?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Нужно ли строить столько метро в Москве?
griphon
Давно что-то про ничего аналитического транспорт не писал. Надо исправляться. Давайте поговорим сегодня про метро!

Удивительное дело. Реально метро строится в Москве даже не семимильными, а десятимильными шагами. Такие темпы были только при Сталине, разве что.  Шутка ли – за год открыть полноценную линию из 13 станций? И ещё несколько объектов в разных концах города по мелочам (Селигерская, Беломорская и т.д.)

Заслугу столь рьяных темпов можно приписать Собянину. Действительно, именно при нём настал такой стахановский размах. Вспомните времена Лужкова, когда в год, дай Бог по 1-2 станции открывалось, и то не каждый год. Теперь даже нельзя предъявить что общественный транспорт не развивается – вон, метро строят же!

Однако тут стоит поднять два вопроса.
1)      Достаточно ли для развитой системы ОТ развивать ТОЛЬКО метро пусть даже такими темпами?
2)      Нужно ли нам вообще столько метро, причём именно в тех местах, где оно сейчас строится и уже построено?

Поразительно. Но на оба вопроса можно ответить чёткое категорическое НЕТ!
IMG_4258

1) Представьте небоскрёб, в котором лифт останавливается только на каждом пятом этаже. Или на каждом десятом. И чтобы доехать до 91-го этажа, вам нужно подняться до 90-го и ещё пешкодралить по лестнице вверх. Или до 95-го, и 4 этажа спускаться. Вот примерно так обстоит ситуация с "развитием" общественного транспорта.

Вопрос «последней мили» актуален: метро никогда не сможет довезти всех к подъезду. Метро никогда не сможет довезти вас быстро из любой точки до любого соседнего района. Даже изрытые тоннелями Париж или Шанхай до такого далеки. Сколько не рой метро в Солнцево, в Тёплый Стан все равно на нём быстро не приедешь.

Но собянинская модель, фактически, сохраняет сложившийся годами «статус-кво» - в ней предполагается идти или в особых случаях ехать на тормозном НОТе (как правило, автобусном) из своего спальника до ближайшей станции метро, а потом уже ехать куда нужно. Крайне мало делается для того, чтобы сместить часть корреспонденций с метро на НОТ. Даже в центре, где, казалось бы, организовали такую новомодную систему «Магистраль», все равно часто приходится спускаться в метро чтобы проехать 2 станции.


То, насколько развитие косо, и однобоко можно просто наблюдать по вводу транспортных предприятий. За последние 10 лет
 - количество метродепо увеличилось на 4!
 - количество трамвайных депо не изменилось.
 - троллейбусных парков уменьшилось на 3
 - автобусных парков уменьшилось на 1.

Метро развивается (как – тоже вопрос), трамвай стагнирует, троллейбус уничтожается, автобус – вообще недостранспорт. Да и тоже стагнирует.



2) Ну ладно. Но, все равно же, наличие метро лучше, чем его отсутствие. И тут, опа, мимо!

Видели ли вы сколько за пределами МКАДа строится спальников? Их безумно много - порой даже сложно представить масштабы бедствия. Но интересная особенность: все эти спальники, как правило, аккурат строятся в пределах 6-7-километровой досягабельности от последнего метро. Метро – это такой фетиш, если оно есть, значит квартиры можно продать дороже (и пофиг сколько на этом метро ехать). А в пробках стоять хочется не всем..
Появление каждой новой станции метро на окраине не сколько решает проблемы этой окраины, сколько отодвигает зону застройки ещё на несколько километров.



Так и что?? Ты хочешь сказать что метро вообще строить не надо?? Вообще обкурился?

Почему же, надо. Но с умом. Метро должно строиться там, где есть поток, который невозможно вывезти другими видами транспорта. Под другими видами транспорта здесь подразумеваются не только убогие автобусы, но и отсутствующий пока в России ЛРТ (лёгкий рельсовый транспорт).

Единственный осмысленный из всех строящихся участков – это Большая Кольцевая линия. Соединение различных радиусов и районов с уже сложившейся застройкой. Увы, второй актуальный участок - соединение двух жёлтых линий, ушёл в архив. Его будут строить "когда-нибудь потом". Всё остальное - вывоз заМКАД-ных муравейников, преимущественно из Новой Москвы. Уже, кстати, почти готово продление Сокольнической линии в Филатово Болото.

При этом, опять же, никто не думает, куда это всё будет выезжать - линии обрываются где-то посередине средней зоны. И если Солнцевская линия, хотя бы, в отдалённой перспективе когда-нибудь придёт в центр, то с Кожуховской и Коммунаровской (а также Рублёво-Архангельской) линиями этого в принципе не планируется - они будут нагружать и без того перегруженные существующие радиальные линии.


Причин всему этому, я вижу две. Первая - Святая Вера жителей в Метро. Это продолжается ещё с советского времени, когда только метрополитены строили достаточно качественно и капитально. Скоростной трамвай, ЛРТ и прочие эффективные транспорты пока недоступны пониманию, хотя их уже даже в Африке активно осваивают. Трамвай до сих пор воспринимается как громыхающее убожество, его никто не хочет, всем давай только метро! Стоимость квартир зависит только от близости к метро, никакой 17 трамвай и близко на него не влияет. В итоге в Бирюлёво и в Северном будет именно оно, вместо предполагавшегося изначально трамвая.


Вторая, более фундаментальная - неправильная постановка целей. Первоочередной задачей любой мэрии должно быть повышение транспортной мобильности населения. На какие показатели ориентироваться если хочешь повысить привлекательность общ. транспорта? Например:
 - общее число пассажиров в ОТ.
 - среднее время поездки.
 - комфорт поездки (сюда входит и качество подвижного состава, и удоство пересадок между разными видами и т.д.)

Вместо этого используется один показатель: число введённых километров метро. Вы можете сами слышать их в отчётах Хуснуллина и мэрии, в целом, сколько они за какой год построили. Они не учитывают насколько новые станции улучшили транспортное сообщение, насколько удобно ими пользоваться, как сократилось среднее время поездки по городу. И не надо - строят ради того чтобы занять стройкомплекс, чтобы осваивать бюджет, а не чтобы решать транспортные проблемы.

И надо помнить, что в знаменателе этих показателей всегда будут деньги и время. Если ставить правильные цели и проводить детальные расчёты, то выяснится, что много где не наберётся поток на метро - скоростной трамвай там по затратам выйдет эффективнее. Где-то, в принципе, оптимальнее разветвлённая сеть ЛРТ, охватывающая 80% района, чем одна линия метро, охватывающая 30%, и ещё менее доступная в силу подземного залегания. Особенно остро это касается концов линий метро. А ещё много где выгоднее бы было построить трамвай СЕЙЧАС, решив, тем самым многие проблемы, чем ждать долгие годы метро.


Например, Солнцевская линия. Не буду оспаривать её нужность, но объективно не было необходимости так быстро её строить, да и ещё тянуть так далеко. Повременив бы на 3-4 года, и на сэкономленные средства реализовать все закопанные в архив трамвайные прожекты, можно было бы улучшить жизнь 2-3 пассажиропотокам этой линии уже сейчас. Да и если бы в том же Солнцево или в Коммунарке вместо метро частично бы построили за те же деньги скоростной трамвай, охват районов быстрым внеуличным транспортом был бы практически полным. Ветка до конечной станции Солнцево, ветка до Саларьево, ветка до Сколково - ну и всё, идеальный район. Аналогично бы можно было протянуть линии в Коровино, Бескудниково и Северный


В общем - мораль: развивать метро надо синхронно с наземным транспортом. Иначе - это все равно что качать в спортзале только мышцы ног, а руками и всем остальным - вообще не заниматься. Так что пока решение транспортных проблем в Москве - это забивание гвоздей микроскопом. Метрополитен по советским ГОСТам - вещь громоздкая и дорогая; по ним он должен, например, строиться как возможное бомбоубежище (что сильно увеличивает цену строительства). Вот такое "бомбоубежище" тянут всюду, куда надо и куда не надо.


promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

Вот мне тоже не нравится это неугомонное клепание новых и новых станций метро в Москве. Не говоря уж про то, что это вызывает лютый баттхёрт у жителей других городов России. Особенно тех, где на развитие метрополитена забили большого болта.

В целом и это да. Но, с другой стороны, другим городам России тем более метро не нужно. С их бюджетами, если бы они следовали описанному тут и грамотно бы транспортную политику проводили, уже бы ездили с ветерком.

Вот есть же нормальные умные люди!
Можно еще добавить, что метро, в отличии от трамвая и ЛРТ, плохо доступно для маломобильных граждан.


Про маломобильных граждан вообще особо никто не думает. Иначе не клепали бы эти внеуличные переходы повсеместно..

Я сужу не как знаток ОТ, а как простой его пользователь. Так вот, мне метро кажется НАСТОЛЬКО более удобным, что при выборе "метро + 2км пешком" или "автобус от двери до двери" я всегда предпочитаю первый вариант. И никакие качества НОТа не имеют значение - ни состояние, ни пробки, ни забитость, ни интервал. Да, возможно это дело в привычке, но плохо представляю, чем бы лично мне такую привычку удалось переломить.

Да, в привычке, которая сформирована высоким контрастом качества одного и остального. И этот контраст из-за своего существования только прогрессирует. Он и в интервалах, и в удобстве использования, и в информировании. В этом то и проблема, и я и говорю, что надо её решать.
Кстати, а в Хельсинках ты трамваями пользовался? Или тоже им метро предпочитал? Там как раз хороший пример когда эта разница в качестве минимальна.

новые шикарные трамваи в Москве, рельсы перекладывают - это называется "трамвай в Москве стагнирует". Хороша стагнация, однако!

О, да, спасибо, что напомнил, что надо ссылку добавить, почему стагнирует.
https://griphon.livejournal.com/399923.html
Потому что трамвай - не только вагоны.

НОТа увы поубавилось местами,хорошо хоть электросамокаты придумали

Велодорожки, кстати, уже выпиливают. Скоро негде на этих самокатах ездить будет.

Прошу прощения, а "ЛРТ" - это что такое? Как расшифровывается?

"Легкорельсовый транспорт". Мне тоже пришлось гуглить по ключевым словам "ЛРТ транспорт". Трамвай, короче )

За "верхнее (наземное) метро" нужно расстреливать.

мне тоже он шпионом показался

А почему, интересно, забили в итоге не соединение двух жёлтых веток? Не хотят под Кремлём рыть, поди?

Меня ещё добивает то, что до сих пор нет перехода с синей ветки на оранжевую и сиреневую. Вот вроде ж напрашивается станция Хитровка в районе Китай-Города. Ведь отличный был бы пересадочный узел Хитровка (синяя ветка) - Китай-Город (сразу оранжевая и сиреневая ветки). Так нет же! Клепают у нас на задворках столицы кучу бесполезных станций вместо того, чтобы в центре построить одну ооочень полезную :(

О том и речь :(
Забили, потому что дорого и сложно. Много не пророешь. Суворовскую тоже не торопятся строить.

Я бы отметил ещё одну важную причину такого "метро-перекоса" - это общественно-политическая: ССС решил в Москве идти по эдакому ньюйоркско-парижскому транспортному сценарию, постепенно выводя весь ОТ (в основном в виде метро) с уличного уровня, чтобы не было конфликтов ОТ с автомобилистами и чтобы для авто было больше места на улицах. Т.е. он пытается исключить конфликт 2 принципиальных транспортных разновидностей, и, соотв., жителей, что для политика, естественно, привлекательная цель. Громоздкость и неэффективность этой схемы (по всем параметрам) его не останавливает, т.к. политическая цель для него явно в приоритете.

Отсюда, например, проекты монструозного БКЛ, хотя ту же задачу можно было бы дешевле и быстрее решить несколькими трам-кольцами, задел под которые есть. Но поскольку мэрия хочет сделать метро единственной магистральной сетью ОТ, то и кольца в этой системе - метрошные, даже там, где необходимого пасс.потока нет (как будет на БКЛ). Правда, надо отметить, что у БКЛ есть также роль по отзеркаливанию нессиметричного МЦК, что важно для равномерности транспортной сетки, но и это можно было решить проще и быстрее, если бы МЦК состоял только из внутреннего, "равноудаленного" от центра кольца (нынешний южный фас МЦК + Алексеевский ход + Митьковский ход), в совокупности с северным МЦК-полукольцом. Тогда бы БКЛ можно было бы сделать только южным полукольцом (сэкономив на времени и стоимости), дотянув ее концы до мест встречи северной дуги МЦК с внутренним кольцом МЦК (т.е. узловые ТПУ в Деловом Центре/Шелепихе и Андроновке/Фрезере). А так неоптимальная схема МЦК + БКЛ за собой притянет еще и малоэффективные в центре МЦД, которые будут использовать кольцевые, по сути, Алексеевский и Митковский ходы, чтобы иммитировать радиалы.

В итоге даже в Париже и НЙ такая схема уже перегружена, и там и там нужна отвязанная от метро радиально-кольцевая (в НЙ - радиально-поперечная) сеть экспресс-трамов, но Москва как будто не замечает их примеров.

Отзеркаливание - ...зеркаливание (рифма известна)
У концепции двух колец со смещенными центрами есть одно крайне очевидное и слабое место: с востока и с запада до любого из них ехать одинаково долго.

Да,вы правы.

(Ананімна)
Новые станции удобны не москвичам,а жителям области.Я живу на ВДНХ,так утром в вагон не влезешь,приходится пропускать несколько поездов.Всё забито приезжими.Ничего против них не имею,но но мэрия должна думать,в первую очередь,об удобствах своих жителей.А на деле выполняют функции губернатора Московской области.

Когда начались разговоры о БКЛ, я наивно полагал, что она пройдёт через Свиблово или Бабушкинскую, разгрузив ВДНХ. Напрасно надеялся!

Очевидно, что большой бизнес здесь имеет немалое влияние. Зачем строить линии в никуда, тогда как есть районы, скажем, на Северо-Западе, которые давно задыхаются без метро. Ответ досрочный: земля вокруг сразу станет золотой, можно очень много поднять. Зачем бессмысленная для города Рублево-Архангельская линия? Ну как же, возить к господам слуг и куртизанок.

Вообще.. это вопрос интересный.. Зачем Москве строить метро за Москву?.. Или под панфары пускать через город сквозные электрички из Дмитрова в Подольск?..
Назвали картофельные поля "Большой Москвой" - и теперь там можно зарыть/отмыть триллионы.. А картофель купить в Израиле..
Вопрос еще один: в Москве нет производства. Уничтожили ЗИЛ, АЗЛК, Войкова, Шарикоподшипник, Фрезер, Станколит, МЭЛЗ, выселили космического Хруничева
и отдали под ту же хищническую застройку.. Кем накачивают Москву? Кто все эти миллионы, которых надо стаскивать с обезлюдивающей России и селить в столице??
Это полностью обвальный, стихийный, хищнический процесс.. Рак Москвы.
Раньше Россия прирастала Сибирью, теперь Сибирь худеет Москвой..
И вообще эти дикие, шарахающиеся в Москве деньги - они высосаны из России.
ПРОИЗВОДСТВО - ТАМ и БАРАКИ - ТАМ. Сейчас еще порушим хрущевки - и России полегчает..

Edited at 2019-01-22 08:17 (UTC)

Строить метро в Москве, конечно, нужно. Никакими трамваями и ЛРТ невозможно вывезти город такого размера. Что бывает, когда роль метро пытаются переложить на трамвай, можно наблюдать на линии Т1 в Стамбуле. Линия трещит по швам с утра до поздней ночи. Очень правильно, что в Москве сразу строят транспорт адекватной провозной способности, на перспективу.

Задача новых линий метро — пересаживать на ОТ жителей дальних окраин. Понятно, что если до ближайшей станции тебе ехать 10 километров на автобусе по пробкам, а потом ещё и давиться в тесных советских переходах, то при первой возможности ты купишь машину и будешь ездить на ней. Другое дело, если новая красивая станция есть прямо у тебя в районе.

Трамваем таких жителей ЖК "Ново-Ебенёво" было бы не привлечь. Во-первых, трамвай объективно медленнее метро. Во-вторых, это лишняя пересадка. В-третьих, трамвай привозит всё на ту же тесную советскую станцию, перегруженную пассажирами. Нет, на машине удобнее.

Ну, сейчас вам напихают ) Вы совершили страшный грех - с разумными доводами и цифрами в руках покусились на Св.Трамвайчики, да еще прямо посреди капища )

А сколько станций метро за последние 10 лет открыто в России?

7 в Петербурге, 5 в Казани, по две в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, по одной в Новосибирске и Самаре.
Итого 18. Примерно столько же, сколько в Москве открыто за год.

Ждёте здравого смысла от как-бы "государственного капитализма"? Несовместимые вещи, ИМХО.

всё просто в час Х у вас будет 15 минут что бы успеть спастись в метро и хорошо если вы рядом проходить будете

Добавлю еще, что появление конечной станции метро сильно усложняет транспортную ситуацию вокруг - теперь туда едет все ближайшее Подмосковье на автобусах и личном транспорте, чтобы дальше ехать на метро в центр.

Ну да, примерно про это я и написал.