Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Филёвский автобусно-троллейбусный парк. Как работает совместное транспортное предприятие

Побывал тут на днях в известном Филёвском автобусно-троллейбусном парке. Который сейчас переименован в филиал Центральный. Не то чтобы впервые оказываюсь в транспортном парке в Москве (хотя в автобусном впервые), но подробно узнать о его всём цикле его работы довелось именно здесь.
IMG_6748




Но сначала немного истории. В 1940 году в Филях был основан 3-й троллейбусный парк. Он обслуживал маршруты запада города, такие как 2,3 и другие. Спустя 20 лет совсем рядом с его территорией началось строительство 8-го автобусного парка. Поскольку территория была фактически единая, то для удобства администрирования парки решили объединить в один. Так появилось первое совместное автобусно-троллейбусное предприятие в СССР.
IMG_6500

Так что парк имеет уже почти 80-летнюю историю, которая хорошо отражена в мини-музейчике.
IMG_6510

Именно поэтому  троллейбусы имеют бортовые номера 3***, а автобусы - 08***. Хотя не все троллейбусы такие номера имели - некоторые начинались на 0! Что мне казалось когда-то вполне логичным для парка, не имеющего своего номера.
IMG_6730

Поскольку парк обслуживал преимущественно запад города, который считался всегда самым "элитным" направлением, сюда часто поступали новые интересные и экспериментальные модели. С конца 80-х по начала нулевых в парке работала партия троллейбусов "СВАРЗ-Икарус" - переделанные на московском заводе СВАРЗ в "рогатых" из корпусов икарусов. Среди них был и один троллейбус-икарус, родом из Венгрии, проходивший больше них всех (сейчас он стоит на участке на даче у одного знакомого любителя). И тогда в 90-е мне казалось таким естественным и логичным, что троллейбусы в автобусно-троллейбусном парке так похожи на автобусы. А как может быть ещё?  С тех времён до сих пор троллейбусная часть в моём представлении имеет такой несколько "суровый" имидж. Кстати, как раз эти троллейбусы-икарусы и имели бортовые номера 00**.
IMG_6542

Много интересных экспонатов есть в музейчике.
IMG_6537

Разные наградные грамоты и портреты директоров парка.
IMG_6534

И альбомы.
IMG_6547

В конце нулевых в Москве был построен второй автобусно-троллейбусный парк - Новокосинский. Так что теперь у нас два таких предприятия. При этом, НАТП стал первым "замкадным" троллейбусным парком.

В 2016 году в рамках всеобщего укрупнения филиалов к ФАТПу присоединили два троллейбусных парка: 1-й и 5-й. Так что теперь официально тут троллейбусов - больше 400 штук. Правда разделение по маршрутам осталось старое - площадка 1-го парка обслуживают свои маршруты, а площадка 5-го - свои. Передач машин туда-сюда, как это было в 7-8 парке, тут не практикуется.
IMG_6735

В конце 2016 года шли реальные разговоры о закрытии троллейбусной части ФАТПа, которое должно уже было пройти в январе 2017. Но, как видим, опасность миновала - прошло полтора года - часть работает. Хотя 2-й и 7-й троллейбусные парки были, всё же, в том году закрыты.
IMG_6553

Давайте пройдёмся таки по территории.
IMG_6662

Впрочем, в прошлом году мне уже довелось тут побывать. На день города на территории парка проходил фестиваль "Московский транспорт" - аналог парада. Мы с Аней ходили на него, нам очень понравилось. Но по цехам тогда, понятное дело, не давали пройти.

IMG_7114

Чем интересно изучать именно ФАТП, так это не только тем, как работает транспортный парк в принципе, а как тут сочетаются два вида транспорта. Что общего, что раздельного. Во-многом, автобусная и троллейбусная части работают как два отдельных предприятия. Но есть и много общих моментов.
IMG_6589

Сперва пройдёмся по автобусной части. Автобусная мойка. Её в обязательном порядке проходят все машины после рабочего дня.
IMG_6557

У троллейбусов своя точно такая же мойка в другой части парка. Вообще, всё троллейбусное и автобусное тут сильно разделено.
IMG_6566

После мойки уставший водитель должен поехать ещё и заправить свой автобус на заправку. На линию утром автобус должен обязательно выезжать с полным баком. Можно, конечно, полениться и забить - но этим ты можешь сильно подставить сменщика, который может не успеть из-за этого подготовиться к выезду. Поэтому правило заправки после приезда в парк негласно соблюдается.
IMG_6667

В ФАТПе несколько заправок, поэтому проблем с очередями обычно нет. А вот в других парках, знаю, водители после утомительной смены ещё вынуждены час стоять ждать очереди на мойку, заправку и т.д. А в НАТПе вообще нет заправок, представляете! Автобусы заправляются на обычных заправках, а потом это как-то перерасчитывается. Их, кстати, часто можно видеть заправляющимися на МКАДе.
IMG_6670

В среднем, заправка одного автобуса занимает 5-10 минут.
IMG_6674

А теперь переместимся в утро, на начало смены. Перед отправлением в рейс каждый водитель парка должен пройти сюда.
IMG_6657

Сперва - медосмотр! Для ускорения процесса утром здесь сидит 5-6 врачей. Также водители проходят такие медосмотры и между рейсами на конечных, или здесь же.
IMG_6633

У водителей проверяют не только отсутствие остаточного алкоголя, но и пульс и общее физическое состояние. Если водитель в состоянии сильного переутомления, или вообще что-то с ним не так, его не допускают до рейса, отправляют на отдых (естественно, если причина недопуска - не состояние опьянения, это без каких-либо санкций). Рассказывают, что у одного водителя смогли так вовремя предотвратить надвигающийся инфаркт.
IMG_6625

Затем водитель идёт сюда. Отдел АСКП!
IMG_6635

Здесь он получает под расписку валидатор, и здесь же он сдаёт его во время смены.
IMG_6641

Валидаторы ставятся вот в эти считывающиеся устройства, и вся информация о совершённых поездках за день передаётся на центральный компьютер.
IMG_6645

С учётом того, что последнее время всё больше маршрутов остаётся без турникетов, многим водителям приходится таскать по 3-4 валидатора.
IMG_6655

Столовая.
IMG_6567

Теперь посмотрим цеха, где транспорт чинят и обслуживают. Есть два типа техосмотра: ТО-1  - регулярный и довольно поверхностный, и ТО-2 - когда полностью перебирают двигатель и проверяют исправность всех узлов. ТО-2 обычно проходят раз в несколько лет (в зависимости от количества проеханных километров).
IMG_6570

Тут тебе и ремонт головок и замена двигателя..
IMG_6593

IMG_6595

В цеху помимо автобусов, ожидающих ремонта, стоят и исторические троллейбусы.
IMG_6575

Ждут своего часа, когда их, наконец, перебазируют в музей. Вот это, например, украинский троллейбус ЛАЗ - их всего несколько штук было поставлено в Москву.
IMG_6591

А тот, что справа, регулярно участвует в парадах. Вы его могли не раз видеть на улицах.
IMG_6599

А это неотреставрированный ЗиУ-5. Увы, надпись сбоку, похоже, уже перестала быть актуальной.
IMG_6606

Филиал Центральный как раз активнейше участвует в перевозке болельщиков. Поэтому здесь и изготавливают трафареты для соответствующих маршрутов.
IMG_6649

Днём в парке довольно пустынно. Отстаиваются здесь либо ожидающие ТО автобусы, либо - имеющие какие-то неисправности, либо - приехавшие на пересменок, либо списанные, готовящиеся к отправке в другие города. Есть подозрение, что МАЗ в центре фото - как раз из таких.
IMG_6663


А вот здесь у нас проходит ТО-1 и так называемый "заявочный" ремонт. Ну, то есть, если у вашего автобуса чего-то сломалось, вы после смены (или снявшись с линии, в зависимости от поломки), пишите заявку, описываете неисправность, и слесаря её устраняют.
IMG_6679


Данный автобус стоит в цеху по проверке тормозов.
IMG_6687

На этих колёсах автобус разгоняют, а потом проверяют качество торможения.
IMG_6691

Иногда тут проверяют также и служебный легковой транспорт.
IMG_6696

А этому автобусу, похоже, слегка побили перед.
IMG_6690

Цех ТО. Мы тут видим один "мерседес" и несколько лиазов. Казалось бы, и там и там ковыряются, но разница принципиальна.
IMG_6700

С ЛиАЗами ковыряются парковые слесаря.
IMG_6702

А вот "мерседесы" - первые машины, которые были куплены по КЖЦ (контракту жизненного цикла). По этому контракту поставщик обеспечивает бесперебойную работу техники в течение всего срока эксплуатации, и все технические неисправности устраняет сам, за свой счёт. Поэтому мерседесам выделен уголок в цеху, где с ними специальные рабочие с завода сами разбираются.
IMG_6712

Парковые работники даже прикасаться к этим мерседесам не могут. Разве что только техничку вызвать, если что-то на линии случилось, в парк отбуксировать. Зато о работоспособности техники предприятию вообще не надо париться - это головная боль завода.
IMG_6722

А вот с тем, что было куплено ранее, парку приходится возиться самому. Впрочем, все новые автобусы теперь также по КЖЦ приходят. Вот только в ФАТП они особо не поступали.
IMG_6718


Ну и теперь к троллейбусам. Почему их там много в парке в разгаре рабочего дня?
IMG_6733

Дело в том, что сюда сейчас свозят машины со всех трёх парков, как на ремонт, так и на списание и передачу в другие города. Часть присутствующих на фото машин на линию в Москве уже не выйдет, но сделает это обязательно в Ульяновске, Березниках и других городах.
IMG_6736

Троллейбусный цех всего один и не очень большой. Все технические работы по машинам проводятся здесь.
IMG_6741

Здесь же, вон видим, и мойка при въезде. Интересно, что машины проезжают её под напряжением. Всё продумано, чтобы контакта воды с открытыми проводами не происходило.
IMG_6779

У троллейбусов своя кухня - полностью свои слесаря и механики. Что, в общем-то, логично - электродвигатель кардинально отличается от двигателя внутреннего сгорания. Общие только слесаря по кузову, а также настройщики табло, автоинформаторов. А также общепарковые службы: бухгалтерия, отдел кадров, столовая и т.д.
IMG_6746

Самое главное здесь - электробезопасность. Ещё бы, когда напряжение - 600 вольт.
IMG_6767

Что заметно приятнее в троллейбусном цеху - меньший уровень выхлопов. Лютой зимой троллейбусы выпускать на линию проще: автобусы не глушатся всю ночь, и все равно имеется некоторый недовыпуск при сильных морозах. А здесь - включил оборудование и поехал.
IMG_6743

Зарплата водителя троллейбуса пока что все равно несколько ниже водителя автобуса. Раньше в эпоху лиазов-677 и икарусов это было обусловлено более суровыми условиями работы: автобусы трясло, двигатели вибрировали, надо было уметь их заправлять, чинить, ковыряться в промасленных деталях. Именно поэтому на троллейбусы, которые всегда были плавнее автобусов, брали женщин. Сейчас разницы в комфорте управления почти нет - автобусы стали такими же удобными и плавноходящими, поэтому девушек берут и туда. Но троллейбус теперь стал сложнее засчёт того, что водитель должен следить и за дорогой и за проводами (за двумя дорогами). Раньше это было несущественное неудобство, но теперь с повышением комфортности автобусов вылезло на первый план. Особенно если учесть, как изменилось движение и как бедным троллейбусникам порой приходится свалки припаркованных машин объезжать. Так что традиционно более низкая зарплата теперь перестала быть оправданной.
IMG_6755

Вся биография каждой машины содержится вот в этой книжечке.
IMG_6756

Несмотря на массовое сокращение троллейбусной сети, набор в водители троллейбуса происходит до сих пор. Водителей не хватает. Однако группы сейчас набираются довольно долго. Даже если человек имеет права категории "троллейбус" и опыт работы в других городах, его все равно отправляют в учебно-курсовой комбинат проходить стажировку в условиях Москвы.
IMG_6759

Вот чего на данной площаки нет - так это малярного цеха. Все троллейбусы и автобусы ездят перекрашиваться в бывший 1-й троллейбусный парк. Именно там их делают синими и пририсовывают завитушки.
IMG_6750

Самое главное, что регулярно проверяется во всех троллейбусах - наличие тока утечки. Его смотрят и на конечных и в парке. Если ток пошёл на кузов, и приборы об этом извещают, водитель обязан высадить всех пассажиров и мчаться в парк. Иначе он просто опасен для пассажиров (меня, кстати, один раз так дёрнуло при входе в троллейбус). Кстати, вот болтающиеся вечно звенящие об асфальт цепочки спереди именно для этого контроля и нужны.
IMG_6783

Фирменный кофейный автомат на входе в парк.
IMG_6787

Автобусных парков к ФАТПу не присоединяли. Поэтому сейчас парк обслуживает 48 автобусных маршрутов (из которых один - ночной, а 6 - бывшие троллейбусные).
IMG_6728

И всего .. 5 троллейбусных маршрутов. За день до визита из-за чемпионата была закрыта легендарная "семёрка". Официально - только на время чемпионата,  а реально - никто не знает.
IMG_6792

Поэтому вот это объявление на расположенной рядом с парком конечной "Парк Победы".. Оно уже неактуальное. Получается, что туалет вообще не должен использоваться.
IMG_6795

В общем, спасибо большое ФАТПу и его руководству за экскурсию!
IMG_6790

Хочется от всей души пожелать ему..
IMG_6737






ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ
Tags: Автобусы, Москва, Транспорт, Троллейбусы, ФАТП
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments