?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Как управляют дорожным движением
griphon
На днях довелось побывать в ситуационном центре центра организации дорожного движения (ЦОДД). То самое место, где следят, изучают и управляют транспортными потоками в большом городе.


ЦОДД на самом деле сушествует уже очень давно, с 1999 года. Но до недавнего времени вообще про него мало чего было слышно. Как-то на слуху он появился после собянинских транспортных реформ, особенно когда парконы с его логотипом стали массово рассекать по городским улицам.

А по сути весь ситуационный центр умещается вот в этом небольшом зале.


Здесь сидит несколько десятков инженеров, диспетчеров и других сотрудников, которые отслеживают транспортную ситуацию в городе.


Если где видят пробки, затыки, ДТП, должны это как-то удалённо разруливать.


Информация о загруженности дорог в ЦОДД поступает с огромного числа датчиков, установленных по городу. Датчики эти дают куда более полную информацию, чем предоставляют яндекс-пробки. Здесь и средняя скорость машин, и общее их количество. В общем нижеприведённая карта скажет о реальных пробках куда больше, чем яндекс (который ошибается довольно часто).


А вот это карта собственно датчиков. Большинство из них тепловые, совсем незаметные.



Впрочем, как можно управлять потоками удалённо? Фактически единственное, что есть у ЦОДДа - это светофоры. Расставляя разные фазы, создавая зелёные-красные волны, можно существенно повлиять на количество въезжаемых машин в ту или иную часть города. Поэтому если, например, где-то ДТП, или затык, то логично перед этим местом сделать фазы у светофоров побольше, чтобы меньше машин в это место приезжало, и ситуация бы не усугублялась.


Светофоры управляются вот таким приложением. Есть специальный модуль, позволяющий настраивать "волны". Т.е. таким образом, что если едешь 60 км/ч, то как раз попадаешь везде на зелёные фазы. А если гонишь под 80, то все равно придётся стоять на красном.


"А как учитываются потоки пешеходов? Вот, например, на Трубной ужасные фазы, по 120-140 секунд. И они так устроены, что перейти площадь за один цикл светофора невозможно". Да, после ЦОДДовских "оптимизаций" через некоторые переходы стало вообще невозможно ходить. Когда, извините меня, через двухполосную улочку фаза 120 секунд, это ни в какие ворота не лезет. И я таких примеров знаю немало. А потом они начинают под видом заботы о жителях строить подземные и надземные переходы..


Впрочем, сотрудник ЦОДДа обещал учесть пешеходные потоки в светофорных фазах и призвал жаловаться на подобные случаи на их горячую линию.


Кстати, меня как-то приглашали работать в контору, которая пишет вот эту интеллектуальную транспортную систему для ЦОДДа. Если бы всё сложилось, то работал бы с ними тесно, и знал бы куда больше. Но не сложилось, слишком уж жёсткие там условия, график с 9 до 6, ну и на тот момент работа в принципе была. Но так то отдельные моменты этой системы я уже до этого видел.


И ещё, систему эту они не сами пишут, а купили у испанцев. Это ещё одна из причин почему я туда не пошёл: вместо самостоятельной разработки, пришлось бы заниматься в основном скучной наладочной и настроечной работой. Один бы плюс был - пришлось бы общаться с испанцами, ну хоть бы язык подкачал :)


Помимо управления потоками, ЦОДД ещё менеджерит платную парковку. Конечно вопросов по ней полно, но к ним их неуместно организовать. Они только следят, чтобы все правильно парковались. С общественным транспортом ЦОДД, как оказалось, практически не работает (хотя мне казалось обратным). Они, конечно, взаимодействуют с "Мосгортрансом", как и со всеми имеющими отношение к транспорту службами. Но оперативного реагирования, типа того, чтобы в случае ДТП направить трамваи по другому маршруту, нет. Ну надеюсь, будет в будущем.


Все приходящие данные обрабатываются, анализируются, а потом используются по разным назначениям. Для планирования развития УДС, например. Хотя судя по тому, как криво и убого развивается в Москве УДС, как строятся ненужные развязки, используют эти данные явно непрофессионально. Но это уже вопрос не к ЦОДДу, а к проектировщикам и стройкомплексу.


Экран на всю стену, пожалуй, самое интересное в помещении ситуационного центра. На него сотрудники выводят изображения с разных камер города, чтобы по ним отслеживать оперативно обстановку. Большую часть времени я пытался угадать, где что находится. Вот, например, верхнюю правую картинку так и не получилось - Чертановская это что ли?


Во внутреннем дворике ситуационного центра стоят тестирующиеся светофоры. На них отлаживают все модели взаимодействия, разные циклы. Чтобы потом это оттестировать на реальных светофорах.


Скажу честно. От всего увиденного сперва осталось довольно странное ощущение. Вроде чего-то делают люди, считают, исследуют, но так и непонятно что. Какие-то пространные рассуждения об оптимизации трафика, транспортные модели, распределения загруженности и т.д., которые только больше запутывают. Показалось, что занимаются они какой-то ерундой, что центр этот создан для очередного освоения бюджета.


Но надо смотреть всегда по делам. А объективно говоря, дорожная обстановка за последние годы, как ни странно, действительно улучшилась. Пробки, конечно, как были, так и остались. Но капитальных затыков, когда всё намертво стоит, которые раньше были стабильными ежедневными, последнее время я почти не встречаю. Бывают ещё, но очень редко. Медленно, но всё едет. Даже по яндексу можно смотреть, что часто и в вечерний час пик мы видим 3-5 баллов вместо 7-8 бывших 5 лет назад.
Много на это повлияло: и платная упорядоченная парковка (ведь раньше могло всё встать просто из-за того, что кто-то свои тарантайки вблизи перекрёстка покидал), и регулирование фаз светофоров, ну и другие малоочевидные мелочи. Но очевидно, что САМО ничего так не улучшается, а значит ЦОДД не зря существует и делает свою работу.


- А какая конечная цель вообще всех этих мероприятий, цель всей работы ЦОДДа? Повысить общую скорость потока, уменьшить число пробок или что-то ещё? - задал я вопрос. Ведь когда ты что-то делаешь, должна быть в конечном итоге какая-то чёткая сформулированная цель, для которой и должны ставиться задачи. И "уменьшение пробок" сюда не подойдёт - очень уж расплывчатая формулировка.
- Основная цель максимально эффективное использование дорожного пространства. Чтобы не было перекосов "тут густо, там пусто", ответил сотрудник центра Иван.
В целом, более чем логичная постановка задачи. Действительно же значительное число пробок бывает не столько из-за обилия машин, сколько из-за кривой организации движения, из-за хаотичной парковки, из-за неадекватного поведения его участников, например, заезда на забитые перекрёстки. И вот в принципе ЦОДД и нужен, чтобы такие моменты разруливать.


Впрочем, это не отменяет вышеописанных претензий к светофорным фазам для пешеходов и остальному. Надеюсь, что в ЦОДДе перестанут делать пешеходоненавистнические циклы.

Очередной раз спасибо сообществу mosblog, которое поучаствовало в организации экскурсии.

Часть фото взята у starina_chuk отсюда. Хороший отчёт про тоже самое, куда более информативный, чем мой :)

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Да ладно, нормальный у тебя отчет, не прибедняйся! :) Понравилось, что некоторые сложные вещи очень просто объяснены.

Ну, не знаю. Только вчерашний опыт. Время - примерно 17.15.
Пришла на остановку, ехать 5 остановки. Стояла минут 5-7, пришла маршрутка, проехала полторы остановки из трех, встали в пробку. Немного посидела, потом вылезла, пошла пешком.
Так вот, я обогнала не только свою маршрутку, я обогнала автобус, которого не видела даже издалека, подходя к остановке. А когда я дошла до перекрестка, автобус еще был довольно далеко от светофора.
Я не автомобилист, и возможно, это не такая уж и выдающаяся пробка по сравнению с тем, что было, но навскидку на проезд светофора уходит не меньше 15-20 минут

>>слишком уж жёсткие там условия, график с 9 до 6

И не говори - звери!:)

Никогда полную неделю так не работал. Не представляю даже как это :)

8 - это еще хорошо, у меня был период, когда я по 9-10 часов в день работал:)

Это нарушение КЗОТа же :) Я готов работать и больше (кстати, и в этой конторе пришлось бы куда дольше 6 сидеть), если соответствующе платят, но отсиживание определённых часов, штрафы за опоздания и невозможность в течение дня выйти по своим делам на несколько часов для меня вообще неприемлема.

кофточки у них прикольные

не стоит фоткать экран рабочих станций, там много служебной информации
https://transinfo.apluss.ru/stat.html?&selector=trafficAccidentsStat&ti=86400&range=month&to=2016-02-13T00:00&from=2016-01-13T00:00

передай ребятам из ЦОДД пускай авторизацию включат.

Ну как бы эти экраны они нам сами показывали. Так что всё норм.
А что за ссылка? Не работает. С ребятами из ЦОДД у меня нет контактов :)

ну значит сами виноваты )
там статистика по ДТП и итд
https://transinfo.apluss.ru/stat.html

Ну значит это не такая секретная информация. С ней то все равно ничего особо не сделаешь.

А нет, заработала. Забавно :)

Да, ЦОДД наглядно подтверждает, что техника в руках дебилов - груда металла.
Эти умельцы действительно настраивают циклы светофоров так, что я теперь принципиально под красный перехожу - зелёного дождаться нереально.
Из их свежих "достижений" - новоустановленный пешеходный светофор через дублёр чётной Люблинской возле метро "Марьино". Локальный проезд с невысокой интенсивностью движения и толпами пешеходов. Цикл: 45 секунд машинам - 13 пешеходам. Эти "инженеры" и "аналитики" с головой не дружат от слова совсем.
Ну и как пробки "рассосались", я ежедневно имею удовольствие наблюдать. Тут ведь, Георг, неважно, как проголосуют -- важно, как посчитают: то, что Яндекс раньше называл 10 баллами, теперь политкорректно именуется 6-7. Вот так они и "уменьшаются".

Центра создали от того, что гайцы отказались заниматься регулировкой движения. Главный гаец где-то пять лет назад официально заявил, что его ведомству интересно только выявление и наказание нарушителей ПДД, а прочая деятельность для них является побочной и сосредотачиваться на ней они не намерены.
Вот тогда и создали эту шарагу. ну а дальше стали выяснять, что специалистов-регулировщиков потока автомашин не бывает, пот ому что у нас их никто никогда и не думал готовить, а на западах условия не соответствуют нашеиу бардаку, да и жаба душит платить энную сумму в валюте не пойми кому не пойми за что. Дальше - больше: при попытке определить, а всё-таки, "за что", оказалось, что и на этот вопрос ответа никто не знает. То есть, понятно, что хотелось бы, чтобы все везде быстро уезжали и не толпились, но постановку транспортной задачи выполнить тоже некому. В итоге набрали половину блатных, половину с улицы и посадили их заниматься имитацией бурной деятельности, да и бабла на попил дали хорошо. Кто там хоть чуть-чуть с мозгами и интересом, тот попытался въехать в курс дела и хоть что-то улучшить методом проб и ошибок. Что-то получилось, что-то нет, но на выходе это самый минимум. Как правильно заметил оратор выше, основной результат наступил после того, как яндекс принял новые критерии отценки пробок, и то, что раньше было 10 баллов, теперь тянет на 7 - 8. Некоторое улучшение дал кризис: часть народа, потеряв работу или безнес, вынуждено было отъехать обратно в свои родные ебеня, либо и вовсе свалить из страны. Некоторое - платные парковки: кататься на своей тачке на работу стало очень дорого. Поэтому, кто-то пересел на метро, бросая тачку на окраине, кто-то вывел свою шарагу из центра, кто-то перешел на другую работу возле дома (хотя с этим ахтунг).

... они планируют и управляют расстановкой знаков на улицах. Такого вопиющего незнания ПДД раньше я никогда не видел (в порядке вещей поставить в пределах 50 метров противоречащие друг другу знаки).
... вопреки обещаниям не реагируют на "обращения граждан", в т.ч. и касательно (см. выше) бездарно (временами - опасно) установленных знаков.
Я бы назвал сиё заведение как Центр Некомпетенции в ДД.

Вот так, прокоммэнтовау :)

  • 1