?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Электробусы здорового человека в Питере. И пусть Москве будет стыдно!
griphon
Собянинская пропаганда нас уже несколько лет усиленно убеждает в том, что троллейбусы - это невыгодно, неудобно и прошлый век. Что весь мир переходит на электробусы, а в России нормальные троллейбусы вообще делать разучились. Что контактная сеть дорогая, портит вид улиц, а реконструировать её стоит миллиарды денег. Поэтому если и покупать электробусы, то только те, что заряжаются на конечных станциях.

ВНЕЗАПНО оказывается, что за удачным примером использования троллейбусов с увеличенным автономным ходом не надо ехать в Швейцарию или Австрию. Не обязательно плыть через океан чтобы увидеть как могут успешно работать российские рогатые там, где нет проводов. Всё это успешно реализовано ... в городе Санкт-Петербурге.




По сути, "троллейбус с увеличенным автономным ходом" и "электробус с динамической подзарядкой" - понятия тождественные. Суть простая - машина имеет батарею, позволяющую двигаться без внешнего питания порядка 15-20 км, и заряжающуюся от троллейбусной контактной сети.


С учётом того сколько в российских городах осталось действующих и не очень троллейбусных проводов, такие электробусы были бы для всех них оптимальным решением. Кстати, подобный трюк с терминологией общественность пыталась провернуть в Москве, предлагая транспортным властям рассмотреть вариант динамической подзарядки. Но, увы, он не прошёл - Москва будет пока закупать только статические электробусы со всеми вытекающими..


Но вот Северная столица пошла по своему особому пути. 12 декабря 2017 года впервые было запущено движение таких электробусов на 23-м маршруте, а сейчас летом 2018-го года таких маршрутов уже пять.


Троллейбусы с увеличенным АХ позволяют делать следующие вещи:
1) снимать контактную сеть, там, где она мешает чему-либо, без прекращения движения.
2) продлевать действующие троллейбусные маршруты в районы, где нет контактной сети.
3) переводить автобусные маршруты, проходящие большую часть пути под проводами, на троллейбусы.



В Питере пока используют только первые два пункта. Так, вышеупомянутый 23-й троллейбус был направлен вместо метро "Старая Деревня" в новый недавно построенный район вдоль Богатырского проспекта. Общая длина автономного участка около 5 км.


Следующий маршрут №2 был продлён в тот же район по параллельной улице - проспекту Королёва. Не очень понятно зачем такая странная трасса - логичнее тогда уж было бы его к той же Старой Деревне перенаправить. Но что есть то есть.


Как-то совершенно невероятным кажется, что в новых районах с красивыми современными домами ходят троллейбусы. Почти нигде в России старые троллейбусные линии туда не продлеваются. Только автобусы и маршрутки. Рогатые же ходят обычно только там, где ходили в советское время.



Следующий маршрут 12-й - временный. Пущен на период ремонта трамвайной линии на проспекте Авиаконструкторов. Вот видите, как удобно - вместо одного электротранспорта запускается другой. Не автобусы.


Следующий маршрут - единственный, который используется по 1-му пункту. Он не продлевался, на его части была снята контактная сеть. Это знаменитый 17-й: "Казанский собор - улица Костюшко". Провода непосредственно у Казанского собора были сняты - мечты "о чистом небе" витают и у здешних чиновников.


Но это никак не повлияло на движение троллейбусов, в отличие от варварских реконструкций "Моя улица" в Москве.


И, наконец, 5-й маршрут - 41-й. Если большинство электробусов ходит в районе Комендантского проспекта, то этот - в совершенно противоположном конце города. Был продлён от конечной "Площадь Героев" до элитного района "Балтийская жемчужина".


Несмотря на то, что по схеме автономный участок не очень большой, электробусы отцепляются от сети намного раньше - на пересечении с улицей Десантников, и следуют дальше по Ленинскому проспекту до бывшей конечной, где и сворачивают на проспект Героев.


Это связано с тем, что изначально планировалось перенаправить маршрут на параллельную улицу Маршала Захарова, для чего и были поставлены в нужном месте штангоуловители. Таким образом, без под зарядки рогатые проезжают 11 км!


Вслед за троллейбусом, кстати, продлилась и одноимённая маршрутка. К сожалению, пока Питер от них окончательно не избавится. Но их стало визуально заметно меньше.


Автономного хода у машин первой поставки хватает на 15 километров, а у остальных - на 20. При этом по условиям гарантии троллейбусы не должны ходить по маршрутам, где батареи бы разряжались больше, чем на 50%. Поэтому длины автономных участков пока не очень большие: от 3 до 10 км. Зато проблем с разрядкой практически не случается.


Всего в город поступило около сотни электробусов "Мегаполис" производства завода ТролЗа в Энгельсе, и ещё 25 "БКМ-ов", которые пока ходят на обычных маршрутах.


Опускание и подъём штанг осуществляются прямо из кабины водителя. Занимают оба процесса меньше минуты. Можно посмотреть их внизу на видео: при установке штанги сначала прижимаются к троллейбусу, держалки отщёлкиваются, после чего штанги начинают медленно подниматься. Обратный процесс аналогичен: штанги, опускаясь, прижимаются к троллейбусу, держалки защёликаются, после чего штанги опускаются и включается батарея.


Для подъёма используются специальные вот такие "шапочки", называемые "штангоуловителями". Для этого водителю необходимо правильно расположить под ними троллейбус.


Если по улице проходят другие маршруты, то "шапочки" вешаются на специальные параллельные провода, чтобы электробус не задерживал коллег. Подцепился и по стрелке выезжаешь на общую линию. Расположены "шапочки" сразу после остановок, чтобы в случае проблем с постановкой штанг сзади идущий транспорт смог подъехать и отъехать.


Конечно, периодически бывают проблемы: обязательно какой-нибудь дятел в зоне постановки штанг припаркуется. Сложно его в этом винить - он, наверное, и не догадывался бы. Дептранс мог бы бы и какую-нибудь яркую табличку повесить, и место на асфальте покрасить, чтобы это было заметно. В таких случаях водитель должен выходить и ставить штанги вручную.


Так вот этот кадр припарковался формально перед штангоуловителями. Но троллейбус вынужден бы был его объезжать, и не смог бы правильно спозиционироваться. В итоге он забил и со сложенными рогами на автономке умчался дальше по маршруту.


Но, в целом, технология на всех 5 маршрутах работает стабильно. И сами троллейбусы комфортные, с кондиционером.


Зарядками и вай-фаем.


Кстати, в самих машинах на схемах они называются именно "электробусами". Повторюсь, что разницы в данном случае никакой.


По словам кондукторов, да и по личным наблюдениям электробусы на автономных участках сразу становятся резвее и живее. Порой даже маршруткам за ними сложно становится угнаться.



То, что традиционно мешает троллейбусу, устранено. Можно и в третий ряд при необходимости вырулить, и любую парковку объехать.



По сути на дороге это становится таким "автобусом" с электрическим двигателем.


На остановках маршруты этих троллейбусо-электробусов указаны вот так - как троллейбусы с розеточкой. Невероятно наблюдать такие остановочные трафареты на улицах без контактной сети.


Да как и сами троллейбусы. Вот глядя на эту улицу никогда не подумаешь, что вот тут они могут ходить. Представляю, какая эйфория, когда видишь "рогатых" на тех дорогах, где их раньше не было, и не планировалось. Сразу меняется "характер" такой улицы.


Таким образом, мы видим, что Питер пошёл по самому здравому пути из всех возможных: максимально эффективное использование имеющейся инфраструктуры и современных технологий.



В планах в ближайшее время продление ещё трёх маршрутов: 16, 18 и 43. Впрочем, идей по продлению действующих троллейбусов полно, говорили и про 5-ку и про 22-й, и про многие другие. Действительно - с появлением таких машин открывается некая новая реальность, когда можно перестать мыслить имеющейся контактной сетью. Из "жареного" - заезд рогатого на Канонерский остров. Надеюсь, что до 3-го пункта, до перевода автобусных маршрутов на электробусы, тоже дойдёт.


В общем, видим, что в отличие от мифических московских электробусов, которых уже года 4 как обещают, и которых до сих пор не существует, питерские вполне себе успешно работают. Будут ли также работать московские, если, всё же, появятся - большой вопрос. Тестовые образцы пока постоянно разряжаются на не самых длинных маршрутах..


Редкий случай, когда реально Москва может позавидовать Питеру (обычно в плане транспорта и состояния города бывает, всё же, наоборот). Но мы завидовать не будем, а лучше порадуемся за петербуржцев и пожелаем от всей души им удачи в данном деле и не сворачивать с намеченного курса. Надеюсь, что у них всё получится, что и у нас в Москве, и в остальных городах такие электробусы когда-нибудь появятся!


И видео подъёма-опускания штанг и всякой езды.







ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

Featured Posts from This Journal


promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Круто и не может не вызвать всяческого одобрения. Остаются вопросы

1. Экологическая «цена» батарей
2. Почему бы не сделать участки подъема штанг прямо на остановках и по длине всей остановки - так не надо будет терять время на постановку штанг. Снятие штанг должно происходить вообще почти мнгновенно.

Так написано почему. Чтобы не заставлять другие троллейбусы и автобусы ждать если вдруг что пойдёт не так.

ТролЗа - молодцы! Маск отдыхает)
Предлагаю приделать к ним пантограф и выдвижные стальные колёсные пары. Чтобы ещё и по трамвайным путям кататься)
Да чего там! Сделать стальные колёса раздвижными и установить токосъёмник с контактного рельса. Тогда и в метро можно и на ЖД.

да и белорусы молодцы. АКСМ-321, казалось бы, старый приятель, а вот тебе и новые модификации. И с батареями, и с дизелем, разве что дуобуса с двойной трансмиссией нет.

Видел сегодня на невском у восстания парочку. Под проводами, но с опущенными рогами. Не знаю, правда, какой маршрут был.

> Обязательно какой-нибудь дятел в зоне постановки штанг припаркуется. Сложно его в этом винить - он, наверное, и не догадывался бы.

Сложно винить человека, припарковавшегося в полосе для ОТ? Да у него права нужно отобрать на пару месяцев, чтобы головой думал в следующий раз!

Тут вопрос в правоприменительной практике. Увы, в Питере на соблюдение полос ОТ вообще болт положили. В итоге у водителей стойкое ощущение, что парковаться там в принципе можно. А уж то, что одно из этих мест - точка постановки штанг для троллейбусов - ну так вышло.

Что контактная сеть [...] портит вид улиц

Этот аргумент особенно вставляет, если посмотреть на то диснейлендовское дерьмо, которым увешали реконструированные улицы в Москве (Рождественка, Большая Дмитровка....) — за ним не только архитектуры, но и неба на видно.

Что до тихоходности традиционного троля — поищите на ютюбе видео лионского троллейбуса, которые носятся аки бешеные антилопы. :)

Вот и и удивлялся всё время, когда ты у себя в блоге громил электробусы в Москве. Думаю, наоборот - очень ведь хороший вид транспорта! А оно вона как - у вас они только заряжаемые на станции, а потом едут вообще без проводов.

И да, поправка: Балтийская Жемчужина - вполне себе обычный, не элитный район :)

Да, электробусы электробусам рознь :))
Я бы и против этих статических не был, если бы их вместо автобусов собрались пускать.

> Балтийская Жемчужина - вполне себе обычный, не элитный район :)

А выглядит модненько так.

Вот как здорово и современно, и ничего выдумывать с мифическим подвижным составом не стали, как столица пытается.


Машины БКМ бывают разные.
В Витебске ходят такого типа, как ваш пример в Питере (с рогами и батареей, которая заряжается на ходу), а в Минске - электробусы с суперконденсаторами и пантографом (уже двух моделей).

Не слишком понятно почему должно быть стыдно. Питер взялся протестировать - молодцы, остальные посмотрят как и что получится. Получится хорошо возьмут на вооружение, плохо, не подходит - придумают что-то другое.
Полгода это крайне небольшой срок для тестирования, не бегите впереди паровоза.

Какая-то реверсивная у вас логика - нормальных электробусов, которых хватает на всю дистанцию поездок, в Мск еще никто не видел, идет вялое тестирование, а тролли уже выпиливают - и это норм, а в Питере на основе уже существующей сети за счет батарей подключают новые районы - и "не бегите впереди паровоза, пол-года - это малый срок"

В Москве, судя по всему, решили высвободить электрические мощности за счет уничтожения тролля. Для всяких реновационных и прочих строительных целей. Поскольку в Питере центральные районы в архитектурно-строительном смысле гораздо лучше охраняются, то там и невозможно такое масштабное новое строительство, как в Мск, из-за чего тролль там оставили в покое и даже развивают.

Таким образом, мы видим, что Питер пошёл по самому здравому пути из всех возможных
Самый здравый путь - это всё же продление контактной сети классического троллейбуса в новые густонаселённые районы. Троллейбусы с УАХ - это всё же скорее для замены автобусов на каких-то малодеятельных участках, где строительство КС нецелесообразно. Типа маршрутов в ближайшую деревню в Нальчике и Туле.
И потом не вы ли недавно писали про трамваи, что новый модный ПС без развития инфраструктуры - это вовсе не гарантия сохранения сети? А тут вот для троллейбусов ИМХО ещё большая опасность кроется...

Ну всё-таки в данном случае есть важное отличие от ситуации с витязами - оптимизация (в самом хорошем смысле) существующей сети под современные реалии. Что позволяет троллейбусу быть более востребованным.

К слову, в Праге всё-таки решили, что электробус с динамическим зарядом - это троллейбус, так что с первого июля официально есть один троллейбусный маршрут номер 58.

  • 1