Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Памяти алма-атинского трамвая

В конце октября 2015 года трамвай самого крупного города Казахстана прекратил свою работу. Сначала это позиционировалось как временно, но потом было решение закрыть систему окончательно. Мне же повезло побывать в Алма-Ате буквально за месяц до закрытия. Не ожидая какого-либо подвоха, успел обкатать всю сеть, хоть с имеющимися интервалами это было не так просто.



Трамвай в Алма-Ате ходил с 1937 по 2015 год. В лучшие времена было 10 маршрутов. В последние лет 10 их осталось всего два: 4 и 6. Маршруты пронизывали весь город с центральной части (находящейся формально на востоке) до западных окраин.


Интересно, что в последние годы подвижной состав алма-атинского трамвая был полностью обновлён! Конечно, всё это полностью б/у вагоны из Германии. Остались даже немецкие наклейки. А вай-фай, хоть и был во всех вагонах, но ни один не содержал интернета.


Но и, тем не менее. В трамваях было чисто и уютно, только в трамваях всегда вещали информаторы на казахском и русском языках.


Мы старались ездить, по возможности, как можно больше на трамвае. Благо до одной из наших вписок в районе проспекта Толеби они как раз и ходили. Одна проблема - заканчивали работать рано.


Другая проблема - космические интервалы. Если у 4-ки ещё хотя бы они относительно вменяемые были (15-20 минут), но 6-ку можно было прождать и час.


При том, что вагоны были довольно новые, пути в некоторых местах - это полный ахтунг. Собственно, поводом к закрытию трамвая послужило несколько сходов вагонов с путей во время одного из которых трамвай протаранил несколько машин. Я про эту довольно громкую аварию услышал едучи в автобуса из другого трамвайного казахского города Темиртау в Караганду. Тогда даже не обошлось и без пострадавших.


Интересно, что в предыдущий мой приезд в Алма-Ату подвижной состав трамвая был полностью другой! Правда состоял также на 100% из сочленённых татр, списанных на западе, кои имеются у нас в стране только на узкоколейных системах.


Были и обычного рода "татры", но тоже все ношенные. На момент закрытия ничего из этого не осталось.


Вот и, казалось бы, обновили полностью подвижной состав - так ведь ездить бы и ездить.. Почините пути, огородите их, и всё отлично будет. Но нет, закрывают.. Зачем тогда новые вагоны было покупать? Можно и на старых было прекрасно доездить. Но это свойственно всем азиатским странам - накупить для понтов какого-нибудь новья, а потом, когда переклинило, всё закрыть и на порезку его пустить. История соседнего Ташкента в этом плане очень показательна. Какая стратегия развития, о чём вы?


С троллейбусами ситуация получше, но несущественно. Сейчас в Алма-Ате работает около 10 маршрутов, сеть их, увы, потихоньку сокращается. Имеется два депо.


Также как и с трамваями, был на 100% обновлён подвижной состав. Были куплены какие-то китайские пепелацы, коих нет нигде больше в СНГ.



Кстати, Алма-Ата - на данный момент единственный город Казахстана, в котором сохранился троллейбус. Во всех остальных местах он был выпилен. Последними были Петропавловск и Актюбинск.


Ничего из старья не осталось. При этом у троллейбуса также перспективы не особо радужные.


А в предыдущий мой приезд в 2007 году был 100%-но (ну не 100, но 90) СНГ-шный ПС. Зиу, "шкоды".


Были ещё машины местного казахского производства. Помимо Алма-Аты они ещё ходили в других городах Казахстана, например - в Петропавловске.


Ничего этого больше нет. Крупный троллейбусный парк обновили на 100% всего за несколько лет. Вопрос, надолго ли этого хватит.



Страшная штука для оплаты проезда, стоящая во всём НОТе Алма-Аты, кроме маршруток. Местные её называют "валидатор". Нужно кинуть монетками 80 тенге, она напечатает билетик.


Сдачу выдаёт через раз. Если нет мелочи, значит возможно подаришь деньги транспортному управлению города.


И ещё монетки надо кидать с небольшим интервалом, иначе валидатор забудет, что ты их ему кидал и начнёт отсчёт сначала.




С 1 октября город переходил на новую бесконтактную систему оплаты в транспорте - Онай. Как видим по рекламе этой карты, в планах выпиливания трамвая ещё не было.


В целом, конечно, в плане транспорта город изменился за годы в несколько лучшую сторону. Власти "причесали" и автобусы: практически исчезли маршрутки. Сами автобусы обновлены - те же "ютонги" казахского производства, что и среди рогатых. И раскраска такая же.


На проспекте Абая появились выделенные полосы.




Открылось метро! Единственное в СНГ не с мытищинскими вагонами. Но про метро мы отдельно поговорим.


Даже есть попытки развивать велодвижение! Уж где-где, а тут климат позволяет.


Но, как бы то ни было, закрытие трамвайчика мы властям Алматы не забудем, не простим! Пусть посмотрят на то, сколько трамваев открывается в мире - не только в Европе, но и уже в Африке даже. И пусть поймут, какой позор то, что они делают! Неужели они хотят, чтобы Казахстан был хуже Африки??





Tags: Алма-Ата, Казахстан, Трамваи, Транспорт, Троллейбусы
Subscribe
promo griphon февраль 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments