?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Волшебная история превращения Целинограда в город-сад
griphon
Особо интересный класс городов, это те, что кардинально преобразились за последние 5-10-20 лет. Ну, то есть, в новое время. Или, даже, не преобразились, а поменяли полностью концепцию. Вот, скажем, Москва - изменилась кардинально, а суть осталась та же: столица огромной страны.
В этом плане очень интересна история заштатного города Целинограда. Унылый областной центр в дебрях казахской степи, где глазу не за что было особо зацепиться. Мрак, депрессняк 90-х, отсутствие каких-либо перспектив к развитию. Но в отличие от соседних подобных ему Кзыл-Орды, Талды-Кургана или Павлодара, Целинограду повезло! Засчёт близости к географическому центру городу внезапно стало суждено стать столицей страны! Столицей не самой бедной страны, входящей в 10-ку крупнейших стран по площади в мире.




1. На самом то деле, Целиноград столицей стал не сразу. Сразу после распада СССР город был переименован в Акмолу. Что переводится с казахского, как "белая могила". Собственно, это, можно сказать, было возвращением исторического названия. До 1961 года города назывался "Акмолинск". И лишь в 1997 году в момент переезда резиденции Назарбаева в Акмолу, она была четвёртый раз переименована в "Астану". Что и переводится, как "Столица".


2. Что ни говори, Астана впечатляет. За 20 лет понастроить тут успели порядочно. Нефтяной бум кардинально преобразил город.


3. Теперь здесь располагаются все ключевые министерства, парламент и т.д.


4. Теперь Астана - город лоска и шика. Понты, золотые башни, гламурные салоны красоты, пафосные рестораны, банки и офисы, всё это стало неотъемлемым её атрибутом.


5. Резиденция президента Н. Назарбаева.


6. Удивительно для восточного диктатора слабо охраняется. Можно спокойно рядом ходить и фотографировать.


7. Здание РЖД, тьфу, КТЖ (Казакстан Темiр жолы)


8. Концертный зал Казахстан. Спроектирован известным итальянским архитектором.


9. На другой стране площади - верховный суд Казахстана.


10. От президентского дворца на запад ведёт местный "Арбат".


11. На ней - обзорная башня Байтерек. Один из главных символов Новой Астаны.


12. Вечером Байтерек сияет и сверкает.


13. Посещение башни платное, но побывать здесь - почётное дело любого казахстанца. Сюда приезжают экскурсии, свадьбы.


14. Наверху золотой оттиск руки Нурсултана Назарбаева. Каждый считает важным долгом приложиться к ней.


15.


16. А так то с башни открывается роскошный вид на местные красоты.


17.


18. Как видим, город по площади не очень большой. Застройка довольно быстро заканчивается, и начинается голая степь.


19. Другим концом пешеходный бульварчик упирается в аквапарк.


20. Странное здание заваливающейся формы, построенное по проекту известного архитектора Нормана Фостера.


21. Неподалёку расположилась высотка с закосом под сталинскую


22. По пути крупнейшая в Центральной Азии мечеть Нур-Астана. При попытке зайти посмотреть, со мной приключился странный случай. Зашёл случайно с бокового входа, и встал в предбаннике, не заходя внутрь. В предбаннике виднелись следы продолжающегося ремонта. Вдруг - страшный грохот и сильный удар по ноге. Оказывается, на меня упала плохо прислонённая к стене огромная деревянная доска. Попав чуть ниже колена, она ушибла ногу она довольно сильно, я потом сильно хромал. Посчитал это недобрым знаком, что не надо мне в эту мечеть заходить, и поспешил оттуда уйти.


23. Астана очень фотогенична! Куда не кинешь взгляд, везде помпезные виды, совершенные формы.
Джерело: Китай. Часть 1. Оренбуржье, Казахстан


24. Астана пытается быть в современном тренде, поэтому велодорожки и велопрокаты проникли и сюда.


25. Я бы даже ими воспользовался (как раз расстояния в городе вполне велосипедные), но, увы, как всегда, система оплаты оказалась слишком муторной.


26. Цветочки, фонтаны, красота!



27. Офисный центр "Москва"


28. Северная столица тоже в наличии.


29. В окрестностях новой деловой части города понастроено много и новых жилых кварталов.


30.


31. Наверное, тут элитное жильё


32. Хотели бы пожить в золотом доме в столице? :)


33.
За дворцом расположилась пирамида.


34. Возвышается над центром мира и согласия. Специальный такой центр, где Назарбаев созывает всякие миротворческие конференции. Например, он собирал здесь представителей всех религий.


35. Здесь же ещё одна помпезная мечеть.


36. Президентский парк и правительственный квартал на заднем плане.


37. Вид с пирамиды на площадь Независимости с одноимённым дворцом.


38. Вообще, удивляет обилие всяких конференц-залов и дворцов разных причудливых форм. Зачем их прямо столько нужно?


39. Из новых памятников, открывшихся совсем недавно - Триумфальная арка.


40. Расположена в нескольких кварталах к югу от Байтерека, сюда пока мало кто заходит.


41. Если вы думаете, что Астана такая вся, то, мягко говоря, ошибаетесь. Никогда не поздно вернуться в "историческую" часть города. Там, где, собственно, и строился Целиноград.


42. Сталинки, хрущёвки, брежневки. В общем, обычный такой постсоветский город без перегибов в какую-либо сторону.


43. Впрочем, и здесь денежное изобилие ощущается. Например, по обилию банкоматов. :)


44. В старой части города всяко придётся, потому что тут находится ж.д. вокзал. Новый, инновационный.


45.


46. А так то, здесь мало чего изменилось за последние 20-30 лет. Разве что троллейбусы выпилили.


47. Да, до 2008 года в Астане были троллейбусы, но.. Всё вышло, как всегда. Теперь в казахской столице только автобусы, причём удобные, современные. Планируется строительство скоростного трамвая.


48. Некоторые автобусы выгоняют тебя отсюда, говорят: "уезжай". Забавно, что это действительно напрямую связано с "уезжай", ну, точнее, переводится это слово, как "Аэропорт".
Джерело: Китай. Часть 1. Оренбуржье, Казахстан


49. Всё, что строится нового, строится на новом месте, в степи.


50. А строится всё очень активно. Леса кранов!


51. Через ещё лет 10 вы снова не узнаете Астану.


52. Многие районы выглядят свежепостроенными и ещё не заселены.


53. В них чувствуется дух свежей краски!


54. Где счастье, знаете? В Астане! Скоро будет!


55. В соседних уже кипит вовсю жизнь


56. На новых современных детских площадках.


57. Впрочем, казахи, особенно южные, Астану не очень любят.


58.  Из-за неграмотного проектирования тут практически невозможно жить зимой из-за лютых степных ветров.


59. Больше всего не любят Астану, конечно же, алма-атинцы. И за то, что она холодная и промозглая, и за то, что отобрала у них пальму первенства. Теперь у двух казахских городов появился соревновательный дух.


60. А сама Астана, кстати, очень сильно подскочила в культурном и научном плане, составляя реальную конкуренцию в этом аспекте Яблочному городу.


61. Азиатский шик


62. В Астане много всяких инновационных штук. Например, подсвечивающиеся пешеходные переходы.


63. Или, вот, правые повороты, сделанные в виде отдельных съездов. Много где на эти съезды сделаны отдельные пешеходные переходы со светофорами.


64. В любой уважающей себя столице должен быть помпезный навороченный стадион. И он тут есть. Астана-Арена!


65. Оцените контраст! Совсем рядом с ней находится вот такая махалля! Здесь я поимел довольно неприятный инцидент с гопниками.


[История про инцидент с гопниками из-за фотосъёмки]
Известно, что Казахстан богат гопниками. Но казалось, что и тут ситуация улучшилась, а уж, тем более, в столице должно быть всё прилично. Тем не менее, когда я сделал кадр этой махалли, это заметила троица каких-то стрёмных упырей. Один заорал мне что-то типа "эй, сука, ты чё, б*я, фоткаешь, а ну иди сюда!". После чего троица направилась ко мне. Уйти я далеко не успел, он меня догнал, схватил за куртку, и стал пытаться вырвать фотоаппарат:
- Ты, ублюдок, бля! Хули ты нас фотографируешь. А ну стирай всё, на х*й!
Тут подскочили его дружки и встали рядом. Я реально испугался:
- Хорошо, удалю, убери руки только. Не держи меня за куртку, всё удалю.
- Не, ты чё, сука, не понял, а ну стирай всё нах*, давай камеру сюда, бля.
Пацанчикам по виду лет было по 30-40, явно не по одной судимости у каждого. Я был готов стереть, лишь бы они от меня отстали. Но этот агрессивный явно этому сам препятствовал. А остальные двое особо не вмешивались, но и не давали мне уйти. Рядом, если что, был магазинчик, я надеялся, если что, заныкаться туда. Но тут на моё счастье подъехал какой-то джип, за рулём которого оказалась тётенька лет 40. Она что-то заорала гопникам по-казахски. Они в ответ на х*й послали и её. Я попытался оттесниться к джипу и крикнул тётеньке, чтобы она вызвала милицию. Что она и начала делать. В какой то момент один из дружков сказал агрессивному: "отпусти его, он сотрёт всё", после чего тот поумерил свой пыл. Я стёр фотки, после чего они меня отпустили. Но агрессивного несло:
- Ты, сука, бля, ещё раз мне попадёшься, убью! Мне пох*й на твою милицию. Фоткай улицу без людей.

Я со страху сразу стал делать оттуда ноги, забыв даже поблагодарить за содействие тётеньку (кто знает что бы они со мной захотели делать, если бы не она). Они же пошли разбираться с ней, хотя делали они это зря. На их беду (и на моё счастье) тётенька оказалась из прокуратуры, чего им поведали вышедшие на это посмотреть работники магазина. После чего, гопники подсели на измену, и агрессивный снова пошёл за мной:
- Эй, слышь, ты, бля! Куда съебался? Что, типа, нипричём? Пойди, скажи ей, что нах*й послали тебя, а не её!
Я в тот момент плохо соображал, что происходит, посему не сразу понял комичность ситуации. Агрессивный повторил: "скажи, что тебя нах*й послали, а не её!". Не хотелось возвращаться в это стрёмное место, но, с другой стороны, действительно, надо сказать спасибо тётеньке. Когда я подошёл к её машине, гопники уже оттуда слиняли куда-то в сторону дороги, поняв, что милиция действительно скоро тут будет.
- Спасибо вам большое, что помогли, а то я что-то реально перепугался.
- Да, ничего, не переживайте. Это вообще какие-то непонятные ребята, я тут живу, никогда их не видела, это с юга казахи, похоже, мы их вообще тут не очень любим. Они сюда часто приезжают, беспредельничают.
- А я думал, что они местные. Что им просто не нравится, что я их район фотографирую.
- Да не, какие местные. Я тут живу, я сама работаю в прокуратуре. Увидела, что к вам прицепились, и чего, спрашивается? Ну мало ли кто чего фотографирует, это его дело. Ну значит ему нужно. А они мне ещё говорят: "чего ты, казашка, ему русскому помогаешь". Вы, кстати, не видели, куда они ушли?
- Да вон туда, направо куда-то.
Сделал ещё раз удалённые кадры, и выкладываю их теперь сюда (чтобы не зря рисковал). Тут как раз полиция подъехала, тётенька с ними пообщалась, объяснила обстановку, они всё записали и уехали. Мы же ещё немного поговорили за жизнь, после чего, я поблагодарил её и пошёл по своим делам.

66.


67. А так то, что сказать. Астана действительно выглядит городом-садом. Порой вообще кажется, что ты попал в какую-то другую реальность. В другую современную страну, типа Америки какой-нибудь.


68. Только искренне восторгающимся красотой и блеском Астаны надо понимать, засчёт чего эта красота достигается. Засчёт всего Казахстана, засчёт пенсий, зарплат и т.д.


69. Вписывались мы в Жаркенте у семьи: муж - охранник, жена - работница суда, двое детей. В доме одна комната, в которой они живут и кухня. Суммарный доход на семью - около 400 долларов после обвала тенге. Но это в Жаркенте, там бессмысленно чего-то делать, улучшать кому-то жизнь - никто в эту дыру не поедет, ничего не увидит.


70. Впрочем, уникальность Казахстана в том, что для поиска контрастов необязательно ехать в райцентры, достаточно проехать в другую часть Астаны.


71. Я уж рассказывал про такой же нефтяной Атырау. Где частный сектор с разбитыми дорогами и копошащимися в грязи детьми расположен в 100 м от таких пафосных улиц со сверкающими строениями и ресторанами. Здесь, конечно, контраст поменьше, но и, тем не менее (пример с махаллёй выше также показателен).


72. Тем не менее, приток в столицу Астану колоссальный. Сюда едут работать все те, кто не поехал в Алма-Ату, которая остаётся крупнейшим городом Казахстана. Астана же занимает почётное третье место после неё и Чимкента.


73. Так что пока Астана не сразу строилась, в ней протекает обычная размеренная жизнь.


74. С добровольно-принудительными по-восточному субботниками.


75. И, кто бы что ни говорил, но, всё же





Featured Posts from This Journal

  • Этот странный Казахстан

    Самая большая после России по площади пост-советская республика, страна, входящая в десятку крупнейших в мире по этому параметру. В тоже время про…

  • Отдельные моменты великого китайского путешествия

    Пожалуй, это первое моё путешествие в таком формате - 2-3 месяца. Потому что до этого все кроме одного были мелкие, от одного дня до чуть меньше двух…

  • Средняя Азия. Часть 1.

    Решил начать выкладывание фотографий с этой незабываемой поездки. Альбом: Средняя Азия 1. Атырау - город контрастов Так получилось, что…


promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
ох, и поднялись в своё время челябинские предприятия стройндустрии (вернее, их хозяева) на этой вашей Астане - сколько там челябинского кирпича и ЖБИ! :)

> "сюда пока мало кто заходит"

По многим из картинок новостроя такое впечатление складывается, людей как-то не густо.

Я вот тоже не дошел до этих новых улиц, погулял по старому городу, понюхал степной метели на мосту и отправился на вокзал.


Ну на пешеходном бульваре, в окрестностях аквапарка людей нормально. А вот около президентского дворца и пирамиды их действительно мало.

Спасибо, отличный репортаж. Трижды был в Астане в середине нулевых. В лифте на подьеме на Байтерек казашка средних лет меня спросила : "Что, заметно, что мы вылезли из юрт"?))
Хороошо, что вас не побили...Вы из Москвы? Никогда нельзя расслабляться в регионах...


Заметили надпись на элеваторе про целину? Последнее фото.


Ну так, я её поэтому туда и выложил :)

Да, из Москвы. Ну какие регионы, если это официально столица. :)

бывала ещё в старом Целинограде, пыльный был , тоскливый

в итоге история про гопников самое сильное впечатление производит от поста.

Ну так, я поэтому и вставил её, разбавить фото.

заговор с доской

А меня больше всего впечатлила история про мечеть и доску по ногам.
Очень напоминает известную легенду о том, как Ивану Грозному в свежепостроенном Софийском соборе г. Вологда упал на голову кирпич. После чего царь осерчал и раздумал переносить столицу в Вологду, как собирался.
Полагаю, и тут было нечто похожее. Это был заговор алма-атинцев. Деревяшка должна была вмазать по ноге не тебе, а Назарбаеву. После чего он должен был прогневаться на Астану и вернуть столицу в Алма-Ату. Но по ошибке вместо Назарбаева доска упала на тебя. Так ты спас астанинцев от многих бед и разорений, а они этого даже не узнали...

Re: заговор с доской

Что-то ты с Назарбаевым перебрал немного. Ну вряд ли бы там он появился. Я уж думал, ты более красивое объяснение напишешь.

Re: заговор с доской

Не, все сходится.
Это же главная мечеть города? Вот, официальные лица вынуждены иногда религиозные заведения посещать. А он наверняка параноик и двинется черным ходом, чтобы всех запутать.

Ещё один яркий пример города, который радикально преобразился за постсоветские годы, — это Ханты-Мансийск (опять же, нефть). Но масштабы, конечно, совсем не те. До середины 90-х то был захолустный барачный городок среди тайги, куда даже дорог не было. Впрочем, барачных домов там и сейчас немало, но, во-первых, их активно расселяют и сносят, а во-вторых, какими-то уж слишком трущобными они там не выглядят, на мой взгляд.

Преображение исключительно косметическое, всё равно что розовые обои поклеить. А новострой в основном убогие совковые гетто как и 40 лет назад, при таком то финансовом ресурсе.

> Порой вообще кажется, что ты попал в какую-то другую реальность. В другую современную страну, типа Америки какой-нибудь.

Совершенно не похоже на Америку. Совок совком. Градостроительство ничем не отличается от какого-нибудь Челябинска. Астана — это Челябинск на стероидах.

Переходы, кстати, нужно подсвечивать совсем не так.

Да оно понятно, понты. Скорее да, на Китай несколько похоже, но и то. Далеко до Китая.

Как мне показалось - неуютный и помпезный город...

Так и есть. Но, всё же, впечатляет.

=== Удивительно для восточного диктатора слабо охраняется ===

Ну так он и не восточный диктатор.
Вы думаете, если что-то восточнее Москвы, то там сразу восточная деспотия?
Казахстан, кстати, от Омска на Юге.

в Атырау в 2010-ом году заасфальтировали все грунтовые дороги-улицы, даже в частном секторе. Предварительно провели в каждый дом водопровод, канализацию и газ. В современных пластиковых трубах. Забыл спросить, провели ли оптический интернет в глинобитные домики )

из относительной красоты здесь от силы пару зданий, остальное - убогий ужасный непригодный для жизни (даже без учёта климата) город, в который все едут только за баблом. восторгаться, прямо, скажем, вообще нечему. никакого уюта, никакой реальной столичности не видно, только дешевые колхозные понты

Могло так показаться, только если по диагонали пост читать.

бессмысленно тут что-либо "доказывать". как всегда в твоём случае, впрочем)

А что с моим случаем не так? Я разве такой упёртый?

  • 1