?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Flag Наступны запіс
Стагнация московского троллейбуса
griphon
Подумалось тут, что за 25 лет сеть московского троллейбуса практически не изменилась. Не выросла, не уменьшилась (принципиально), а осталась практически такой же как и в 1991 году. То есть если бы какой-нибудь житель Москвы того времени (да кто-нибудь из нас, допустим) перенёсся бы на машине времени в наши дни, он бы с удивлением обнаружил, что всё осталось примерно на тех же местах. Те же пары конечных. Тот же "Белорусский вокзал - Братцево", "Стрельбищенский пер.-Рижский вокзал", "Лубянка-138 квартал", "Северянин - Электрозаводский мост".




Попытался собрать в единую таблицу то, как изменились троллейбусные маршруты с 1991 года. С момента, когда сеть фактически перестала расти. Вышел шокирующий результат: более половины маршрутов (50) вообще не изменились!
московский троллейбус

И если не брать собянинские погромы, то цифра вырастает до 56! Плюс ещё 8 (9) машрутов фактически не изменились, а лишь чуть-чуть стали по-другому ходить. Кстати, введённые маршруты в большинстве своём - короткие копии старых (они помечены в таблице красным). Только два из них образуют новые связи. А продления в основном обусловлены либо снятием других маршрутов (79), либо закрытием конечных станций ради застройки (15, 62), ради улучшения транспортного обслуживания только разве 66 вернули по инициативе "Горпроектов".

При этом надо понимать, что город то развивается. Микрорайоны новые растут, старые связи перестают быть нужными, появляются новые. А троллейбусы ходят маршрутами, не менявшимися по 30-40 лет. Вот ведь сколько говорили: "Ну продлите вы 9-ку до Владыкино, а 48 до Бот.Сада". Дотяните 57 до Петровско-Разумовской, чтобы он не был маршрутом в "никуда". Там по 700-300 м и чуть-чуть проводов навесить. Но нет, фиг! А я уж не говорю про то, как бы был полезен троллейбус в том же Бутово или Митино (где он планировался, но.. но). При этом, какой-нибудь 14 троллейбус, ходящий странной кракозяброй из Ростокино в Сокольники через Электрозаводский мост, вполне можно было бы реорганизовать, пустить вместо него 2 или 3 маршрута, но он продолжает ходить именно в таком виде. Вот и непонятно, что за ерунда получается? Почему так выходит, на какой-нибудь Сельскохозяйственной или Широкой улицах троллейбус по мнению властей нужен (раз он там есть), а, скажем, на Можайском шоссе, или южной части Люблинской улицы не нужен (раз его там нет). Что за бредовый поход?


При Лужкове к троллейбусу, как и вообще к ОТ было умеренно-наплевательское отношение. Ну вроде чего-то где-то ходит, но чтобы не страшно выглядело, вот давайте ка на вам новые машины. При этом то, что эти новые машины вязли из-за ДТП и автоуродов также, как и старые, кепку мало интересовало. Но хотя бы сохраняли то, что есть.
Собянин, объявивший лужковский курс забивания на ОТ ошибочным, поспособствовал немного тому, чтобы троллейбусы (и другие виды ОТ) перестали беспросветно вязнуть и поехали, но почему-то именно рогатых он невзлюбил. Уже при нём отменено 4 маршрута, сокращено 5, и, судя по всему, дальнейшие погромы не за горами...

И вот непонятно как к такой стабильности сети относиться? Очевидно, что городу позарез не хватает новых линий. Что маршрутов должно быть сейчас уже не 90, а, как минимум, 120. А то и 150. Если бы троллейбус развивался с той же скоростью, что в 70-е, 80-е, то так бы сейчас и было. Логично же, что если есть хорошая налаженная база для эксплуатации электротранспорта, то это надо активно использовать, это же и экономичнее, и экологичнее, и более стильно и имиджево, чем бензинные и газовые перделки.


А такая "стабильность", она именно - стагнация. Электротранспорт уже сохраняют только там, где он есть, не потому что он нужен, не потому что используют его преимущества, а скорее потому что жалко или дорого убрать.


С другой, понимаешь сегодняшние реалии, которые не идут никак в ногу с логикой и здравым смыслом. В этих суровых реалиях, наверное, как раз стоит ценить, что хотя бы сохранили то, что есть. Те 85 маршрутов, сколько-то километров линий. Смех смехов, но помню, что в середине нулевых я ездил по Бульварному кольцу на своих любимых с детства 15 и 31 маршрутах, и мне порой реально казалось удивительным, что столько времени прошло, а они ещё есть. Уже они полупустые ходили, никто про них уже не знал, а кто знал - не воспринимал всерьёз, и казалось, что в любой момент начнут закрывать маршруты и никто не почешется. По крайней мере в большинстве облцентров и троллейбусные и трамвайные сети с тех лет посокращались существенно (и продолжают сокращаться до сих пор..). А тут, казалось бы, сеть 1991 года в практически неизменном виде - есть повод для радости.


Но увы. Новости из троллейбусного мира тревожные. Парк перестали обновлять с 2013 года. Если среди автобусов старьё уже практически не встретишь (новые низкопольные перделки закупают с завидной регулярностью, только вот ходить лучше маршруты от этого почему-то не становятся), то подвижной состав рогатых - просто беда. Одна из существенных проблем, которую тоже не торопятся решать - крайне низкое число сочленённых машин. Всего их чуть больше сотни на всю Москву из 1600 троллейбусов (а надо, по-хорошему, 600-800 с учётом размеров Москвы).
IMG_5379

Тендеры на закупку нового ПС постоянно отменяются, по ближайшему всего 67 троллейбусов должны прийти только в октябре 2017 года! (при том, что уже сейчас заменить надо около 300 единиц). Ходят постоянно жуткие слухи, что хотят вообще заменить от 500 до 900 машин автобусами, ну и, конечно же, электробусы, которыми бредит наша мэрия. Никто эти электробусы в глаза особо не видел (отдельные опытные образцы есть, но их мало и они очень сырые), но троллейбусы хотят заменять ими уже сейчас. В общем, перспективы совсем безрадужные, действительно уж сохранить бы то, что есть.

А как бы здорово было, всё же увеличить сеть раза в 1,5 хотя бы.. Линии по Можайке, по Люблинке, можно в Бутово, Солнцево, Жулебино, в Новокосино, наконец-таки пустить по существующей линии маршрут.. А там, глядишь, и в подмосковные города бы можно было пускать рогатых. Ну и соединить московскую сеть с химкинской, а то ведь совсем же позор выходит! Две сети совсем рядом, и не имеют пересечения.




UPD. Ну и последние тревожные новости! Садовое кольцо и легендарная "Букашка" в опасности!

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Ну троллейбус на садовом уж точно всегда пустой ходит. Давно пора снести.

Ты когда в него заходил последний раз? Я сколько не пользуюсь, постоянно полный салон.

есть разумная гипотеза, что стремление покупать меньше росс.нефти за рубежом должно подогревать внутреннее потребление (ибо слезть в нефтеиглы - это не при нашей(вашей) жизни), потому электротранспорт будет только сокращаться, а бензиновый - развиваться

Да думаю тут даже не в уменьшении покупок нефти из-за рубежа дело. Действительно при дешёвом топливе и средней электроэнергии выбор в пользу первого будет в любом случае. Ещё есть всякие лобби - тот же Ликсутов владеет долей в холдинге, которому принадлежит ЛиАЗ. А вот долей в "Тролзе" из влиятельных людей, увы, похоже, никто не владеет..

Такое количество картинок в записях... что текст вообще не виден!
Одной бы хватило, колоритной какой-нибудь. И схемы сети :)

А по делу - у нас уже не стагнация, у нас деградация вовсю идёт. Последняя новая советская линия - это начало 1992 года (85-й в Ясенево). Правда, при Лужкове и Собянине по "техническим причинам" появились аж четыре новых линии - в Новокосино с парком, заложенным ещё в начале 90-х, по Верхней Масловке, по Мневникам и ЮЗ-Озёрная. Стагнация была до начала массовых поставок новых типов подсоса - дерьмовых Мегаполисов, т.е. где-то до 2005-2006 гг. А дерьмовым подсосом, турникетизацией и позднелужковской автовседозволенностью началась деградация - как раз все три фактора нашли друг друга в 2006 г. в полной мере.

Вообще, дерьмовый подсос очень скоро прибьёт и другие троллейбусные сети. Более или менее приличные по нашим мерка машины выпускаются/лись (?) в Белоруссии, но их на всех в любом случае не хватит.

Edited at 2016-03-05 19:31 (UTC)

> Такое количество картинок в записях... что текст вообще не виден!

А я сталкивался с тем, что народ вообще без картинок тексты плохо читает :)) Поэтому и вставил немного для красоты. Оказывается, наоборот, перебор.

А что за проблема с подсосом у "Мегаполисов"? Есть ещё ВМЗ, у них тоже всё плохо?

На Садовой троллейбусов даже маловато.
А табличка хромает. Пятый и 25 маршруты ликвидированы, например.

Так у меня они в столбике отменённых и значатся. Смотрите внимательнее.

За трамвайными погромами пойдут и троллейбусные. Россия во всей красе...

Собянин, конечно, тот ещё эффективный менеджер. Ведь в Тюмени, как я понимаю, троллейбус именно при нём грохнули.

Ну там не совсем так. Всё же он был губернатор, а не мэр, такие вопросы не решал. И грохнули уже после него.

6ой бы до Петрозаводской на две остановки продлить - провода же есть, а нам из Ховрино до Ленинградки еХать вообще хорошо было бы...

Тоже недавно думал про такое. Да и саму линию 58 тоже продлить бы, скажем до станции Ховрино.

1. Троллейбусы сильно добиты еще до Собянина тянутыми расписаниями, дохлыми спецчастями и переделками от МТРЗ.
2. Сильно подкосил московский троллейбус еще покупка Мегаполисов в массовых масштабах.

Сейчас у нас от полноценного троллейбуса в городе только немного БКМом и Авангардов. И все. Все спецчасти надо менять, все провода перевешивать, маршрутную сеть перетряхивать, графики правит.

Я, кстати, редкий человек, которого вид "Мегаполиса" не приводит в неистовое бешенство. По мне - ну троллейбус как троллейбус. Не фонтан, но и не такой ужасный. ВМЗ и БКМ приятнее, конечно. Вот "Оптимы" мне реально не нравятся, это реально какие-то уродские машины.

На Садовом помимо Б куча других маршрутов. Их что, тоже тупо под нож?

Спокойно могут. Надо им не дать это сделать.

у нас тоже сокращения - пока по выходным пару марщрутов отменили

Ага, читаю. Какой-то мрак по всей стране идёт. Москва, Челябинск, Краснодар, Благовещенск, Вологда, Волгоград. С ума что-то все посходили...

На некоторых маршрутах (млгу назвать только 25 и 29) троллейбусы заменяют автобусами. Как Вы считаете, это перспективно?

Сдается мне, что все дело в том, что троллейбус - тупиковая ветвь развития транспорта, не получившая особого распространения нигде, кроме бывшего СССР. Что бы не писали про его офигенную экологичность и прочее, что обычно пишут, никуда не деться от его главных недостатков. Троллейбус - это фактически привязанный к проводу автобус, значительно уступающий ему в маневренности, скорости (из-за стрелок и прочих спецчастей), да еще и работающий по принципу утюга: есть ток - поедет, нет - стоит. К тому же более дорогой и сложный в эксплуатации. Да и подвижной состав за последние лет 40 существенно не изменился: в основном это те же ЗИУ-9 и их модификации со слегка измененным дизайном.
В Москве на него просто забили до поры до времени: ходит где-то, особо не мешает, ну и ладно. Новы линии строить никому и в голову не приходит, хоть эти не попилили. Сейчас, видно, руки дошли до "оптимизации".

наполовину согласен

Да, в Москве (как в мегаполисе) троллейбус проблемен. Прежде всего из-за неповоротливости. Тяжело смотреть, когда рогатый с титаническим усилием пытается сделать поворот, не задев припаркованные там и сям авто. Поэтому ИМХО он объективно будет сокращаться.
Но почему никто не говорит про междугородние внутриобластные линии? Почему-то знаменитый крымский маршрут Симферополь--Ялта развития почти не получил. А что бы сделать маршруты типа Москва--Истра или Москва--Электросталь? Чтобы троллейбус шел по прямому шоссе без припаркованных машин? По-моему, это было бы оправданно.

Троллейбус хорошо работает на прямых маршрутах и (внимание, крамола!) там, где сеть не слишком разветвлённая. В таких условиях он может разгоняться и ничем особенно не уступает автобусу.
А попытки запихать троллейбус в каждый переулок приводят к медлительности (из-за постоянных стрелок), неповоротливости и ненависти автомобилистов.
По-хорошему, одиночные троллейбусы вообще не нужны. Это автобусы с рогами. Троллейбусы должны быть двух-трёхсекционные и служить неким аналогом BRT. Тогда это будет эффективный транспорт.

хороший пост! главное - злободневный! вроде понимаешь, что власти стараются вроде сделать как лучше, а получается-то все равно как обычно... парадокс! взять, например, 54 и 66 троллейбусы. это два абсолютно идентичных, практически полностью дублирующих друг друга маршрута! обе конечные одинаковые, идут по одному пути, только под конец в центре расходятся на соседние улицы на 1,5 км: 54-й идет по пресненскому валу, а 66-й - по большой грузинской, но на тишинке опять сходятся. в чем их смысл, честно говоря, непонятно! при этом 95-й маршрут, который более-менее ходил до савеловского, отменили, заверив, что высвободившиеся машины пустят на 79-й... Шиш! интервал 79-го как был 25-30 минут, так и остался! до масловки и башиловки с 1905-го в принципе ни на чем больше не уехать без нескольких пересадок! приходится ждать многострадальный 79-й! а можно ведь, чтобы например 66-й, вместо тишинки (до которой можно, кстати, доехать не только на 54-м, но и на 116 автобусе, например. а еще можно от краснопресненской продлить 35-й троллейбус, сделать так, как он раньше ходил по большой грузинской) пустить его до савеловского или до рижского. там даже ничего прокладывать не надо - все есть!

кстати, что касается гибридов - так называемых электробусов, в риге они уже давно и успешно функционируют на нескольких маршрутах!

  • 1