Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Уникальный вид транспорта - подвесная дорога в Вуппертале
griphon
Вуппертальская подвесная монорельсовая дорога - единственный в мире подобный вид транспорта, больше нигде такого нет. Довольно необычно и страшновато ехать, осознавая, что под тобой никаких колёс, рельс, а только бурная горная речка. Но тем оно и интереснее!





Можно называть эту линию "монорельсом", можно "подвесной дорогой". Официально это называется "Швебебан" (Schewebebahn).


Линия "Швебебана" была открыта в Вуппертале в начале XX века, в 1901 году. Большая её часть проходит над руслом реки Вуппер.



Последние три километра протянулись над городской улицей в районе Вохвинкель.


Схема линии. Всего в системе 20 станций, разветвлений нет. Движение от начала до конца составляет примерно 40 минут.


Станция с вагончиком выглядит как-то так.


Вагончики подцепляются сверху к специальной конструкции, вдоль неё они и едут. Пока состав стоит на станции, он характерно так покачивается.



Непривычно наблюдать станции без рельсов, ничего не скажешь.


Вместо них тут решётка, под которой можно наблюдать реку. Или уронить в эту реку какой-нибудь предмет случайно.


ВВыходить на пути, и, уж тем более, пересекать их - запрещено. Вагончики ездят часто и очень быстро.

Сперва немножко страшно кататься на этих вагончиках, т.к. едешь вот так ты, а под тобой 10 метров пустоты.


Но потом привыкаешь. Это не страшно. Хотя в истории бывало всякое..


Линия безумно интересна с архитектурно-инженерной точки зрения. Все эти конструкционные элементы - опоры, крепления, произведённые в начале прошлого века, всё это впечатляет.


Особенно когда оно так нависает над рекой и обрамлено осенней листвой.


Крепление опор в бордюре набережной.


Так-то, швебебан уже стал неотъемлемой частью городского пейзажа. Его видно практически из любой точки небольшого города. В районе железнодорожного вокзала.


Внутри состава.


Заводская табличка.


Мультиязычные объявления о оплате проезда.


В районе Вохвинкель линия протянута на высоте 8 м.


А над рекой высота - 12 м.


Всё пытаюсь представить - какого жить в домике внизу. Когда над тобой постоянно гремит эта штука. А гремит она хорошо так.



Станции все довольно типичны и явно сильно были модернизированы в последние годы. Песталоцциштрассе


Конечная, с разворотом - Обербармен. Тут можно пересесть на автобусы.


Многие станции сами "нависают" над рекой, как и линия.


Но не все. Некоторые - просто над дорогой. (Станция Bruch)



Линия была построена вся практически сразу. Ну, то есть сперва в 1901 году в марте открылся центральный участок от зоопарка до станции Клузе. Потом через пару месяцев был введён в эксплуатацию западный радиус до станции Вохвинкель. И через два года была открыта восточная часть до станции Обербармен. С тех пор линия ни разу не продлевалась, и существует по сей день в практически неизменном виде.


Около станции Вохвинкель можно наблюдать уникальное сочетание двух видов электротранспорта. Подвесной монорельс и троллейбус с автономным ходом, что тоже редкость для Германии. Троллейбус сюда приходит из соседнего города Золингена (про который мы тоже поговорим).


Монорельс действительно очень фотогеничен и проходит по живописным местам.


Удачных ракурсов тут - бесчисленное множество!



Помимо природных красот, связанных с лесом и протекающей под ним рекой, можно отметить и архитектурные интересности. Например, для любителей индустриальной романтики - комплекс заводских цехов фармацептической компании Bayer.


На станции "Железнодорожный вокзал" (Wuppertal HBF) можно найти мемориальную доску Ойгену Лаудену - инженеру, придумавшему саму концепцию подвесной железной дороги. Увы, несмотря на то, что эту дорогу назвали в честь него, Лауден своего детища так и не увидел - скончался в 1895 году.


Одним из инцидентов, произошедших в 2008 году, было столкновение поезда монорельса с подъёмным краном. В результате чего вдоль улицы, над которой возвышается линия, висят вот такие предупреждающие плакаты.


Интервал у поездов - 4-5 минут вне пик, и 2-3 в пик. В общем, вполне себе такое метро.


Швебебан пользуется бешеной популярностью у местных жителей. Забит в "выхино" практически в любое время суток.


На конечных есть стрелки для заезда на запаснуой путь для отстоя, или в депо.


Иногда линию местами ремонтируют.

Скорость вагончиков тоже довольно высокая. Казалось бы, что не могут монорельсы быстро ездить - но эти гоняют как резаные. 60-70 км/ч. Московскому монорельсу и не снилось.



Расписание


Почему был построен именно такой необычный вид транспорта? Ну Вупперталь вытянут по форме вдоль долины реки. По краям его обрамляют сопки. С этой точки зрения построить некий вид транспорта вдоль этой реки, чтобы соединить разные районы города, было бы логичным. Он не занимает места на городских улицах и делает территорию собственно самой реки полезной.


А вот почему больше нигде в мире не стали такого строить - ну это вопрос интересный. Может быть - невыгодно было. Но всяко, вуппертальский швебебан недостатком спроса не страдает - полагаю, что она может даже и прибыльна.


Обслуживают линию около 30 составов. Из которых 11 новых (2015-16 годы выпуска), а остальные - старые, 1972 года выпуска.


Есть и исторический музейный вагон. Иногда он выходит на линию.



Швебебан уже стал символом Вупперталя. Сложно было предположить обратное, учитывая, что в городе ничего интересного больше нет. Поэтому можете прикупить себе магнитик на память.


Сувенирные вагончики швебебана встречаются в барах и кафе.


Рассказывая про вуппертальский монорельс, нельзя, конечно же, не упомянуть про слона! Эта история, ставшая легендой линии. Когда в 1950 году директор местного цирка решил для рекламы своего заведения прокатить слонёнка в вагоне монорельса. Слонёнок очень испугался, вовсю упирался, но его как-то смогли затащить в вагон. Однако когда состав поехал, слонёнок занервничал ещё сильнее, и, пробив стенку вагона, выпал вниз.. Не, животное не пострадало, отделалось лишь ушибами. Больше слонёнка катать на транспорте не пытались. Но Туффи стал некоторым "символом" подвесной дороги, с ним даже выпускаются магниты, которые я показывал выше.


Вот это место, где он выпал (точнее, это была она), между станциями Alder Brucke и Alter Markt.


Теперь тут есть граффити в память об инциденте.


Предприимчивые люди организовали кафе "слон".



Дочке очень понравился монорельс/швебебан.


На станции Лоэр-Брюке, где мы жили.


Ну вот так. Будете рядом с Вупперталем (а он находится в окрестностях Кёльна, кстати), заедьте сюда, покатайтесь. Получите массу впечатлений!





ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ


прома griphon Люты 5, 2016 18:12 26
Набыць за 20 жэтонаў
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Подумал что где нибудь в Свиблово или в Коптево, подобный монорельс смотрелся очень бы даже в тему.

Вообще, считаю что-то подобное у нас построить над всеми автомагистралями с окраины в центр. Метро ведь не идёт по маршрутам взлётных магистралей. Значит можно надо дорогой пустить вот это чудо. Только побыстрее и вагонов побольше.

Над Яузой, я уж предлагал в транспортном чатике. :)

Но так-то у нас уже одна монохрень есть. И что-то она не очень. Разбирать вот будут. Поэтому даже не знаю насчёт Свиблово.

Японцы удивляются заявлению про «единственный в мире подобный вид транспорта»:


Гоша, после фразы "Удачных ракурсов тут - бесчисленное множество!" идут два одинаковых кадра. :) Забавно получилось!
А за рассказ большое спасибо! Нет ли у них какого-нибудь музея этой дороги?

Спасибо, исправил! Музея что-то не нашли мы.

Интересная штука, вот только не особенно популярная. Вероятно, для этого есть причины.

Цена, наверное. И штучность производства.

Спасибо за интересный и хороший обзор


В Дрездене ещё что-то подобное было, правда я так и не дошел до туда.
У американцев что-то такое было, да и у немцев вроде тоже кроме Дрездена ещ где-то есть.
Про японцев вон написали выше.

Забавно, хотя по сути обычный фуникулер:)

Ну не, фуникулёром этот агрегат точно не назовёшь. Фуникулёр же вверх-вниз ездит.

Класс, никогда про такую штуку не слышал.

Первый раз про эту штуку почитал году в 2005... С тех пор всё мечтаю вживую увидеть :)
Для фото очень удачное время поймал. Чертовски красивая осенняя природа.

Да, с недавних пор ещё при любом упоминании неизменно вертится в голове вот эта песня:

https://youtu.be/XvGLg26FClg?t=35s

А ты на нашей нижегородской канатке через Волгу не катался ещё?

Да! Специально ехал в Вупперталь поглазеть на это (кстати категорически не согласен с утверждением, что в городе больше смотреть не на что). Впечатление двоякое:
+ поездка действительно увлекательная, покачивающийся вагон - крайне непривычен. Т.е. качается он не только в пути но и стоя, т.е. зависая на станции!
+ он действительно мегапопулярен у местных! Это не какой-то туристический трактор, а полноценный общественный транспорт.
+ красивые виды, которых с обычного S-bahn не наберёшься
+ всё таки главная туристическая достопримечательность
+ поезда реально шустрые
Но!
- линию так и не расширяли уже давно, что говорит о далёкой от идеальной эффективности
- изуродованная река - пожалуй главная претензия
- даже сама идея расширять подвесную дорогу вне реки кажется сумасшедшей. Т.е. крайне ограничен район применения
- из-за высокой популярности и малого количества мест в вагонах, они переполнены. Серьёзно, я был там в выходной и ехал стоя, не в давке конечно, но в по немецким меркам довольно плотном стоячем строю. И исправить такую ситуацию весьма сложно, если вообще возможно.
- подозреваю, что это намного дороже трамвая.

Итого: как уникальный экземпляр - любопытная штука. Мир стал с ней лучше. Но как пример для копирования не годится точно.

Это устройство хорошо показано в старом культовом фильме Вима Вендерса "Алиса в городах" (думаю, вам он особенно понравится, потому что главный сюжет в нем - бесконечные перемещения, дороги).

Идея же метро над головами (что подвесного, что обычного) - хороша там, где нет жилья, то есть где не страшен грохот. Ну или если придумать что-то бесшумное.

Потому что жить, например, вплотную рядом с чикагскиой "петлей" не каждому приятно. Раньше, собственно, весь Нью-Йорк такой был.

Эх, помню, после открытия московского монорельса поехали с девушкой на нем кататься. Она даже разочаровалась, думала как в "Алисе в городах" будет подвесной монорельс, что монорельсы всегда подвесные. Я тоже думал, что большинство монорельсов подвесные...

Вообще, сложно представить себе что-то одновременно столь милое и столь нелепое. Всё, решено: в конце января будем в Бохуме - это соседний с Вупперталем городок - обязательно заедем покататься! :)

Удивляюсь насколько странными могут быть увлечения людей ).. За репортаж спасибо, настолько подробно что и ехать не хочется смотреть. тем более то меня укачивает. Картина жуткая - конечно на мой взгляд - море металла с заклепками - просто "бронированная " река - жалко.

По-моему, монорельс вообще и Вуппертальский вариант в частности это абсолютно некрасиво, и в том числе поэтому монорельсы малораспространены. Кроме как во всякиих индустриальных, современных районах (Япония итд). Эти столбы и металлические конструкции абсолютно не красят город. Тёма не одобрит, в общем.
Вуппертальский монорельс некоторые считают красивым, наверное потому что он в единственном числе в Европе и больше нигде нет такого сочетания природы, старинных зданий и такого вот грубого индастриала, пусть и начала 20 века. Иллюстрация из какой-нибудь антиутопии того времени. Местные это просекли и пытаются сделать свой город известным с помощью этого.

Edited at 2017-12-29 22:13 (UTC)

"Вуппертальская подвесная монорельсовая дорога - единственный в мире подобный вид транспорта, больше нигде такого нет."

Да ну, даже в Германии есть в более современном исполнении:


Dortmund H-Bahn

В Японии еще (было выше)

"А вот почему больше нигде в мире не стали такого строить - ну это вопрос интересный. Может быть - невыгодно было."

Ну наверное потому, что при характеристиках трамвая (+/-) стоит эта штука явно дороже (подозреваю, что в разы). Что дешевле: уложить две рельса и протянуть провод, или фактически построить мост вдоль всей трассы? А устройство станций? На трамвае можно ограничиться перрончиком, здесь в любом случае нужно громоздить полноценную станцию.

Кроме того, такая красота далеко не всем понравится. Даже во времена строительства трамваев контактная сеть очень многим не нравилась (и в некоторых городах городах ее использование было запрещено - Лондон, Вашингтон). И сейчас в моду начинает входить токосъем с уровня земли (или использование автономного хода) - по тем же причинам.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account