?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Тёсовская узкоколейка - первый в России музей УЖД на действующей линии
griphon
Побывал таки в эти выходные на легендарной Тёсовской узкоколейке что в Новгородской области. Я много про это место слышал, но оно по приезду все равно сильно впечатляет. На обычной торфовозной умирающей ветке энтузиасты создали полноценный музей с кучей уникальных экспонатов, которые они выковыривали из невероятных закромов нашей родины. При этом ветка продолжает действовать по назначению, но параллельно этому музейщики проводят экскурсии, катают желающих на экспонатах, и даже вагон-столовая у них есть.




Тёсовская УЖД расположена на границе Ленинградской и Новгородской областей. Добраться сюда на общественном транспорте можно, но несколько муторно. Из Питера с Витебского вокзала 2 раза в день ходит дизель.


Едем до станции Рогавка.


Можно, в принципе, доехать и от Новгорода, который сильно ближе, но добраться от этого не сильно легче. Поезд идёт только вечером, но есть автобус.


Посёлок - типичный торфодобывающий. С двухэтажными сталинками и разрухой.


Уличная торговля. Радует название ларька.


Есть и традиционный местечковый юмор. Подключайся к мясу!


Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что посёлок Тёсово-Нетыльское, в котором, собственно, и расположена узкоколейка, находится в полной глухомани. И это несмотря на, казалось бы, близость северной столицы. Вокруг десятки километров лесов и болот. Из посёлка ведут всего 2 дороги местного значения и проходит малодеятельная железнодорожная линия "СПб - Новгород".
Станция Рогавка - основная станция в посёлке. Но центр УЖД и, собственно, музей расположены у переезда "4 пост". От Рогавки сюда идти 3 км. Если вы приезжаете в субботу, то поезд идёт до Новгорода, и вы можете выйти на следующей станции 123 км.


Но, опять же, по карте можно видеть, что узкоколейка тянется через весь посёлок почти до самой Рогавки. И, в принципе, музейщики часто подъезжают к ОП "Мемориал", чтобы встретить туристические группы на мотрисе.


Вот, собственно посёлкообразующее и узкоколейкообразующее предприятие.


Через 3 км приходим на станцию/музей УЖД. Нас встречает украшенная красивыми буквами светофорная опора


Осмотрим немного экспонаты. Ручная дрезина, она же "пионерка". Можно покататься.


Вагон-ресторан-столовая.


Изнутри.


Экскурсовод Антон. Один из тех, чьими руками всё это было собрано и сделано.


Тепловоз Т2-155, с электродвигателем, заряжающимся от дизеля.


Увы, он слишком тяжёлый для данных путей, поэтому на линию не выходит. Внутренности.


Вагон-рефрижератор. Музейщики нашли его где-то на задворках в Карелии в каком-то санатории. Сами выкупили, сами довезли до Тёсово.


Цистерны для перевозки топлива. Активно использовались на узкоколейках, которые проходили по неохваченной дорогами местности (а таких раньше было много).


Сохранились аутентичные заводские таблички.


Снегоочиститель.


Пока суть да дело, мимо нас протарахтел гружёный торфом состав.


Есть и такая мотриса.


Вагон-аммендорф, отжатый у немцев. Когда-то до войны такой работал на немецких УЖД, но после войны он оказался на территории СССР. Привезён с закрытой узкоколейки у города Нелидово Тверской области.


Внутри хорошо так отреставрирован.


Экспонатов очень много, но далеко не все из них отреставрированы. Некоторые экскурсанты пытаются предъявлять музейщикам - типа чего вы всякую неухоженную рухлядь показываете? Но глупо за это наезжать на энтузиастов, которые восстанавливают вагоны в своё свободное время в выходные, за свой же счёт.


Уверен, что и до этих дело рано или поздно дойдёт.


Интересная платформа для перевозки дров. Такие использовались активно в былые времена, особенно на лесовозных узкоколейках.


Ещё один вагон, ждущий своего часа.


Ладно, погуляли, едем теперь в тёплом натопленном покачивющимся на ухабах вагончике на торфоразработки.


Я в эту поездку взял неудачные быстропромокающие ботинки, и всю дорогу неистово страдал. Поэтому неотъемлемый спутник узкоколейного вагона - тёплая печка-буржуйка оказалась очень кстати. На ней можно было полностью высушиться (потом снова промокнуть и снова высушиться).



По дороге встречается стела, посвящённая боям ВОВ, которые проходили в этих местах.


Вот этот унылый пейзаж - и есть торфяное поле. Находится в 11 км от музея. Самое интересное, что это уже - Ленинградская область!


Торф собирают специальными машинами, разрыхляют, а потом аккумулируют вон в такие кучки, чтобы было проще забирать. Затем экскаватором грузят в вагоны и увозят.



Снова депрессия и безысходность и воспевание былых времён. Ну да - раньше торфом снабжали ТЭЦ в Питере и ГРЭС в Кировске, а теперь торфом топят только одну из трёх котельных в самом посёлке. То есть, вдумайтесь. Сейчас торф в посёлке добывается только для того, чтобы частично обслуживать сам посёлок, который для добычи торфа и строился.


Ветка выше - не основной ход. Это подъездные пути, которые специально прокладывают прямо к торфодобыче от главного хода. Их постоянно собирают-разбирают в разных местах. Для ускорения прокладки тут не используют кривые рельсы, а повороты обеспечиваются засчёт специальных вставок.


Поэтому она так криво и выглядит.


Экскаватор-разрыхлитель. Смягчает торф, чтобы его легче было потом грузить.


Кабина.


Впрочем, сейчас есть небольшой заказ от финнов, и текущая торфодобыча идёт как раз на него. Так что предприятие более-менее живёт.


Стоит рассказать и о самом музее и о его появлении. Начинался музей с того, что несколько ребят из железнодорожного колледжа в Питере ездили по окрестностям Питера и изучали узкоколейные железные дороги. Как-то Тёсовская железка их "зацепила", они стали чаще тут бывать, а потом один из них купил тут дачу. Ребята стали ездить восстанавливать автомотрису. Так слово за дело, но после мотрисы пошли и другие экспонаты и прочее. Что уж говорить, что ребята сами дополнительные пути здесь клали.



В музее регулярно проходят экскурсии, а также всякие разные увеселительные мероприятия. Были тут и исторические реконструкции, и свадьбы. Одно время музей кооперировался с такими же фанатами из общества "Ретробус", и до музея из Питера пускали заказной автобус ЛАЗ-695. Узкоколейка уже в поле зрения областных властей. Сюда даже приезжал губернатор Новгородской области и начальник Октябрьской железной дороги. Вот только пока профита от всего этого музею не так много выпало.


Интересно, что ребята-музейщики и тепловозы сами водят. Я сначала недоумевал как это у них там с руководством конторы согласовано, и это ж, типа, ответственность. Но, надо понимать, что уж очень многое они для спасения этой линии сделали, может, если бы не они, закрылась бы она. Поэтому им тут никто не мешает - раз есть диплом машиниста, значит пусть ездят.


Действующие комбайны, собирающие торф из грунта. Вы не смотрите на их состояние - они все рабочие. И не такие старые, кстати - нулевых годов выпуска. Тогда, о, удивительно, железная дорога процветала.


Сейчас из-за холодов добыча торфа не ведётся. Эти работы проводятся летом. Рабочие только вывозят уже собранный торф к заказчику.


Привет!





На обратном пути в сумерках в тёплом полумраке узкоколейного вагона с печкой-буржуйкой становится сказочно романтично. Обратите внимание на лампы в вагоне. Это подарок Петербургского метрополитена. Музею помогают все кто могут.


По прибытию на станцию "Музей" или "Пост 4" нас ждал в вагоне-столовой тёплый чай и вкусности.


Под ностальгические песни с винилового проигрывателя.


Большая часть нашей транспортной компании поспешила на автобус в Новгород. Туда же собрался направиться и я. Но пока шёл к автобусу, обнаружил дешёвые билеты на поезд из Питера, и прямо, не выходя из сугроба, их и купил. Можно было остаться ещё на пару часов, и уехать обратно на том же дизеле.


Мы ещё посидели попили чайку, пообщались с музейщиками на разные железнодорожные темы, покатались на "пионерке", а потом музейщики подкинули нас на мотрисе до станции. Вот прикольно, не часто тебя подвозят на узкоколейном транспорте! Ещё три часа на дизеле-электричке, после чего я вышел в Купчино и ещё прокатился, наконец, до вокзале на новомодном быстром 25-м трамвае, что давно уже всё хотел сделать. Впрочем, это уже совсем другая тема..


Но вообще, подобные истории неистово восхищают! В условиях, когда узкоколейки мрут пачками, интерес к железным дорогам и вообще промышленной истории у народа, в целом, довольно низок, поддержка от государства если и есть, то не особо сильная, ребята умудряются тянуть такой небюджетный, мягко говоря проект, собирать экспонаты, устраивать разные мероприятия, и этот самый интерес у народа пробуждать. В европах такое - давно норма (хотя и там часто туристические узкоколейки появляются благодаря фанатам), но у нас это только начинает зарождаться. И если уж и давать кому ордена и награды за вклад в культуру и сохранение истории России, то вот таким энтузиастам в первую очередь.


Антон и Сергей, между прочим, классные рассказчики. Много чего знают, как по железнодорожной тематике, так и по вопросам добычи торфа. В общем, всячески рекомендую всем это место, особенно питерцам - оно ж у вас совсем под боком.


Подробности о строительстве и создании музея вы можете узнать из жж одного из его основателей.

В общем, пожелаем удачи и всяческого процветания тёсовскому музею, ну и самой узкоколейке!



ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ



promo griphon февраль 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

Очень интересно! Около Радовицкого тоже были и узкоколейки торфяные, и широкая колея, соединяющаяся с линией Кривандино - Рязановка, но сейчас всё закрыли и разобрали. Но прокатиться 1 раз успел.

Радовицкий мох - больное место для меня. Его разобрали до того, как я стал активно этой темой интересоваться.

Крутое место! У моих родителей была дача в тех местах, возле Радофинниково. Там тоже была узкоколейка, но она сдохла ещё в 90-х. Первым делом разобрали мост через основную ветку, который был полностью деревянным (!). Вообще места там невероятно глухие, несмотря на близость к Петербургу. Сейчас всё немножко цивилизовалось, а тогда в дачном массиве не было ни электричества, ни проезжей дороги. Стройматериалы для дач возили прямо в дизеле.

Желаю удачи им - я всегда за развитие бизнеса, малый бизнес и туризм это благо! А дорого у них там? Сколько стоит с группы или с человека такое мероприятие?

При большой группе - 600 рублей с человека.

Так с этого всё и начинается. В Европе стало "как в Европе" тоже не сразу и не росчерком пера.

А спрашивал ли ты, что будет с музеем, если торфопредприятие закроется?

Ну я и надеюсь, что это движение у нас на таком же уровне разовьётся. Морали, что "всё тут безнадёжно" нет.

> А спрашивал ли ты, что будет с музеем, если торфопредприятие закроется?

С этим вообще ничего непонятно. Там всё в подвешенном состоянии уже продолжительное время.

>>Тепловоз Т2-155, с электродвигателем, заряжающимся от дизеля.

Все отлично, только электродвигатель не заряжается от дизеля, он не аккумулятор. Он

>>Тепловоз Т2-155, с электродвигателем, заряжающимся от дизеля.

Все отлично, только электродвигатель НЕ ЗАРЯЖАЕТСЯ от дизеля, он не аккумулятор. Он РАБОТАЕТ от генератора, который запитан от дизеля. То есть это, по сути, электровоз, везущий на себе электростанцию. Впрочем это справедливо в части 90 % тепловозов.

Сие все занудства ради, рассказ отличный :-)

Хорошая история.

Отличное место, стоит съездить

Ещё один вагон, ждущий своего часа - Это не сколько вагон, сколько пассажирская автомотриса АМ-1 :)

Дизель-поезд ходит один раз в день. Второй раз - кроме среды от Новолисино.

Edited at 2017-12-07 08:28 (UTC)

Думал ,что светильники очень похожи на метрошные, а они и есть из метро.

На 29 фото не "еще один вагон" а кузов крайне раритетной мотрисы АМ-1)

Посёлок прям один в один подмосковный Шатурторф (была дача там). Только в Шатурторфе весь торф выкопали и узкоколейку разобрали ещё в начале девяностых.

У торфовозных узкоколеек много общего. Увы, перспектив у них без смены профиля практически нет.

Ручную дрезину там называют "пионеркой"? Обычно это название для ТД5у или аналогичных мотодрезин.

--- Снова депрессия и безысходность и воспевание былых времён. Ну да - раньше торфом снабжали ТЭЦ в Питере и ГРЭС в Кировске, а теперь торфом топят только одну из трёх котельных в самом посёлке.

Прежде чем сожалеть, надо осознать, зачем нужен был торфяной проект советской власти.
Все эти торфяные ТЭЦ в богатый разными углеводородными ресурсами стране конечно совершенно нерентабельны и бессмысленны. Торф отвратно горит, его теплоемкость очень низкая, а вредных выбросов полно. Но...
СССР был сугубо милитаристическим государством. Все было нацелено на войну. В том числе казалось бы абсолютно мирные проекты.
Представь - злой врагЪ напал на кремлевских старцев. Часть страны захвачена противником - Кузбасс, Донбас и др. И вот торфом можно наладить автономное электроснабжение Новгородской области.
Отсюда и другие странные проекты типа массового выращивания картофеля на Вологодчине и в Карелии, чем ныне конечно никто не занимается. Каждый регион СССР мог при необходимости превратится в осажденную крепость.
Стоит ли сожалеть, что ЭТО в прошлом?


Edited at 2017-12-13 10:27 (UTC)

Вы не совсем правы - торфы добывались американскими предприятиями у нас еще в 20е, без малейшей связи с милитаризмом. А чисто ради прибыли.

Едем туда в воскресенье это