?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
О проблемах общественного транспорта в России и СНГ
griphon
Наблюдая в разных городах России общественный транспорт, особенно его электрическую часть, понимаешь, насколько он в ж.. упадке.
Насколько он в глубоком ж.. упадке.

И дело тут даже не столько в ржавых КТМ-ах, еле ползающих по разбитым рельсам.
Дело даже не столько в караванах пазиков и газелей в городах-миллионниках.
Дело в полном отсутствии какой-либо внятной стратегии, приоритетов и в понимании нужной ниши того или иного вида транспорта, и каким вообще он должен быть.



В СССР комплексный подход какой-никакой, но был. Может, он был несовершенен, он не учитывал множество факторов. Но некие общие принципы градостроения были видны во всех городах. Сколько плановую экономику не ругай, но она, всё же, позволяла планировать строительство кварталов, домов, нужной к ней инфраструктуры, дорог, общественного транспорта и т.д.


Сейчас ничего этого нет. Это лучше всего видно на том примере, что в разных городах России качество общественного транспорта различается в разы! Где-то он относительно хорошо развит, удобен и комфортен (Москва, Екатеринбург, Краснодар, Ижевск), а где-то кошмарен для отвращения (Воронеж, Астрахань, Ульяновск, Архангельск, Омск).


Почему одни города сохранили в полном объёме трамвайные и троллейбусные сети, регулярно обновляют подвижной состав и инфраструктуру, а другие всё нафиг порезали? Потому что в первых порядочные мэры, а во-вторых жулики и воры? В некоторой степени и поэтому. Но не только.


Проблема в том, что благосостояние общ.транспорта полностью отдано на откуп городским властям, и никто его на общегосударственном уровне не контролирует. Попадётся адекватный мэр – хорошо, будут новые трамвайчики. Попадётся урод – давитесь в газелях. Даже спонсирование строительства метро в облцентрах перестали финансировать из федерального бюджета – стране нужны деньги на другие вещи..


И самая большая беда тут в том, что ни одна система, входящая в число «хороших» никак не застрахована от развала и деградации в каком-либо будущем. Придёт такой же урод, и всё – начнётся продажа парков налево-направо. Примеры уже есть: Челябинск, Вологда – где были одни из лучших троллейбусных сетей, а сейчас обе под угрозой ликвидации. Есть, кстати, и обратные примеры, когда начиналась деградация и развал, но потом приходил адекватный руководитель, и вовремя всё спасал. Так, например, было в Самаре.


На одной из лекций «Городских проектов» выступал специалист по трамваям, и он сказал довольно интересную вещь: в России в принципе нет каких-либо ведомств, отвечающих за развитие городского электротранспорта, нет институтов, которые могли бы создавать концепции для его развития в городах России. Нет понимания того, как имеющиеся трамваи-троллейбусы использовать в рамках современного города. Отсюда и все ключевые проблемы.


В самом деле: можете ли вы представить, чтобы мэр, скажем, Берлина принял бы решение закрыть половину трамвайной сети в городе? Явно же это не потому, что Берлину с мэром повезло больше, чем Дзержинску. Просто такого мэра самого выпилят на следующий день после подобного предложения. Можете ли вы представить, чтобы в какой-нибудь европейской стране в одном бы городе ходили современные низкопольные трамваи, были бы электронные табло на остановках, а в соседнем городе бы гоняли маршрутки с остановками у того столба, чёрным налом и т.д.?


Я уже писал про стагнацию московского троллейбуса. Эта проблема характерна и для всех остальных городов России. Сколько я не видел городов, за редким исключением трамвайные и троллейбусные сети остались такими же, как были в советские времена, или существенно сократились. Даже в городах, где, вроде бы, всё хорошо, за состоянием троллейбусов и трамваев хорошо следят, виды сетей застыли на момент 1991-92 годов. При этом города растут, появляются новые микрорайоны, но туда электротранспорт больше не прокладывают, только автобусы и маршрутки. Вот и выходит, что электротранспорт, призванный брать на себя основную нагрузку там, где нет метро, отходит на второй план даже в таких местах. А что уж говорить про то, что многие маршруты продолжают ходить к закрытым заводам, брошенным промзонам и т.д. И складывается ужасная ситуация: вся созданная в советское время инфраструктура, которая является, можно сказать, неслыханным подарком с неба для нас, на базе которой можно такой ЛРТ отгрохать, такую современную экологичную транспортную систему, что будет просто город-сад, вся эта инфраструктура нещадно разбазаривается. Многие города мира могли бы позавидовать тому наследию, что у нас есть – ведь они вынуждены тратить сотни миллиардов, чтобы эти ЛРТ с нуля построить. Но мы это чудесное наследие, наоборот, зачем-то гробим, превращая наши удобные комфортные для жизни города в помойки уровня третьего мира.


Да, конечно же, дело не только в трамваях-троллейбусах, к автобусам отношение не лучше. Когда я был в Челябинске, в тот же день там случайно оказался вместе со мной и некто Дмитрий Медведев. Бывший глава страны раскритиковал губернатора за «плохие дороги», после чего руководство города в авральном порядке начало залатывать дыры в асфальте. Но на трамваях Медведев не ездит, поэтому никогда ни одному мэру, ни одному губернатору не влетит за старые убитые КТМ-5, тридцатилетние ЗиУ-9, и стада чадящих газелек у остановок. А ведь помимо того, что они прямо влияют на удобство жизни граждан, также они и формируют облик города – ведь общественный транспорт постоянно ездит по всем его улицам.


Схожая история была, как мы помним, с Омском на конференции Путина. Дороги в Омске, может, и починят, а проект метротрама, вдохнувший бы свежую кровь и в умирающий трамвай, и в недостроенное метро, так никто на этой конференции и не вспомнил.


«Дороги, дороги, какой кошмар, у нас не ремонтируют дороги, куда смотрит губернатор? А у нас отремонтировали, наконец-таки дороги, хорошо, можно ездить». Эта всеобщая зацикленность на дорогах, актуальная, в общем-то лишь для 20% имеющих свой автотранспорт, вызывает реальное недоумение. Почему всех так волнуют дороги (что, кстати, даёт свой эффект, дороги с каждым годом всё лучше и лучше), но всем плевать на обилие маршруток и выпиливание электротранспорта? Что вас так волнуют эти дороги, если вы все равно на своей машине не ездите? Убогие пазики же взамен трамваев – это, ведь, те же ямы и колдобины на дорогах в сфере общественного транспорта, которым пользуются, так или иначе, практически все. Но эти колдобины, почему-то большинство устраивают.


Пофигизм жителей к тому, чем им приходится ежедневно пользуется, в общем то, и находит отражение в программах всяких властей и их предвыборных обещаниях. Они вам пообещают, конечно же, отремонтировать дороги, но обещать современные удобные трамваи, как в Европе, придёт мало кому в голову. Смотрите сами: все эти реконструкции дорог, эстакад, развязок, все генеральные планы, общественный транспорт там идёт одним из самых последних пунктов. То, как будут после строительства какой-нибудь развязки ходить автобусы, решается по остаточному принципу, а чаще всего вопрос того, насколько изменится перепробег и время в пути у маршрутов, не учитывается в планировании вообще никак. В итоге маршруты пихают в уже сложившуюся дорожную сеть, в результате чего они вынуждены просто так накатывать по несколько километров за каждый рейс.


Казалось бы, ну если вы строите сложную развязку с кучей лепестков для того, чтобы машинкам было комфортно по ним кататься, ну сделайте вы эстакады специально для ОТ. Что мешало, например, сделать эстакаду с Песчаной улицы на Ленинградский проспект, чтобы маршруты 6 и 43 не катались туда-сюда несколько километров? Да не, вы чо, ради каких-то лоховозок заморачиваться? Ну скатаются до разворота, подумаешь тоже. Вредительство продолжается - теперь с такими же оттянутыми разворотами из-за строительства нафиг ненужной Северо-западной хорды будет ходить и 59-й троллейбус. А это один из напряжённейших маршрутов в городе.


Конечно, можно объяснить такое пренебрежительное отношение к НОТ тем, что те, кто проектирует и строит все эти эстакады, они этим НОТом не пользуются. В некоторой степени это так, но не совсем. Во-многом, власти повторяют запросы общества, а запросы сии формируются в чём-то теми же властями, но не только ими. Пренебрежительное отношение к общественному транспорту (даже не такое пренебрежительное, что типа «фу, ехать в этом мерзком автобусе с простолюдинами», а какое-то подсознательное игнорирование его существование) сильно развито в самом обществе. Тут уже выходит замкнутый круг: люди хотят ездить на тачках-> не интересуются НОТ -> стимула развивать его нет -> он ещё сильнее деградируют -> люди хотят ещё сильнее ездить на тачках.


Ситуация в лучшую сторону начала слегка изменяться лишь в Москве, где внезапно вспомнили, что есть какие-то там трамваи с троллейбусами и начали про них что-то говорить и улучшать. Но это только в Москве, и крайне слабо, а в остальных городах ничего такого нет: автомобилист и автомобилизм по-прежнему - ключевые темы повестки дня.


Общественного транспорта в информационном фоне практически нет! Послушайте любое радио. На каждом из них вам постоянно говорят о том, где какие пробки, где чего стоит, но никогда не скажут, что где-то, допустим, встали трамваи, и таким то маршрутом нельзя пользоваться. Не скажут, что сегодня, вот, ремонт на такой-то улице, поэтому троллейбусы маршрута Х разворачиваются там-то. Не скажут о новом маршруте автобуса, или отменённом старом. Получается никому не интересно это, ведь радиостанции очень хорошо чувствуют потребности аудитории.


И только мы, транспортные фанаты, постоянно говорим про общественный транспорт, как-то боремся, чтобы его развивать. Поэтому за нами в обществе закреплён образ каких-то чудиков, которые зачем-то носятся за этими старыми еле ползущими консервными банками, собирают подписи за их сохранение. И это вместо того, чтобы уже давно скопить денег на большой джып и ездить уже, как все.


Мы уже, конечно, привыкли к образу таких придурков, хотя, конечно, по большому счёту, непонятно, чем хуже интерес к троллейбусам интереса к всяким танчикам, или футболу. Конечно, мне ситуация, когда то, что нужно 80% населения, волнует лишь небольшую группку людей, кажется странной, но что есть, то есть. Агитировать за хорошие трамваи мы будем хотя бы для того, чтобы самим на них ездить, даже если вдруг больше никому, кроме нас этого не надо.




Featured Posts from This Journal


promo griphon февраль 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Это 100% не Мосгортранс. Она принимает все виды проездных, ездит по расписанию, но это частник. Именно же в этом и суть реформы. Странно, что ты, как интересующийся транспортом человек, этого не знал. У "Мосгортранса" помимо цвета обязательно ещё и бортовой номер должен быть. У этого нет.

В данном случае это не важно (выглядит, как Мосгортранс, ездит как Мосгортранс, принимает деньги, как Мосгортранс, но им не называется). Маршрутки абсолютно теряют смысл и толстожопые аборигены-электорат это с удовольствием припомнят.

Утешает только, что к 2018 году обещано метро и проблемы наземного транспорта перестанут район волновать вообще.

Ну вот столь агрессивное презрение к наземному транспорту, высказываемое тобой, человеком, явно проявляющим к нему, в целом, какой-то интерес, и есть следствие того кризиса, в котором он сейчас находится.
Смешно только, что ты, вроде в нём разбирающийся, веришь в эту панацею с метро, которое, якобы, от всех бед спасёт. Не может хорошая транспортная система только из метро состоять, ну не может. Без НОТа в любом городе - никуда.

А насчёт маршруток. Вот как вот я, живущий далеко у метро, умудряюсь ими абсолютно не пользоваться? Почему я могу, а другие нет?

Во-первых, маршрутки это удобно...

Срать под себя тоже удобно.

Но негигиенично. А от маршруток в Москве никакого вреда кроме пользы.

Может. Париж возьми, например. Что-то такое и Токио (хотя тут я знаю понаслышке).

Я еще раз повторю - система должна быть удобной (и дешевой желательно). Если на автомобиле ездить ДЕШЕВЛЕ (а это для окраинников и подмосквичей уже давно так), то переплачивать за вот это вот все нет никакого смысла.

Ну у нас, как ты прекрасно знаешь, конструкционно метро совсем не такое, как в Париже. И никогда таким не сможет стать.

О, ну опять эти байки про дешевизну автомобиля пошли. Ты посчитать стоимость машины, страховки, запчастей, масла и расходных материалов, налога, посчитал? Или снова только бензин?

Я сомневаюсь, что те, кто заполняет проспекты около моего района плохо считают и действуют себе в убыток.

И неужели ты не видишь, что под песни об удобстве и развитии ОТ они его убивают наоборот? Что это за фокусы со слияниями парков? Что это за фокусы с маршрутами и графиками? Что это за жульничество с маршрутками?

Где развитие трамвайной и троллейбусной сети? Бирюлево, Зеленоград (Химки), Балашиха задыхается без скоростного трамвая.

Ну и до кучи.

Почему нельзя построить НОРМАЛЬНЫЙ пешеходный переход для пассажиров, а надо построить кособокий уродец, которым невозможно пользоваться (это у нас тут местная тема с пересечением Рязанского проспекта и Ташкентсткой улицы? Почему реконструкция проспекта оставляет на нем почти все перекрестки и светофоры?

И самый главный вопрос - почему из-за этого никто не расстрелян?

Георг, давай возьмём человека вроде меня.
Вот у меня есть машина. Потому что нужно же ездить на дачу, на Волгу, в Луховицы, в отпуска и т.д. По городу я на ней не езжу, бо считаю это неудобным. Но за город перемещаться - в этом же нет ничего зазорного, и ты не хуже меня это знаешь (не говоря о том, что у тебя самого была машина).
И вот все те расходы, о которых ты говоришь - страховка, ремонты, налоги - они и так есть, безотносительно того, ездить ли каждый день в Москву или нет. Поэтому излюбленный приём "вы не закладываете стоимость владения машиной" - в некотором роде спекуляция.

Дешевизну ещё следует рассматривать и в контексте времени. Например, в Домодедово ходят зелёные электрички. Но если, скажем, я прилетел в 23.20 - то, наверное, я пойду на 308 и потом на метро (а то и такси возьму, если скарба много), чем стану ждать зелёной в 0.46. Тут то же самое: лучше иногда потратиться на бензин и вот это всё, чем подстраиваться под социальную скотовозку с адовым расписанием.

Но это всё, повторюсь, иллюстрация не в пользу того, какая маффынка удобная, а какой общественный транспорт уродский. С учётом того, СКОЛЬКО единиц ПС катаются ежедневно в таком уродском виде - я бы вообще московский автобус выпилил полностью.

И причем призрение тут? Они гробят как раз нормальную систему ОТ. Наверно, им какие-то гении логистики и графиков советуют (ну, те, которые планы ночных автобусов на Полпдомосковья рисуют)

Система ОТ была крайне далека от нормальной. Маршруток в нормальной системе быть не может в принципе, это принципиально деструктивное бессистемное звено. Ну и куча всего другого не хватало для "нормальности".

В данном случае это не важно (выглядит, как Мосгортранс, ездит как Мосгортранс, принимает деньги, как Мосгортранс, но им не называется).

Ну и хорошо. Пассажир не должен заморачиваться тем, как называется предприятие, которое его везет. Приехал транспорт, я оплачиваю его билетом, универсальным для всего города, и еду по маршруту. А то ведь не так давно был бред, что надо было отдельные билеты для метро и НОТа таскать.

Так наземный транспорт понял, что им скоро все равно никто пользоваться не будет и прицепился к нормально выстроенной системе оплаты в метро. Разве не так?

Да нет, МГТ такая ситуация устраивала (и про "никто не пользуется" это вы зачетно пошутили), их с Мосметро административно заставили подружиться. Билетные меню, кстати, у МГТ и метро были практически одинаковые, но несовместимые друг с другом.

  • 1