Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии

Португалия - страна довольно домашняя. Подобная узкоколейка смотрится тут вполне естественно. Тем не менее, проехаться по заповедной линии среди лесов и деревенек всегда приятно. Про то, чем отличаются западноевропейские узкоколейки от СНГ-шных, и чем они похожи, расскажу дальше. Итак, Linha do Vouga.
IMG_3106.JPG



Узкоколейка является частью всей железнодорожной сети Португалии и принадлежит основному ж.д. перевозчику страны Comboios de Portugal. Расположена к югу от Порту. Двумя своими концами она примыкает к идущей вдоль океанского побережья магистрали "Порту-Лиссабон" и уходит вглубь стр. Северный её конец отходит от города Эспинью - ближайшего пригорода Порту, а южный - от Авейру - более дальнего пригорода.


Однако несмотря на то, что линия, якобы, единая, сквозного движения по ней нет с 2013 года. Поезда ходят только на небольших участках от Эспинью до Оливейры-де-Аземейш и от Авейру до Сернада-ду-Вога.
IMG_2694.JPG

Между Сернадой и Оливейрой ездит два раза в день... такси! Вот это красное - оно. При этом, этот участок - чуть ли не большая часть линии.

Но начнём по порядку. Начал исследовать линию я с Авейру. Приехав сюда из Коимбры, обнаруживаю специальный 7-й путь с узкой колеёй для этих поездов.IMG_2685.JPG

И вот оно, традиционное португальское раздолбайство. На указанном в табло пути поезда нет, а он стоит на соседнем. Можно бы было подумать, что сейчас он сюда отманеврируется, если бы не оставалось до отправления меньше 10 минут. В итоге он так и уехал с 8-го пути.
IMG_2687.JPG

В поезде нахожу объявление о ремонтах. Забавен следующий факт. Узнал про эту линию я поздно, когда уже уехал из пригородов Порту. Откуда было так логично её исследовать (тем более, что мы жили как раз в одной станции к северу от Эспинью). А так мне пришлось сюда возвращаться из Коимбры. Не самый дальний свет, но все равно очень обидно. Но тут оказалось, что если бы я знал заранее про эту ветку, то как раз в те дни когда я бы поехал её исследовать, линия бы и не работала. А так я в нужный день попал.
IMG_2691.JPG

Салон вагона.
IMG_2696.JPG

Кабина машиниста
IMG_2697.JPG

Очень быстро мы съезжаем с главного хода и оказываемся среди тихих деревенек.
IMG_2702.JPG

С полустаночками.
IMG_2721.JPG

Так непривычно оказаться здесь после шумной быстрой магистрали, где модные поезда гоняют под сотку и высаживают пассажиров на красивых удобных платформах.
IMG_2737.JPG

А здесь всё по-неформальному, всё по-простому.
IMG_2739.JPG

Впрочем, таких диких местностей как в СНГ, в Португалии вы все равно не встретите. Даже такая глубинка будет обжита и обустроена дорогами.
IMG_2752.JPG

Линия Вога была построена в начале 20 века. Движение от Эспинью до Оливейры было открыто в 1908 году, а остальная часть пути была достроена в 1913. Также существовала ветка от Сернады до городка Вишеу, но её закрыли и разобрали ещё в 70-е годы.
IMG_2771.JPG

Местами мы можем встречать и памятные таблички.
IMG_2772.JPG

Станция Агведа. Здесь происходит скрещение со встречным поездом.
IMG_2774.JPG

Узкая колея при строительстве была выбрана из-за сложного рельефа, по которому должна была петлять линия.
IMG_2777.JPG

Большинство станций было построено по типовому проекту, хотя сейчас они стали, можно сказать, памятниками архитектуры.
IMG_2780.JPG

Всего на каждом из участков ходит 5-6 поездов в сутки. Интервал - 2,5-3 часа. Время в пути - около часа и 15 минут и там и там.
IMG_2817.JPG

Предпоследняя станция Macinhata do Vouga. Решил тут выйти и прогуляться до конечной станции. И не пожалел ни разу!
IMG_2821.JPG

Во-первых, тут был обнаружен исторический паровоз.
IMG_2825.JPG

А, во-вторых, железнодорожный музей, посвящённый линии Вога!
IMG_2839.JPG

Вот да, полноценный музей на промежуточном полузаброшенном полустанке! Там, где меньше всего ожидаешь его встретить! Я был в полном восторге.
Старые расписания
IMG_2843.JPG


Спидометр
IMG_2854.JPG

И даже реальные транспортные средства тут сохранились!
IMG_2863.JPG

В общем, если поедете по этой линии, обязательно спланируете остановку в Масиньяте, чтобы музей посетить.
IMG_2871.JPG

Тем временем, пока я смотрел музей, поезд успел съездить до конечной станции и вернуться назад.
IMG_2831.JPG

Я же выпил кофейку в забегаловке с типичным СНГ-шным интерьером, и пошёл 4 километра до конечной пешком.
IMG_2945.JPG

А красиво тут, здесь, что ни говори!
IMG_2955.JPG

Ж.д. переезд с полноценным шлагбаумом.
IMG_2981.JPG

Сельская Португалия хороша и умиротворённа.
IMG_2989.JPG


1-й км
IMG_2992.JPG

Поймал идущий обратно поезд, попытавшись сделать кадр среди этого провинциального антуража.
IMG_3007.JPG


Природа
IMG_3015.JPG

IMG_3020.JPG

При подъезде к конечной станции Сернада-ду-Вога, железная дорога выходит на мост. Самое уникальное, что это мост этот совмещённый железнодорожно-автомобильный.
IMG_3025.JPG

Вот так едешь ты себе по мосту на своём джипе, а тут тебе бац - и поезд навстречу!
IMG_3035.JPG

И ты такой в шоке: "аааа, чего делать?!?!??!".
IMG_3099.JPG

Ну поезд проползает мост совсем неспеша.
IMG_3103.JPG

Вот она и деревушка Сернада. Ну совсем крошечная..
IMG_3040.JPG

Станция Сернада-ду-Вога. Дальше поезд не идёт, просьба освободить вагон.
IMG_3051.JPG

Здание станции. На которой так по-домашнему сушится бельё..IMG_3054.JPG

Здесь же расположено депо
IMG_3059.JPG

Стрелки
IMG_3064.JPG

Водонапорная башня

IMG_3069.JPG

Заправка для дизель-поезда
IMG_3073.JPG

Подготовка дизеля к отправке
IMG_3077.JPG


Стрелка
IMG_3083.JPG

Местные собаки
IMG_3138.JPG

Проводники и пассажиры

IMG_3160.JPG


Часы здесь на вечном приколе.
IMG_3158.JPG

Пассажиры и кондуктора погрузились в дизель, и от, погудев, и подымив, отправился обратно в Авейру.
IMG_3161.JPG

А мы, тем временем, садимся в Такси! Пора ехать в Оливейру. Вот, считайте, что это такой поезд!
IMG_3057.JPG


При посадке вдруг меня переклинило насчёт того, вдруг это реальное такси и тут таксишные тарифы. И я на всякий случай спросил:

- А сколько стоит проезд?
- Так, вы докуда едете? До Оливейры?
- Да, до Оливейры.
- Сейчас, секунду... С вас 2 евро 80 сентаво.
- О, ну отлично.
- А стоп! Вы едете в Оливейру, или дальше собираетесь ехать на поезде?
- Ну вообще дальше, в Эспинью.
- Тогда ничего не надо платить. Там на месте возьмёте билет.
IMG_3166.JPG

Вот это вышел классный поворот. Такси отправилось в путь по всем станциям, указанным в расписании поезда. Поскольку станции эти были нанизаны на железную дорогу, а не на автомобильную, то маршрут вышел довольно путанным. Мы неоднократно съезжали с трассы, заезжали в деревни и подъезжали к станции. Где водитель ждал положенные 2-3 минуты и ехал дальше. Всё, чтобы ощутить будто это обычный поезд.
В итоге, я оказался единственным пассажиром на всём протяжении пути. Никто больше не сел ни на одной из станций. Стало понятно, почему на этом участке отменили поезда. Ведь если бы не я, у этого такси был бы вообще нулевой пассажиропоток!
IMG_3173.JPG

Станция с подъехавшим "поездом"
IMG_3201.JPG

Трасса, конечно, не столь атмосферна, сколь узкоколейка. Но зато это позволяет ощутить их взаимный контраст.
IMG_3177.JPG

Станция Альбергария-а-Нова
IMG_3183.JPG

Тлен заброшенных станций... Такое знакомое ощущение.
IMG_3190.JPG

И уходящие вдаль узкие проржавевшие пути.. По которым никто уже никогда не поедет. Это Европа, сынок!
IMG_3186.JPG

Ещё одна станция. Пинейру-да-Бемпошта
IMG_3206.JPG

Переезжаем на машине переезд, но не с той стороны, с которой должны.
IMG_3209.JPG

"Осень" на Фигейреду.
IMG_3219.JPG

И вот мы въезжаем в город Оливейра. Вот оно, отличие нашей глубинки от "ихней". Среди узкоколейной безмятежности регулярно попадаются вполне себе оживлённые многоэтажные кварталы.
IMG_3238.JPG

Приезжаем на станцию Оливейра. Отсюда начинается вторая часть железнодорожного маршрута. Прощаюсь с "машинистом", желаю ему счастливого пути.IMG_3241
Здесь есть спальный домик.
IMG_3254

И мемориальная табличка, посвящённая 100-летию линии.
IMG_3258

Всего через 15 минут поезд отправился в цивилизацию.
IMG_3247.JPG

Поехали!
Покосившиеся заколоченные исторические вокзальчики... Где мы??IMG_3273


Опять не сказать, чтобы везде совсем глушь.
IMG_3270

Сан-Жуан-ду-Мадейра
IMG_3289

Станция Вила-да-Фейра.
IMG_3309

Здесь у нас скрещение со встречным поездом. Появляющегося внезапно из-за скрытого осенними деревьями поворота.
IMG_3324

Увидеть одновременно 2 поезда на Воге доводится не так часто.
IMG_3330

Риу-Меан
IMG_3347

Пасуш-де-Брандан.
IMG_3356

Постепенно вечереет..
IMG_3374


И уже в сумерках мы прибываем на конечную станцию Эспинью-Вога.

Грязь, разбитые рельсы, раскаляканный граффити вагон. Точно ли мы в Европе, а не в какой-нибудь Африке?
IMG_3393

В отличие от Авейру, здешняя станция не совпадает с основной станцией, где ходят широколейные поезда, а отстоит от неё на 400 м. Там большие скорости, электрическая тяга и современные поезда. А тут всё по-простому - старые рельсы и вагоны, низкие платформы, маленькие скорости.
IMG_3387

Так что вот такая уникальная линия сохранилась на задворках Западной Европы. Что с ней будет дальше - неизвестно. Может быть - закроют, может быть - перешьют на широкую колею. Как видим, значительный кусок линии уже был не так давно переведён .. даже не на автобус, а на такси! В любом случае Вога вполне может потерять своё обаяние. Но пока оно есть. Пока можно насладиться альтернативной "домашней" Европой. Узкоколейкой, так напоминающей родные узкоколейки. Я, во всяком случае, получил большое удовольствие, проехав по всей линии.IMG_3358

И огромное спасибо Саше Малянову (malianov), который мне вовремя указал на эту узкоколейку как раз когда я приехал в Португалию. Так бы, может, я и не догадался бы на неё поехать.
IMG_3343


Пост в ru_railway: https://ru-railway.livejournal.com/3271654.html.





ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ
Tags: Вога, Железные дороги, Португалия, Узкоколейки
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • УЖД «Шибаньси», Китай

    Уникальнейшая узкоколейка с действующими паровозами сохранилась в Китае на юге провинции Сычуань. В то время, как подобные линии если где ещё и есть,…

  • Узкоколейка Добриниште - Банско - Септември

    Давно что-то я не писал про нашу любимую и добрую Болгарию. Уж больше года прошло с тех пор, как мы там были, а неописанного ещё много чего. В этот…

  • УЖД Мокра Гора

    Одно из мест Сербии, достойное обязательного посещение, это небольшой населённый пункт Мокра Гора недалеко от границы с Боснией. А интересное оно в…

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments