До последнего момента не было понятно, ходит ли ещё этот поезд. Все источники указывали на то, что должен ходить, но блин, это ж Африка. Тут может быть что угодно отменено в самый последний момент. Поэтому я не торопился с получением кот-д'ивуарской визы пока не убедился, что поезд в ходу и билеты на него купить реально.
Изначальный план был заехать в Буркину со стороны страны Догонов прямо в столицу Уагадугу и оттуда выехать на поезде в слоново-костяную столицу. Потом же я решил отказаться от посещения догонов, а затем и Дженне, посему наиболее короткий путь из Мали в Буркину проходил через второй город последней - Бобо-Диулассо, через который эта железка и проходит. Посему план изменился: проехать сначала из Бобо в Уагу, там сделать визу Кота, а затем поехать в Абиджан.
По прибытию в Бобо выяснилось, что с железнодорожным сообщением всё нормально: поезд ходит три раза в неделю, и в Уагу идёт прямо сегодня. Отлично просто! Но выяснился неприятный момент: фотосъёмка здесь также запрещена. В ментовку тут за неё не тащат, но постоянно предупреждают и иногда просят удалить фотографии.
Повторения бамакской истории мне совершенно не хотелось, поэтому я решил получить разрешение, чтобы можно было фотографировать вполне легально. Но решить одно, а реально получить его - совсем другое.. Но обо всём по порядку.
Сперва о запрете фотосъёмки мне сообщили мягко менты на бобо-диулассовском вокзале. Впрочем, выцыганил у них сделать пару кадров платформы. Но внутри поезда уже старался фотографировать аккуратно. Тем не менее, проводники поезда заметили это практически сразу и вежливо попросили удалить сделанное. В связи с чем дальше я фотографировать не стал. Во-первых, во избежание проблем, а во-вторых, флэшки с невосстановленными фотками у меня закончились (я ещё бамакские фотографии на тот момент не восстановил), даже если снимать совсем-совсем аккуратно, потом не получится восстановить стёртое. Ладно, если можно сделать разрешение, пофотокаю подробно на обратном пути.
Приехал в Уагу я неудачно, в пятницу вечером. Соответственно, все выходные прошли мимо - никаких вопросов не решишь. В понедельник утром я сразу направился на ж.д. вокзал справляться насчёт билетов и фотосъёмки.
- Здравствуйте, как пройти к начальнику вокзала? - осведомился я у охранника.
- Он здесь, но сейчас занят, проводит экскурсию для детей. А что вы хотели?
- Я хочу получить разрешение на фотосъёмку. Может с кем-то ещё можно по этому вопросу поговорить.
- Нет, это с ним надо разговаривать. Но он сейчас с детьми занят, приходите попозже, через час-два.
Придя через час два, я услышал тоже самое: начальник вокзала занят с детьми. И что лучше прийти вообще после обеда, в 3-4 часа. Так, ну я и предполагал, что не так просто всё это будет. Ладно, съездил на озеро с крокодилами, вернулся уже ближе к 4. Начальник был уже на месте и меня сопроводили к нему.
- Здравствуйте, месье! Я вот такой путешественник из России, езжу тут по Западной Африке, проект делаю про железные дороги. Мне бы разрешение на фотосъёмку, а то все говорят, что нельзя фотографировать.
- Да, это хорошо. Но дело в том, что это не я решаю, я - лишь начальник вокзала, а вам нужно поговорить с начальником компании. Только он выдаёт такое разрешение. Но его сегодня нет, он будет только в среду. Приходите в среду, мы вместе с вами к нему сходим.
....
Пришёл в среду, встретился снова с начальником вокзала, который направил меня к начальнику компании SITARAIL. Точнее, это был не начальник, а представитель этой компании (represantant) в Уагадугу. А сам начальник сидит в головном офисе в Абиджане.
Впрочем, привели меня только к секретарше, а она поведала, что представителя пока нет. Но можно прийти в 12.30 и он будет. ААААААА... Ну ладно, добью уж это дело. Пришёл в 12.30, секретарша попросила меня подождать в комнате для посетителей пока представитель общался с другими гражданами. Однако через 15 минут она зашла и заявила:
- Ой, проблема! Он только что уехал в аэропорт и улетел в Абиджан!
- Как так? Блиин.
- Ну да, теперь вот только в понедельник вернётся. Приходите в понедельник.
- Не, ну слушайте, я не могу ждать до понедельника. Я вообще завтра или в субботу уезжать собирался. Что, совсем никто не может дать мне это долбанное разрешение?
- Нет, это только он решает. Больше никто не поможет. Ну ничего не поделаешь.
Бляха-муха, как же вы достали, долбанные бюрократы. В сердцах, выйдя из офиса, сделал фотку панорамы станции (уж очень хороший вид на неё открывался со второго этажа), и... чуть не повторилась бамакская история. Опять у меня нет с собой паспорта (он в кот-дивуарском посольстве), опять охранники, которые это умудрились заметить, хотели отвести меня в полицию (правда в этот раз они были ни разу не агрессивны, а вполне вежливы и любезны), но я вовремя удалил незаметно сделанную фотку и прикинулся чайником: "а чё, где, какое фото, что вы? Я же знаю, что нельзя!". Они были несколько озадачены, т.к. видели, что я снимаю, но предъявить мне было нечего - нет же ничего на фотике.
Вот и выходит фигня. Хочется пофотографировать, готов всё оформить легально, а ... не дают! Вот как быть? Настолько от всего этого и вообще от Африки устал, что появились мысли, а шло бы оно всё лесом, не ехать на этом поезде, а вернуться домой. Если бы не сдавал паспорт на визу в КДИ, может так бы и сделал, но так то было уже глупо с оплаченной визой не посетить Кот Д'Ивуар. Ладно, попробую снимать на телефон, вроде это менее заметно. Качество, конечно, похуже намного, но если что, можно опять прикинуться чайником и сделать вид, что смски читал.
Так я и сделал. Сперва, вроде получалось, но видимо я перестал палиться, и на одной из станций менты, глядя на то, как я держу телефон, таки просекли мои коварные намерения. Опять пришлось быстро удалить всё снятое, пока они не увидели. "Нет, нет, ничо, какая фотосъёмка, что вы? Вот смотрите". "Так вот же наш вокзал, удалите это", сказал мент, показывая на фотографию парка в Уагадугу. Фиг с тобой, удалю парк, я как раз там и тренировался скрыто снимать, а так у меня он и на фотоаппарате есть. Вроде обошлось, но постоянные обломы меня совсем морально расклеили, я сильно разнервничался и впал в тоску. В довершение всего выяснилось, что выручавшая меня не раз программа Easy Recovery не очень хочет восстанавливать фотки с телефона, так как они там лежат каким-то странным образом (папка в одном секторе, а сами файлы в другом. Восстанавливаешь файлы, но они не читаются. Даже если нестёртые файлы так "восстановить", они тоже не будут читаться, то есть как-то другим способом надо к этим файлам подбираться).
В связи с чем забил на какое-то время на дальнейшую фотосъёмку, по крайней мере на территории Буркины. Ощущал себя как в компьютерной игре. Когда тебе даётся несколько "жизней", и в момент, когда остаётся одна, приходится чрезмерно осторожничать. Тут всего две "жизни", если первый раз попался на предупреждении, второй раз уже попадаться совсем опасно. Впрочем, пока поездные сотрудники моих злодеяний не видели, а менты на каждой станции новые. В связи с чем, уже в КДИ я таки стал аккуратно-аккуратно незаметно фотографировать на мыльницу, убеждаясь каждый раз в отсутствии в поле зрения работников и ментов. Ну и всякие методы типа включил камеру в поясной сумке, быстро вынул на уровне этой сумки, сделал кадр и обратно убрал (объективно говоря, палишься обычно когда долго ракурс выбираешь, держишь камеру перед собой на вытянутых руках, делаешь много разных кадров и т.д.). В общем, ощути себя шпионом, что называется :)
Ну и, конечно же, селфи наше всё. Не особо люблю делать фото своей морды на фоне разных штук, но в данном случае это реальный выход. Сами негры друг друга фоткают на фоне поезда и внутри него, так что почему бы и мне не сделать тоже самое?
Если в вагоне можно дождаться момента, когда все проводники выходят, то в буфете селфи с пивом - единственный выход.
Осторожность сделала своё дело, и больше никаких инцидентов до самого Абиджана не было. Пока ехал, пришла идея сходить оформить это разрешение прямо в Абиджане. Тут то представитель не должен никуда уезжать. Сделаю разрешение, и можно будет прийти поснимать во вторник поезд перед отправлением на нормальный фотоаппарат.
В понедельник отправился на вокзал. Но начальников на вокзале не водилось, за ними надо было ехать в головной офис компании SITARAIL в центре города. Пока ездил туда-сюда, прошло полдня и уже настало три часа. В головном офисе меня направили к секретарше у входа.
- Здравствуйте. Я вот такой замечательный путешественник из России, делаю проект про африканские железные дороги, мне бы разрешение на фотосъёмку.
- О, это вам надо к генеральному директору. Только он эти разрешения выдаёт. Но его сейчас нет.
- А когда он будет?
- Ой, ну мы не знаем, он то появляется, то исчезает.
- Так и что же делать?
- Вы напишите ему всё, что вы хотите, я ему передам, он вам сделает разрешение.
- А как вы думаете. Сегодня реально это разрешение будет получить? Дело в том, что я хочу пофотографировать поезд, а он отправляется завтра утром в 10.30. Следующий уходит только в четверг, но я в среду уже улетаю из Кот-Д'Ивуара?
- Ну вы напишите подробно про всё это, что вам важно завтра, что вы в среду улетаете. Я ему передам сегодня.
Хорошо. Накатал целое сочинение про то, как мне важно получить разрешение на фотосъёмку. Несмотря на то, что секретарша сказала, что можно написать обращение на английском (который у меня объективно лучше), я справедливо рассудил, что глупо закапывать 7 лет жизни школы 1216. Эх, видели бы меня сейчас мои учительницы по французскому... :) Перечитал и уже сам нашёл кучу ошибок, точнее даже - описок.
Секретарша запросила мой номер телефона, но у меня местного номера нет. Оставил ей емейл, обещала как и что сразу отправить сообщение. Впрочем, времени то совсем немного - сегодняшний вечер и завтрашнее утро. Естественно, никакого письма я не дождался.
Заявился в офис SITARAIL к 9 утра. Секретарша, увидев меня, стала звонить, ей ответили, чтобы я подождал. Ну хорошо, сижу жду, наблюдаю жизнь африканской офисной конторы. Довольно занятно - ходят всякие важные чуваки в галстуках, цивильные тётки. Иногда белые заглядывают. Есть и попроще народ просто одетый, наверное мелкие служащие. Порой заходят железнодорожники всякие в рабочих сигнальных жилетах с символикой компании. Один посетитель, цивильный мужик в пиджаке, предлагающий какие-то бизнес-тренинги, ожидавший нужного человека, разговорился со мной, обменялись с ним контактами.
А время идёт. Час отправления поезда (10.30) всё ближе и ближе, а ответа всё нет! А ещё надо доехать до вокзала. Пусть это на такси займёт минут 5-10, но и тем не менее. Пару раз напоминал о себе, но ответ тот же: "сейчас секунду, подождите".
Где-то в 10.10 секретарша вышла и сказала:
- Сожалею очень, но он сказал, что это невозможно. Потому что это надо кого-то отправить с вами сопровождающего, а сейчас никого нет. Если бы вы раньше пришли, можно было бы что-то придумать. Увы.
Ну, что сказать, я сделал всё возможное для получения этого разрешения. Получить его было бы весьма интересным опытом, но ничего не поделаешь - бюрократы выиграли у меня эту битву. Что ж, переходим к плану Б, разработанному также во время езды в поезде. План этот заключался в том, чтобы пофоткать поезд где-нибудь на перегоне. Ведь все эти соглядатаи поганые на станциях пасутся и в поездах, а на самой линии то и не будет никого, кто будет их расставлять на всём её протяжении, и зачем?
Вот только проблема, что железка в Абиджане проходит по стрёмным и вонючим трущобам, куда нос то совать страшно. В понедельник, гуляя по городу, я пытался найти ракурсы, где бы можно было пофотографировать поезд, но все они были довольно средние. Пока же сидел ждал ответа от директора, изучал карту Абиджана на мапс.ме, и обнаружил, что прямо в 500 м от офиса ситарэйла есть автомобильная эстакада, проходящая над железкой, с которой по идее должен быть неплохой вид. Судя по карте, линия идёт там прямо, т.е. поезд будет видно полностью. Поэтому после отказа, я сразу направился туда. Несколько рискованно было идти в непроверенное место, мало ли что там может оказаться (плохой вид, всё заросло, или какие-нибудь стратегические хрени, или обилие ментов-военных). Было ещё одно место среднего качества, где тоже можно было пофоткать поезд с моста, но там линия делала дугу и видно было бы максимум 1-2 вагона. Ну и туда надо было ехать на такси, т.к. это место находится сразу после ж.д. вокзала. Ладно, остаётся ещё 10 минут, если что, поеду туда.
Однако найденное место оказалось роскошным. Вид отличный, сзади ещё залив с корабликами, ну вообще красота. Сразу стало ясно, что лучше точки для съёмки и не найти. Поэтому я решил остаться здесь.
Была ещё некоторая опасность, что поезд задержится с отправлением (это ж Африка), и я неизвестно сколько тут проторчу. Пока ждал и снова рассматривал карту, обнаружил, что прямо с этой эстакады видны задворки президентского дворца где-то в 800 м. Действительно, вон он холмик с лугом, это уже его территория. Вот, блин, не в кассу, если учесть, что на проспекте, где въезд в этот дворец, всех на другую сторону дороги гоняют, тут всяко может быть. Тем более, что про Кот Д'Ивуар ходят разные сведения, особенно про местную шпионофобию. Ладно, надо постараться, чтобы эти задворки в кадр не попадали.
Может я себя, конечно, сильно накрутил, и ничего страшного в этом нет, но всё прошло отлично, поезд появился где-то в 10.42, я его хорошо поснимал, после чего и он и я отправились восвояси по своим делам. Так и закончилась благополучно история общения с котдивуарско/буркинофасской железной дорогой. Разрешения я так и не получил, но в принципе все необходимые кадры как внутри так и снаружи разными правдами-неправдами сделал.
Journal information