Трамвай в Алма-Ате ходил с 1937 по 2015 год. В лучшие времена было 10 маршрутов. В последние лет 10 их осталось всего два: 4 и 6. Маршруты пронизывали весь город с центральной части (находящейся формально на востоке) до западных окраин.
Интересно, что в последние годы подвижной состав алма-атинского трамвая был полностью обновлён! Конечно, всё это полностью б/у вагоны из Германии. Остались даже немецкие наклейки. А вай-фай, хоть и был во всех вагонах, но ни один не содержал интернета.
Но и, тем не менее. В трамваях было чисто и уютно, только в трамваях всегда вещали информаторы на казахском и русском языках.
Мы старались ездить, по возможности, как можно больше на трамвае. Благо до одной из наших вписок в районе проспекта Толеби они как раз и ходили. Одна проблема - заканчивали работать рано.
Другая проблема - космические интервалы. Если у 4-ки ещё хотя бы они относительно вменяемые были (15-20 минут), но 6-ку можно было прождать и час.
При том, что вагоны были довольно новые, пути в некоторых местах - это полный ахтунг. Собственно, поводом к закрытию трамвая послужило несколько сходов вагонов с путей во время одного из которых трамвай протаранил несколько машин. Я про эту довольно громкую аварию услышал едучи в автобуса из другого трамвайного казахского города Темиртау в Караганду. Тогда даже не обошлось и без пострадавших.
Интересно, что в предыдущий мой приезд в Алма-Ату подвижной состав трамвая был полностью другой! Правда состоял также на 100% из сочленённых татр, списанных на западе, кои имеются у нас в стране только на узкоколейных системах.
Были и обычного рода "татры", но тоже все ношенные. На момент закрытия ничего из этого не осталось.
Вот и, казалось бы, обновили полностью подвижной состав - так ведь ездить бы и ездить.. Почините пути, огородите их, и всё отлично будет. Но нет, закрывают.. Зачем тогда новые вагоны было покупать? Можно и на старых было прекрасно доездить. Но это свойственно всем азиатским странам - накупить для понтов какого-нибудь новья, а потом, когда переклинило, всё закрыть и на порезку его пустить. История соседнего Ташкента в этом плане очень показательна. Какая стратегия развития, о чём вы?
С троллейбусами ситуация получше, но несущественно. Сейчас в Алма-Ате работает около 10 маршрутов, сеть их, увы, потихоньку сокращается. Имеется два депо.
Также как и с трамваями, был на 100% обновлён подвижной состав. Были куплены какие-то китайские пепелацы, коих нет нигде больше в СНГ.
Кстати, Алма-Ата - на данный момент единственный город Казахстана, в котором сохранился троллейбус. Во всех остальных местах он был выпилен. Последними были Петропавловск и Актюбинск.
Ничего из старья не осталось. При этом у троллейбуса также перспективы не особо радужные.
А в предыдущий мой приезд в 2007 году был 100%-но (ну не 100, но 90) СНГ-шный ПС. Зиу, "шкоды".
Были ещё машины местного казахского производства. Помимо Алма-Аты они ещё ходили в других городах Казахстана, например - в Петропавловске.
Ничего этого больше нет. Крупный троллейбусный парк обновили на 100% всего за несколько лет. Вопрос, надолго ли этого хватит.
Страшная штука для оплаты проезда, стоящая во всём НОТе Алма-Аты, кроме маршруток. Местные её называют "валидатор". Нужно кинуть монетками 80 тенге, она напечатает билетик.
Сдачу выдаёт через раз. Если нет мелочи, значит возможно подаришь деньги транспортному управлению города.
И ещё монетки надо кидать с небольшим интервалом, иначе валидатор забудет, что ты их ему кидал и начнёт отсчёт сначала.
С 1 октября город переходил на новую бесконтактную систему оплаты в транспорте - Онай. Как видим по рекламе этой карты, в планах выпиливания трамвая ещё не было.
В целом, конечно, в плане транспорта город изменился за годы в несколько лучшую сторону. Власти "причесали" и автобусы: практически исчезли маршрутки. Сами автобусы обновлены - те же "ютонги" казахского производства, что и среди рогатых. И раскраска такая же.
На проспекте Абая появились выделенные полосы.
Открылось метро! Единственное в СНГ не с мытищинскими вагонами. Но про метро мы отдельно поговорим.
Даже есть попытки развивать велодвижение! Уж где-где, а тут климат позволяет.
Но, как бы то ни было, закрытие трамвайчика мы властям Алматы не забудем, не простим! Пусть посмотрят на то, сколько трамваев открывается в мире - не только в Европе, но и уже в Африке даже. И пусть поймут, какой позор то, что они делают! Неужели они хотят, чтобы Казахстан был хуже Африки??
Journal information