с Ярославкой.


Трассу строили изначально капитально. Все пересечения с другими дорогами изначально предполагались на разных уровнях. Даже вот такое незначительное, с шоссе, ведущим в деревню Абрамцево.


В итоге новая передовая трасса состояла из двух проезжих частей, по 7 м шириной и 2 полосы каждая, разделены они были 4-хметровым газоном. Сейчас ширина МКАДа - около 35 м. Освещения не было - трасса до начала 90-х была тёмной. В качестве покрытия использовались популярные на тот момент бетонные плиты. Обратите внимание на обочину - её специально делали такой гофрированной, чтобы вибрациями предупредить засыпание водителя и съезжание машины на обочину. Довольно долго такое не делали, а сейчас стали снова что-то подобное белой краской наносить (редко). Тогда же это реализовывали специальными плитами.

Вот можно же было когда-то просто встать на обочине МКАДа, обняться, подышать свежим воздухом..

На трассе было построено 33 лепестковых развязки и 2 моста через Москву-реку. Спасский (был выше на фото, назван в честь расположенной рядом деревни Спас) и Бесединский. МКАД сразу стал новой официальной границей Москвы и оставался ей до 1984 года, когда она впервые вылезла за его пределы.


Эти классические канонические лепестки. Помню, на всех картах Москвы рисовались их схемы, что наводило на мысль о том, что это верх инженерной мысли. Это потом в чью-то светлую голову пришла безумная идея будто даже этих "лепестков" недостаточно, надо ещё налепить сверху съездов друг на друга, и тогда, будто бы, пробки исчезнут... Исчезли, да.


25 лет магистраль более-менее справлялась с нагрузкой. Но к концу 80-х движение стало сильно плотным и встал вопрос о расширении магистрали. (о том, что пробки надо перебарывать другими методами в Союзе и близко не могли знать). Сперва уничтожили разделительный газон, добавив по одной полосе в каждую сторону. Это оказалось очень плохой идеей - отсутствие отбойника, освещения и высокие скорости 100+ приводили к частым лобовым столкновениям. Из-за чего МКАД начали называть "дорогой смерти".


В итоге назрела более масштабная реконструкция, и она началась уже в новое время, в начале 90-х при Лужкове. 1993 год. Расширить дорогу было решено с 3 до 5 полос, по раздельной полосе должны были появиться фонари.


Реконструкция длилась несколько лет, с ней было связано несколько коррупционных скандалов. В частности, строителей обвинили в том, что они "украли" по 10 см полотна с каждой стороны. Я, кстати, хорошо помню как про радио тогда говорили активно про это. Мне было тогда 12-13 лет, я пытался осознать эту необычную новость, которая стала наводить мысли о сути коррупции. Думалось, что вот реально же должно быть незаметно если на 10 см меньше будет. В масштабах 35-метровой дороги это же ничто, погрешность. Она явно должна быть где-то пошире, где-то поуже хотя бы из технических соображений. А с другой стороны.. С другой стороны, это ж тоже стоит денег. И если, скажем, эти деньги рассматривать в контексте одного человека, то ну не так уж и мало получится. Да, вот, наверное, многие чиновники карьеру с подобных мыслей начинали..
1997 год. Фактов воровства, кстати, доказано не было.


Приведение МКАДа к более привычному нам виду. Сейчас, спустя годы, видим, расширение не помогло ни капельки. Все равно всё также точно стоит. Расширили бы тогда на 10 полос в каждую сторону, эффект был бы аналогичный.




Вот такие указатели стояли у большинства пересечений. С указателем конкретного местоположения. Они также продержались до 90-х, до реконструкции.



Слабо вот так сейчас погулять? :) Это, кстати, самое начало, 1962 год. Окружающий ландшафт конкретно этого места, кстати, не сильно изменился. Потому что это Лосиный Остров.


Сейчас такой манёвр может стоить вам жизни.. Даже не думайте повторять! Без шуток. Читал историю в газете, как два мигранта из стран СНГ пытались на спор перейти МКАД... Одного сбили во втором ряду, другого в третьем.

В общем, вот так душевненько  и лампово так было. Хотя это сейчас так кажется, сравнивая с современным состоянием. А тогда представление МКАДа в сознании было таким, какое сейчас, наверное, М-11 вызывает.


Можно было и на лыжах тогда спокойно дорогу перейти. Частично расчищенная от снега, она вообще не производит впечатление серьёзной.


Думаю, прикольно бы было, может, обратно всё сузить, снести ларьки и засеять обочины лесом. Но увы, нет. Той атмосферы все равно не вернёшь, всё будет стоять 24 часа в пробках, все будут только ругаться. Так что пусть остаётся МКАД таким уединённым на фотографиях.




promo griphon февраль 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля…

  • 1
И с ТТК та же проблема.
В западных странах специальные дорожки-тоннели под этими трассами прокладывают.

Да, я каждый день вижу эти специальные веломосты над трассами. За исключением одного-единственного, по всем остальным этим специальным мостам никто никогда не ездит. Это не более чем идеологизированная растрата бюджетных денег.

Более того, прямо на моих глазах происходит быстрое (и никем не предвиденное) умирание вашингтонского байкшеринга со всеми его станциями. Несколько лет цвел вовсю, а в прошлом году появились китайские электросамокаты, которые можно бросать на улице - и все, байкшерингу кранты.

"Более того, прямо на моих глазах происходит быстрое (и никем не предвиденное) умирание вашингтонского байкшеринга со всеми его станциями."
Ой, не рассказывай сказки. В прошлом году у байкшеринга было наибольшее число поездок. И каждый год это количество всегда растет. Это я как работник говорю.

Мы, кажется, не знакомы, отчего же сразу тыкать?

Проблема со сравнением ежегодных данных здесь в том, что аренда электрических самокатов появилась здесь совсем недавно. Пилотная программа разрешений была запущена в сентябре 2017 года с ограничением на суммарное число самокатов и велосипедов. В новом году разрешено увеличить их число, причем везде жалуются, что даже новый лимит не покрывает спрос.

Доступная же мне статистика, естественно, дает цифры со значительным лагом.

При этом Capital Bikeshare создавался с использованием государственных дотаций и как минимум в середине 2016 года рассматривался как планово-убыточный даже по текущим операциям, без капитальных расходов, на всю планируемую перспективу (https://www.scribd.com/document/331416467/Bikeshare-Development-Plan). Уже это делает сравнение этой дотируемой программы с чисто коммерческими программами электрических самокатов, с которых город еще и взимает сборы, не вполне корректным.

Моя сугубо личная гипотеза, основанная на ежедневных наблюдениях, состоит в том, что аренда велосипедов и электросамокатов расходится по разным форматам. Велосипеды больше будут брать для рекреационных поездок по длинным выделенным трейлам, а самокаты - для внутригородских коротких поездок от дома до офиса, до магазина, станции метро, кафе, приятеля и обратно. При этом использование велосипедов (даже при наличии субсидии) приближается к пику, а во внутренней городской зоне сплошной плотной застройки, вполне возможно, уже снижается. Использование же электросамокатов (даже при наличии налогообложения) ограничивается их относительно малым количеством.

  • 1