?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Flag Наступны запіс
Как устроен китайский мегаполис
griphon
Городов в Китае много. Очень много. По числу мегаполисов самая населённая страна мира, конечно же, занимает первое место. Как могло быть иначе?
При этом, надо сказать, что китайские города в целом скучны и унылы. Вот так, да. Можно выделить несколько исключений, и их даже немало. Но в целом, в китайском мегаполисе долго находиться скучно, противно и даже вредно для здоровья.
По аналогии с латиноамериканским городом, выделим основные принципы градообразования города китайского.



1. Итак. Центр типичного китайского города выглядит как-то так.


2. Хаотичное нагромождение стекляшек.


3. Исторической застройки в китайских городах вы не найдёте. Её и раньше то не особо было, а остатки снесли во время Культурной революции. Исключениями являются отдельные случаи типа Шанхая, Сучжоу, Циндао, Тянцзиня. Но и там много где старина «реконструированная». Причём порой очень некачественно.


4. В некоторых городах в центре, например, в Куньмине, аутентичной старины, всё же, немного осталось. Но дни её сочтены, её сносят и полируют прямо на глазах. Спешите видеть каждую дощечку!


5. Потом становится вот так


6. Китайские города растут, как на дрожжах. Причём, как вверх, так им вширь. Поэтому в центрах всякие убогие халупы (с т.з. китайского правительства) нещадно сносятся, и на их местах вырастают сияющие сорокоэтажные красавцы!


7. Не запутайтесь в кнопках. Если у вас высокий этаж, это ещё вовсе не значит, что из окна вид будет на дальние дали, а не на соседнюю башенку. Впрочем, после посещения Гонконга мне уже смешно на эту фотку смотреть.


8. Широченные многокилометровые проспекты ведут к этим многоэтажным муравейникам.


9.


10. Переходы. Китайцы не прислушиваются к Кацу с Варламовым, и фигачат надземные переходы, где попало.


11. Порой эти переходы огромны и разветвляются.


12. В центре обязательно будет пешеходная зона. Обычно она состоит из квартала нескольких взаимно пересекающихся улочек, вдоль которых открыты всякие бутики, магазины, рестораны.


13. Этакий Арбат. Красоты на таких улицах никакой нет, в отличие от настоящего Арбата, но это никого не волнует.


14. Китайские мегаполисы погрязают в пробках.


15.


16. Обязательно по окраинам будет понатыкана куча эстакад на уровне 3-4 этажей.


17. Вы ещё обвиняете Собянина в любви к развязкам и эстакадам???


18. И вообще, экологическая обстановка в городах ужасна. Смог здесь – норма жизни.


19. В отдельных городах сохранились кварталы из хрущёвок.


20. Жилые дома, реально похожие на хрущёвки, тоже пятиэтажные, тоже многоподъездные.


21.


22. Отличаются они обилием решёток на окнах. Зачем здесь решётки, Китай же такая спокойная страна. Но основная цель, думаю, это сушить на них бельё, ну и вообще держать окна открытыми в жаркую погоду.


23. Пожалуй, эти хрущёвочные кварталы – одни из самых колоритных мест в таких городах.


24.


25. Ну прямо сучжоуские Черёмушки!


26. Правда, подъездов тут часто нет. Просто начинается лестница прямо с улицы.


27. В более старых городах сохранились «хутуны» - реальные трущобы.


28. 2-3-этажные постройки с маленькими комнатами, общими кухнями и туалетом.


29. Особенно много таких хутунов в Шанхае, Пекине.


30.


31. Впрочем, про хутуны ещё расскажем отдельно. Это целый мир, который постепенно исчезает под натиском китайской модернизации.


32. Продвинемся на китайские окраины. В отличие от латиноамериканцев, китайцы предпочитают жить в высоких домах. Ну те. Как предпочитают: если бы их ещё кто-то спрашивал?


33. И в самом деле. При такой плотности населения, какой может быть всеобщий частный сектор? Только 40-этажки, только хардкор.


34. Большинство таких жилых комплексов вполне уютны и приятны для жизни.


35. Обычно они имеют территорию с внутренним двориком, куда доступ посторонним ограничен.


36. Надо понимать, что большинство таких районов появилась в последние 5-10 лет. До этого тут было чисто поле.


37. Подобные 40-этажки появляются далеко не только в мегаполисах. На окраинах маленьких городов в 100-200 тыс, их также будет уже полно. На фото, например, приграничный к Казахстану городок Хоргос.


38. Порой многоэтажки встречаются вообще в чистом поле. Где, казалось бы, вообще их не должно бы было быть. Но это Китай. Здесь как нигде остро стоит жилищный вопрос.


39. Что в китайских городах прекрасно, так это парки! К их организации китайцы подходят со максимальным вдохновением.


40. В парках очень много цветов, прудов, красивых ландшафтов..


41. Общественных зон.


42.


43. Вот такие беседки, мостики среди воды - неотъемлемый атрибут любого парка в Китае. Уж если вам не повезло тусить в китайском мегаполисе, пребывание в парке точно вам скрасит пребывание среди царства стекла и бетона.


44. Игры, развлечения для детей и т.д.


45. Иногда вход в парк бывает платный! Недорогой (5-10 юаней, или 1-1,5 доллара), но всё же. Платишь просто за факт посещения парка, где ничего особенного, по сути, нет. Бред да и только.


46. Но, всё же, большинство их бесплатное. Особо впечатлительно смотрятся эти красивые парки на фоне каменных джунглей.


47. Где, как не в парке ощутить по полной склонность китайцев к эстетизму? К украшению окружающего пространства.


48. Вот, казалось бы, даже такую мерзкую штуку, как автомобильная эстакада, можно украсить цветочками и гармонично вписать в интерьер.


49. Бывает в китайских городах и старина. Какие-то чудом сохранившиеся пагоды.


50. Нельзя сказать, что они формируют архитектурный облик города. Отдельные точечные объекты.


51. Или дворцы какие-нибудь. Самое противное, что большинство этой «старины» - по сути новодел. Довольно убогая некачественная реконструкция. И ещё обязательно платная.


52. Но китайцам нравится, а это самое главное. Для них и убогий новодел прокатывает, они разницу не понимают и все равно оставляют деньги. А значит реставраторам нет повода париться на предмет соответствия объекта оригиналу. А на мнение тех, кто в этом разбирается, им плевать.


53. Ну и, конечно же, перейдём к нашей любимой теме транспорта.


54. В любом нормальном китайском городе есть метро. Даже в самом задрипанном и малоизвестном.


55. Не, ну я шучу, конечно, но.. что такое типичный Китай? Это когда вы приезжаете в малоразличимый на карте посёлок. Ожидая увидеть там мотоциклы, частный сектор с коровами А по приезду оказывается, что там уже не только всё застроено 40-этажными небоскрёбами, но ещё и действует несколько линий метро.


56. Метро строится не активно, а просто феерически активно. Схема метро в Чэнду. Ещё 7 лет назад никакого метрополитена в городе не было!


57. При этом разнообразия никакого нет. Все станции во всех городах унылейши и похожи одна на другую как две капли воды.


58. Везде поезда ходят за стеклянными загородками. Везде проекты типичны: спуск посередине, потолки низкие. Отличаются лишь некоторые станции на старых линиях в Пекине.


59. Подавляющее количество станций и метрополитенов было построено за последние 10-15 лет. Сейчас в Китае больше метрополитенов!! При том, что в 1995 году их было три.


60. В крупных городах, где метрополитенов ещё нет, обязательно идёт активное их строительство. Как, например, в Ланьчжоу или Циндао.


61. И веришь, что вот-вот, и действительно откроют! Шанхайский метрополитен, открывшийся в 1993 году, уже стал самым крупным метрополитеном мира! 17 линий, 586 км путей. Возможно, на момент когда вы будете это читать, их будет намного больше.


62. На втором месте в мире по протяжённости линий идёт столица страны Пекин. Хоть открыто метро было тут сильно раньше, в 1969 году, конкрентный Шанхай лихо обошёл столицу. Большую часть истории тут работало всего две линии. Сразу бросается в глаза - хоть какая-то историчность и подобие советским метрополитенам.


63. Наземный транспорт в Китае не отличается разнообразием. 98% НОТ – автобусы. Причём часто это мелкие убогие лоховозки.


64. Хотя в некоторых городах (Куньмин, Гуйлинь и некоторые другие) имеются двухэтажные красавцы.


65. Троллейбусы есть лишь в отдельных городах: Пекин, Циндао, Далянь, Шанхай, Гуанчжоу, Ханчжоу, и ещё в двух-трёх. Троллейбусы вымирают, системы закрываются (за последние несколько лет были закрыты Харбин, Сиань, Ланчжоу и некоторые другие).


66.


67. Трамваи есть в Даляни, Чанчуне, недавно открылись в Тянцзине, Шанхае и Циндао. На подходе линия в Чжухае (город, примыкающий к Макао).


68. Частный электротранспорт. В отдельных городах Китая широко распространены электробайки, электромопеды и электровелосипеды.


69. Масштаб явления колосален – сотни тысяч китайцев перемещаются по городу не на машинах, не на автобусах, а на мотоциклах, мопедах с электромотором. На транспорте будущего.


70. В отдельных городах для мото и вело-транспорта выделены даже специальные отдельные полосы. Несмотря на то, что запрета на обычные мотоциклы и велосипеды тут нет, 90% транспорта тут электрического.
Некоторые, правда, все равно нарушают, и лезут на полосы с машинами.


71. Я вам скажу, потрясающее ощущение, когда толпа мотоциклистов трогается со светофора и уезжает практически беззвучно.


72. Прямо захотелось самому купить себе электробайк, чтобы дома на нём ездить! Удобно же! И экологично. И, главное, недорого: стоит такой агрегат от 2,5 до 5-6 тыс. юаней, или 25-50 тысяч рублей в зависимости от качества (цены конца 2015 года).


73. Впрочем, не стал бы я это делать, потому что побаиваюсь немного мототранспорта. Ты едешь на большой скорости и абсолютно не защищён.


А так аккумулятора хватает где-то на 50 км. Подзарядить его можно от любой розетки.

74. В Гуйлине китайцы, у которых я гостил, только на этих электробайках и катали меня по городу. Потрясающее ощущение.


75. Интереснее всего, пожалуй, то, что это широко распространено далеко не везде. Только в некоторых городах. Например, в Чэнду, Куньмине, Гуйлине. В этих городах все дороги имеют по полосе в каждую сторону для двухколёсного транспорта.


76. Есть и навесы перед светофорами, которые защищают от дождя.


77.


78. Специальные регулировщики для байкеров.


79. А в других городах электробайков вообще практически нет нигде, и никто на них не ездит. И полос тоже нет. С чем это может быть связано? Явно не с климатом – ведь к городам с отсутствующим развитым мото/велодвижением относится и Шеньчжень, который на самом юге Китая. Или Ханчжоу с Шанхаем, где хоть и прохладнее, но климат вполне себе позволяет ездить.


80. Конечно, с одной стороны, это как средство за развитие экологии. С другой – эти электробайки мало чем помогают при том количестве выборосов, что совершают крупные города. Так, капля в море. Но хоть что-то.


81.


82. Ну как, впечатлило? Тянет пожить в китайском мегаполисе?


83.




promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

Эх, знакомые пейзажи. Спасибо, хороший обзор. А я катался на трамвае в Чанчуне и на троллейбусе в Пекине, даже не зная, что это такие редкие вещи в Китае:) Если б знал, больше ценил бы момент)

Троллейбусы, всё же, не такие редкие. Они ещё очень много где остались. А вот трамвай, да. Их пока немного совсем.

Ну, не знаю, я был в Шанхае три года назад, и меня поразило именно бескрайнее число электробайков. А вот смога не было. С этими электробайками есть еще такой прикол, что ездуны, видимо, стараются экономить батарейки, поэтому вечером многие ездят с выключенными огнями. Сильное впечатление, когда хочешь перейти улицу и вдруг видишь, что прямо на тебя практически бесшумно едет практически невидимый электробайк.

Интересно, я вот в Шанхае их практически не видел. Про выключенные фары - интересное явление, не сталкивался. Да, на таком байке всего 50 км можно проехать. Если по городу постоянно мотаться, то быстро батарея заканчивается.

Ну, не знаю, я был в Шанхае три года назад, и меня поразило именно бескрайнее число электробайков. А вот смога не было. С этими электробайками есть еще такой прикол, что ездуны, видимо, стараются экономить батарейки, поэтому вечером многие ездят с выключенными огнями. Сильное впечатление, когда хочешь перейти улицу и вдруг видишь, что прямо на тебя практически бесшумно едет практически невидимый электробайк.

В некоторых крупных городах мотобайки просто запрещены. В Гуанчжоу и Шэньчжэне, например.
Пробок в Китае ни разу не видел, только в Пекине есть некое подобие, но по сравнению с Москвой или Бангкоком это не пробки.

Это Вы не стояли в такой пробке. Я как-то ехала от подруги домой, обычно на метро это занимало 2 часа, на такси час. Но забыла про час пик и в итоге ехала два с половиной часа. Хотя по сравнению с пробками на Ленинградке в 2012 году, когда выезжаешь с Речного вокзала в 7 вечера, а в Зеленоград попадаешь в полночь (по пустой трассе дорога занимала 45 минут) - это пробки, да, Пекин отдыхает.

Он ух эти китайцы.

Как они так размножаются? Откуда плодовитость? Я у себя пытался эту тему затронуть в блоге, но к выводам не пришёл.

Уже давно так не размножаются. Политика "одна семья - один ребёнок", действовавшая до прошлого года, ну и рост жизни в целом.

>>11. Порой эти переходы огромны и разветвляются.

Шенчжэнь?:)

это за один месяц фотки или в разноые годы? Потому что на один снег, на других шорты:-)

Дык страна-то каких размеров. В России тоже можно за месяц проехать от Мурманска до Сочи и походить как в шортах, так и в шубе.

неоднозначное у меня отношение к этой стране,но метро. только за это уже можно их уважать. как же быстро они его делают. у нас бы так.

Можете смеяться, но сразу по нескольким моментам напомнило Ереван.
Эх, должна была ехать в Китай прошлым летом, но ногу сломала :(

Насчёт строительства метро китайцы молодцы, конечно.

В Гуанчжоу есть одна линия трамвая и строят еще одну.
Мне вообще кажется что Китай это единственная страна где эстакады смотрятся уместно и органично. И конечно умению их облагородить кустами, цветами, растениями всякими обвивающие опоры я восхищался.

ИМХО они бы еще более органично смотрелись, если бы украшали их не цветочками, а отделкой; красили бы в веселенькие цвета или делали облицовку.
Главный изъян эстакад как архитектурных сооружений - серо-бетонная унылость.

Метро у них всё-таки не в каждой деревне, а 10-15 городах. И сейчас темпы строительства уже падают, дешёвые деньги кончились. С одной стороны — жаль, а с другой — не будет бессмысленных проектов «метро в никуда», которых кое-где успели наклепать.

Автобусы на 53 фотографии раскрашены в точности, как петербургские! Попадание 100%. Я даже на секунду подумал, что ты вставил питерское фото, но потом, конечно, увидел иероглифы.

> С чем это может быть связано? Явно не с климатом – ведь к городам с отсутствующим развитым мото/велодвижением относится и Шеньчжень, который на самом юге Китая. Или Ханчжоу с Шанхаем, где хоть и прохладнее, но климат вполне себе позволяет ездить.
Думаю, это зависит от произвола городских властей. Двухколёсный транспорт — это «не круто», напоминает отсталые страны Азии. В Шеньчжене и Шанхае запретили явно поэтому. А другие уже подтянулись.

> Тянет пожить в китайском мегаполисе?
Не тянет жить ни в каком :)

И ещё ты не упомянул о том, что большинство городов имеют убогую квадратно-гнездовую планировку — как в масштабе кварталов, так и в масштабе всего города. Самый яркий пример — Пекин, но есть и сотни других. Есть, конечно, и исключения.

навесы странные. зачем они, если мотоциклисты попадают под дождь (солнце) и во время движения, и во время стоянки?