?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Flag Наступны запіс
Трамваи нового поколения "Витязь". Вагоны купили, а "ездить" не купили
griphon
Большинство из москвичей наверняка уже заметили как на московских улицах становится всё больше и больше стильных трёхсекционных трамваев. Многие наверняка уже прокатились и остались довольны. Уже в Москве около 180 вагонов, а всего до конца следующего года их будет 300 (и плюс ещё - 70 польских "пес" на северо-западной сети). И потом закупки продолжатся.

Однако бурно радоваться их распространению - несколько преждевременно. Скажу даже так: чем больше я смотрю на то, как их используют, тем больше мне это напоминает картину, будто обезьяне дали новый айфон, и он не знает чего с ним делать. Ниже объясню, почему это так.
IMG_8455




Я то сам, в принципе, люблю "витязи", и даже рад, что они ходят на маршруте рядом с моим домом. Вагон хороший получился, интересный. И семейство моё тоже любит ездить на "витязях". Но тем не менее.
IMG_6409

Чтобы понять, что тут не так, надо вспомнить зачем трамвай вообще нужен. Почему его строят не только в Европах, но уже даже в Африках. Увы, этого понимания у постсоветских городов так особо и не появилось.


В принципе, всё давно известно: трамвай может ездить без пробок, если его отделить от машин; трамвай можно удлинять и так возить кучу народу; трамвай тратит меньше энергии на движение засчёт меньшего трения. Именно за это его так любят и восстанавливают по всему миру.

Но чтобы трамвай был таким крутым, нужно приложить определённые усилия. От того, что трамвай где-то в принципе будет ездить, он ещё не будет возить десятки тысяч пассажиров. Для этого его маршрут должен, как минимум, проходить по соответствующим местам, и соединять определённые точки притяжения.


И тут мы возвращаемся к московскому трамваю. По сути, имеющаяся сеть представляет собой сохранившиеся местами ошмётки после погромов ещё советских времён. Эти ошмётки покрывают меньше трети территории города, и воспринимать в таких условиях трамвай, как полноценный вид транспорта, было сложно ещё в 80-е, когда сеть была несколько больше, чем сейчас. А уж теперь, когда построили столько метро, столько новых районов, когда открыли МЦК, когда половина старых заводов закрылось, но открылись новые точки притяжения - офисные торговые центры... Согласитесь, ну это смешно. Потоки кардинально преобразились, а сеть осталась такой же, как была 30 лет назад..


Реальность такова, что во многих районах Москвы трамвай в принципе отсутствует. В Западном округе вообще нет ни одной линии, а в Юго-Восточном трамвай есть только чуть-чуть на самой окраине. И это мы ещё не берём Новую Москву! Да даже там, где, вроде бы, линий много, они не везде проложены там, где нужнее всего (привет Ярославке и Нижегородке). А по-хорошему, трамвай должен покрывать город как-то так. Схема maxkatz (отсюда). Трассировка линий - условная, тут важен масштаб!


Но что мы видим? Развивающийся "самыми быстрыми темпами" трамвай за 8 лет собянинства прирос всего на 400 м. А какие прекрасные прожекты были. Вот, например, нашёл схему "Мосгортрансниипроекта" за 2013 год. При том, что если бы даже это всё было реализовано, это был бы небольшой шажок к тому, что должно быть. А, по-хорошему, к этому бы стоило ещё потом бы было пристроить столько же. Тогда бы это походило на что-то вменяемое.


Так к чему я это всё. Просто дело в том, что на имеющейся недосети, соединяющей непонятно что непонятно с чем, и по счастливой случайности совпадающей в некоторых местах с точками приложения пассажиропотока, тупо нет столько маршрутов, чтобы на них было осмысленно гонять эти трёхсекционные "витязи". Маршрутов с сопоставимой этим вагонам загрузкой наскребётся на большой сети где-то в районе десятка. На остальных прекрасно могут справиться и обычные односекционные вагоны, многие из которых и так не особо то заполняются. Тем не менее, туда также пихают или собираются пихать те же "витязи", и так возящие, в основном, воздух.
IMG_7027

Главное же, что многие из этих маршрутов можно было бы кардинально улучшить слегка продлив линию на несколько сот метров туда или сюда. Где-то достроить соединение, где-то продлить на несколько кварталов.. Трамваи на Соколе до сих пор не доезжают 400 м до входа в метро, а теперь туда ещё надо подземный переход преодолеть. Линия 6-ки элегантно продлевается в Митино, 39-й - в Фили по Ломоносовскому, а 13-й - в давно обещанное Гольяново. Я уж молчу про явно напрашивающиеся (и тоже давно обещанные) ветки по Сахарова и Воронцову полю. Мелочи, которые требовали не особо значительных вложений, но повысили бы привлекательность и наполняемость маршрутов в разы!

Это не фанатские мечтания. Это варианты того, как сделать имеющийся трамвай более востребованным. Как найти на него дополнительных пассажиров, коих в рамках имеющейся сети просто не может в нужном количестве образоваться. Но нет. Ничего этого не будет. Все трамвайные планы сдулись как вчерашний воздушный шарик.
IMG_4538A

Строго говоря, даже такой подход "хаотичных продлений" был бы не совсем правильным. Мы, так получается, продлеваем, не туда куда реально нужно, а туда, куда проще. В идеальной ситуации в вакууме составляется генплан, где должно подробно вычисляться где у нас какие районы, где какие пассажиропотоки, чем их оптимальнее вывозить и куда - метрополитеном, трамваев, троллейбусом или, может, электричкой. Но пусть, хотя бы так для начала.

В здоровой ситуации закупка вагонов происходит с таким же расчётом: "у нас есть Х маршрутов с такой-то потребностью пассажировместимости, и Y маршрутов с такой-то потребностью". Вагоны определённого размера сразу покупаются под конкретную линию. Везде загрузка разная, соответственно - и вагоны должны быть разные. У нас же подход простой "вот вам 300 витязей - раскидайте их куда-нибудь там, сами придумайте".

Классический пример ношения штанов не по размеру - трамваи на Тверской заставе. Хоть вы бюджетников ежедневно сгоняйте как на митинги - ну нет пока там по 200-300 человек на трёхсекционные вагоны. Ну нет! Хотели выпендриться - и сделать красивую картинку? Ну купили бы точно такие же, но двухсекционные - и то бы было разумнее. Но нет, это слишком сложная опция - на каждый маршрут по своему типу подвижного состава.. Особенно комично смотрелась 9-ка до того, как её перенаправили к Каланчёвской. Да и сейчас не сильно лучше стало.


Но смысл хотеть новых линий, если даже они существующую недосеть не смогли подготовить к приходу длинных трамваев? Капитан на букву О. как бы намекает, что если трамваи длинные, то места они занимать будут больше!
Было ли реконструировано хоть одно кольцо? Нет!
Были ли оптимизированы маршруты, чтобы удобнее было использовать вагоны? Нет!

В этом плане наиболее показательным остаётся кольцо у платформы "Каланчёвская". Здесь конечная у 4-х маршрутов, 2,5 из которых обслуживаются "витязями"! На столько маршрутов всего два коротких пути. Кольцо регулярно перегружено, особенно если случается какой-то затык на линии. Вагоны ещё больше сбиваются с графика, вся трёхсекционность становится совсем бессмысленной..
IMG_5525a
Тоже самое, кстати, и на Белорусской. Где на два маршрута (один из которых и на предыдущем кольце теперь оборачивается) сделали всего один путь.

Ну и самое вкусное - это состояние инфраструктуры. Думаю, что картину, когда вагоновожатая выходит из трамвая нового поколения и переводит стрелку кочергой, не обязательно дальше комментировать.
IMG_3407

Фото Александра Московского.
photo_2018-07-26_02-40-36

Просто дело в том, что качественная инфраструктура даже важнее качественного подвижного состава. Минимальные вложения, конечно, в неё происходят:
- регулярные ремонты путей по устаревшим на лет 30 технологиям. После которых, хотя бы, трамваи начинают условно плавно ехать;
- обособление белыми полосочками вместо нормального бордюрного в надежде, что водятлы полосочек и камер испугаются;
- модные остановки с вай-фаем и розетками;
- На ВДНХ, вот, даже травку вдоль путей посадили. Опять же... для красивой картинки.


Но стрелки - это боль и страдание. Вкладываться в качественные надёжные стрелки глупо и бессмысленно - их мало кто увидит, а оценят лишь вагоновожатые и специалисты. Они не создадут красивую картинку в экране, как пересекающий Тверскую-Ямскую "Витязь".


Так что выходит, что эти "витязи" для московской мэрии - как красивые бусы для дикарей. Я уже писал подробно про излишнее внимание к новизне подвижного состава в малоразвитых странах. Доходит действительно до смешного - чем более страна отсталая, тем более крутой там ПС, и вообще больший процент новой техники. И наоборот. В Душанбе, Ургенче и Сухуми 100% троллейбусного парка было обновлено в нулевые (чего не было почти ни в одном российском городе). В Ташкенте в последние годы ходили крутые чешские вагоны VARIO LF, которых не было больше нигде на постсоветском пространстве. Но это не спасло ни разу ташкентский трамвай от полного выпиливания. Также вот и Ликсутов хвастался что это "самая массовая закупка трамваев в мире", хотя непонятно совершенно в чём тут достижение.
IMG_6794

В тоже время по Будапешту ходят до сих пор 50-летние "ганцы" и замечательно себя чувствуют, пользуясь бешеной популярностью. Как-то их старость не смущает пассажиров - куда ценнее, что ходят они регулярно и стабильно, соблюдают расписание; а поскольку за ними надлежащим образом ухаживают, то и выглядят намного лучше многих 10-летних вагонов в России..

(забавно вышло, что вагону справа как раз в этом году 50 лет).

Поэтому не обольщайтесь особо, что будто с трамваем сильно лучше становится. Практика 8 лет показала, что никакого развития московский трамвай не испытал. Не стало хуже - и на том спасибо! Но с учётом уровня самодурства нет никакой гарантии, что завтра этот модный трамвай нового поколения также за троллейбусом не отправится..
IMG_5492

Но плюсы, конечно, в этой показушности есть. Людям нравится, они, может, увидят, лишний раз на таком прокатятся. Глядишь там, потихоньку изменится имидж у трамвая как у вида транспорта, и придёт понимание у чиновников, что надо срочноего повсеместно строить. Есть теория, что это только так может зайти. Что надо сначала выпустить красивые вагоны на ужасные рельсы, чтобы убедить чиновников рельсы починить и новые построить.. Ну возможно. Возможно по-другому в России не получается..
photo_2018-07-26_03-32-19





ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

Featured Posts from This Journal


promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Для такого коленкора, этот заповедник ещё надо Москве отдать.

За остановкой "Санаторий" там грёбанные говна и сношающееся собаки. А за ними таки да, лес, с буреломами и вечно засранный.

Я предположим, совсем не против трамвая...

Только вот на хера оно нам надо, когда можно тупо ещё одну станцию метро построить? Этого за глаза хватит. Просто на сделать станцию по троллейбусным кругом, всё. Самый оптимальный вариант.

Edited at 2018-07-26 10:58 (UTC)

Станцию долго и дорого. Плюс весь район расхерачат пока строить будут. Не забывайте про коммуникации.
А трамвай, в теории, можно было бы за полгода-год вполне себе сделать.

У нас тут населения, давно уже не сто тысяч (как и в Москве, ни хера не 13 миллионов). Народа просто до хрена.

Вот сейчас начнётся ренновация. А хрущёвок у нас много, и на их месте будут строить те самые двадцатипятиэтажные ЖК.

Население вырастет ещё тысяч на двадцать-тридцать.

Без метро нам тут всем хана. Просто потому что новый автовокзал, сам по себе тот ещё транспортный узел. Поэтому выбора как такого нет. Щёлковская просто перестанет справляться с нагрузкой.

Поэтому вопрос строительства поднимать придётся. Не только у нас, наш район не самый критичный. По всему городу вообще.

В идеале, надо делать "дугу" от Рокоссовского, и обратно в на юг. На Щёлковской построить вторую станцию, с пересадкой и прямым выходом к вокзалу. И ещё одну можно продлить до ТЦ Щёлковский.

А синюю под троллейбусный круг, опять же.

Это нужно будет сделать. Потому что метро в районе фактически нет. У Щёлковской вторые выходы вообще в соседнем районе.

Трамваи это хорошо. Но если они уже будут ехать забитыми из Гольяново, жители Метрогородка спасибо не скажут. А для них трамваи, альфа и омега. На них всё держится. Он у них там скоростной, и вообще, из района два выезда.

Edited at 2018-07-26 11:14 (UTC)

Ну и как переставшей справляться с нагрузкой Щёлковской поможет новая станция, от которой поезда будут проходить через ту же Щёлковскую?

Так я и пишу. Надо туда и красную ветку тянуть, и делать на Щёлковской две станции.

Красную заканчивать на разъезде с Хабаровской. Синею на троллейбусной конечной на Уссурийской. Она блин специально как будто для метро такая сделана!

лучше уж трамвал от Рокоссовского через Щелчок до Балашихи - подняв на опорах. Понятно что долго и дорого, но лужковскую-то монорельсовую игрушку же построили.

Не, ну это уже фантастика.

Можно тогда продолжить мысль. И натурально копать в Балашиху метро.

Природоохранную зону у Мосводоканала всё равно уже загадили, там город. Нехай строят, хуже уже не будет.


По мысли верно, но с помощью красной ветки - нереализуемо, т.к. заворачивать ее обратно на В. и затем Ю. - нерациаонально, слешком большой крюк получается. Скорее, надо обратить внимание на малодеятельную грузовую ж-д ветку от Электрозаводской до Черкизовской. Вот ее можно конвертировать в МЦД-ж/д радиус, с небольшим тоннелем под Яузой и выходом на Казанский ж/д ход и подземным участком под Щелковским ш. от Локомотива до Щелковской (по меньшей мере, с перспективой выхода на эстакаду над замкадной частью Щелковского ш. и дотягом до балашихинской ж/д ветки). Либо, если РЖД не удастся заинтересовать, то конвертировать ее непосредственно в метро-ветку с теми же подземными участками.

Ветка на Кольцевую от Казанского направления, направление очень своеобразное. Промзоны давно ушли под офисы. По пути две крупные магистрали. Несколько жилых кварталов прямо по пути, причём прямо дворами. И колея всего одна.

Слишком неудобная ветка для конвертации. А самое главное, это просто не нужно. Соколиная Гора, район в транспортном плане вполне себе успешный. Там такая фигня просто не нужна.

Легче её разобрать, и сделать на её месте улицу или бульвар. Как раз самое то для глубоких дворов, куда от ближайшей остановки идти минут по десять.

Там вокруг как раз промзоны, расширить и добавить 2ой путь будет несложно (по отношению к тому, что можно получить целую метро- или ж/д ветку). Под это дело можно и редевелопмент прилегающей территории просвести, а то там какие-то непонятные пром-ебеня.

Причем дополнительное полезное свойство этой ветки, что у неё будет 2 пересадки на красную и синюю ветки + пересечение с БКЛ.

А самое главное - что у нее будет бОльшая степень прямолинейности, особенно по сравнению с концом синей ветки, где как раз очень большая плотность, так что синюю разгрузит очень прилично, потому что будет эта новая ветка будет более быстрая, чем синяя, хотя поначалу она будет уравновешена своей радиусностью по сравнению с диаметральной АПЛ, что будет уравновешивать нагрузки на эти ветки.

Тем более что она выходит в район хаба БКЛ-АПЛ Рубцовская-Электрозаводская, так что можно будет ее для начала (в случае метро-ветки) подцепить 3ьей станцией на него; а уже в будущем можно будет и дальше в центр продлить.

Под улицу ее нерациаонально пускать, т.к. уже есть полоса ж/д отвода, что позволяет серьезно сэкономить на подземной проходке, которая для этой линии понадобится только на 1/2 длинны, т.е. можно получить метро ветку практически за половину стоимости.

Вообще, малодеятельные ж/д ветки, в том числе и на ю- юв (Бойня, Окская, всякие Южнопоротвые, Текстили) представляют большой потенциал для внутригородских ж/д или метро-линий, грех им не воспользоваться

Edited at 2018-07-28 15:28 (UTC)

Зойчем заворачивать. Прямо вдоль щелчка и продлить, а кусок Черкизовская - Подбелка оставить только для перегонки составов в депо и ночного отстоя. Для недовольных подобным решением есть МЦК и трамвай.

Посмотрите мой комент выше: вдоль Щелчка можно и нужно продолжить, но не красную ветку

А вот синюю ветку можно от Щелковской достроить в район, скажем, пересечения Уссурийской и Хабаровской, там плавный поворот с небольшим перепробегом

Именно об этом месте я и говорю.

У нас тут идеальная площадь под метро. Можно выходы сделать с обеих сторон троллейбусной станции. Тут у нас скопление местной жизни, самое то.

С точки зрения равномерности метродоступности - это будет самое оно, хотя судя по перспективной схеме метро, вроде планируют тупо продлить от Щелковской на север, в район пересечения Уссурийской и Алтайской и на этом ограничиться. Хотя, конечно, никто не мешает сделать 2 станции, но в метро лучше не увлекаться короткими перегонами

  • 1