?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
О проблемах общественного транспорта в России и СНГ
griphon
Наблюдая в разных городах России общественный транспорт, особенно его электрическую часть, понимаешь, насколько он в ж.. упадке.
Насколько он в глубоком ж.. упадке.

И дело тут даже не столько в ржавых КТМ-ах, еле ползающих по разбитым рельсам.
Дело даже не столько в караванах пазиков и газелей в городах-миллионниках.
Дело в полном отсутствии какой-либо внятной стратегии, приоритетов и в понимании нужной ниши того или иного вида транспорта, и каким вообще он должен быть.



В СССР комплексный подход какой-никакой, но был. Может, он был несовершенен, он не учитывал множество факторов. Но некие общие принципы градостроения были видны во всех городах. Сколько плановую экономику не ругай, но она, всё же, позволяла планировать строительство кварталов, домов, нужной к ней инфраструктуры, дорог, общественного транспорта и т.д.


Сейчас ничего этого нет. Это лучше всего видно на том примере, что в разных городах России качество общественного транспорта различается в разы! Где-то он относительно хорошо развит, удобен и комфортен (Москва, Екатеринбург, Краснодар, Ижевск), а где-то кошмарен для отвращения (Воронеж, Астрахань, Ульяновск, Архангельск, Омск).


Почему одни города сохранили в полном объёме трамвайные и троллейбусные сети, регулярно обновляют подвижной состав и инфраструктуру, а другие всё нафиг порезали? Потому что в первых порядочные мэры, а во-вторых жулики и воры? В некоторой степени и поэтому. Но не только.


Проблема в том, что благосостояние общ.транспорта полностью отдано на откуп городским властям, и никто его на общегосударственном уровне не контролирует. Попадётся адекватный мэр – хорошо, будут новые трамвайчики. Попадётся урод – давитесь в газелях. Даже спонсирование строительства метро в облцентрах перестали финансировать из федерального бюджета – стране нужны деньги на другие вещи..


И самая большая беда тут в том, что ни одна система, входящая в число «хороших» никак не застрахована от развала и деградации в каком-либо будущем. Придёт такой же урод, и всё – начнётся продажа парков налево-направо. Примеры уже есть: Челябинск, Вологда – где были одни из лучших троллейбусных сетей, а сейчас обе под угрозой ликвидации. Есть, кстати, и обратные примеры, когда начиналась деградация и развал, но потом приходил адекватный руководитель, и вовремя всё спасал. Так, например, было в Самаре.


На одной из лекций «Городских проектов» выступал специалист по трамваям, и он сказал довольно интересную вещь: в России в принципе нет каких-либо ведомств, отвечающих за развитие городского электротранспорта, нет институтов, которые могли бы создавать концепции для его развития в городах России. Нет понимания того, как имеющиеся трамваи-троллейбусы использовать в рамках современного города. Отсюда и все ключевые проблемы.


В самом деле: можете ли вы представить, чтобы мэр, скажем, Берлина принял бы решение закрыть половину трамвайной сети в городе? Явно же это не потому, что Берлину с мэром повезло больше, чем Дзержинску. Просто такого мэра самого выпилят на следующий день после подобного предложения. Можете ли вы представить, чтобы в какой-нибудь европейской стране в одном бы городе ходили современные низкопольные трамваи, были бы электронные табло на остановках, а в соседнем городе бы гоняли маршрутки с остановками у того столба, чёрным налом и т.д.?


Я уже писал про стагнацию московского троллейбуса. Эта проблема характерна и для всех остальных городов России. Сколько я не видел городов, за редким исключением трамвайные и троллейбусные сети остались такими же, как были в советские времена, или существенно сократились. Даже в городах, где, вроде бы, всё хорошо, за состоянием троллейбусов и трамваев хорошо следят, виды сетей застыли на момент 1991-92 годов. При этом города растут, появляются новые микрорайоны, но туда электротранспорт больше не прокладывают, только автобусы и маршрутки. Вот и выходит, что электротранспорт, призванный брать на себя основную нагрузку там, где нет метро, отходит на второй план даже в таких местах. А что уж говорить про то, что многие маршруты продолжают ходить к закрытым заводам, брошенным промзонам и т.д. И складывается ужасная ситуация: вся созданная в советское время инфраструктура, которая является, можно сказать, неслыханным подарком с неба для нас, на базе которой можно такой ЛРТ отгрохать, такую современную экологичную транспортную систему, что будет просто город-сад, вся эта инфраструктура нещадно разбазаривается. Многие города мира могли бы позавидовать тому наследию, что у нас есть – ведь они вынуждены тратить сотни миллиардов, чтобы эти ЛРТ с нуля построить. Но мы это чудесное наследие, наоборот, зачем-то гробим, превращая наши удобные комфортные для жизни города в помойки уровня третьего мира.


Да, конечно же, дело не только в трамваях-троллейбусах, к автобусам отношение не лучше. Когда я был в Челябинске, в тот же день там случайно оказался вместе со мной и некто Дмитрий Медведев. Бывший глава страны раскритиковал губернатора за «плохие дороги», после чего руководство города в авральном порядке начало залатывать дыры в асфальте. Но на трамваях Медведев не ездит, поэтому никогда ни одному мэру, ни одному губернатору не влетит за старые убитые КТМ-5, тридцатилетние ЗиУ-9, и стада чадящих газелек у остановок. А ведь помимо того, что они прямо влияют на удобство жизни граждан, также они и формируют облик города – ведь общественный транспорт постоянно ездит по всем его улицам.


Схожая история была, как мы помним, с Омском на конференции Путина. Дороги в Омске, может, и починят, а проект метротрама, вдохнувший бы свежую кровь и в умирающий трамвай, и в недостроенное метро, так никто на этой конференции и не вспомнил.


«Дороги, дороги, какой кошмар, у нас не ремонтируют дороги, куда смотрит губернатор? А у нас отремонтировали, наконец-таки дороги, хорошо, можно ездить». Эта всеобщая зацикленность на дорогах, актуальная, в общем-то лишь для 20% имеющих свой автотранспорт, вызывает реальное недоумение. Почему всех так волнуют дороги (что, кстати, даёт свой эффект, дороги с каждым годом всё лучше и лучше), но всем плевать на обилие маршруток и выпиливание электротранспорта? Что вас так волнуют эти дороги, если вы все равно на своей машине не ездите? Убогие пазики же взамен трамваев – это, ведь, те же ямы и колдобины на дорогах в сфере общественного транспорта, которым пользуются, так или иначе, практически все. Но эти колдобины, почему-то большинство устраивают.


Пофигизм жителей к тому, чем им приходится ежедневно пользуется, в общем то, и находит отражение в программах всяких властей и их предвыборных обещаниях. Они вам пообещают, конечно же, отремонтировать дороги, но обещать современные удобные трамваи, как в Европе, придёт мало кому в голову. Смотрите сами: все эти реконструкции дорог, эстакад, развязок, все генеральные планы, общественный транспорт там идёт одним из самых последних пунктов. То, как будут после строительства какой-нибудь развязки ходить автобусы, решается по остаточному принципу, а чаще всего вопрос того, насколько изменится перепробег и время в пути у маршрутов, не учитывается в планировании вообще никак. В итоге маршруты пихают в уже сложившуюся дорожную сеть, в результате чего они вынуждены просто так накатывать по несколько километров за каждый рейс.


Казалось бы, ну если вы строите сложную развязку с кучей лепестков для того, чтобы машинкам было комфортно по ним кататься, ну сделайте вы эстакады специально для ОТ. Что мешало, например, сделать эстакаду с Песчаной улицы на Ленинградский проспект, чтобы маршруты 6 и 43 не катались туда-сюда несколько километров? Да не, вы чо, ради каких-то лоховозок заморачиваться? Ну скатаются до разворота, подумаешь тоже. Вредительство продолжается - теперь с такими же оттянутыми разворотами из-за строительства нафиг ненужной Северо-западной хорды будет ходить и 59-й троллейбус. А это один из напряжённейших маршрутов в городе.


Конечно, можно объяснить такое пренебрежительное отношение к НОТ тем, что те, кто проектирует и строит все эти эстакады, они этим НОТом не пользуются. В некоторой степени это так, но не совсем. Во-многом, власти повторяют запросы общества, а запросы сии формируются в чём-то теми же властями, но не только ими. Пренебрежительное отношение к общественному транспорту (даже не такое пренебрежительное, что типа «фу, ехать в этом мерзком автобусе с простолюдинами», а какое-то подсознательное игнорирование его существование) сильно развито в самом обществе. Тут уже выходит замкнутый круг: люди хотят ездить на тачках-> не интересуются НОТ -> стимула развивать его нет -> он ещё сильнее деградируют -> люди хотят ещё сильнее ездить на тачках.


Ситуация в лучшую сторону начала слегка изменяться лишь в Москве, где внезапно вспомнили, что есть какие-то там трамваи с троллейбусами и начали про них что-то говорить и улучшать. Но это только в Москве, и крайне слабо, а в остальных городах ничего такого нет: автомобилист и автомобилизм по-прежнему - ключевые темы повестки дня.


Общественного транспорта в информационном фоне практически нет! Послушайте любое радио. На каждом из них вам постоянно говорят о том, где какие пробки, где чего стоит, но никогда не скажут, что где-то, допустим, встали трамваи, и таким то маршрутом нельзя пользоваться. Не скажут, что сегодня, вот, ремонт на такой-то улице, поэтому троллейбусы маршрута Х разворачиваются там-то. Не скажут о новом маршруте автобуса, или отменённом старом. Получается никому не интересно это, ведь радиостанции очень хорошо чувствуют потребности аудитории.


И только мы, транспортные фанаты, постоянно говорим про общественный транспорт, как-то боремся, чтобы его развивать. Поэтому за нами в обществе закреплён образ каких-то чудиков, которые зачем-то носятся за этими старыми еле ползущими консервными банками, собирают подписи за их сохранение. И это вместо того, чтобы уже давно скопить денег на большой джып и ездить уже, как все.


Мы уже, конечно, привыкли к образу таких придурков, хотя, конечно, по большому счёту, непонятно, чем хуже интерес к троллейбусам интереса к всяким танчикам, или футболу. Конечно, мне ситуация, когда то, что нужно 80% населения, волнует лишь небольшую группку людей, кажется странной, но что есть, то есть. Агитировать за хорошие трамваи мы будем хотя бы для того, чтобы самим на них ездить, даже если вдруг больше никому, кроме нас этого не надо.




Featured Posts from This Journal


promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Так они помогают или засирают? Ты уж определись.
Кстати, тогда никто не предлагал пёхать по 10 км. Тогда была альтернатива - условный 156 автобус раз в час. Так она и сейчас такая - нарожали кучу призрачных маршрутов с интервалом полчаса (кому вообще нужен в городе маршрут с интервалом в полчаса, какой у него целевой поток?). Чем нынешняя ситуация отличается от тогдашней-то?

Так они помогают или засирают? Ты уж определись.

Они сами по себе говно, но когда надо ехать, иногда помогают.

Чем нынешняя ситуация отличается от тогдашней-то?

Тем, что, скажем, 125 автобус (с интервалом почти в полчаса, но при этом вполне себе полезный) никуда не делся, но теперь к нему в компанию появится 425, раньше бывший бобиком, на котором можно будет теперь проехать без унизительного "передайте за проезд".

425, раньше бывший бобиком, на котором можно будет теперь проехать без унизительного "передайте за проезд"
Ага, без унизительного. Вчера проехал на таком 415, "раньше бывшем". Вход в переднюю дверь, согнувшись в три погибели; на остановке - желающих гораздо больше, чем мест (потому что "большой" 280 то ли удрал, то ли неизвестно, когда придёт); проход занят стоящими (и, если выйти на промежуточной надо, то непонятно, как расходиться), "у метро остановите". Все атрибуты неудобного микроавтобуса никуда не делись.

  • 1