1. Узкоколейная линия «Шиси – Багоу», распоженная примерно в 50 км к югу от Чэнду, одна из последних узкоколеек Китая. Длина всей линии 29 км, соединяет она посёлок Шиси с шахтёрским городком Багоу, куда не проведено автомобильной дороги.
2. Узкоколейка эта – явление уникальное. Несмотря на то, что массовый туризм проник и сюда, что рядом с начальной станцией есть туристический центр, кафе и всяческие указатели, что каждый день ходит туристический поезд, линия ни разу не утратила своей атмосферности.
3. Раньше поездов было много: 5-6 в день. Сейчас осталось два пассажирских поезда и один туристический. Впрочем, к пассажирским поездам также цепляют вагоны для туристов. Возят все поезда исключительно паровозы! Никаких тепловозов тут нет.
4. Итак, как попасть на узкоколейку? Вам нужно доехать из Чэнду до городка Цянвей (Qianwei). Из Цянвея в Шиси уже ходят местные автобусы.
5. Схема линии:
6. На автобусе можно доехать как до первой станции Шиси, так и до второй Юэцзин (Yuejin). Пассажирские поезда отходят от Шиси, а туристический – от Юэцзина. Именно поэтому несообразительных туристов кондукторы в автобусах отсылают именно туда. Мы как раз не сообразили, что можно выйти в Шиси, и нас увезли до этого Юэцзина. Ну ничего страшного, это даже лучше: посмотрим ещё и Юэцзин, а в Шиси заедем на обратном пути.
Пассажирские поезда отходят в 6.45 и 16.45 из Шиси. В будни есть ещё поезд в 12.45. В пути в одну сторону 1 час 15 минут. Туристический дорогой поезд отходит из Юэцзина в 10.30, и ещё по выходным бывает второй рейс в 13.00.
Подробное расписание поезда можно найти здесь. Там же вы обнаружите подробный маршрут добирания.
7. С 1 августа 2015 года резко возросла стоимость проезда. Теперь за проезд каждой станции необходимо платить 5 юаней. Всего станций семь, так что если вы хотите проехать всю УЖД, то придётся вам выложить 35 юаней (и столько же назад).
8. А ещё совсем недавно стоимость была 1 юань за станцию. Дороже ехать было только в туристическом вагоне, а теперь разницы нет. Теперь по такой цене могут ездить только жители с местной пропиской. Мы пытались тщетно сойти за местных жителей (т.к. я полагал, что всё же проезд в вагоне для местных должен быть дёшев для всех). Но платить по 5 юаней за станцию должны и китайцы, не проживающие в Цянвэйском районе. Ну ладно, поддержим своими юанями такую уникальную УЖД.
9. Приехали в Юэцзин, ждём поезд.
10. Тут много чего оформлено в честь паровозов.
11. В городке есть пролетарские многоэтажки.
12. И угольная ТЭЦ.
13. Уголь возят сюда как раз по УЖД.
14. Причём участок от Шиси до Юэцзина электрифицирован, и тут курсируют электровозы!
15. Вот и наш поезд.
16. Вагон оказывается настоящей скотовозкой :)
17. Ну в самом деле. Никаких сидений, кроме маленькой лавочки. Окон нет - только проёмы. Всё из грубого железа без какой-либо обивки.
18. Последний вагончик совсем короткий.
19. После непродолжительных препирательств с проводницей, в ходе которой и выяснилось коварство новой тарифной системы, мы стали наслаждаться видами.
20. Станция Мифенцзян. Тут поезд меняет направление.
21. Вокруг тропическая природа, джунгли..
22.
23. Дорога проходит через множество тоннелей.
24. Местами встречаются рисовые посадки.
25. Проводница нас пыталась отправить в туристический вагон, но нет! В теплушке с местными крестьянами куда прикольнее.
26. А вот и машинисты. Славные труженники паровоза!
28. Станция Сианьренцзян. Тут есть даже минимагазинчик.
29. Ещё одна станция Цзяоба.
30. Всю линию поезд проезжает где-то за час. Конечная станция Хуанкун. Тут раньше была шахта.
31. Мы же решили не ехать назад, а остаться тут, а вернуться на утреннем поезде. Такое приятное место, ну тут и найти место для палатки должно быть поставить проще, чем в Шиси.
32. Паровоз с машинистом развернулся и укатил вместе с вагонами назад в цивилизацию, оставив нас в девственной провинциальной тишине.
33. Даже помойки тут в форме паровозиков.
34. Просто удивительно здесь оказаться сразу после урбанизированного шумного Чэнду с небоскрёбами и хайвэями. Какой же Китай всё-таки разный.
35. Характерная для тропических широт дымка. Тут она практически постоянно.
36. Решили, что логично прогуляться пару станций назад, тем самым, посмотрев их и сэкономив десятку на обратный путь.
37.
38. Впрочем, прогуляться по джунглям вдоль тихих рельс уже само по себе ни с чем несравнимое удовольствие.
39. Местные крестьяне тоже вовсю это удовольствие получают. Хотя для них это обыденность.
40. Ближе к Багоу встречается индустриальная архитектура начала XX века. Вот ведь как здорово, не успели сюда дотянуться лапы Культурной революции.
41. Кирпичные покрытые копотью времени жилые многоквартирные домики. Такая редкость встретить что-то старое в Китае..
42. Вход в жилой дом прямо у рельс
43. Исследовали домик изнутри.
44.
45.
46. Вот и станция Багоу. Самый крупный посёлок на линии.
47. Сам Багоу уже разглядеть в светлое время не удалось, как раз сгустились сумерки. Но интересных построек здесь много.
48. Найдя в Багоу харчевню и поужинав в ней, мы пошли дальше искать место для палатки. Тем временем стемнело, и джунгли стали шуметь тысячей голосов птиц и кузнечиков. Засыпать под них в палатке – настоящее счастье!
49. Утром продолжили путь к следующей станции.
50. Рассвет в джунглях.
51. Расстояние между ними небольшое – 1,5-2 км, так что всегда можно успеть к поезду.
52. Железка проходит несколько туннелей.
53. Окрестные джунгли полны бамбука.
54. Утром крестьяне ещё более активны, чем вечером.
55. Очень популярны в китайской глубинке вот такие плетённые корзины
56. Встретилась тётенька, которая несла в такой корзине живую утку!
57. Другая в коробке курей носит.
58. Прямо вдоль УЖД попадаются жилые дома и фермы.
59. Ближе к станции Цзяоба встретилось инженерное сооружение, построенное, судя по всему, где-то тоже в 20-30-х годах. Предназначение мне не очень понятно: возможно водонапорная башня, а возможно цех для погрузки руды.
60. Тут же висит и светофор.
61.
62. Это место популярно для фотографирования тут паровоза. Не преминул воспользоваться возможностью сделать тут фото и я.
63. Мы же дошли до Цзяобы, куда скоро подъехал и поезд. Но пока он едет только туда, есть возможность ещё потусить тут, пофотографировать аборигенов.
64. Аборигены скопились на станции в ожидании поезда в цивилизацию.
65.
66.
67.
68. И вот, поезд вернулся, началась посадка!
69. В отличие от вчерашнего дня, утренний рейс узкоколейки был битком. И на каждой следующей станции народу только прибывало. Станция Цайзиба.
70. Мы снова попытались заплатить цену для местных (подумая, что а вдруг нас развели просто вчера), благо тут были другие кондуктора. Но с помощью электронных переводчиков они и донесли до нас мысль, что «местными» являются теперь только жители этого района.
71. Проводницы опять нас засылали в туристический вагон. Впрочем в этот раз простой вагон забился так, как его забиваются в такое же время его коллеги на Выхино. Посему на очередной станции мы не стали с ними спорить, и последовали их рекомендации.
72. Туристический вагон оказался не таким уж и гламурным, как мне представлялось. Такой же потёртый, грязноватый, но просто есть сидения со столиками.
73. Те туристы, что в нём были – все были китайцы (как известно, в Китае до 95-98% всех туристов – местные).
74. В принципе, пересадить нас сюда было правильным решением. Потому что в том вагоне со своими рюкзаками мы были явно не к месту. А поскольку местные не могут в тур.вагоне ехать, то это логичнее с точки зрения рационального использования пространства. Ещё в туристическом вагоне можно делать кадры назад. Но только до станции, где происходит смена направления.
75.
76. Цветочки
77. А крестьян, тем временем, прибывало всё больше и больше.
78. Шибансийское Выхино
79. Хороши б мы были, останься в том вагоне.
80. Крестьян было так там много, что свои корзинки они складывали к нам в туристический вагон.
81. Станция Юэфанфань. Следующая - уже цивилизация.
82. Наконец, приезжаем в Юэцзин. Здесь значительная часть пассажиров сходит.
83.
84. Осталось проехать не проеханный участок Юэцзин – Шиси. Всякое сельское хозяйство тут.
85. Вот она конечная станция Шиси.
86. Тут большинство путей электрифицированы. Напомню, что электрификация на линии только 4 км до Юэцзина.
87. Здесь расположены депо, сортировочная станция.
88. Покидаем не без грусти поезд. Пожалуй, это была первая встреча с таким настоящим провинциальным немодернизированным Китаем. Без небоскрёбов, хайвеев, скоростных поездов, толп туристов.
Посты от Саши Малянова (malianov): один, два. Очень помогли мне соориентироваться в плане добирания и организации поездки. Спасибо Ане (selavi_lu) за хорошую компанию.
89. А вы, если вам понравилось, лучше поспешите посетить это уникальное местечко! Кто знает, сколько оно ещё будет существовать в стремительно развивающемся Китае.
Journal information