?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Узкоколейка «Гайворон – Рудница»
griphon
Узкоколейка «Гайворон – Рудница» в своём роде уникальная. Обычно же узкая колея начинается от широкой и ведёт в совсем несметную глушь. Здесь же, фактически, оба конца линии имеют соединение с широкой колеёй. Ну и это единственная из трёх основных узкоколеек Украины, на которой я до этого ещё не был.




Узкоколейка соединяет станцию Рудница, расположенную на ж.д. магистрали «Москва – Одесса» в Винницкой области, с райоцентром Кировоградщины – посёлком Гайворон. Но в Гайвороне линия не заканчивается: она идёт ещё восточнее примерно 40 км до посёлка Голованевск. Движение на участке «Гайворон – Голованевск» всего 2 раза в неделю и никак не согласовано с поездами на Рудницу. То есть, чтобы проехать линию всю, нужно сложно и муторно подгадывать с днями, временем и ещё, минимум, полдня тусоваться в Гайвороне.


История появления этой линии довольно интересная. Линия "Рудница - Гайворон - Голованевск" - остаток от огромнейшей сети узкоколеек, построенных в начале 20 века по всей Центральной Украине. Сеть эта была построена для вывоза сельхозпродукции с полей, и доходила до Винницы и Житомира, где и стыковалась с широкой колеёй.

В середине 20 века отдельные ветки начали перешивать на широкую колею. Так одним из первых была переделана линия из Житомира. Некоторые линии вообще были разобраны без строительства традицонной колеи. Подробнее, кстати, вы можете прочитать на сайте у Сергея Болашенко. Факт, что к началу 90-х и по сей день узкоколейной осталась только вот эта линия (которую планировалось, конечно же, тоже расширить).


Основной участок "Гайворон - Рудница" длиной 78 км. Остальной участок от Гайворона до Голованевска - 52 км.


По участку «Гайворон – Рудница» движение ежедневное.


По некоторым дням пускают второй поезд.


Дорога принадлежит УЗ – основному государственному оператору. В принципе, все три основные узкоколейки (эта и эта) страны принадлежат им. Отрадно, что её не выпилили нафиг с учётом всех последних реалий, тем более что разговоры про это ходили. И отдельный привет РЖД, умножившим «Тумскую- Голованову дачу» на ноль ещё 10 лет назад...


Ширина колеи - 750 мм. Активно до сих пор используются семафоры!




В сам Гайворон ведёт также ширококолейная ветка из Винницы (как раз перешитая из узкой где-то в 70-е. Можно доехать сюда на прямом поезде из соседнего облцентра. Но получается, что проще приехать на маршрутке из Умани, Кировограда, Одессы или даже Киева.


Гайворон находится чуть в стороне от главной трассы страны «Киев – Одесса». Интересно, что Голованевск, куда движение два раза в неделю – примерно на таком же расстоянии но в другую сторону от этой трассы.


Объявление на станции Гайворон. Шах и мат вам, железнодорожные любители!


Благо украинские железнодорожники в отличие от своих российских коллег не болеют терроризмофобией, и снимать можно совершенно свободно.


Вот ветка, уходящая в Голованевск. Совмещение широкой и узкой колеи.


Сам Гайворон, в некотором роде, просто таки квинтэссенция украинскости. Причём именно такой, здоворой украинскости, не той, что сейчас выпирает в качестве неё. Не знаю почему, но вот самая классическая Украина ощущается именно здесь, примерно в её географическом центре.


Гайворон находится на берегу Южного Буга. Течёт потом в Николаев.


Есть тут и памятник паровозу.




А есть и действующий паровозик, который выкатывают когда надо покатать каких-нибудь туристов.



Ну ладно, пора бы уже и ехать. Идём в кассу за билетом. Билет в Гайвороне вырезается как в стародавние времена ножницами. Ещё один хороший такой камень для придания ламповости и антуража этой линии. 18 гривен, 40 копеек. Жалко, что постеснялся фоткать процесс вырезания ножницами этого билета.


Поезд отправляется в районе 17 часов.


На всю дорогу 3 часа 45 минут. Сперва едем долго вдоль ширококолейной линии, но потом она уходит вправо, на Винницу.


И вот, едем вдоль засеянных пшеницей полей.


И, конечно же, символом Украины – подсолнухами!


Феерическая красота.


Первая станция сразу после моста через Южный Буг - Предбужье.


Потом 5-й км.


Затем следует недекоммунизированный Пионер.


Салон вагончика. Деревянный жёсткий класс.


Первый класс - мягкий вагон (на самом деле, конечно же, билет стоит всюду одинаково).


Оказывается, тут сидения с багажным отсеком.


Персональное купе проводника.


Станция Бершадь - крупнейшая станция на линии с историческим зданием вокзала.


Здесь происходит скрещение со встречным поездом. Как раз я попал на тот день, когда этот поезд в ходу. Стоим 12 минут.


Есть даже зал ожидания. На большинстве остальных полустанков в лучшем случае будет лишь навес.


На станции Бершадь происходит массовая посадка пассажиров и их грузов.


Пассажиры садятся практически на каждой станции. Многие с гигантскими баулами - едут на рынок в Одессу на Привоз, продавать урожай с грядок. Станция Яланец.


Увы, для жителей украинских сёл это единственный способ хоть как-то прожить. Напомнило сильно Африку, где тётушки также ездят за несколько сот километров с тяжеленными баулами чтобы продать за копейки продукты с поля и огорода..


Пятковка


Пассажиры поезда. Узнав, что я из Москвы, стали с интересом спрашивать как у нас дела, что про Украину говорят и вообще. Жаловались на невозможность заработать, то, что им приходится вот так мотаться за несколько сотен километров. Общались только по-украински, извинясь при этом, что им так привычнее. Но мене то що, я мову розумiю..


Вообще, люди здесь удивительно открыты и приветливы. С какой-либо подозрительностью или неприязнью к себе я ни разу не столкнулся тут при фотосъёмке.


Станция Дохно. Видим, сколько тут исторических вокзалов. Дорога была построена в начале 20-го века, отсюда их и столько тут.


Наш паровоз вперёд летит!


Ещё +1 пассажир на станции Куринiвка.


Нефар!



Нет способа лучше чем погрузиться в украинскую и какую-либо ещё глубинку, чем узкоколейный поезд..


Уже в сумерках прибываем на станцию Рудница. Здесь центр цивилизации: двухполосная электрифицированная магистраль! Прямые поезда до Одессы, Киева, и, может быть, даже Москвы!


Пассажиры начали выгружать своё имущество. Чтобы перегрузить его потом на другой поезд до Одессы.



Посмотрите на досуге на карте где находятся Бершадь и Гайворон, а где Одесса, и оцените сколько приходится несчастным людям отматывать в обе стороны по несколько раз в месяц чтобы хоть как-то заработать.


Но, всё-таки, у украинцев комфортный транспорт - такой удобный пусть и небыстрый поезд далеко не всем доступен. Африканские тётушки добираются до базаров на вонючих разбитых маршрутках. А украинцам для этого предоставлены комфортные поезда. Не всем, правда. Некоторые тоже на маршрутках ездят. Хотя, всё же, на крыше баулы не возят


Тётеньки, увидев, что я снимаю, стали кричать мне: "Вот, покажи Порошенко как мы тут живём".


Нытьё про тяжёлую жизнь. РЖД-шные проблемы плавно приходят и сюда.


На станции Рудница, кстати, останавливается не так много поездов. уехать отсюда может быть проблемой, особенно летом. Я же, не найдя билетов практически никуда, смог уехать только в Винницу.

Ну а узкоколейке "Гайворон - Рудница" пожелаем долгой жизни и процветания. А её пассажирам - ездить по ней по более радостным поводам и с менее тяжёлыми грузами.



Пост в ru_railway

ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ


Featured Posts from This Journal

  • УЖД "Виноградов-Хмельник"

    Узкоколейная линия на Западной Украине в Закарпатской области, практически около самой границы с Венгрией. Альбом: УЖД Виноградов-Хмельник…

  • Рiвненьска область

    Пожалуй, теперь это второй регион после Крыма на Украине, по количеству посещённых мест. А всё благодаря знаменитой узкоколейке Антоновка-Заречное,…

  • Железнодорожная украинская евроинтеграция без кавычек

    Ладно, вот вам немного хорошего про современную Украину. Я то вот всё высмеиваю их "евроинтеграцию", и реально ведь есть за что. Точнее есть за что…

  • УЖД «Шибаньси», Китай

    Уникальнейшая узкоколейка с действующими паровозами сохранилась в Китае на юге провинции Сычуань. В то время, как подобные линии если где ещё и есть,…

  • Чурсья. Жизнь по ту сторону цивилизации

    Широка страна моя родная, много в ней всего. Москва с Кремлём, ВДНХ, небоскрёбами Москва-сити, Питер с мостами-дворцами, Грозный с большой мечетью,…

  • Украина 2017 своими глазами. Люди и мысли.

    Тема Украины последние три года болит и зудит, наверное, у большинства. Как бы кто к этим событиям не относился, но одно уже упоминание этой страны…


promo griphon февраль 5, 2016 18:12 26
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Сильна была Советская власть при первых коммунистах. Узкоколейка для вывоза сельхозпродукции, мощно.

И нигде идея дальше не прижилась, я так понимаю?

Народ хороший, от сохи. Простые и нормальные люди.

Это ещё царская власть была, а не советская.

Ну всё-таки я бы для ясности упомянул, что в России остались крупные ведомственные системы типа Алапаевки или Апшеронки, и в целом узкоколеек сохранилось больше. Причём неизменно ведущих в глушь, куда иначе не доехать.

А вообще интересно, какова была мотивация сохранения ведомственных УЖД в густонаселённых районах Украины? И почему именно этих, ведь наверняка на 1991-й год их было больше?

P.S.
Тумскую жалко безумно :((( Из тех, где я ездил, она конечно самая колоритная была.



Edited at 2017-10-31 10:49 (UTC)

> Ну всё-таки я бы для ясности упомянул, что в России остались крупные ведомственные системы типа Алапаевки или Апшеронки

Ну вот, считай, что ты этим комментом это упомянул :)))
Кстати, Апшеронская - совсем некрупная. Там 29 км, мы её пешком чуть больше чем за полдня прошли.

> какова была мотивация сохранения ведомственных УЖД в густонаселённых районах Украины?

В советские годы и УЖД нормально ходило, не спешили перешивать. И в РСФСР их полно же было. А потом стало совсем не до этого. Особенно Украине, у которой вообще на строительство дорог нет никаких денег.

> Тумскую жалко безумно :((( Из тех, где я ездил, она конечно самая колоритная была.

А вот я так и не прокатился там :(

Edited at 2017-10-31 10:53 (UTC)

Каких годов выпуска эти вагоны? Выглядят так, будто они даже старше кругломордых электричек. Настоящее ретро.
А транспортировка урожая, конечно, жесть. Неужели эти тётушки не могут позволить себе хоть какие-нибудь старые "Жигули" или "Москвич", чтобы возить свою продукцию на рынок?

Думаю, что не могут. Не встречал тёток и бабок на "Москвичах".

Эту дорогу часто снимают в фильмах ("Девять жизней Нестора Махно", "Жизнь и приключения Мишки Япончика" и др.) в роли обычной железной дороги.

Edited at 2017-10-31 11:29 (UTC)

Вагоны-пафаваги особенно интересны

Интересный пост, спасибо!

всё по фэншую: механические стрелки, семафор и водонапрка

Edited at 2017-11-01 08:40 (UTC)

Атмосферно, конечно. Эта узкоколейка ещё у Шолома Алейхема упоминается. Там говорится о том, что у местных жителей (в основном евреев) поезд на УЖД считался столь медленным, что про него пошла шутка: Если поедешь на нём в соседнее местечко на празднование обрезания младенца, то приедешь к его бармицве.

Кстати, интересное совпадение в созвучии "Голованевск - Голованова Дача"

Ты читал Шолом-Алейхема? Прикольно. Я только знаю о его существовании :)

Атмосферно, спасибо за репортаж.

классный отчет! даже не знала, что такая дорога есть)

кстати, заметила, что у тебя отчеты об Африке чередуются с отчетами об Украине))

  • 1