?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Паровозное путешествие по цене электрички. Из Бологое в Осташков и обратно
griphon
Белый снег и чёрный дым. А вместе с ними - приятные ностальгичные зелёные вагоны с жестяными маршрутными досками, которые исчезли под натиском корпоративного РЖД-стайла. Занятно, что это, вроде бы, обычный пригородный поезд за 284 рубля. Но тут тебе и дед Мороз и стильные билетики и получасовая экскурсия по музею заповедной Бологое-Полоцкой магистрали в Куженкино, и информационные буклетики.




Начинается наше путешествие в городе Бологое. Том самом, что где-то "между Ленинградом и Москвою". Количество паровозов на квадратный метр (действующих и не только) здесь зашкаливает.
IMG_1075

В Бологое легко приехать из обеих столиц, т.к. куча поездов в любое время суток. С одной стороны. С другой - либо дорогими "сапсанами", либо ночным поездом с высаживанием здесь ранним холодным утром. В общем, гарантированно не выспитесь, стандартное время хода - 4-5 часов. Как вариант - приезжать заранее вечером и ночевать где-то в гостинице. Мы же попали на дополнительные тормозные поезда, которые ползли по 6 часов..
IMG_1122

Паровоз ходит каждую субботу. Но в новогодние праздники назначили несколько дополнительных рейсов, в т.ч. и в Рождество 7 января. Говорят, что 4-го и 5-го был полный аншлаг.
IMG_1310

Ну ладно, перекусили в дешёвой деповской столовой (что находится на главном проспекте за памятником-паровозом) и пошли в кассу за билетами. Там вместе с стандартным чеком нам выдают вот такие картонные билетики с дырочками. "Октябрьская ж.д." в дореволюционной орфографии - зачёт!


В 9.25 под свисток паровоза поезд отправляется. Даже не знаю что больше радует - факт паровоза или старый добрый зелёный цвет вагонов. Без этого набившего оскомину красно-серого РЖД-шного "брендбука". Ну и жестяная доска, которых так не хватает теперь. И эмблемка Бологое-Полоцкой ж.д.



Вот что больше всего потрясает. Вроде обычный пригородный поезд, ну пусть и с паровозом. Но только отправляемся, выходит начальник поезда Ивчин Евгений Андреевич и начинает рассказывать историю строительства Бологое-Полоцкой ж.д. Как появилась, почему, какие места.
IMG_1260

Почему Бологое-Полоцкая? Почему именно ей такое внимание? Линия строилась в начале XX века, причём на французские деньги. Имела, в первую очередь, стратегическое, а не экономическое значение. Всё шло к 1-й мировой войне, и французы заранее проспонсировали строительство ветки в России, по которой будет удобно подвозить к линии фронта боеприпасы. Движение открылось в 1907 году. Линия протянулась от Бологого аж до Седлеца - сейчас это захолустный польский город Седльце недалеко от Варшавы.
IMG_1167

Тем не менее, начало XX века - не самое раннее время железнодорожного строительства. Много на тот момент было уже по всей Российской империи построено. Даже Транссиб и тот уже действовал! Почему же именно Бологое-Полоцкая считается исторической и заповедной?
Наверное потому, что она прошла по глухим лесам-полям, потому что здесь никогда не было интенсивного движения и соответствующей модернизации всего. Потому она и сохранилась, во-многом, в первозданном виде. Особое внимание привлекает архитектура вокзалов и сопутствующих зданий.IMG_1130


Вскоре на сцену выходит..  Дед Мороз. С мешком подарков. Сначала заставляет детей читать стихи и петь песни, а затем и взрослых. Нам хотелось подарков, тоже спели по песенке. :)
IMG_1097

На станции Куженкино получасовая стоянка.
IMG_1107

За это время можно посетить музей и послушать бесплатную экскурсию!
IMG_1215

Много ли вы знаете маршрутов электричек, в стоимость проезда в которых такое включено? :)
IMG_1145

Музей в Куженкино маленький, но вполне себе познавательный.
IMG_1166

Реставраторы попытались сохранить все детали интерьера. Хорошо хоть стало доходить до руководства РЖД насколько всё это ценно.
IMG_1140

Историческое рОсписанiе.


Старые деревянные лавки.
IMG_1158

Всякие стенды с историей и интересными фактами.
IMG_1150


А паровоз, тем временем, поехал заправляться водой. Увы, запасов воды паровоза обычно не надолго хватает - 50-100 км.
IMG_1119

Экскурсоводша показывает всякие прибамбасы, которыми пользовались дежурные и стрелочники чтобы движением по железной дороге управлять.
IMG_1173

Жезловый аппарат. Раньше такие применяли повсеместно, да и сейчас они сохранились. Дежурный даёт машинисту жезл, тот едет с жезлом по перегону и должен отдать его на следующей станции. Схема собирается только с чётным количеством жезлов, поэтому два жезла вынуть не получится. Особенно было феерично если поезд не останавливался на станции - машинист должен был притормозить, а дежурный разбежаться, чтобы передать ему жезл. Участок от Кувшиново до Соблаго, если верить вики, до сих пор работает по такой схеме.
IMG_1178

Попробовал себя в роли дежурного. Не похож, слишком волосат..
IMG_1187

У жены лучше вышло. :)
IMG_1188

Схема участка.
IMG_1192

В Куженкино сохранился целый комплекс исторических зданий. Водонапорная башня, казармы, керосиновый ангар, багажное отделение. Всё это можно осмотреть.
IMG_1207

Здесь и старые документы сохранились. Раньше в поездах как в самолётах, весь багаж сдавали в багажный вагон. Отсюда и известный стих Маршака "Дама сдавала в багаж..", который экскурсоводша не преминула вспомнить..
IMG_1210

Стрелка с флюгаркой. Тут она, почему-то в виде музейного экспоната, но точно известно, что полно таких используется не только на этой заповедной ветке, но и, например, на магистрали "Москва - Рига". У нас на даче в Жижице только такие и были, не знаю как сейчас.
IMG_1223

Попытка перевести стрелочный перевод. "А ведь стрелочницами работали, в основном, женщины"..
IMG_1230

Едем дальше. Станция Баталино. Построена в том же стиле. Такое же здание у станции Фирово. Действительно, линия - разнесённый на несколько сот км памятник архитектуры.
IMG_1240

Станция Фирово. Немного попроще, без башенки.


Увы, не всё так радужно. Многие станции снесены и здесь, несмотря на заповедный статус. Так несколько лет назад исчезло историческое здание вокзала Горовастица и веерное депо в Торопце. Под угрозой находится здание вокзала Бологое-Полоцкое.


Абсурд, конечно, но таковы реалии. Спасибо активистам, что борятся за спасение уникальной архитектуры.
IMG_1113


Ветка становится всё более и более глухой. Она и раньше была довольно малолюдной - всё больше леса да болота вокруг. Но сейчас немногочисленные посёлки и деревни вымирают, люди из-за отсутствия работы уезжают. В Горовастице было 48 жилых домов, сейчас осталось - 2 (ещё несколько имеют сезонный статус). В райцентре Фирово, где жило 3 тысячи человек, осталось около 2. Закрываются заводы, охотохозяйства, больницы, работы нет, делать нечего. Большинство станций давно не действует.


В самом Бологом жизнь даёт только железная дорога, благо это крупный узел; все остальные заводы-комбинаты развалены. Жительница села Святое что около Чёрного Дора, долго ругалась на то, как предприятия закрываются одно за другим. Пока только леспромхозы действуют, за их счёт только и живут районы.
IMG_1279


Хоть ведёт поезд паровоз, сам же вагон изнутри вполне обычный и современный. Только постоянные свистки и запах угля выдают того, кто нас тянет. Ход довольно плавный, не знаю как у них это получается.
IMG_1281

Ну и ещё постоянно облака пара за окном. :)
IMG_1274

Мыло в туалете матёрое, конечно.
IMG_1286

Поезд "Бологое - Осташков" - это часть маршрута "Бологое - Великие Луки". Ездил тут, кстати, 3 года назад, тогда ходил РА-2.


Теперь же ходят обычные вагоны. До Осташкова с паровозом, далее до Великих Лук - с обычным тепловозом. Обратно - также. Как раз в Осташкове происходит скрещение (а не в Пено, как раньше), и локомотивы обмениваются вагонами. В обычные дни всё тянется одним тепловозом. А по понедельникам и средам вообще поезд следует только до Осташкова. При этом сами вагоны все равно идут до Великих Лук и от них, но никого не берут. Даже рабочих.
IMG_1246


Маршрут уже стал довольно популярным у туристов. Видите выше на фото с экскурсии сколько на ней человек? Людей, которые специально приехали сюда из Москвы или Питера, чтобы на этом паровозе прокатиться. Но местых, которые регулярно этим поездом пользуются, тоже довольно много. Ездишь ты из села в райцентр за покупками, а тебя везёт паровоз, прикольно же! Интересно, как они это воспринимают? :) Экскурсию, лекцию и т.д.
IMG_1270

МТППК специально наняло начальника на этот двухвагонный пригородный поезд. Обычно тут обходится проводницами. У Ивана Андреевича задача, в основном, просветительская - рассказать про железную дорогу, про историю, порекомендовать посетить музей и раздать буклетики. А так работает Иван Андреевич преподавателем ОБЖ в железнодорожном колледже в Бологом.
IMG_1295


Сам паровоз, конечно, великолепен. Я думал, что будет какой-нибудь старый чёрный закоптелый, но нет. Специально под регулярный маршрут запустили отреставрированный в 2017 на Тихорецком заводе паровоз серии Су (сормовский). Произведён он, кстати, в Горьком на заводе Красное Сормово, в 1948 году. Одна из самых последних и передовых моделей.
IMG_1111

Известно, что паровозная бригада состоит из трёх человек. Помимо машиниста и помощника - это ещё и кочегар, который отвечает за бесперебойное обеспечение топки паровоза углём. Вообще, управлять паровозом, это реально искусство. В котором требуется слаженная работа троих человек.
IMG_1407

Пока паровоз ходит раз в неделю, но с мая его собираются уже 2 раза в неделю запускать.
IMG_1299

До Осташкова от Бологого паровозный поезд идёт 3,5 часа. Это несколько дольше, чем в обычные дни, но незначительно. В самом Осташкове у вас есть 2 часа погулять, после чего паровоз отчаливает обратно.
IMG_1325

Мы хотели погулять по Осташкову подольше, и, чтобы попасть домой в тот же день вечером, уехать в Торжок или Тверь на автобусе. Однако в кассе выяснили, что билеты все на день вперёд раскуплены. И если мы не сядем на паровоз обратно, то рискуем остаться в Осташкове на ночь. Ну не больно то и хотелось этими автобусами пользоваться. А паровоз - он же такой хороший!
IMG_1303

На обратном пути - тоже краткий экскурс в историю от Ивана Андреевича и подарки от дедушки Мороза за стихи и песенки!
IMG_1099

Однако экскурсии по музею уже нет. Равно как и получасовой стоянки в Куженкино. Вместо неё - 10-минутная стоянка в Фирово.


Напоследок, снова сказочные переводы от rzd. Сколько над ними не прикалывайся, они никогда не перестанут нас ими радовать.


С новым годом вас и Рождеством. Попутных паровозов вам в новом 2019 году! А так, приезжайте сюда если ещё не ездили.
IMG_1411







ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

Featured Posts from This Journal


promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

Очень позитивно, спасибо!
Надо будет выбрать свободные выходные.


>>Попробовал себя в роли дежурного. Не похож, слишком волосат..

Кепка как-то на макушке сидит:)

Сила!Репортаж Хорош.
Я даже Вас с други другом спутал-он у нас по поездам-паровозам)

Интересно, в Куженкино внутренняя планировка вокзала такая же как в Чёрном Доре? Ибо что меня там удивило - количество помещений. А вокзальчики-то совсем небольшие.

В Доре какой-то совсем другой вокзал, простенький.

В Фирово вокзал без башенки, судя по всему, из-за того, что её во время войны посекло осколками снаряда, который рядом упал

Какие симпатичные станции и как особенно убого на их фоне выглядит новая айдентика ржд. Глаза себе хочется выколоть. Мелко, вычурно, казенно и совершенно неуместно. Она может быть хороша сама в себе, но на местности это мертворожденный зверек, от цвета до шрифта.

Ага, согласен. Мне сначала, как только они появились, эти таблички показались довольно стильными. Серый фон, белый цвет, аккуратное дублирование латиницей. Но то, с каким напором эти таблички стали везде где ни попадя пихать, только отвращение к ним вызывать стало.

Бологое не склоняется. Местные бы вам интеллигентно высказали за это :-(

Бологое, разумеется, склоняется по образцу прилагательных среднего рода, как и сотни других подобных топонимов. Мнение местных жителей здесь, извините, не ценнее, чем мнение представителей одного братского народа по поводу предлога.

Ну вы и фанат железных дорог :)

А интересно, кроме этого Су другие паровозы там засвечивались?

Круто. В Фирово автобусное расписание не фоткал?

У вас девятая фотка съехала

Здорово. Хорошо придумали.

А какие дороги в Бологое - оооо...

"годен для проезда, но не является проездным документом" - это просто вся россия в одном фото