?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Flag Наступны запіс
О проблемах общественного транспорта в России и СНГ
griphon
Наблюдая в разных городах России общественный транспорт, особенно его электрическую часть, понимаешь, насколько он в ж.. упадке.
Насколько он в глубоком ж.. упадке.

И дело тут даже не столько в ржавых КТМ-ах, еле ползающих по разбитым рельсам.
Дело даже не столько в караванах пазиков и газелей в городах-миллионниках.
Дело в полном отсутствии какой-либо внятной стратегии, приоритетов и в понимании нужной ниши того или иного вида транспорта, и каким вообще он должен быть.



В СССР комплексный подход какой-никакой, но был. Может, он был несовершенен, он не учитывал множество факторов. Но некие общие принципы градостроения были видны во всех городах. Сколько плановую экономику не ругай, но она, всё же, позволяла планировать строительство кварталов, домов, нужной к ней инфраструктуры, дорог, общественного транспорта и т.д.


Сейчас ничего этого нет. Это лучше всего видно на том примере, что в разных городах России качество общественного транспорта различается в разы! Где-то он относительно хорошо развит, удобен и комфортен (Москва, Екатеринбург, Краснодар, Ижевск), а где-то кошмарен для отвращения (Воронеж, Астрахань, Ульяновск, Архангельск, Омск).


Почему одни города сохранили в полном объёме трамвайные и троллейбусные сети, регулярно обновляют подвижной состав и инфраструктуру, а другие всё нафиг порезали? Потому что в первых порядочные мэры, а во-вторых жулики и воры? В некоторой степени и поэтому. Но не только.


Проблема в том, что благосостояние общ.транспорта полностью отдано на откуп городским властям, и никто его на общегосударственном уровне не контролирует. Попадётся адекватный мэр – хорошо, будут новые трамвайчики. Попадётся урод – давитесь в газелях. Даже спонсирование строительства метро в облцентрах перестали финансировать из федерального бюджета – стране нужны деньги на другие вещи..


И самая большая беда тут в том, что ни одна система, входящая в число «хороших» никак не застрахована от развала и деградации в каком-либо будущем. Придёт такой же урод, и всё – начнётся продажа парков налево-направо. Примеры уже есть: Челябинск, Вологда – где были одни из лучших троллейбусных сетей, а сейчас обе под угрозой ликвидации. Есть, кстати, и обратные примеры, когда начиналась деградация и развал, но потом приходил адекватный руководитель, и вовремя всё спасал. Так, например, было в Самаре.


На одной из лекций «Городских проектов» выступал специалист по трамваям, и он сказал довольно интересную вещь: в России в принципе нет каких-либо ведомств, отвечающих за развитие городского электротранспорта, нет институтов, которые могли бы создавать концепции для его развития в городах России. Нет понимания того, как имеющиеся трамваи-троллейбусы использовать в рамках современного города. Отсюда и все ключевые проблемы.


В самом деле: можете ли вы представить, чтобы мэр, скажем, Берлина принял бы решение закрыть половину трамвайной сети в городе? Явно же это не потому, что Берлину с мэром повезло больше, чем Дзержинску. Просто такого мэра самого выпилят на следующий день после подобного предложения. Можете ли вы представить, чтобы в какой-нибудь европейской стране в одном бы городе ходили современные низкопольные трамваи, были бы электронные табло на остановках, а в соседнем городе бы гоняли маршрутки с остановками у того столба, чёрным налом и т.д.?


Я уже писал про стагнацию московского троллейбуса. Эта проблема характерна и для всех остальных городов России. Сколько я не видел городов, за редким исключением трамвайные и троллейбусные сети остались такими же, как были в советские времена, или существенно сократились. Даже в городах, где, вроде бы, всё хорошо, за состоянием троллейбусов и трамваев хорошо следят, виды сетей застыли на момент 1991-92 годов. При этом города растут, появляются новые микрорайоны, но туда электротранспорт больше не прокладывают, только автобусы и маршрутки. Вот и выходит, что электротранспорт, призванный брать на себя основную нагрузку там, где нет метро, отходит на второй план даже в таких местах. А что уж говорить про то, что многие маршруты продолжают ходить к закрытым заводам, брошенным промзонам и т.д. И складывается ужасная ситуация: вся созданная в советское время инфраструктура, которая является, можно сказать, неслыханным подарком с неба для нас, на базе которой можно такой ЛРТ отгрохать, такую современную экологичную транспортную систему, что будет просто город-сад, вся эта инфраструктура нещадно разбазаривается. Многие города мира могли бы позавидовать тому наследию, что у нас есть – ведь они вынуждены тратить сотни миллиардов, чтобы эти ЛРТ с нуля построить. Но мы это чудесное наследие, наоборот, зачем-то гробим, превращая наши удобные комфортные для жизни города в помойки уровня третьего мира.


Да, конечно же, дело не только в трамваях-троллейбусах, к автобусам отношение не лучше. Когда я был в Челябинске, в тот же день там случайно оказался вместе со мной и некто Дмитрий Медведев. Бывший глава страны раскритиковал губернатора за «плохие дороги», после чего руководство города в авральном порядке начало залатывать дыры в асфальте. Но на трамваях Медведев не ездит, поэтому никогда ни одному мэру, ни одному губернатору не влетит за старые убитые КТМ-5, тридцатилетние ЗиУ-9, и стада чадящих газелек у остановок. А ведь помимо того, что они прямо влияют на удобство жизни граждан, также они и формируют облик города – ведь общественный транспорт постоянно ездит по всем его улицам.


Схожая история была, как мы помним, с Омском на конференции Путина. Дороги в Омске, может, и починят, а проект метротрама, вдохнувший бы свежую кровь и в умирающий трамвай, и в недостроенное метро, так никто на этой конференции и не вспомнил.


«Дороги, дороги, какой кошмар, у нас не ремонтируют дороги, куда смотрит губернатор? А у нас отремонтировали, наконец-таки дороги, хорошо, можно ездить». Эта всеобщая зацикленность на дорогах, актуальная, в общем-то лишь для 20% имеющих свой автотранспорт, вызывает реальное недоумение. Почему всех так волнуют дороги (что, кстати, даёт свой эффект, дороги с каждым годом всё лучше и лучше), но всем плевать на обилие маршруток и выпиливание электротранспорта? Что вас так волнуют эти дороги, если вы все равно на своей машине не ездите? Убогие пазики же взамен трамваев – это, ведь, те же ямы и колдобины на дорогах в сфере общественного транспорта, которым пользуются, так или иначе, практически все. Но эти колдобины, почему-то большинство устраивают.


Пофигизм жителей к тому, чем им приходится ежедневно пользуется, в общем то, и находит отражение в программах всяких властей и их предвыборных обещаниях. Они вам пообещают, конечно же, отремонтировать дороги, но обещать современные удобные трамваи, как в Европе, придёт мало кому в голову. Смотрите сами: все эти реконструкции дорог, эстакад, развязок, все генеральные планы, общественный транспорт там идёт одним из самых последних пунктов. То, как будут после строительства какой-нибудь развязки ходить автобусы, решается по остаточному принципу, а чаще всего вопрос того, насколько изменится перепробег и время в пути у маршрутов, не учитывается в планировании вообще никак. В итоге маршруты пихают в уже сложившуюся дорожную сеть, в результате чего они вынуждены просто так накатывать по несколько километров за каждый рейс.


Казалось бы, ну если вы строите сложную развязку с кучей лепестков для того, чтобы машинкам было комфортно по ним кататься, ну сделайте вы эстакады специально для ОТ. Что мешало, например, сделать эстакаду с Песчаной улицы на Ленинградский проспект, чтобы маршруты 6 и 43 не катались туда-сюда несколько километров? Да не, вы чо, ради каких-то лоховозок заморачиваться? Ну скатаются до разворота, подумаешь тоже. Вредительство продолжается - теперь с такими же оттянутыми разворотами из-за строительства нафиг ненужной Северо-западной хорды будет ходить и 59-й троллейбус. А это один из напряжённейших маршрутов в городе.


Конечно, можно объяснить такое пренебрежительное отношение к НОТ тем, что те, кто проектирует и строит все эти эстакады, они этим НОТом не пользуются. В некоторой степени это так, но не совсем. Во-многом, власти повторяют запросы общества, а запросы сии формируются в чём-то теми же властями, но не только ими. Пренебрежительное отношение к общественному транспорту (даже не такое пренебрежительное, что типа «фу, ехать в этом мерзком автобусе с простолюдинами», а какое-то подсознательное игнорирование его существование) сильно развито в самом обществе. Тут уже выходит замкнутый круг: люди хотят ездить на тачках-> не интересуются НОТ -> стимула развивать его нет -> он ещё сильнее деградируют -> люди хотят ещё сильнее ездить на тачках.


Ситуация в лучшую сторону начала слегка изменяться лишь в Москве, где внезапно вспомнили, что есть какие-то там трамваи с троллейбусами и начали про них что-то говорить и улучшать. Но это только в Москве, и крайне слабо, а в остальных городах ничего такого нет: автомобилист и автомобилизм по-прежнему - ключевые темы повестки дня.


Общественного транспорта в информационном фоне практически нет! Послушайте любое радио. На каждом из них вам постоянно говорят о том, где какие пробки, где чего стоит, но никогда не скажут, что где-то, допустим, встали трамваи, и таким то маршрутом нельзя пользоваться. Не скажут, что сегодня, вот, ремонт на такой-то улице, поэтому троллейбусы маршрута Х разворачиваются там-то. Не скажут о новом маршруте автобуса, или отменённом старом. Получается никому не интересно это, ведь радиостанции очень хорошо чувствуют потребности аудитории.


И только мы, транспортные фанаты, постоянно говорим про общественный транспорт, как-то боремся, чтобы его развивать. Поэтому за нами в обществе закреплён образ каких-то чудиков, которые зачем-то носятся за этими старыми еле ползущими консервными банками, собирают подписи за их сохранение. И это вместо того, чтобы уже давно скопить денег на большой джып и ездить уже, как все.


Мы уже, конечно, привыкли к образу таких придурков, хотя, конечно, по большому счёту, непонятно, чем хуже интерес к троллейбусам интереса к всяким танчикам, или футболу. Конечно, мне ситуация, когда то, что нужно 80% населения, волнует лишь небольшую группку людей, кажется странной, но что есть, то есть. Агитировать за хорошие трамваи мы будем хотя бы для того, чтобы самим на них ездить, даже если вдруг больше никому, кроме нас этого не надо.




Featured Posts from This Journal


promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

Всё от руководителей на местах зависит, конечно. Если у них есть заинтересованность... а у нынешних заинтересованность только в одном - в бабках.

Вот, а должно зависеть от федеральной власти. Чтобы руководятлы на местах не могли, если что, всё загубить.

Всё от руководителей на местах зависит, конечно. Если у них есть заинтересованность... а у нынешних заинтересованность только в одном - в бабках.

да уж. две проблемы - дураки и дороги. и проблема дураков оказывает на общественный транспорт коренное влияние, большее, чем состояние дорог.

дураки. это важная мысль - преобладает низкое качество управления во многих сферах в россии-матушке. качество управления общественным транспоротм не исключение.

Ага. Две вечные проблемы. Одну, конечно можно решить с помощью катков и бульдозеров, но вот что делать с дорогами..

Я думаю плановая экономика тут никак не помогла бы. Города динамично развиваются, а плановая экономика неповоротлива. В каждой ситуации нужен индивидуальный подход и быстрое реагирование.

Прекрасный текст. Но кое-что прокомментирую позже.

Edited at 2016-06-01 22:12 (UTC)

Проблема российских городов — в том, что у них мизерные бюджеты. Всё уходит в центр. При этом нет (формально есть, но фактически нет) выборной власти, поэтому жопа мэра зависит от того, какое впечатление он произведёт на гостей из Москвы.
Отсюда желание делать красивые широкие улицы с цветочками и ровным асфальтом. Гость из Москвы выглянет в окно кортежа и похвалит мэра.
А общественный транспорт в этот момент всё равно не ходит, ведь движение перекрыто. Ну, может, гость заедет в троллейбусный парк, ему там покажут новенькие троллейбусы. Их стоит закупить несколько штук. А заморачиваться остановками, выделенными полосами, информацией — всё это бессмысленно. На успешность мэра это не повлияет никак.

Схема кажется надуманной, но если проанализировать, она объясняет всё.


> Можете ли вы представить, чтобы в какой-нибудь европейской стране в одном бы городе ходили современные низкопольные трамваи, были бы электронные табло на остановках, а в соседнем городе бы гоняли маршрутки с остановками у того столба, чёрным налом и т.д.?

В стране Б. (не вполне европейской, конечно) всё так и есть. В одних городах весь городской транспорт на 100% новый и низкопольный, работают электронные табло, а в других городах городской транспорт при смерти. Маршруток с чёрным налом, конечно, нигде нет.

Edited at 2016-06-01 12:01 (UTC)

Ну в какой-то степени так. Но, опять же, как я говорю, проблема и в том, что ответной потребности также нет. В современных поликлиниках есть, в школах есть, а в транспорте.. Все стремятся тачками обзавестись и с ним не связываться.

Кстати, да. Болгария она такая. Это я заприметил. Маршрутками именно с налом пользовался в Пловдиве. Румыния там где-то близко, но даже она чуть поцивильнее.

Извини, вдумчиво прочитать помесь картинок и коротких фраз в одну-две строки уже не могу, посему только краткий ответ на:

> Дело в полном отсутствии какой-либо внятной стратегии, приоритетов и в понимании нужной ниши того или иного вида транспорта, и каким вообще он должен быть.

Стратегия как раз есть и почти везде кроме Москвы она отлично работает: ни копейки федеральных ресурсов на какую-либо транспортную инфраструктуру, кроме автомобильной.

Что касается собственно перевозочного процесса, то здесь рулят рынок (вполне официально) и местные регионально-муниципальные особенности. А рынок рассчитан под общую автодорожную инфраструктуру. А развитие автодорожной инфраструктуры является в первую очередь общественным запросом - не проявилось ещё в регионах новое поколение людей, которым важнее чистота и уют своего города, включающие в том числе нормальный транспорт и относительно свободные от потоков личных машин улицы.

Вот я и говорю, что выходит замкнутый круг. Гос-во строит дороги и забивает на ОТ -> Меньше народу хочет связываться с таким ОТ и мечтает тачкой обзавестись -> Никому ОТ совсем не нужен -> Ну и развивать смысла нет его, раз никому не нужен. Москва только засчёт пробок стала, наконец-таки, выбиваться из этого порочного круга. Но и то, процесс идёт явно не так, как надо бы.

Кстати знаешь, почему троллейбус в Маскве хотят грохнуть? Причина элементарна и лежит на поверхности.

Да этих причин то.. От заговора нефтяных компаний до личной неприязни Собянина к проводам. И все на поверхности. Ты какую имеешь в виду?

НОТ "рекламируют" в совково

й скотовозной парадигме. 10чел на квадратный метр, этим гордилось советское метро.
И это противопоставляют микроавтобусам
Я ответил на замену в Питере микроавтобусов скотовозами ПАЗ тем что за хлебом стал ездить на своём полноприводном грузовике

> И только мы, транспортные фанаты, постоянно говорим про общественный транспорт, как-то боремся, чтобы его развивать.

А как вы боретесь-то? постите картинки и тексты в бложиках?

По московским троллейбусам как минимум письма в мэрию пишем. Были случаи митингов, при отмене трамваев и электричек. Путин верни электрички, помните? Правда электрички не совсем городской транспорт, но всё же.

В мск сейчас проявили инициативу сверху - запретили маршрутки. В итоге то что я вижу - это ужос. С павелецкой площади стало невозможно уехать. Автобусы битком, внутри жара на 5-10 градусов выше наружней температуры.
А с маршрутками как было здорово...

Я категорический противник маршруток. Но не могу не признать, что то, как эту реформу проводят, действительно приличными словами описать никак нельзя. Постоянно с этим у себя тут сталкиваюсь.

"Можно вывести девушку из деревни, а вот деревню из девушки никогда" (с) Любителей "джипов" это тоже касается.
Городская культура не формируется путем механического переселения в город. Хотя и культура сама не формируется. Система образования, воспитания играет свою роль. В некультурных странах не может быть высокоструктурированных систем. Только примитивные.

Деградация общественного транспорта — очень явное порождение ползучей тотальной автомобилизации. И в том числе поэтому я не собираюсь иметь машину. Впрочем, я и водить не умею, да и тоже не собираюсь.

Так а деградация ЖКХ и здравоохранения - это порождение чего?
У нас в районе закрыли детский сад - вряд ли это с автомобилизацией связано.
Я думаю, причины тут всё-таки несколько глубже.

Есть кстати города, в которых много линий троллейбуса открылись после 91 года - Смоленск, Видное, Химки.

Смоленск - в 89 году. После - только Новгород и три Подмосковных города. Ещё была Сызрань в 2002, но и её потом закрыли.. С начала нулевых не открылось ни одной системы. Увы..

Плюсуюсь к каждому слову. Общественный транспорт нужен обязательно. Живу в Праге уже 6 лет и прекрасно понимаю, какое это благо. Здесь даже ночные маршруты есть. Транспорт ездит минута в минуту. Я, имея авто, часто езжу на общественном транспорте, потому что это зачастую просто быстрее. Да и с парковкой проблем нет.

Немножко ночных маршрутов появилось и в Москве.