Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Долгий путь на "Родине" из Омска в Салехард

Традиционно, начнём описание путешествия с самого его конца. А именно, с ключевого мероприятия всего вояжа - 6-дневного плавания по Оби и Иртышу. Плавание, а особенно его подготовка съела немало нервов. В какой-то момент я вообще распсиховался и решил никуда не плыть, перенести круиз на следующий год. Но, несмотря ни на что, оно состоялось и было незабываемым!



Но сначала расскажу о корабле, и чем вообще эта пассажирская линия уникальная.
Хотя, после отчётов Варандея подробно писать о том, что это за корабль, что за маршрут и т.д. смысла, может, и нет. Все, кто хотел, подробно прочитали уже у него. Но, тем не менее, представлю свой взгляд на сие явление.
1.


Из-за труднодоступности большинства районов Крайнего Севера почти по всем сибирским рекам до сих пор существует пассажирское сообщение. Это, надо сказать, в чём-то уникальный прецедент! Ведь пассажирский водный транспорт стремительно вымирает, уступая нишу даже не поездам, а автобусам и личным автомобилям. И если морские пассажирские линии по понятным причинам ещё много где сохранились (в основном на небольшие расстояния), то речной транспорт вымирает практически повсеместно. Зачем нужны корабли в местности, где проложены дороги и быстрее и дешевле проехать на автомобильном транспорте, или поезде? Корабль - вообще вещь дорогая и очень медленная. Поэтому сохранились они главным образом там, где дорог пока нет - на бескрайних просторах Сибири и в джунглях Конго и Амазонки. Если на той же Волге, Днепре или Янцзы раньше ещё что-то и могло ходить на большие расстояния, то сейчас там остались только круизные суда, которые суть ни разу не общественный транспорт.
2.


В 2013 году в рамках годового путешествия мы проплыли насквозь всю Амазонку на разных судах. Это было одним из самых ярких и запоминающихся моментов всего года! Но, ёлки, если мы плаваем по далёкой Амазонке, то какого фига не делаем то же самое у нас, где возможностей ничуть не меньше?? Обь, Енисей, Ангара, Лена, Колыма - великие сибирские реки ничуть не менее прекрасны южноамериканских рек! В 2014 году я таки сплавал в Нарьян-Мар по реке Печоре, и понял, что речное пространство надо осваивать активнее, пока есть такая возможность.

Но, скажем, на Енисее или Лене хоть и есть пассажирское сообщение, но цены последние годы очень сильно кусаются. А маршрут по Иртышу и Оби, к которому я, на самом деле, присматривался уже несколько лет, дотируется государством и потрясает своей дешевизной! В самом деле - за 2700 км от Омска до Салехарда на практически "ретро"-теплоходе компании Северречфлот место в трюме стоит 1900 рублей, место в 8-местной каюте - 2100, а в двухместной каюте 1-го класса - 5800! Халява, сэр! Очевидно, что надо торопиться воспользоваться пока дают. И я торопился - собственно изначально были планы ещё в прошлом году сплавать вместе с Варандеем и Ко. Но два года подряд Салехарда.. Ммм, не знаю, странно это как-то. Плюс ко всему, надо было готовиться к путешествию в Китай. В итоге, в том году не поехали, но в этом решили, что обязательно! Причём если и плыть, то всю Обь - до самой Антипаюты, куда из Салехарда плывёт уже другой корабль!
3.


Было бы странно, если бы такая дешевизна билета не компенсировалась какими-либо сложностями. И они, конечно же, имеются тут в полной мере. Первое - это регулярность движения. Полный рейс от Омска до Салехарда совершается всего несколько раз в сезон. В среднем это два рейса в месяц. Ещё часть рейсов отправляется в Салехард от Тобольска, но это же неинтересно! Хочется весь маршрут проплыть. В этом году удобные нам рейсы были такие: 10, 13 июля и 5, 28 августа. Думали сперва 13.07 плыть, но потом решили, что лучше 5.08. Просто ещё один из друзей изъявил желание с нами поехать в эти даты, ну и, плюс, хотелось ещё перед кораблём скататься на Алтай в горы сходить. А к 13 июля получалось бы, что очень мало времени на него оставалась.

Вторая проблема, это, собственно, покупка билетов. Открывается она за месяц. И самое сложное тут то, что купить билеты можно только лично заявившись в кассу! Никаких бронирований, а уж тем более онлайн-продажи тут нет и в принципе! А зачем это нужно? Купят и так, ещё и оторвут с руками. При этом заявляться надо в кассу того города, из которого вы собираетесь плыть. В тобольской кассе билеты продают только из Тобольска, в омской - только из Омска, а чтобы купить билет обратно из Салехарда, нужно прийти на салехардский речной вокзал. Вот такой совок! И в этом плане нам несколько повезло, поскольку в Омске эти билеты продаёт компания "ДиалогАвиаТрэвэл", которая несколько попродвинутее "Северречфлота" и им можно перевести деньги по карте. Потратив уже кучу времени на то, чтобы узнать по телефонам "Северречфлота" про эту фирму и выяснить все детали, я приготовился ждать часа Х.
4.


Это, кстати, ещё не самая жесть. Поскольку никакой онлайн-системы проверки свободных мест на корабле нет, то чтобы одни и те же места не были проданы разными кассами, поступают просто: часть мест записывают на Омск и билеты на них купить можно только там, часть - на Тобольск, часть - на Ханты-Мансийск. Т.е. если каюта записана на Ханты-Мансийск и её там никто не купил, то в Омске на неё билет купить никак нельзя, пусть даже она и пустой остаётся. В итоге, 2-местных кают на Омск выделяют всего 4, и купить их крайне сложно..


5 июля 2016 года я встал пораньше (касса открывается в 11 часов по омскому времени, т.е. в 8 по Москве), включил скайп и приготовился звонить Марии из этого "Диалогавиатрэвэла" бронировать билеты. Прельстившись дешевизной, мы захотели взять себе 1-й класс! Ну потому что с ребёнком лучше в него же. В 8.05 я начал звонить.
- Алё, здравствуйте, я хочу купить билеты на корабль Омск-Салехард!
- Да, конечно, подождите только 5 минут у меня тут покупатель. Или оставьте номер, я его отпущу и перезвоню вам.
Оставив номер, я стал ждать. 10-20 минут. Ну и где? Звоню ещё раз.
- Алё, я вам вот тут звонил...
- Да-да, я помню. Ну у меня тут очередь, я обязательно перезвоню вам.
- Я понимаю, просто боюсь, вдруг билеты закончатся.
- Не, не переживайте. 6-местные и 8-местные не скоро закончатся, их много.
- А 2-местные???
- Двухместные закончились уже на втором покупателе.
:((((((((
Первый облом. Ну что за фигня, блин! Уже настроились, что эти билеты купим, и вот на тебе.
К середине дня после N-ной попытки дозвониться удалось себя перенастроить, что и 6-местная каюта - тоже неплохо, при том, что с нами будут ещё два наших друга (т.е. только два места будет не наших), и забронировать 4 места. На следующий день я сделал перевод по указанным реквизитам. В ответ получаю письмо следующего содержания.

Георгий, добрый день,
у меня компания перевозчик забрала полностью места и сказала мне об этом только сегодня. Прошу вас сообщить карту для возврата денежных средств. Билетов на 5 августа из Омска не будет совсем.
Приношу извинения за сложившуюся ситуацию.

с уважением, Мария
ООО "ДиалогАвиаТрэвел"

5.


Это был удар ниже пояса, можно сказать. Просто мы уже настолько настроились плыть на этом корабле, что купили Наташе все билеты, причём довольно дешёвые, договорились с бабушками оставить им ребёнка, расчитали маршрут по Алтаю, нашли нужные вписки, а ещё я запланировал лекцию в Новосибирске. Всё складывалось так удачно, и тут ключевое звено поездки жёстко рушится.. Если бы он чаще ходил, хотя бы раз в неделю, это бы не было так критично - я бы просто подождал где-нибудь, перекантовался. Но следующий рейс только 28-го, это ждать три недели.. и это уже конец лета, холодно, темно..
Пытался позвонить в сам "Северречфлот" и после очередной партии отфутболиваний вышел на главного по пассажирским перевозкам. Он мне поведал следующее.
- Да, я приношу вам глубочайшие извинения. У нас так получилось, что рейс выкупила ветеранская организация, а мы про это забыли сообщить фирме. Вы обратитесь к ним, они должны вам вернуть деньги.
- Ну деньги то они готовы вернуть. Просто мы уже так всё распланировали, у нас билеты куплены.
- Да, я понимаю. Неудобно вышло. К большому сожалению, ничего не могу тут сделать. Ещё раз приношу глубочайшие извинения.
- А другого рейса взамен не планируется?
- Нет, рейса не планируется. Те оставшиеся, что по плану, будут.
- Т.е. можно быть уверенным, что с рейсом 28 августа этого не произойдёт?
- Да, абсолютно!
- Ну хорошо, счастливо.

После извинений мне стало немного легче на душе, а то я уже так привык к резковатой и пренепрежительной манере общения всех, кто имеет отношение к этому теплоходу. Но, всё же, следующие несколько дней я был в прострации.. Так удачно складывался пазл, а теперь он вообще не складывается. Какой вариант не возьми - всё неудобно. К концу августа мне бы уже в Москве быть, будет работа, а там на северах то и белых ночей не будет и холода настанут уже.. А сейчас июль, жара, работы все равно нет, самое время то ехать, но не получается. Кроме того, больше дешёвых билетов для Наташи не находилось, и бабушкам август был куда менее удобен. Все потенциальные друзья-попутчики, желавшие поучаствовать в круизе на какой-либо из частей (часть собралось ехать от Салехарда до Антипаюты, некоторые в итоге проплыли без нас на том рейсе). Думаю, что не договорись я про лекцию в Новосибирске, отменил бы вообще всё нахрен, и ещё бы на год мы перенесли. А сейчас бы каким-нибудь другим маршрутом поехать можно было. Но вот появилась такая веха, которую подвинуть ещё можно, но отменять совсем неудобно, подводить людей бы пришлось. Т.е. в Сибирь ехать по-любому надо со всеми сопутствующими.
6.


В конечном итоге альтернативным планом было всё-таки ехать, но со сдвигом в три недели. А чтобы не куковать в Москве, предприняли поездку в обратном направлении, в Калининградскую область. Но, надо сказать, что это состояние морального раздрая не покидало меня до самого выезда, в том числе и во время катания по Калининградщине. Мало чего меня выводит из психологического равновесия, но вот это был такой случай. Всё не так, и то, и это, и денег - хватит ли? За пару дней до дня, когда надо было покупать билеты, а денежные запасы начинали таять, я что-то совсем распсиховался и предложил жене не плыть никуда, перенести на следующий год. О чём и всем желавшим плыть с нами написал. Они, конечно, расстроились, погрустили, но что поделаешь.

В итоге 28 июля как раз был день когда мы уезжали из Калининградской области и гуляли в Черняховску. Особо времени названивать и брать измором контору все равно не было. Но и ладно, я стал привыкать к новой реальности предстоящего путешествия, в которой были уже только Алтай, Новосиб, Омск-Томск. И чем дальше я к ней привыкал, тем более ужасающей казалась перспектива остаться-таки без кораблика. Что с ним будет в следующем году? Что с нами будет в следующем году, будет ли нам до него? Опять тащиться в Омск (в этот раз я уже и там успел лекцию назначить)? В конечном итоге меня переклинило в обратную сторону и я решил, что таки ПЛЫТЬ! Попутчиков собрать удалось только часть, остальные уже успели перестроить свои планы. Но зато присоединились новые, в частности Дима из Новосибирска (vosanho). Звонок в контору дал понять, что задержка со звонком им оказалась некритичной - нам нашлось 4 места в 8-местной каюте. Так что ПЛЫВЁМ!
7.


8. В Омске совок продолжился. Когда я пришёл забирать билеты, мне сказали, что к причалу, с которого корабль отходит из центра города отправляется бесплатный автобус. Корабль отправлялся в 6 вечера, а автобус должен был уходить в три. Мы решили не тратить время на него, а посвятить лишний час прогулке по дождливому городу. Как оказалось в последствии - правильно сделали. Те, кто пошёл на автобус, так его и не дождались. При этом они звонили в компанию, а компания не могла дозвониться до водителя автобуса и было непонятно, где он и что с ним. В итоге, все оттуда уехали на такси.


9. Отправляется теплоход "Родина" из жопы мира - причал на улице 1-я Рэбовская. Раньше он, вроде, уходил с речного вокзала, но всё, хорошие времена прошли. Чтобы добраться до этой Рэбовской улицы, надо сначала уехать на левый берег, где долго добираться до далёкого спального жилмассива, откуда к причалу ходит маршрутка. Почти час мы ехали из центра на троллейбусе до остановки "Универсам", а там из-за своей многочисленности и многошмоточности взяли до причала такси.


10. Погрузились на теплоход и сразу на палубу. При отправлении корабельное радио заиграло "Прощание славянки". Сразу ощутил себя на философском пароходе :)


11. Мы уплываем из цивилизации из крупного мегаполиса в далёкую-далёкую глухомань. На Крайний Север! (вот только смазывает немного то, что я в точке прибытия уже был).


12. Ну и всё. Поплыли! Напоследок можно полюбоваться на трубы Омского Нефтеперерабатывающего завода.


13. А следующие несколько дней вот только такие баржи будут разбавлять нам монотонность окружающего мира.



14. "Мы выходим на север в великую глушь... Назад в Ар.. Салехард!"


15. Про то, как корабль устроен, и как мы на нём жили, я напишу отдельный пост. Здесь же поведаю общую логистику маршрута. На самом деле то, плыть хоть было и интересно, но оказалось менее интересно, чем я предполагал. Причиной этому крайне малое число остановок. Смотрите сами: 2,5 дня корабль плывёт от Омска до Тобольска вообще нон-стопом! Точнее, вроде как есть небольшая стоянка в Усть-Ишиме, но она короткая, рано утром и даже в расписании не отображается. А ведь именно по остановкам понятнее всего определить свою динамику, что мы движемся в пространстве.


16. Остаётся лишь наблюдать за девственной западносибирской природой


17. и созерцать речную судоходную инфраструктуру - бакены, например. Это больше всего занимало дочку.


18. Периодически за бортом показываются деревни.


19. Есть среди них немало татарских. С мечетями.


20. Природа относительно однообразна, надо сказать. Местами встречаются обрывистые высокие берега.


21. Но нет, вы не подумайте будто я жалуюсь. Это на самом деле прекрасное ощущение. Плывёшь где-то в сибирской глуши, вокруг тебя вода, берега и никакой цивилизации. Романтика!


22. А какие там закаты...


23. Закааты... ничего больше не надо.


24. Река, как выясняется, полна всяких инфраструктурных элементов. Ну про бакены я уже писал. А есть ещё такие держатели и километровые столбы. Ну прямо как на ж.д. или автодороге. Только тут отсчитываются они от устья и стоят друг от друга на 5 км.


25. Ранним утром третьего дня на горизонте показывается старинный русский город Тобольск!


26. Интереснейший город, полазить бы по нему, но стоянка - всего час.. За это время посетить бы ещё магазин, пополнить запас редеющих продуктов, чтобы не утолять постоянно чувство голода в дороговатом корабельном буфете. Но увы, все магазины в маленьком городе в сей ранний час закрыты. Так что будем насыщаться духовно!


27. За небольшое время успели добежать до Кремля и бегло осмотреть его.


28.


29. Нет, в число "посещённых" нельзя Тобольск включать. Тут надо побольше погулять.


30.


31. А то только залезли, пора уже обратно на корабль.






ПРОДОЛЖЕНИЕ
Tags: "Родина", Корабли, Омск, Путешествия, Салехард, Сибирь, Тобольск
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments