?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Flag Наступны запіс
Трамваи нового поколения "Витязь". Вагоны купили, а "ездить" не купили
griphon
Большинство из москвичей наверняка уже заметили как на московских улицах становится всё больше и больше стильных трёхсекционных трамваев. Многие наверняка уже прокатились и остались довольны. Уже в Москве около 180 вагонов, а всего до конца следующего года их будет 300 (и плюс ещё - 70 польских "пес" на северо-западной сети). И потом закупки продолжатся.

Однако бурно радоваться их распространению - несколько преждевременно. Скажу даже так: чем больше я смотрю на то, как их используют, тем больше мне это напоминает картину, будто обезьяне дали новый айфон, и он не знает чего с ним делать. Ниже объясню, почему это так.
IMG_8455




Я то сам, в принципе, люблю "витязи", и даже рад, что они ходят на маршруте рядом с моим домом. Вагон хороший получился, интересный. И семейство моё тоже любит ездить на "витязях". Но тем не менее.
IMG_6409

Чтобы понять, что тут не так, надо вспомнить зачем трамвай вообще нужен. Почему его строят не только в Европах, но уже даже в Африках. Увы, этого понимания у постсоветских городов так особо и не появилось.


В принципе, всё давно известно: трамвай может ездить без пробок, если его отделить от машин; трамвай можно удлинять и так возить кучу народу; трамвай тратит меньше энергии на движение засчёт меньшего трения. Именно за это его так любят и восстанавливают по всему миру.

Но чтобы трамвай был таким крутым, нужно приложить определённые усилия. От того, что трамвай где-то в принципе будет ездить, он ещё не будет возить десятки тысяч пассажиров. Для этого его маршрут должен, как минимум, проходить по соответствующим местам, и соединять определённые точки притяжения.


И тут мы возвращаемся к московскому трамваю. По сути, имеющаяся сеть представляет собой сохранившиеся местами ошмётки после погромов ещё советских времён. Эти ошмётки покрывают меньше трети территории города, и воспринимать в таких условиях трамвай, как полноценный вид транспорта, было сложно ещё в 80-е, когда сеть была несколько больше, чем сейчас. А уж теперь, когда построили столько метро, столько новых районов, когда открыли МЦК, когда половина старых заводов закрылось, но открылись новые точки притяжения - офисные торговые центры... Согласитесь, ну это смешно. Потоки кардинально преобразились, а сеть осталась такой же, как была 30 лет назад..


Реальность такова, что во многих районах Москвы трамвай в принципе отсутствует. В Западном округе вообще нет ни одной линии, а в Юго-Восточном трамвай есть только чуть-чуть на самой окраине. И это мы ещё не берём Новую Москву! Да даже там, где, вроде бы, линий много, они не везде проложены там, где нужнее всего (привет Ярославке и Нижегородке). А по-хорошему, трамвай должен покрывать город как-то так. Схема maxkatz (отсюда). Трассировка линий - условная, тут важен масштаб!


Но что мы видим? Развивающийся "самыми быстрыми темпами" трамвай за 8 лет собянинства прирос всего на 400 м. А какие прекрасные прожекты были. Вот, например, нашёл схему "Мосгортрансниипроекта" за 2013 год. При том, что если бы даже это всё было реализовано, это был бы небольшой шажок к тому, что должно быть. А, по-хорошему, к этому бы стоило ещё потом бы было пристроить столько же. Тогда бы это походило на что-то вменяемое.


Так к чему я это всё. Просто дело в том, что на имеющейся недосети, соединяющей непонятно что непонятно с чем, и по счастливой случайности совпадающей в некоторых местах с точками приложения пассажиропотока, тупо нет столько маршрутов, чтобы на них было осмысленно гонять эти трёхсекционные "витязи". Маршрутов с сопоставимой этим вагонам загрузкой наскребётся на большой сети где-то в районе десятка. На остальных прекрасно могут справиться и обычные односекционные вагоны, многие из которых и так не особо то заполняются. Тем не менее, туда также пихают или собираются пихать те же "витязи", и так возящие, в основном, воздух.
IMG_7027

Главное же, что многие из этих маршрутов можно было бы кардинально улучшить слегка продлив линию на несколько сот метров туда или сюда. Где-то достроить соединение, где-то продлить на несколько кварталов.. Трамваи на Соколе до сих пор не доезжают 400 м до входа в метро, а теперь туда ещё надо подземный переход преодолеть. Линия 6-ки элегантно продлевается в Митино, 39-й - в Фили по Ломоносовскому, а 13-й - в давно обещанное Гольяново. Я уж молчу про явно напрашивающиеся (и тоже давно обещанные) ветки по Сахарова и Воронцову полю. Мелочи, которые требовали не особо значительных вложений, но повысили бы привлекательность и наполняемость маршрутов в разы!

Это не фанатские мечтания. Это варианты того, как сделать имеющийся трамвай более востребованным. Как найти на него дополнительных пассажиров, коих в рамках имеющейся сети просто не может в нужном количестве образоваться. Но нет. Ничего этого не будет. Все трамвайные планы сдулись как вчерашний воздушный шарик.
IMG_4538A

Строго говоря, даже такой подход "хаотичных продлений" был бы не совсем правильным. Мы, так получается, продлеваем, не туда куда реально нужно, а туда, куда проще. В идеальной ситуации в вакууме составляется генплан, где должно подробно вычисляться где у нас какие районы, где какие пассажиропотоки, чем их оптимальнее вывозить и куда - метрополитеном, трамваев, троллейбусом или, может, электричкой. Но пусть, хотя бы так для начала.

В здоровой ситуации закупка вагонов происходит с таким же расчётом: "у нас есть Х маршрутов с такой-то потребностью пассажировместимости, и Y маршрутов с такой-то потребностью". Вагоны определённого размера сразу покупаются под конкретную линию. Везде загрузка разная, соответственно - и вагоны должны быть разные. У нас же подход простой "вот вам 300 витязей - раскидайте их куда-нибудь там, сами придумайте".

Классический пример ношения штанов не по размеру - трамваи на Тверской заставе. Хоть вы бюджетников ежедневно сгоняйте как на митинги - ну нет пока там по 200-300 человек на трёхсекционные вагоны. Ну нет! Хотели выпендриться - и сделать красивую картинку? Ну купили бы точно такие же, но двухсекционные - и то бы было разумнее. Но нет, это слишком сложная опция - на каждый маршрут по своему типу подвижного состава.. Особенно комично смотрелась 9-ка до того, как её перенаправили к Каланчёвской. Да и сейчас не сильно лучше стало.


Но смысл хотеть новых линий, если даже они существующую недосеть не смогли подготовить к приходу длинных трамваев? Капитан на букву О. как бы намекает, что если трамваи длинные, то места они занимать будут больше!
Было ли реконструировано хоть одно кольцо? Нет!
Были ли оптимизированы маршруты, чтобы удобнее было использовать вагоны? Нет!

В этом плане наиболее показательным остаётся кольцо у платформы "Каланчёвская". Здесь конечная у 4-х маршрутов, 2,5 из которых обслуживаются "витязями"! На столько маршрутов всего два коротких пути. Кольцо регулярно перегружено, особенно если случается какой-то затык на линии. Вагоны ещё больше сбиваются с графика, вся трёхсекционность становится совсем бессмысленной..
IMG_5525a
Тоже самое, кстати, и на Белорусской. Где на два маршрута (один из которых и на предыдущем кольце теперь оборачивается) сделали всего один путь.

Ну и самое вкусное - это состояние инфраструктуры. Думаю, что картину, когда вагоновожатая выходит из трамвая нового поколения и переводит стрелку кочергой, не обязательно дальше комментировать.
IMG_3407

Фото Александра Московского.
photo_2018-07-26_02-40-36

Просто дело в том, что качественная инфраструктура даже важнее качественного подвижного состава. Минимальные вложения, конечно, в неё происходят:
- регулярные ремонты путей по устаревшим на лет 30 технологиям. После которых, хотя бы, трамваи начинают условно плавно ехать;
- обособление белыми полосочками вместо нормального бордюрного в надежде, что водятлы полосочек и камер испугаются;
- модные остановки с вай-фаем и розетками;
- На ВДНХ, вот, даже травку вдоль путей посадили. Опять же... для красивой картинки.


Но стрелки - это боль и страдание. Вкладываться в качественные надёжные стрелки глупо и бессмысленно - их мало кто увидит, а оценят лишь вагоновожатые и специалисты. Они не создадут красивую картинку в экране, как пересекающий Тверскую-Ямскую "Витязь".


Так что выходит, что эти "витязи" для московской мэрии - как красивые бусы для дикарей. Я уже писал подробно про излишнее внимание к новизне подвижного состава в малоразвитых странах. Доходит действительно до смешного - чем более страна отсталая, тем более крутой там ПС, и вообще больший процент новой техники. И наоборот. В Душанбе, Ургенче и Сухуми 100% троллейбусного парка было обновлено в нулевые (чего не было почти ни в одном российском городе). В Ташкенте в последние годы ходили крутые чешские вагоны VARIO LF, которых не было больше нигде на постсоветском пространстве. Но это не спасло ни разу ташкентский трамвай от полного выпиливания. Также вот и Ликсутов хвастался что это "самая массовая закупка трамваев в мире", хотя непонятно совершенно в чём тут достижение.
IMG_6794

В тоже время по Будапешту ходят до сих пор 50-летние "ганцы" и замечательно себя чувствуют, пользуясь бешеной популярностью. Как-то их старость не смущает пассажиров - куда ценнее, что ходят они регулярно и стабильно, соблюдают расписание; а поскольку за ними надлежащим образом ухаживают, то и выглядят намного лучше многих 10-летних вагонов в России..

(забавно вышло, что вагону справа как раз в этом году 50 лет).

Поэтому не обольщайтесь особо, что будто с трамваем сильно лучше становится. Практика 8 лет показала, что никакого развития московский трамвай не испытал. Не стало хуже - и на том спасибо! Но с учётом уровня самодурства нет никакой гарантии, что завтра этот модный трамвай нового поколения также за троллейбусом не отправится..
IMG_5492

Но плюсы, конечно, в этой показушности есть. Людям нравится, они, может, увидят, лишний раз на таком прокатятся. Глядишь там, потихоньку изменится имидж у трамвая как у вида транспорта, и придёт понимание у чиновников, что надо срочноего повсеместно строить. Есть теория, что это только так может зайти. Что надо сначала выпустить красивые вагоны на ужасные рельсы, чтобы убедить чиновников рельсы починить и новые построить.. Ну возможно. Возможно по-другому в России не получается..
photo_2018-07-26_03-32-19





ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

Featured Posts from This Journal


promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Статья ни о чём.

Нихуя не делаешь - плохо.

Начинаешь что-то делать - плохо.

От Черкизово до трёх вокзалов, без пробок и почти без светофоров рельса, вообще не так и не надо было делать. А может его и вообще нет, ага.

И трамваи воздух возят... автор, вот я езжу частенько. Сейчас реже чем раньше, но бывает. Вот ты мне пальцем покажу, где он воздух возит. Вот ты на 11 трамвае днём ездил? А с утречка? А я ездил, целых два года каждый день.

Ссылка на maxkatz однозначно указывает на "Городские проекты" - группу дилетантов-критиканов-альтернативщиков, которые слишком много о себе понимают, и для которых самореклама важнее сути.

Edited at 2018-07-26 05:35 (UTC)

Кац и варламов это урбанисты-шарлатаны и балаболы рвущиеся к власти

Я не говорю что чего-то делать - плохо. Надо только с умом сразу делать. Иначе это через определённое время боком выйдет.
Я на 11 трамвае езжу регулярно, т.к. около него живу. Это один из немногих маршрутов, где витязи действительно оправданы. И если прочитаешь внимательно, я не говорил нигде, что все трамваи в принципе воздух возят.

То есть уже не бесполезен.

Он не "один из немногих".

У нас в Москве есть замечательный район, Тушино. Откуда можно уехать только общественным транспортом или на машине. Потому что туннель строили дебилы. Там то трамваи точно пустыми не ходят.

один из моих начальников любил повторять цитату из Мао - "не перегрнув, не выпрямишь". Лужков прии всей своей коррумпированности набрал сравнительно профессиональную команду, которую портил лишь квартирный вопрос (то бишь точечная застройка). И страдал несколькими психическими болезнями - например, страстью к пчеловодству. Или - ! - ненавистью к трамваям.
А у Оленевода команды нет, он собрал все говно что было у Лужка, и оно весьма хреново работает (асфальт под снег время от времени кладут до сих пор, например, и "точечная застройка" продолжается, про динамику качества образования в Москве я молчу).

Так вот, все что творится с трамваем - это обезьянье, показательное, бездумное, исправление лужковских загибов, когда обрубили трамвай на Ленинградке, когда-то доходивший до улицы 1905 года. Было бы странно ждать идеального решения. Сначала оленевода надо на выход, и кого-то вменяемого - на вход.

Еще такой маршрут - 17. Потому что они работают на большей части маршрута по актуальным для МСК радиусным направлениям в тех местах, где метро нет. Но таких линий в МСК мало, да и те, что есть - неполноценные, ибо 11 сворачивает на кольцевое/поперечное направление около Семеновской, т.е. люди, большинство из которых едет в центр, высаживаться там и идти в метро, перегружая его и делая лишнюю немотивированную пересадку. Остальные же маршруты в основном имеют малую линейность и строятся именно по маршрутному принципу - из произвольной точки А - в произвольную точку Б, не образуя понятной и простой транспортной сетки по метро-принципу. Отсюда трам превращается максимум в подвозящий к метро автобус на рельсах, что для него абсолютно нерентабельно и отбирает у города потенциально провозные мощности

Метро вообще то и нужно для того, что бы возить людей на большие расстояния. А трамвай и нужен для того, что бы ездить между районами.

11 трамвай свою работу выполняет на сто процентов на всём протяжении пути. Трамвая на Будёновском проспекте, вообще палочка выручалочка для местных.

Другое дело, что надо не калечить старые маршруты, а пускать новые.

И не из центра на окраину, кстати. Наоборот, как раз между районами.

Вот последнюю фразу вашу просто в золотую рамочку! Надо было мне до неё догадаться и в посте написать.

Это 17 проходит, где метро нет? У него на ВДНХ пересадка, Свиблово в пешей доступности от линии, и на Бабушкинской пересадка.
Правда наличие мегаларька у пл. Северянин заметно добавляет популярности, а так его можно хоть завтра целиком отменить, через полгода все забудут о его существовании.

А, типичная демагогия в стиле Овального: из контекста вырывается отдельно взятая проблема и на ее основе делаются глобальные выводы об общей отсталости страны. Сам же автор пишет: "панастроили метро, панимашь... мцки всякие..." Не - вынь да положь все и сразу, я так хочу! А ежели нет - так папуасы вы отсталые.
По сути - есть, конечно и здравые мысли, но капитаном О. быть легко, да...

Если б в Москве были эти трамваи... пражские.Это громыхающее, медленное неудобное старье (в центре Праги жить невозможно, проезжает трамвай в двух кварталах от тебя, как будто Прагу осадила танковая армия, лязг и стук разносится по всему городу). И если б это было в Москве, то столько говнища было бы вылито на Собянина и пр., даже не представляю.
Вот такие кацовские либерасты - удобные, тихие, красивые, бесшумные, ультрасовременные трамваи говно, но европейский мусор и позор для кацовских прихлебателей - милые штучки.

Тоже подумала. Новые трамваи дали - опять плохо. Чем плохо - непонятно.
Вот в Будапеште старые. В старых трамваях зимой холодно. В новых - тепло. Может в Будапеште зимы теплее?

Статью можно озаглавить так, "Чем же я бладж еще не доволен"))

  • 1