Впрочем, в тот день, когда надо было выезжать из Барнаула, я поленился вставать рано, а тут ещё и на местное радио позвали, да и на местных троллейбусах я не успел проехать. В итоге ещё в Барнауле залип. Думал отказаться уже от Павлодара, но тут пришёл на ум отличный вариант доехать до Кулунды на ночном поезде, а дальше достопить. Кулунда у самой границы, а там 120 км всего. Так оно и вышло, но только я 4-5 часов не мог от этой границы отъехать..
Поскольку уже на следующий день вечером мне строго уже надо было быть в Омске, то на сам Павлодар оставалось всего ничего времени. Тем не менее, я его успел посмотреть практически весь. Поехал кататься по промзонам сначала...
Этот вид пробуждает желание жить!
Нефтехим
Заводы и ТЭЦ окружают Павлодар повсюду. До всех них проложены трамвайные линии.
ТЭЦ-1.
Остановочка в правильном стиле.
Всё сразу понятно.
Павлодар основан ещё в XVIII веке, но застраиваться начал только в 1860-х годах, а активно развиваться - в 1960-х. Город должен был стать крупнейшим индустриальным центром северного Казахстана. Поэтому тут стоили крупные жилмассивы, прокладывали широкие проспекты с заделом на будущее.
Проспект Кутузова - центральная магистраль Павлодара. Такие широкие проспекты совершенно нехарактерны для 300-хтысячных облцентров.
Представьте, что вот это только одна половинка. Скорее бы такое можно было представить в каком-то мегаполисе. Но вот такой проспект с трамвайной линией посередине был проложен именно здесь.
Вообще, я скажу, что Павлодар мне показался наиболее похожим на Россию городом из всего Казахстана. Казалось бы, что вот весь север такой, но нет. Петропавловск, во-многом, казахский, Рудный тоже, а про Астану я и не говорю. А вот Павлодар - ну типичнейший российский облцентр. Хоть и процент казахов здесь не такой маленький, и немного выше, чем в соседних областях.
Мечеть необычной формы. Была открыта в 00-х годах. Стала уже, можно сказать, символом города, его "доминантой".
Мечеть носит имя Машхур Жусупа Копеева - казахского поэта. Зашёл внутрь - там тоже всё красиво. Увидев мою заинтересованность в мечети, местный имам начал меня традиционно агитировать принять Ислам. Якобы их религия самая лучшая, они и Моисея признают пророком и Христа. А я спешил на встречу с местным коучсёрфером, у которого вписывался и всё думал, как поделикатнее закончить разговор.
В продолжение темы религиозных учреждений. На следующий день нашёл синагогу.
Зашёл и туда.
Там, конечно, такого радушия не было. Прихожанин (тот, что на фото) со мной ещё пообщался, а помощник раввина, узнав, что я "чисто посмотреть", ухмыльнулся презрительно "А вы чисто из любопытства"..
Юго-западный микрорайон.
Пути по-одесски. Каждая линия на своей стороне дороги.
Всё не понимаю, почему такое расположение непопулярно. Это ж удобно.
На другой стороне они за забором.
Новый ж.д. вокзал. Уже никакой связи с Россией тут практически нет. Всё сообщение ограничено лишь парой пригородных в Кулунду. Из остального - только поезда в Астану и Алма-Ату.
Рядом старое здание.
Хотели бы учиться в "ИнновацияЛЫК" университете? Да, бездумное смешение языков - это всегда смешно.
А вот и старый губернский Павлодар. Старинной архитектуры тут совсем мало, она не очень выразительна. Но, всё же, она приятна и заслуживает внимания.
Самое старое здание Павлодара.
Теперь тут городской музей.
Театр Чехова.
И сам Антон Палыч
Памятник Ленину. Один из самых первых в мире.
Мало где надписи на казахском сделаны на арабице.
Рот не разевай!
Деревянное зодчество
Иртыш. Городская набережная.
Кораблик на Иртыше. Экибастуз, кстати, второй город по величине в Павлодарской области. Составляет единый промышленный комплекс с павлодарскими заводами. Ещё известен тем, что там самая высокая заводская труба в мире.
О как!
Пляж. Не преминул искупаться. Теперь и Иртыш у меня в числе посещённых рек.
Советские вывески всегда радуют глаз.
Куда ж без девочек?
Учительница
Ресей ЫДЫСЫ!
Ну и поговорим про трамваи! Сеть по российским меркам не очень большая, а по казахским - очень!
11 постоянных маршрутов и ещё около 8 "пиковых". На линию выходит 90 вагонов.
Маршруты ходят по городу, а некоторые из них катаются в промзоны, доставляя туда рабочих. Работают такие промзонные маршруты в основном только в часы пик, а в остальное время совершают лишь отдельные рейсы. На схеме промзоны указаны пунктирными линиями.
Есть новые оранжевые КТМ-23.
Но в основном, конечно в парке старые КТМ-5 и КТМ-8.
Внутри трамвая
Дифференцированная оплата проезда.
По городу одна цена, в промзоны - другая. Такое мало где на постсоветском пространстве встретишь. Дифференцированная оплата проезда в трамваях ранее встречалась мне только в Лодзи.
И термин то какой "селитебная зона". Не встречал раньше его.
Депо
Расписание рейсов в промзоны.
Но мне повезло, как раз попался вагон, идущий на нефтехим (парковый рейс 12 маршрута, "РМЦ" на схеме). Благодаря чему я успел за то непродолжительное время, что был в городе, объехать всю сеть. По пути встретили грузовик, который заглох в габарите трамвая. Пришлось помогать выталкивать. А я был единственным пассажиром. :) Вытолкал.
Потом встретили ещё парочку любителей помешать трамам. Надо было им именно сейчас асфальт свой раскладывать.
Оттуда поехали в противоположный конец города, на ТЭЦ-1. Вот так за короткое время я успел объехать большую часть сети :) Сама то по себе сеть не большая, все линии при желании можно проехать за 4-5 часов.
Что ни говори, но павлодарские промзоны на фоне бескрайних степей очень фотогеничны. Неотъемлемая достопримечательность города.
Погуляв ещё на следующий день по центру, искупавшись в Иртыше, я выдвинулся в середине дня обратно в Россию, в Омск. Где и был поздно вечером. Уже второй раз за это путешествие я ехал из Казахстана именно в Омск. :)
Journal information