
Монино, сам по себе - посёлок занятный. Весь такой геройский!
Коммунистический!
И, разумеется, авиационный. Совсем рядом - военный аэродром Чкаловский. Также тут близко Звёздный городок с главным на планете центром подготовки космонавтов, где тоже недавно довелось побывать. Ну и музей ВВС, конечно же, наша цель!
Поскольку мы тут уже не раз были и всё по много раз пофотографировали, главным фотографом у нас на этот раз была Аня.
Отобрала у меня фотоаппарат и как настоящий блогер наделала кучу кадров всего - сиди теперь сортируй. Первый раз такое произошло.
Некоторые кадры вышли даже ничего. В следующий раз заставим саму и посты писать!
Про основную экспозицию повторяться не буду. Расскажу о том, что довелось увидеть новое.
Аэросани. Редкий нелётный экспонат.
Вертикальный турболёт. Уникальный агрегат, могший взлетать строго вертикально. Служил для всяких испытаний, но работал недолго. Подробнее.
Грузовой вертолёт МИ-10. Сюда мог заезжать и автобус. Вспомнилась корова из "Особенностей национальной охоты".
Самое интересное на этот раз было посещение внутренностей некоторых самолётов.
Нутро транспортного самолёта Ил-76М. Сложенные сидения для экипажа.
Сидения в открытом состоянии
И в открытом
Пульт штурмана
Кабина пилотов.
Шеф, подбрось до Бразилии
Куча рычажков и кнопок. Всегда шокировало, как в этом всё можно ориентироваться? Как можно придумать столько всего в самолёте, чтобы этим можно было управлять?
Хвостовой отсек
Сзади тоже есть место для управления самолётом.
Затем был Ту-95МС. Бомбардировщик.
кресло штурмана
В прошлый свой визит на день открытых дверей мы хотели сюда зайти, но была гигантская очередь. И оно понятно - места в самолёте очень мало.
Затем заглянули в Ту-144.
В предыдущий раз мы здесь были. Но тогда ещё не включали табло.
Схема посадки в аэропорту. Когда джипиэсов и прочих приборов не было, подкладывались вот такие карты. Специальная система, отслеживающая местоположение самолёта по магнитому полю Земли, в нужный момент их переключала.
Интересная карта, не имеющая, правда, отношения к реальности.
Ещё в этот раз Ту-144 показал своё умение складывать нос и выпускать ушки.
Трап из аэропорта Внуково. Выкуплен на авторазборке..
А музей потихоньку расширяется и улучшается - и это радует. Но, правда, в основном, засчёт энтузиастов, которые в свободное время приезжают сюда и восстанавливают разбитые экспонаты.
Порой реставрация прямо на глазах посетителей происходит.
Так вот, теперь здесь появился Ил-18.
Был заброшен, разграбляем, а в 2002 году вообще сгорел. Всё шло к тому, что его вообще могут разобрать и порезать..
Однако волонтёрский отряд музея добился того, чтобы его взяли в реставрацию. На собранные в интернете деньги отремонтировали в мастерской кресла, обивку. Нашли в Жуковском списанный и идущий на порезку такой же Ил-18 и взяли от него все панели, весь салон, и всё поставили сюда.
Видите, какие молодцы! Даже добились того, чтобы всякие лампочки и датчики работали.
Так это выглядело.
Теперь - намного лучше..
Мы полетали и тут.
Но работы продолжаются! Первый салон был восстановлен, однако значительная часть агрегата ещё ждёт своего часа.
Кем-то забытый билет, найденный после пожара в салоне. Чудом сохранился без повреждений. Маршрут "Архангельск - Березник" (бывал я в этом Березнике.. та ещё дыра).
А это из кабины пилота - сводка погоды по городу Елизово, Камчатской области.
Увы, с недавних пор поддержка от государства совершенно иссякла. Казалось бы, военно-патриотическая тема у нас сейчас популярна как никогда! И такие музеи должны по идее активно развиваться в первую очередь. Но не тут то было - развивается она какими-то свои путями.
Многие экспонаты в весьма посредственном состоянии, но подавляющее большинство поддерживается в более-менее приличном исключительно благодаря энтузиазму волонтёров. Которые приезжают сюда на край географии в свои выходные, тратят свои силы, энергию на то, чтобы сохранить наследие для будущих поколений. Меня безумно восхищают такие люди. Тот же Ил-18, кстати, был полностью ими выкрашен в свою классическую схему.
Волонтёр Андрей, известный в жж как deletant и устроил эту встречу. Фото, кстати, как можно видеть по ракурсу, аниного авторства :) Значительное число реставрационных работ в Ил-18 - его рук дело.
В общем, хорошее благородное дело порекламировать никогда не жалко. Сами понимаете - сделать один в один "как было" - дело затратное - и на перевозку тяжёлых запчастей, и на восстановление кресел и обивок в мастерских.. Если вы тоже сочувствуете вопросу сохранения авианаследия, то можете помочь музею и конкретно дальнейшему восстановлению вот этого Ил-18.
Вот по этим реквизитам.
Сбербанк: 4276400042079005, Кудрявцев Юлий Владимирович
Яндекс-деньги: 410012288154736
Ну и приезжайте просто в Монино. Здесь хорошо и интересно!
ЖЖ Ил-18: https://75737.livejournal.com
ЖЖ волонтёров: https://aviarestorer.livejournal.com
Группа ВК: https://vk.com/aviarestorermonino
ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ
Грузовой вертолёт - это Ми-10.
Трап у Ту-144 не подарен Домодедово, а выкуплен с авторазборки, а туда его привезли из Вниуково.