Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Праздник "Банитис" или 115-летие узкоколейки Гулбене - Алуксне.

Узкоколейка "Гулбене - Алуксне" - место достаточно своеобразное. Как классическая постсоветская узкоколейка она сохранила практически все свои атрибуты душевности и умиротворённости. В самом деле, сев на миниатюрный вагончик ПВ-40 в Гулбене, испытываешь практически те же ощущения, как на лесовозной ветке где-то в Архангельской или Кировской области. Те же бескрайние пустоши влево и вправо, глухие леса, и две неуверенные уходящие вдаль железные линии..
С другой стороны, нахождение в Евросоюзе как-то обязывает с уважением относиться к любому культурному и историческому наследию. В следствие чего, эта атмосферная 30-километровая ветка стала своеобразной "достопримечательностью" Латвии. И, в том числе, для поддержания работоспособности, 4 раза в год тут проводят весёлые праздники. Один из которых  "Банитис" - собственно день рождения этой узкоколейки.
IMG_0592




Я уже был на этой узкоколейке почти ровно 10 лет назад. Тогда это была, кажется, вторая УЖД в моей жизни после Алапаевской. Не написал тогда, увы, отчёта, хотя как раз в те годы и занялся подобной практикой. Нет, всё-таки, написал! Вот тут! Именно тогда меня впечатлило то, насколько узкоколейная латвийская глубинка идентична российской. Да и как бы могло быть иначе?
IMG_1025


Грустный одинокий вагончик с не менее одиноким локомотивом - всё по фэн-шую (фото 2008 года).


Тем не менее, различия ощущаются. Всё-таки, из узкоколейки стараются всеми силами делать туристический объект даже и в обычные дни. Тут можно и в депо на экскурсию сходить, и переночевать в вагоне ЦК Компартии, и много чего ещё. Даже сама схема линии стала эдаким "символом".
IMG_0831

Какой роскошный спектр услуг предоставляют, а? Спасибо, но я знаю множество мест, где можно совершенно бесплатно таким сервисом воспользоваться :)


В принципе историю и справочную информацию о линии, вы можете из вышестоящего кадра и прочитать. День рождения узкоколейки, или праздник "Банитис" проводится в первые выходные сентября. Сопровождается массовыми гуляниями, песнями и танцами, катанием на паровозе и так далее. Помимо этого, весёлые мероприятия проводятся ещё три раза в год.
IMG_1007

По каждому такому поводу, несколько раз в год из Риги отправляется специальный поезд до Гулбене.
IMG_0339

Регулярное движение поездов туда несколько лет назад отменили, и теперь доехать до Гулбене по железке - уже само по себе праздник. Вот такой кадр на Риге-Пассажирской увидеть многого стоит.
IMG_0353

Заполняемость поезда неплохая. Все едут на мероприятие.
IMG_0358


По прибытию в Гулбене нас встречает праздничный плакат c расписанием праздничного поезда. По программе состав с паровозом отправляется в 13 часов от Гулбене и стоит по 15-20 минут на разных станциях, где происходят всякие увеселительные события.
IMG_0421

Обычно поезд доезжает за полтора часа в одну сторону. Кстати, ошибка в русской надписи кочует по всем станциям.
IMG_0860

Стильные тётушки продают билеты.
IMG_0598


Бронировать надо было заранее, сейчас уже билеты продавали по списку. Когда я пришёл, с грустью выяснил, что мест больше нет, но мне предложили подойти попозже.
IMG_0579

Я уж приготовился морально никуда не ехать и снимать видео отправляющегося паровоза. Но в итоге в последний момент перед самым отправлением тётушки продали стоячий билет без места. 10 евро туда-обратно. Можно было в одну сторону за 7, или до ближайшей станции Стамерьене за 5 (7 туда-обратно). В принципе, практически стандартная цена для этого поезда - в обычном режиме он стоит лишь чуть-чуть дешевле.
IMG_0424

Но пока есть время, можно погулять по станции, насладиться праздничной атмосферой. Так вот прямо у станции проходит праздничный концерт. Собрался, похоже, весь город.
IMG_0429

Надо сказать, музыканты собрались просто великолепные! Профессионалы, и жгут по-полной. Очень высокий уровень для праздника регионального формата.
IMG_0532

Сегодня можно походить по депо, и бесплатно послушать экскурсии.. Классический узкоколейный тепловоз ТУ-7А - завсегдатай большей части постсоветских узкоколеек..
IMG_0438

Посмотреть разные плакаты с историей узкоколейного локомотивостроения.
IMG_0454

И историю единственного на узкоколейке паровоза. Того, что нас повезёт.
IMG_0458

Интересная у него история. Произведён в Постдаме в 50-х годах, работал долго на Украине в депо Вапнярка. Выкуплен и восстановлен Латвией несколько лет назад.
IMG_0595

Катание на дрезинах. Редкая модификация с колесом.
IMG_0477

И вот такие, более традиционные.
IMG_0564

Поворотный круг
IMG_0547

При желании, можно и его поповорачивать.
IMG_0557

Далеко уехать, правда, не дают. А то интересно было бы скататься до следующей станции на "пионерке".
IMG_0567


Есть в депо в качестве экспоната неузкоколейный вагон ЦК компартии Эстонской ССР.
IMG_0490

Как известно, всю Прибалтику (включая Калининградская область) обслуживала одна Прибалтийская железная дорога. Узкоколейка, кстати, была её частью.
IMG_0492

Здание вокзала Гулбене обычно закрыто. Но сегодня в него можно зайти, в нём проводятся разные активности для детей.
IMG_0583


IMG_0586

Праздничный поезд состоит аж из пяти вагонов! Два польских "павафага", и ещё три классических "демиховских". Тех самых, которыми полны почти все российские узкоколейки.
IMG_0982


Внутри вагона Pawafag. Сохранилось множество русских надписей.
IMG_0863

IMG_0649

И вот, торжественный момент! В 13.00 праздничный паровоз отправляется.
IMG_0911

Ещё один оркестр у вокзала провожает поезд.
IMG_0589

Целый час едем Первая станция Стамерьене..
IMG_1037

Основные торжества проходят в Гулбене и здесь. Поэтому безумно много народу.
IMG_0638

Тут ярмарка ремёсел и не только.
IMG_0633

Многие участники праздненств приехали прямо сюда и не ездили на паровозе. Зато у них всех была возможность заснять поезд в динамике. Часть приехала на поезде, и тут же осталась. Обратно планировался ещё и бесплатный автобус.
IMG_0635

Полевая кухня :)) Очень хотел подзакусить, и даже не жалко было денег, но поезд уже отправлялся. В последствии оказалось, что воздержаться от покупки еды здесь было правильно.
IMG_0639

Едем дальше
IMG_0655

Следующая станция Калниера. Тут фолклорные ансамбли проводят всякие пляски.
IMG_0677


И, что самое главное, угощение!
IMG_0680


Наливают вино всем желающим!
IMG_0682

А рядом арбузная тётенька в арбузной палатке угощает арбузами.
IMG_0727

Народные латышские танцы (под русскую попсу)
IMG_0686

Убранство станции Калниера. Тоже раз в год можно оценить (в остальное время просто некогда останавливаться).
IMG_0723

Следующая станция Парарде.
IMG_0747


Здесь угощения ещё более обильны! Если в Калниере были лёгкие закуски, то тут тебе и бутерброды и пироги. И сок вместо вина. "За чей счёт банкет?".
IMG_0738

Юношеский духовой оркестр. Когда-то я в похожем играл. Но не так хорошо, как вот они.
IMG_0756


Затем концерт продолжился прямо в вагоне! Латышские народные песни под гармошку.
IMG_0800

Маленький полустанок Вейини. Здесь ничего не происходит.
IMG_0806


И вот прибываем в Алуксне! Здесь нас встречает заждавшаяся толпа
IMG_0819

Флажочек не желаете?
IMG_0827


Множество людей. Всё Алуксне пришло. Здесь уже свои концерты, свои ансамбли выступают.
IMG_0829

И фольклорный мужик
IMG_0835

Ещё один народный ансамбль в первом вагоне.
IMG_0854


Поехали назад
IMG_0899

На переезде нас активно снимают
IMG_0917

Традиционные узкоколейные виды. Наверное, в данном празднике больше всего и впечатляет контраст между его многочисленностью и их умиротворённостью. То тут толпы людей, то - тишина и вообще никого на .. ну если не десятки километров, то на километры.
IMG_0955

Брошенная станция Умерньеки. Кстати, в старом отчёте нашлось фото с замазанным русским названием.
IMG_0966


На обратном пути схема повторяется. Угощения, оркестры..
IMG_0991

В этот раз добавились супчики
IMG_0985

Под песенки и гармошку от артистов, сопровождавших нас почти всю дорогу, мы благополучно в заполненном вагоне вернулись в Гулбене.
IMG_0703

В следующий рейс поехал уже обычный состав с тепловозом. В нём на три вагона ехало всего несколько человек.. Праздник закончился, гости разъехались, узкоколейка быстро вернулась в своё обычное состояние. Специально для блюстителей атмосферности и душевности.
IMG_1064

Мы же сели в обратный ширококолейный поезд, который вскоре укатился в сторону Риги.
Кстати, дизель в Гулбене - уже тоже сам по себе уникальный кадр
IMG_1071

В общем, я остался безумно доволен. Праздник, где есть всё, что нужно для счастья: музыка, еда, железная дорога, и, конечно же, хорошая погода! Определённо, такие мероприятия повышают интерес к узкоколейке, тем самым повышая её шансы на выживание.
IMG_0968

Другой вопрос, что так пиаря Гулбене-Алуксне, латвийские власти совершенно забывают и об остальных линиях, как узкоколейных, так и обычных. Со времён независимости дофига всего было тупо закрыто, включая окрестности того же Гулбене. Есть и несколько других действующих узкоколеек, где подобных мероприятий и какой-либо раскрутки в принципе не проводится. Да что уж говорить, если 10 лет назад до самого Гулбене можно было каждый день доехать, а теперь только 4 раза в год? А до соседней Мадоны - только 2 раза в неделю.
IMG_0460

Тем не менее, был бы очень рад если бы так же раскручивали и наши узкоколейки. Про Банитис знает вся Латвия. И приезжают сюда не только со всей Латвии, но из соседних Литвы, Эстонии, России (в моём вагоне, кстати, ехала эстонская семья, забавно было наблюдать, как латышские певцы и железнодорожники с ними общались по-русски. Мне вобще всегда это нравится. :) ). Знаю, что у нас нечто подобное проводится в Тёсово, но, всё же, там это всё держится на энтузиазме волонтёров.
IMG_0617


Ну и для более детального понимания атмосферы - видео :)







ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ
Tags: Гулбене - Алуксне, Латвия, Узкоколейки
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • УЖД "Гулбене-Алуксне"

    Неделю назад довелось прокатиться по единственной узкоколейной ж.д. Латвии (а возможно и всей Прибалтики) "Гулбене-Алуксне". В отличии от своих…

  • Тёсовская узкоколейка - первый в России музей УЖД на действующей линии

    Побывал таки в эти выходные на легендарной Тёсовской узкоколейке что в Новгородской области. Я много про это место слышал, но оно по приезду все…

  • Узкоколейка «Гайворон – Рудница»

    Узкоколейка «Гайворон – Рудница» в своём роде уникальная. Обычно же узкая колея начинается от широкой и ведёт в совсем несметную…

  • УЖД «Шибаньси», Китай

    Уникальнейшая узкоколейка с действующими паровозами сохранилась в Китае на юге провинции Сычуань. В то время, как подобные линии если где ещё и есть,…

  • Чурсья. Жизнь по ту сторону цивилизации

    Широка страна моя родная, много в ней всего. Москва с Кремлём, ВДНХ, небоскрёбами Москва-сити, Питер с мостами-дворцами, Грозный с большой мечетью,…

  • Апшеронская УЖД под дождём

    Пожалуй, самая красивая узкоколейка на территории России, сообщением "Черниговская - Шпалорез", более известная, как Апшеронская узкоколейка.…

  • УЖД Mocăniţa в Vişeu de Sus

    Расскажем ещё об одной узкоколейке необычайной красоты, расположенной в Карпатах. Речь идёт о лесовозно-туристической линии, начинающейся в…

  • УЖД Боржоми - Бакуриани

    Одна из самых красивых и самых уникальных узкоколейных линий бывшего СССР с кодовым названием "ББ" (Боржоми-Бакуриани) Альбом: УЖД Грузии…

  • Алапаевская узкоколейная железная дорога

    Настало время рассказать, с чего вообще всё началась идея такой поездки. Примерно года полтора назад я стал интересоваться таким редким явлением, как…

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Featured Posts from This Journal

  • УЖД "Гулбене-Алуксне"

    Неделю назад довелось прокатиться по единственной узкоколейной ж.д. Латвии (а возможно и всей Прибалтики) "Гулбене-Алуксне". В отличии от своих…

  • Тёсовская узкоколейка - первый в России музей УЖД на действующей линии

    Побывал таки в эти выходные на легендарной Тёсовской узкоколейке что в Новгородской области. Я много про это место слышал, но оно по приезду все…

  • Узкоколейка «Гайворон – Рудница»

    Узкоколейка «Гайворон – Рудница» в своём роде уникальная. Обычно же узкая колея начинается от широкой и ведёт в совсем несметную…

  • УЖД «Шибаньси», Китай

    Уникальнейшая узкоколейка с действующими паровозами сохранилась в Китае на юге провинции Сычуань. В то время, как подобные линии если где ещё и есть,…

  • Чурсья. Жизнь по ту сторону цивилизации

    Широка страна моя родная, много в ней всего. Москва с Кремлём, ВДНХ, небоскрёбами Москва-сити, Питер с мостами-дворцами, Грозный с большой мечетью,…

  • Апшеронская УЖД под дождём

    Пожалуй, самая красивая узкоколейка на территории России, сообщением "Черниговская - Шпалорез", более известная, как Апшеронская узкоколейка.…

  • УЖД Mocăniţa в Vişeu de Sus

    Расскажем ещё об одной узкоколейке необычайной красоты, расположенной в Карпатах. Речь идёт о лесовозно-туристической линии, начинающейся в…

  • УЖД Боржоми - Бакуриани

    Одна из самых красивых и самых уникальных узкоколейных линий бывшего СССР с кодовым названием "ББ" (Боржоми-Бакуриани) Альбом: УЖД Грузии…

  • Алапаевская узкоколейная железная дорога

    Настало время рассказать, с чего вообще всё началась идея такой поездки. Примерно года полтора назад я стал интересоваться таким редким явлением, как…