?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Flag Наступны запіс
МКАД, который мы потеряли
griphon
Последнее время популярно выкладывать старые фотографии центральных и не очень улиц разных городов, сравнивать как было-стало. А я недавно залип на известном ресурсе паству, разглядывая старые фото ... МКАДа. Московская Кольцевая Автомобильная дорога прочно вошла в жизнь столицы, стала её неотъемлемым атрибутом. Этот уже привычный пейзаж широченного 10-полосного забитого по самые гланды хайвэя, обрамлённого по всей протяжённости всякими ларьками и торговыми центрами.
Но так было не всегда.


До 1993-94 годов МКАД был обычной магистральной трассой с двумя полосами движения в каждую сторону и газончиком посередине.


Впрочем, это мы сейчас пренебрежительно можем сказать "обычной".. Тогда, в 60-е годы это было прорывом в области дорогостроения. Целых 110 км скоростной двухполосной трассы с пересечениями на разных уровнях. Нигде больше в СССР не было таких дорог. И за оставшиеся годы смогли построить только одну такую ещё - трассу "Москва - Брест" к Олимпиаде-1980. (Но она до сих пор не является автомагистралью, там пересечения на одном уровне, населённые пункты и ограничение в 90 км/ч).


Нам сейчас, глядя на эти кадры, кажется что МКАД был тогда таким тихим, спокойным. Тогда же это воспринималось совсем по-другому. Широченная оживлённейшая магистраль, тут надо быть аккуратным. Повторюсь, нигде таких дорог в Союзе больше не было. Везде по полосе в каждую сторону.


Перекрёсток с улицей Свободы. Сейчас тут гигантская развязка и новая трасса в Химки. Да, тогда были упрощённые повороты.


Вот так тут сейчас. Видим, что поворот не стал особо плавнее.



Коровинская ТЭЦ.


Сейчас тут 10-этажная развязка и начинается трасса М-11.


Вот такие раньше были километровые столбы. 1981 год. Можно спокойно сходить на разделительный газон и сфотографироваться. Кстати, мы сейчас у "Крокус-экспо".


Вот так это место выглядит сейчас.
IMG_4006

Будущие подходы к выставочному комплексу. 1971 год.



Спасский мост. 1986 год.


А вот уже активно строят его новую часть. 1998 год.


Новая часть поехала - 2018 год!
IMG_4012

Здесь сейчас отходит Новокуркинское шоссе. 80-е.


Зимой. Ни одной машины! В районе Алтуфьево. Тоже середина 80-х.


Мост МКАДа, вид с Ярославского шоссе из города в область. Просто и без изысков. Кстати, это 1984 - год моего рождения.


А в какое асфальтовое безумие это место превратили сейчас..


Невероятно, но через МКАД были даже наземные переходы! Просто фантастика. Это в районе Первомайской, рядом - площадь Соловецких Юнг. 70-е годы. Хотя, казалось бы, скоростная трасса.


В районе пересечения с Ухтомским шоссе.


Вот такие там были стильные остановки. Сейчас уже, наверное, и нет такой.


А это такая же на противоположной стороне города.



Развязка с Волгоградкой. Вид на юг. Видите, уже и в 70-е годы тут бывало довольно плотно и много фур.


А это мы как раз рядом с "Икеей" "Белая дача". Кстати, и тут тоже лес сохранился. Интересные указатели (60-е).


Конец 80-х. Развязка с Каширкой. Уже плотненько так. Машин всё больше и больше, дорога перестаёт справляться.


Конец 10-х. Дорога всё также не справляется.
IMG_6121

Но развязка стала страшнее и ужаснее.
IMG_6117

Загорье.



Малое Голубино, начало 80-х. Ни одной машины в кадре!


Где-то 1980 год. сами понимаете почему :) Перекрёсток с Минским шоссе.


Там же, с другого ракурса.


На въезде в Москву стояла вот такая стела с стилизацией под Кремль. При расширении МКАДа её снесли.



Кстати, во время олимпиады кусок МКАДа перекрывали для эстафеты Олимпийского огня.


Эстафета проходила по южной его части, в районе Ясенево.



Активное грузовое движение. Снято с моста улицы Горбунова, где сейчас начинается платная трасса в Одинцово.



ТЭЦ-22 в Дзержинском на заднем плане. Впереди - Икарус-280 95-маршрута (Капотня - метро Каширская). Это уже начало 90-х.



МКАД начал строиться в 1955 году. Первые планы строительства окружной дороги вокруг столицы появились вообще в 30-е годы, но их реализации помешала война.. Первый участок от Ярославского шоссе до Симферопольского шоссе был открыт в 1960. А уже в 1962 году кольцо замкнулось. Вот кадры со строительства, как раз в районе пересечения с Ярославкой.


Трассу строили изначально капитально. Все пересечения с другими дорогами изначально предполагались на разных уровнях. Даже вот такое незначительное, с шоссе, ведущим в деревню Абрамцево.


В итоге новая передовая трасса состояла из двух проезжих частей, по 7 м шириной и 2 полосы каждая, разделены они были 4-хметровым газоном. Сейчас ширина МКАДа - около 35 м. Освещения не было - трасса до начала 90-х была тёмной. В качестве покрытия использовались популярные на тот момент бетонные плиты. Обратите внимание на обочину - её специально делали такой гофрированной, чтобы вибрациями предупредить засыпание водителя и съезжание машины на обочину. Довольно долго такое не делали, а сейчас стали снова что-то подобное белой краской наносить (редко). Тогда же это реализовывали специальными плитами.

Вот можно же было когда-то просто встать на обочине МКАДа, обняться, подышать свежим воздухом..

На трассе было построено 33 лепестковых развязки и 2 моста через Москву-реку. Спасский (был выше на фото, назван в честь расположенной рядом деревни Спас) и Бесединский. МКАД сразу стал новой официальной границей Москвы и оставался ей до 1984 года, когда она впервые вылезла за его пределы.


Эти классические канонические лепестки. Помню, на всех картах Москвы рисовались их схемы, что наводило на мысль о том, что это верх инженерной мысли. Это потом в чью-то светлую голову пришла безумная идея будто даже этих "лепестков" недостаточно, надо ещё налепить сверху съездов друг на друга, и тогда, будто бы, пробки исчезнут... Исчезли, да.


25 лет магистраль более-менее справлялась с нагрузкой. Но к концу 80-х движение стало сильно плотным и встал вопрос о расширении магистрали. (о том, что пробки надо перебарывать другими методами в Союзе и близко не могли знать). Сперва уничтожили разделительный газон, добавив по одной полосе в каждую сторону. Это оказалось очень плохой идеей - отсутствие отбойника, освещения и высокие скорости 100+ приводили к частым лобовым столкновениям. Из-за чего МКАД начали называть "дорогой смерти".


В итоге назрела более масштабная реконструкция, и она началась уже в новое время, в начале 90-х при Лужкове. 1993 год. Расширить дорогу было решено с 3 до 5 полос, по раздельной полосе должны были появиться фонари.


Реконструкция длилась несколько лет, с ней было связано несколько коррупционных скандалов. В частности, строителей обвинили в том, что они "украли" по 10 см полотна с каждой стороны. Я, кстати, хорошо помню как про радио тогда говорили активно про это. Мне было тогда 12-13 лет, я пытался осознать эту необычную новость, которая стала наводить мысли о сути коррупции. Думалось, что вот реально же должно быть незаметно если на 10 см меньше будет. В масштабах 35-метровой дороги это же ничто, погрешность. Она явно должна быть где-то пошире, где-то поуже хотя бы из технических соображений. А с другой стороны.. С другой стороны, это ж тоже стоит денег. И если, скажем, эти деньги рассматривать в контексте одного человека, то ну не так уж и мало получится. Да, вот, наверное, многие чиновники карьеру с подобных мыслей начинали..
1997 год. Фактов воровства, кстати, доказано не было.


Приведение МКАДа к более привычному нам виду. Сейчас, спустя годы, видим, расширение не помогло ни капельки. Все равно всё также точно стоит. Расширили бы тогда на 10 полос в каждую сторону, эффект был бы аналогичный.




Вот такие указатели стояли у большинства пересечений. С указателем конкретного местоположения. Они также продержались до 90-х, до реконструкции.



Слабо вот так сейчас погулять? :) Это, кстати, самое начало, 1962 год. Окружающий ландшафт конкретно этого места, кстати, не сильно изменился. Потому что это Лосиный Остров.


Сейчас такой манёвр может стоить вам жизни.. Даже не думайте повторять! Без шуток. Читал историю в газете, как два мигранта из стран СНГ пытались на спор перейти МКАД... Одного сбили во втором ряду, другого в третьем.

В общем, вот так душевненько  и лампово так было. Хотя это сейчас так кажется, сравнивая с современным состоянием. А тогда представление МКАДа в сознании было таким, какое сейчас, наверное, М-11 вызывает.


Можно было и на лыжах тогда спокойно дорогу перейти. Частично расчищенная от снега, она вообще не производит впечатление серьёзной.


Думаю, прикольно бы было, может, обратно всё сузить, снести ларьки и засеять обочины лесом. Но увы, нет. Той атмосферы все равно не вернёшь, всё будет стоять 24 часа в пробках, все будут только ругаться. Так что пусть остаётся МКАД таким уединённым на фотографиях.




promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
> Целых 110 км скоростной двухполосной трассы с пересечениями на разных уровнях. Нигде больше в СССР не было таких дорог.
А в США вовсю шло строительство их знаменитой Interstate Highway System общей протяжённостью 70 000 километров...

> И за оставшиеся годы смогли построить только одну такую ещё - трассу "Москва - Брест" к Олимпиаде-1980. (Но она до сих пор не является автомагистралью, там пересечения на одном уровне, населённые пункты и ограничение в 90 км/ч).
В Беларуси после Орши является. И там ограничение 120.

> Это потом в чью-то светлую голову пришла безумная идея будто даже этих "лепестков" недостаточно, надо ещё налепить сверху съездов друг на друга, и тогда, будто бы, пробки исчезнут... Исчезли, да.
Вот сразу видно, что ты почти не ездишь за рулём. Клеверные развязки — самые стрёмные и опасные при плотном потоке. Если ты въезжаешь с внутреннего лепестка, на очень коротком отрезке тебе нужно влезть в основной поток, из которого прямо в тебя перестраиваются желающие съехать. Во всех развитых странах от этих развязок уже отказались, а старые потихоньку переделывают в другие типы.

> Сейчас, спустя годы, видим, расширение не помогло ни капельки.
Даже трудно представить, что бы сейчас творилось в Москве, если бы на МКАДе было по 2 полосы.

> Но к концу 80-х движение стало сильно плотным и встал вопрос о расширении магистрали. (о том, что пробки надо перебарывать другими методами в Союзе и близко не могли знать).
Точно, надо было построить вдоль МКАДа трамвайную линию и пустить по ней все транзитные фуры!

> А в США вовсю шло строительство

Точно, надо было про США добавить :) Собирался как раз. Только, мне кажется, к тому моменту она уже была построена.

> Клеверные развязки — самые стрёмные и опасные при плотном потоке.

Ну можно тогда вернуть светофоры, какие проблемы :)

> Даже трудно представить, что бы сейчас творилось в Москве, если бы на МКАДе было по 2 полосы.

Думаю, что примерно то же, что и сейчас. Просто меньше людей бы машинами пользовалось.

> Точно, надо было построить вдоль МКАДа трамвайную линию и пустить по ней все транзитные фуры!

Фуры давно уже со МКАДа прогнали. Они теперь могут там только после 11 вечера ездить.

> Точно, надо было про США добавить :) Собирался как раз. Только, мне кажется, к тому моменту она уже была построена.
Ну, за 5 лет её бы никак не построили. Официальной датой окончания строительства считается 1991 год, когда замкнули последний участок I-90 — самой длинной северной автомагистрали от океана до океана. Но строительство новых участков продолжается и сейчас.

> Ну можно тогда вернуть светофоры, какие проблемы
Светофоры подходят для городских улиц, а на скоростные магистрали они оказывают губительное влияние. Даже один светофор способен парализовать всю магистраль.

> Думаю, что примерно то же, что и сейчас. Просто меньше людей бы машинами пользовалось.
МКАДом пользуются не для поездок по городу, а в основном для связи между загородными трассами. Любой маршрут из пригорода в пригород требует множества пересадок, и автомобилю на нём альтернативы нет. Без МКАДа все эти потоки шли бы через город, как было в Питере до постройки КАДа (я застал). Были мрачные потоки фур на городских проспектах. Сейчас все они выведены на КАД.

> Фуры давно уже со МКАДа прогнали. Они теперь могут там только после 11 вечера ездить.
Так прогнали или могут ездить? ;) Они и ездят. После 11.

> Официальной датой окончания строительства считается 1991 год, когда замкнули последний участок I-90

Я к тому, что читаю сейчас "Одноэтажную Америку" Ильфа и Петрова. Так вот они там ездили и восхищались постоянно американскими дорогами. Я так и понял, что эта сеть у них с 30-х годов там. Значит, видимо, в 30-е годы у них были обычные трассы. Зато много - 1,5 млн. км.

> Так прогнали или могут ездить? ;) Они и ездят. После 11.

Я к тому, что если ты на фуре, полноценно МКАДом не воспользуешься. Скорее, все равно по бетонке придётся объезжать.

Как легко верить в глупость)
"Фуры давно уже со МКАДа прогнали. Они теперь могут там только после 11 вечера ездить."
Были есть и будут) Пропуска на МКАД покупаются, как и было задумано. Года три назад стоило 35-40 тыщ, сколько сейчас - не знаю. Лично ездил на фуре, уже после введения пропусков, поэтому знаю, о чем говорю.
Ну а вера в то, что именно грузовики - корень зла... в приницпе, в бога верят, еще верят, что сталин "поднял" страну, есть даже те, кто верит в путина) Думаю и Вам не запрещается)
"Просто меньше людей бы машинами пользовалось."
А ЛИЧНО Вы пользуетесь автомобилем? Удобно же, правда?)
"> Клеверные развязки — самые стрёмные и опасные при плотном потоке.
Ну можно тогда вернуть светофоры, какие проблемы :)"

Да, вряд ли вы автомобилист)

> А ЛИЧНО Вы пользуетесь автомобилем? Удобно же, правда?)

Вот я - не пользуюсь.
Свой автомобиль в Москве - дурная блажь.
Живёшь в мегаполисе - помни о том, что вокруг ещё миллионы других людей, которые ничем не хуже тебя.
И, в частности, ездить общественным транспортом.

А те, кто гордится тем, что входит в комплект своего автомобиля, должны жить в сельской местности. Вот там автомобиль действительно нужен, и пространства в избытке.
А вам хочется и рыбку съесть, и, это самое... То есть, и в Москве жить, и на машине кататься.

> Да, вряд ли вы автомобилист)

А вы, стало быть, автомобилист. Не вижу повода для гордости.
И расскажите, всегда ли вы платите за парковку, не завешиваете ли номер, паркуетесь ли на газонах, ездите ли по пешеходным дорожкам, на сколько превышаете разрешённую скорость, сколько денег в месяц у вас уходит на объяснения с гаишниками?

Про то, что грузовики - корень зла. Вообще, не я начал. И не я запретил им въезд на МКАД.

Лично я пользуюсь автомобилем. Иногда. Своего при этом нет. Какое только это имеет отношение к теме?

На самом деле знаю я прекрасно про клеверные развязки, и сам их не очень люблю. Но это не дело же - сначала вместо обычного перекрёстка их построить. Потом, когда перестало справляться, вместо них ещё более сложные развязки. Потом, когда и это не поможет, всё расширить и ещё наклепать съездов по бокам. В итоге выходит неперевариваемый асфальтовый кошмар, который сложно осознать как и пешком, так и на машине (куда где сворачивать, где какой поворот и т.д.).

Пешком на МКАДе делать нечего, а на машине гораздо более важны ясные указатели, чем сложность развязок.
"Асфальтовый кошмар" в виде магистралей и развязок существует во всех развитых странах, начиная с какой-нибудь Голландии. Это неизбежная часть цивилизации, как заводы, например.

Я к тому что если вдруг пересечь надо МКАД вблизи радиального направления. Или, например, на велосипеде надо это сделать.

> "Асфальтовый кошмар" в виде магистралей и развязок существует во всех развитых странах, начиная с какой-нибудь Голландии

Он там появился когда был автомобильный бум. Сейчас уже признают ошибочность этого пути, и местами трассы закрывают и в общественные пространства превращают.

Впрочем, конкретно МКАД, всё же, стоило реконструировать. Но переделки развязок в 10-х годах - всяко лишнее было.

(Suspicious comment)
Клеверные развязки — самые стрёмные и опасные при плотном потоке. Если ты въезжаешь с внутреннего лепестка, на очень коротком отрезке тебе нужно влезть в основной поток, из которого прямо в тебя перестраиваются желающие съехать. Во всех развитых странах от этих развязок уже отказались
В неразвитой Германии об этом не знают. Отсталая страна, чо...

Найдите в Германии хоть одну клеверную развязку, построенную в последние годы.

последние это сколько?
На позапрошлой неделе ехал из лейпцига в сторону ростока, потом свернул на висмар: на 14й почти все ну большинство крупных - точно клеверные, маленькие сбезды с разворотами, где 14 с 20 пересекаетс на росток - там точно большая клеверная, при сьезде с 20й на висмар, большая клеверная. Ну фиг с ней, 14й, но 20ю в последние лет 10 глобально обновляли... в крупнейшей агломерации от Кельна до Дюсселя и до Дуйсбурга-Эссена почти все пересечения крупных автобанов - клеверные. Полуклевера с разворотами только при сьездах на проселочные дороги, там где развороты допустимы. Клеверные - априори логичнее и удобнее когда надо развернуться. Те, многоэтажные "азианстайл", про которые вы пишете по памяти штук может 5 на всю Германию сходу вспомню.

Edited at 2019-01-25 08:42 (UTC)

Количество полос не сильно влияет на пробки. По 2 полосы -- уже достаточно: по одной едут, по другой опережают. Главное, чтобы это были непрерывное полосы, свободные от разрывов и препятствий. Для съездов и въездов нужны примыкающие необходимой длины, а не короткие обрубки, как сейчас.

Характерно, что если увеличить число полос до 4-х и более, они, наоборот, начнут индуцировать пробки за счет потерь на перестроениях.

Да, по транспортной науке МКАД нужно полностью переделывать. Обособить центральные полосы (например, 3+3) для сквозного движения, а боковые сделать местными полосами для съездов/въездов на развязках. Плюс прикрывать въезды, выводя их в отдельный ряд. Менять полосность в зависимости от загрузки. Всё то, что уже лет 50 как освоено в США.

  • 1