Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Categories:

Павлодар. Трамваи, промзоны, губернская архитектура

Во время летнего сибирского путешествия у меня было два "заграничных" выезда. Про расположенный на Транссибе Петропавловск я уже писал. На пути из Барнаула в Омск подумал, а чего бы не заехать мне в другой казахский город Павлодар? Известно, что там большая трамвайная сеть, самая крупная в Казахстане. Ну и вообще, когда ещё появится возможность в этот медвежий уголок большой степной страны заглянуть? А крюк то небольшой выходит, да если смотреть по карте, практически и нет его.



Впрочем, в тот день, когда надо было выезжать из Барнаула, я поленился вставать рано, а тут ещё и на местное радио позвали, да и на местных троллейбусах я не успел проехать. В итоге ещё в Барнауле залип. Думал отказаться уже от Павлодара, но тут пришёл на ум отличный вариант доехать до Кулунды на ночном поезде, а дальше достопить. Кулунда у самой границы, а там 120 км всего. Так оно и вышло, но только я 4-5 часов не мог от этой границы отъехать..


Поскольку уже на следующий день вечером мне строго уже надо было быть в Омске, то на сам Павлодар оставалось всего ничего времени. Тем не менее, я его успел посмотреть практически весь. Поехал кататься по промзонам сначала...


Этот вид пробуждает желание жить!


Нефтехим


Заводы и ТЭЦ окружают Павлодар повсюду. До всех них проложены трамвайные линии.


ТЭЦ-1.


Остановочка в правильном стиле.


Всё сразу понятно.


Павлодар основан ещё в XVIII веке, но застраиваться начал только в 1860-х годах, а активно развиваться - в 1960-х. Город должен был стать крупнейшим индустриальным центром северного Казахстана. Поэтому тут стоили крупные жилмассивы, прокладывали широкие проспекты с заделом на будущее.


Проспект Кутузова  - центральная магистраль Павлодара. Такие широкие проспекты совершенно нехарактерны для 300-хтысячных облцентров.


Представьте, что вот это только одна половинка. Скорее бы такое можно было представить в каком-то мегаполисе. Но вот такой проспект с трамвайной линией посередине был проложен именно здесь.


Вообще, я скажу, что Павлодар мне показался наиболее похожим на Россию городом из всего Казахстана. Казалось бы, что вот весь север такой, но нет. Петропавловск, во-многом, казахский, Рудный тоже, а про Астану я и не говорю. А вот Павлодар - ну типичнейший российский облцентр. Хоть и процент казахов здесь не такой маленький, и немного выше, чем в соседних областях.


Мечеть необычной формы. Была открыта в 00-х годах. Стала уже, можно сказать, символом города, его "доминантой".


Мечеть носит имя Машхур Жусупа Копеева - казахского поэта. Зашёл внутрь - там тоже всё красиво. Увидев мою заинтересованность в мечети, местный имам начал меня традиционно агитировать принять Ислам. Якобы их религия самая лучшая, они и Моисея признают пророком и Христа. А я спешил на встречу с местным коучсёрфером, у которого вписывался и всё думал, как поделикатнее закончить разговор.


В продолжение темы религиозных учреждений. На следующий день нашёл синагогу.


Зашёл и туда.


Там, конечно, такого радушия не было. Прихожанин (тот, что на фото) со мной ещё пообщался, а помощник раввина, узнав, что я "чисто посмотреть", ухмыльнулся презрительно "А вы чисто из любопытства"..


Юго-западный микрорайон.


Пути по-одесски. Каждая линия на своей стороне дороги.


Всё не понимаю, почему такое расположение непопулярно. Это ж удобно.


На другой стороне они за забором.


Новый ж.д. вокзал. Уже никакой связи с Россией тут практически нет. Всё сообщение ограничено лишь парой пригородных в Кулунду. Из остального - только поезда в Астану и Алма-Ату.


Рядом старое здание.


Хотели бы учиться в "ИнновацияЛЫК" университете? Да, бездумное смешение языков - это всегда смешно.


А вот и старый губернский Павлодар. Старинной архитектуры тут совсем мало, она не очень выразительна. Но, всё же, она приятна и заслуживает внимания.


Самое старое здание Павлодара.


Теперь тут городской музей.


Театр Чехова.




И сам Антон Палыч


Памятник Ленину. Один из самых первых в мире.


Мало где надписи на казахском сделаны на арабице.


Рот не разевай!


Деревянное зодчество


Иртыш. Городская набережная.


Кораблик на Иртыше. Экибастуз, кстати, второй город по величине в Павлодарской области. Составляет единый промышленный комплекс с павлодарскими заводами. Ещё известен тем, что там самая высокая заводская труба в мире.


О как!


Пляж. Не преминул искупаться. Теперь и Иртыш у меня в числе посещённых рек.


Советские вывески всегда радуют глаз.


Куда ж без девочек?


Учительница


Ресей ЫДЫСЫ!


Ну и поговорим про трамваи! Сеть по российским меркам не очень большая, а по казахским - очень!


11 постоянных маршрутов и ещё около 8 "пиковых". На линию выходит 90 вагонов.


Маршруты ходят по городу, а некоторые из них катаются в промзоны, доставляя туда рабочих. Работают такие промзонные маршруты в основном только в часы пик, а в остальное время совершают лишь отдельные рейсы. На схеме промзоны указаны пунктирными линиями.


Есть новые оранжевые КТМ-23.


Но в основном, конечно в парке старые КТМ-5 и КТМ-8.


Внутри трамвая


Дифференцированная оплата проезда.


По городу одна цена, в промзоны - другая. Такое мало где на постсоветском пространстве встретишь. Дифференцированная оплата проезда в трамваях ранее встречалась мне только в Лодзи.

И термин то какой "селитебная зона". Не встречал раньше его.

Депо


Расписание рейсов в промзоны.


Но мне повезло, как раз попался вагон, идущий на нефтехим (парковый рейс 12 маршрута, "РМЦ" на схеме). Благодаря чему я успел за то непродолжительное время, что был в городе, объехать всю сеть. По пути встретили грузовик, который заглох в габарите трамвая. Пришлось помогать выталкивать. А я был единственным пассажиром. :) Вытолкал.


Потом встретили ещё парочку любителей помешать трамам. Надо было им именно сейчас асфальт свой раскладывать.


Оттуда поехали в противоположный конец города, на ТЭЦ-1. Вот так за короткое время я успел объехать большую часть сети :) Сама то по себе сеть не большая, все линии при желании можно проехать за 4-5 часов.


Что ни говори, но павлодарские промзоны на фоне бескрайних степей очень фотогеничны. Неотъемлемая достопримечательность города.


Погуляв ещё на следующий день по центру, искупавшись в Иртыше, я выдвинулся в середине дня обратно в Россию, в Омск. Где и был поздно вечером. Уже второй раз за это путешествие я ехал из Казахстана именно в Омск. :)


Tags: Казахстан, Павлодар, Промышленность, Трамваи
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Где, где?

    Да-да, именно там. На самом деле город с таким популярным названием и бывший когда-то вторым по величине в стране (а сейчас позорно откатившийся…

  • Темиртау. Казахская металлургия и трамваи

    О городе Темиртау, он же в переводе "Железная Гора" мало кто слышал в России. Тем не менее, по казахским меркам это довольно большой город. Известен…

  • Петропавловск. Кусочек Казахстана на Транссибе.

    Ну вот так вот получается, что если ехать из центральной России в Сибирь, то помимо Челябинска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска вы проезжаете ещё…

  • Сибирское лето 2016

    Драматическое вышло путешествие. Сорванное за три недели до этого отменой ключевой его части, оно таки состоялось, пусть и в несколько усечённом…

  • Памяти алма-атинского трамвая

    В конце октября 2015 года трамвай самого крупного города Казахстана прекратил свою работу. Сначала это позиционировалось как временно, но потом было…

  • Этот странный Казахстан

    Самая большая после России по площади пост-советская республика, страна, входящая в десятку крупнейших в мире по этому параметру. В тоже время про…

promo griphon february 5, 2016 18:12 36
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Featured Posts from This Journal

  • Где, где?

    Да-да, именно там. На самом деле город с таким популярным названием и бывший когда-то вторым по величине в стране (а сейчас позорно откатившийся…

  • Темиртау. Казахская металлургия и трамваи

    О городе Темиртау, он же в переводе "Железная Гора" мало кто слышал в России. Тем не менее, по казахским меркам это довольно большой город. Известен…

  • Петропавловск. Кусочек Казахстана на Транссибе.

    Ну вот так вот получается, что если ехать из центральной России в Сибирь, то помимо Челябинска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска вы проезжаете ещё…

  • Сибирское лето 2016

    Драматическое вышло путешествие. Сорванное за три недели до этого отменой ключевой его части, оно таки состоялось, пусть и в несколько усечённом…

  • Памяти алма-атинского трамвая

    В конце октября 2015 года трамвай самого крупного города Казахстана прекратил свою работу. Сначала это позиционировалось как временно, но потом было…

  • Этот странный Казахстан

    Самая большая после России по площади пост-советская республика, страна, входящая в десятку крупнейших в мире по этому параметру. В тоже время про…