?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Теплоход "Родина", инструкция по эксплуатации
griphon
Продолжаем рассказ про захватывающее плавание по суровым сибирским рекам. В прошлый раз я рассказывал что вы увидите за бортом, если поплывёте из Омска в Салехард, или обратно. Сейчас же расскажу как теплоход устроен, кто на нём плавает, и как мы на нём выживали. :)



Предшествовавшая плаванию эпопея с покупкой билета описана в предыдущей части. По её результатам вы получаете вот такой бланк! Если покупали билет удалённо, как мы, за билетом прийти обязательно. Никакой электронной регистрации на корабле, естественно, нет.
IMG_4404

Теплоход "Родина" - уникальный по своей сути. Даже если вы не очень любите плавать по рекам на кораблях, но вам интересен всякий ретро-транспорт, то прокатиться на нём вам всяко стоит.


Изготовлена "Родина" в ГДР, в этом году судну исполняется 60 лет!


Всего таких теплоходов было построено 11, около 5 до сих пор находятся в эксплуатации.


Это и "Механик Калашников", ходящий из Салехарда на север, в Антипаюту. И "Михаил Лермонтов", курсирующий по Енисею, и ещё корабли на Лене. Все они более-менее одинаковые.


В самом корабле прекрасно всё! И уже отделка стен и потолков, ставшая в стиле "Ретро", лестничные перила и таблички, и всякие прочие элементы.




И освещение..








На современных кораблях такой ламповости вы, конечно же, не найдёте.




Часть элементов вообще не сразу в глаз бросается.





В холле 1-го этажа висит куча информационных стендов о корабле, всякие схемы эвакуации, а также план должностей команды корабля. Ну и кроме того, вот такой информационный плакат с описанием мест, которые корабль проходит. Текст явно перепечатан с брошюр советского времени, т.к. изобилует такими оборотами как "места, где отдыхают трудящиеся заводов", и аккуратно обходит тему сталинских лагерей и гулага, которыми эти места пронизаны. Даже в отношении описания железной дороги "Чум - Лабытнанги" про них ничего нет.


Верхняя палуба. Сюда можно подняться только по разрешению капитана.


Есть три класса мест. 2-хместные каюты.. Я сам постеснялся лезть к чужим людям и так и несфотографировал их. Поэтому фото у Варандея (varandej), отсюда. Уютно и хорошо, надо бы заморочиться и сплавать ещё раз, но в такой.


6- и 8-местные. В такой мы и ехали.


Места, надо сказать, не самые удобные. Во-первых, нет ни вешалок, ни полочек. Весь багаж приходится складывать в рундуки, и в них же лазить за каждой мелочью. Кроме того, при покупке я не знал как устроены каюты, и в результате нам продали места не у окна.


Столик у окна был в далёкой досягаемости от нас. И хоть я часть своих запасов хранил на нём, пользоваться им было не очень удобно. Всё же у окна плыть лучше. Нашим соседям - ненецкой семье из мамы и двух детей (2 и 12 лет), и молодой казашке повезло в этом плане больше.


И трюм! Эдакий корабельный плацкарт.




Всего на "Родине" два трюмовых отсека: один поменьше, на 17 мест, другой побольше - на 50.


Маленький отсек на 17 мест. В каждом из отсеков есть иллюминаторы, по которым в салон попадает немного солнечного света.


После посадки вы идёте оплачивать себе бельё. Из-за того, что стоимость проезда такая низкая, в неё не включено ничего. Душ (150 р.), бельё (100 р.), питание (сколько съедите) оплачиваются непосредственно на борту, вот в этой кассе. Она же продаёт билеты на места на тех станциях, где нет касс.


На судне действует буфет и круглосуточно доступен кипяток вот из такого атмосферного краника. Как я понимаю, подогревается кипяток двигателем.


Собственно, буфет. Цены высоковатые, но не критично. Где-то в 1,5-2 раза выше, чем в обычной столовой.


Ходили сюда практически каждый день. Хоть и дороговато, и вроде как свои запасы были.


Ну и кроме того, ребёнок жаждал горячей пищи, какую обрести можно было только здесь.


Рядом с буфетом камбуз для команды. Ну и кухня, где пол-экипажа участвует в готовке!


Надо сказать, что мест для проведения досуга на корабле не так уж и много. Поскольку проводишь на корабле все 24 сутки, они изрядно приедаются. И сходить покушать в буфет хочется уже не столько в целях насытить организм, сколько ради смены обстановки.


А так, основных тусовочных зон на корабле две. Во-первых, это палуба. Если хорошая погода, то тут лучше всего!


Свежий воздух, столы, на которых также можно покушать, прекрасный обзор проезжаемых пейзажей


Возможности для детских игр.






и подсчёта бакенов. Чем Аня постоянно занималась.


Вид с верхней палубы на нижнюю. Наташа, не подозревая, что там тоже палуба, вылила как-то туда старый чай :) Слава Богу, никто из команды в тот момент не было. :)))



Второе место, где можно коротать время - это кают-компания 1-го класса! Находится на втором этаже, на носу, там, где коридор с каютами 1-го класса.


Вообще, судя по названию, это помещение действительно предназначено для тех, кто в каютах первого класса плывёт. Поначалу мы туда даже побаивались заходить, вдруг нас погонят оттуда. Тем более, что в первый день уборщица на втором этаже заявила Наташе, что "ходить тут по коридорам пассажирам 3-го класса у них "не приветствуется". Можно только подниматься, чтобы выйти на палубу".


Но объективно говоря, других мест кроме палубы для нахождения на корабле нет! А если холодно и дождь? Не тусить же всё время в каютах? По идее, у нас на этаже была своя кают-компания, но она была всю дорогу закрыта. Поэтому мы стали всё чаще и чаще сюда захаживать.


Но ладно мы. Первые дни кроме нас тут особо никого не было действительно. Потом довольно быстро кают-компанию оккупировали дети!


Детей в этом рейсе было немного, а безумно много. Они бегали, носились, шумели, играли в разные азартные игры. Утомили они не только персонал, но и некоторых из нашей компании (не меня, мне то на них параллельно было).


В кают-компании объективно немного мест, и с какого-то момента их просто стало не хватать, т.к. все детьми были заняты.




Причём совершенно разных возрастов.


Одна компания принесла монополию. Думал даже, может напроситься с ними поиграть. Но нафиг, дети играют очень эмоционально же :) Забавляло, как они называли московские улицы в "монополии": ТвЕрская, например.


Вообще, по всему кораблю развешаны вот такие объявления. Мы реально сначала боялись, что можем так "попасть". Но естественно, смешно уже было думать, чтобы это кто-то соблюдал.


Да и как соблюдёшь, если детей очень много, а на палубе холодно и дождь?


В один из последних дней в кают-компании настал полный Вавилон. Разбросанные детские игрушки, кубики.. Дети постарше играют в ту же монополию, или карты.


Дети окончательно выжили из кают-компании взрослых. Примерно так, наверное, выглядят фантастические утопии, где дети захватывали власть в свои руки. :)


А мне было реально смешно в эти моменты вспоминать, как мы боялись сперва сюда заходить. Уборщица, пытавшаяся в первые дни как-то детей строить, уже давно на них забила.


Есть ещё библиотека, работающая два часа в день. По сути, это небольшая стопка книг внутри радиорубки. Мы взяли для Наташи книжку, и девушка-радистка, по совместительству библиотекарша, даже не записала нас никуда.


Вообще, надо сказать, обстановка на корабле очень расслабляющая. Перестаёшь вообще ценить время и необходимость что-то делать. В итоге запланированные дела откладываются неимоверное число раз. Зачем можно что-то делать сегодня, когда это можно сделать и завтра :) Как пример, я несколько дней собирался помыть свои кеды от грязи после похода по Алтаю. Каждый день я думал "ну сегодня точно помою", и в конечном итоге откладывал каждый раз на завтра. Благо для прогулок были другие кеды и шлёпанцы. Постирал я их только в предпоследний день в итоге. И так же со всем остальным..


Касаемо вообще населённости парохода и его обитателей. Она сильно меняется по мере его движения к северу. От Омска до Тобольска вообще корабль идёт полупустым. Ну, в самом деле, смысл плыть на этом участке 2,5 дня, когда его можно преодолеть куда быстрее на поезде или на автотранспорте. В итоге мы часто вообще одни были на палубе.


Хоть обе кормы были завалены всякими ящиками, посылками и передачами с самого Омска.


Многие из редких выползавших на палубу пассажиров катились от Омска до Тобольска чисто с туристическими целями. Просто проплыть для удовольствия. Благодаря этому, они смогли отхватить себе 1-й класс. Пара ребят села в него прямо при отправлении, так как были свободные каюты. А трюм, кстати, был вообще пустой на этом участке. Все койки были свободные, никто в нём не ехал.


На пристани в Тобольске наш корабль встречала вот такая толпа. Плотность населения увеличилась.


Следующий приток людей был в Ханты-Мансийске. В том числе село много представителей коренных народов севера. После югорской столицы корабль заметно ожил! Появились очереди в туалет, буфет, к розеткам на зарядку.


Сразу образовалась брутального вида публика, занимавшаяся, понятное дело, запрещённым возлиянием спиртосодержащих жидкостей в организм.


И хотя мужики, что на фото, вполне себе интеллигентны, хоть и пара из них из-за поездки за водкой чуть не опоздала на корабль в Берёзово, встречались и более жёсткие кадры. В предпоследнюю ночь в трюме даже произошла поножовщина по пьяному делу. Команда успела нападавшего скрутить и утихомирить, так что никаких повреждений он не успел нанести.


А в последнюю ночь корабль делает кучу остановок в посёлках Ямало-Ненецкого округа, и на каждой из них садится куча народу. Некоторые, конечно, сходят, но баланс, в целом, все равно положительный.


Мест для них уже нет даже в трюме, и их размещают по всему кораблю, на лавках в коридоре. Благо плыть недолго.


Часть располагается в кают-компании. Из-за этого и мы, и корабельные дети лишаемся доступа туда. Всё же у нас есть свои каюты, а у этих бедолаг нет.




Способ сна стоя!


Тётеньки в национальных одеждах - это коми. Их немного в ЯНАО, но есть, многие из них так и одеваются. Эта компания села в последнем посёлке - в Питляре.




В конце рейса вообще было не протолкнуться. Людей было много и повсюду.


А вещей ещё больше. Если вначале ими была заставлена только палуба, то теперь и все коридоры. В частности, дарами тундры.


И немного команды, напоследок. Состоит она, в основном, из студентов и учащихся омских колледжей, которые здесь проходят летнюю практику.


Швартовка на пристани Питляр.




Чистка флага.



Матросы постоянно драют палубу. А потом мётлы моются вот таким надёжным корабельным способом.


Мало кто тут больше одного года задерживается. Это хорошая практика, чтобы научиться работать на судах, но матросы стремятся уйти на морской флот. На реках платят очень мало.


Старпом. Хотел, напоследок, сфотографироваться с капитаном, когда я его увидел по прибытии в Салехард. Но он был такой важный, и занятой, что я побоялся его такой глупостью беспокоить. Может быть зря?


Проводница. Та самая, которая сначала пыталась гонять нас, а потом детей. Но рыбу ловить куда продуктивнее. :)


Кстати, интересно, что несмотря на то, что корабль совершает рейсы в основном вокруг Салехарда, приписан он к Омску. В итоге вся команда тут из Омска и живёт корабль по омскому времени. Самое забавное, что плывёт большую часть пути он по Тюменской области и её округам, где время на час меньше, а в какие-то рейсы плывёт только до Тобольска, вообще не заходя в Омск, но, тем не менее, живя по его времени. Чтобы окончательно всех и вся запутать, расписание на корабле указано вообще по московскому времени. Как у РЖД.


И так то сказать, единственное, что наверное, осложнило плавание, это были капризы ребёнка. Немного мы не рассчитали потребности нашего чада. Казалось бы, с одной стороны, что с ребёнком тут проще, т.к. плывёшь и ничего делать особо не надо. Так бы оно и было, если бы ей было поменьше лет, но в 2 года ребёнку несколько скучновато было в замкнутом пространстве.


Хотя большую часть времени Аня все равно была весёлой, считала бакены, играла с утёнком.


Наша команда.



Спасибо за часть фото Диме vosanho



promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Смотрю на эти панельки деревянные и прям физически чувствую запах солярки и чуть дрожащий пол :))

кипяток нагревается тэнами. так же как и в поезде. там наверняка обычный водоподогреватель, ну или как его называют бойлер. про детей конечно круто. я прям захотел стать ребенком:-)

В поезде он иногда остывает. Когда за ним плохо следят. А тут всё время тёплым был.

Интересно, как это столпотворение согласуется с нормами безопасности. История с «Булгарией» ничему не научила?

"Лермонтов" на Енисее считай всё.
Ну, жив ещё вроде, но с регулярных рейсов пару лет как снят и вроде даже уже кому-то продан.
Остались на линии только "Матросов" и "Чкалов".

Не могу разобрать, где сделан заглавный кадр. В Салехарде?

И вода в умывальнике была забортная.)))

а любая ж вода забортная ежели вдуматься:-)

Хороший обзор. Только Лермонтов - перестал ходить по Енисею несколько лет назад. Да и относился он к другому типу судов (785-му). Из 646-х по Енисею до начала 2010-х ходил Профессор Близняк, но сейчас он уже тоже не используется.

Хороша Родина. В этом году в июне, тоже прошел по такому же пути только на Механике Калашников. Классно!
http://kitv.livejournal.com/130393.html

Что касается «живых» и «не живых» судов 646 проекта:
-ЧЕРНЫШЕВСКИЙ не работает, стоит третий год в Омске.
-МЕХАНИК КУЛИБИН работает на Лене, ТЛ Якутск-Тикси. В 2008 году удалось прогуляться по нему в районе Ленских столбов.
-РОДИНА тут все понятно
-МЕХАНИК КАЛАШНИКОВ ТЛ Омск-Салехард и в середине лета Салехард-Антипаюта
-ПРОФЕССОР БЛИЗНЯК на Енисее уже выведен из эксплуатации, похоже под разделку.
-МАМИН СИБИРЯК заметно перестроен под круизы, выведен из эксплуатации, стоит Нижнем-Новгороде
-ШЛИССЕЛЬБУРГ (экс БЕЛИНСКИЙ) - выведен из эксплуатации, где-то в Нижегородской обл.
-ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД - перестроен заметно, бегает где-то на Северо-Западе, кажется под круизами.
-КОРОЛЕНКО работал под гостиницей в Выборге, теперь гниет там же. Бывший разводной мост перекрыл выход судну на большую воду, похоже навеки.
-ЛАДОГА работал в польском Щецине в качестве гостиницы, где сейчас не знаю.
-КАПИТАН ПОНОМАРЕВ в холодном отстое после пожара простоял лет 15 в якутском Жатае, и кажется порезали его в 2016 году.
-АКАДЕМИК КИРЕНСКИЙ затонул еще при СССР, на Нижней Тунгуске, позже был разделан
-ОНЕГА работал на линии Ростов-Керчь (прикольно да?), сгорел в 1976 году.
-СЕРГЕЙ ОРЛОВ разделан в Петербурге в 1994 году
-ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ судьба мне неизвестна, где-то пропал в девяностых в районе Амстердама. Кстати, омское судно.
Ну вот, 15 судов и всего лишь 4 в работе на 2016 год. 5 - потеряно навсегда. И еще 6 - по меньшей мере, в холодном отстое. Так что, РОДИНА и МЕХАНИК КАЛАШНИКОВ (ровно как и МЕХАНИК КУЛИБИН на Лене) - последний шанс пройтись по уникальным местам Сибири на по своему уникальных теплоходах.


О, класс! Большое спасибо за столь подробные сведения!

Теплоход "Родина", инструкция по эксплуатации

Пользователь vladimiroff сослался на вашу запись в своей записи «Теплоход "Родина", инструкция по эксплуатации» в контексте: [...] Оригинал взят у в Теплоход "Родина", инструкция по эксплуатации [...]

У Наташи корабельный быт гораздо менее радостный...
В общем понял я - плыть надо в самом дорогом. Причем Омск - Х-Мансийск.

Как же я смеялся, увидев этот фотоснимок!




Спасибо за интересный фоторепортаж и за доброе настроение.

(Ананімна)
Тётеньки в национальных одеждах - это не коми, это ханты, это их одежда и внешность, коми как русские на внешность, и их почти нет в этих маленьких посёлках

Вау! Очень интересно! Но, конечно, плыть надо только 1м классом). Я вообще удивлена дилением на классы) и представить не могла, что бывают карабельные "плацкарты".

  • 1