?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Практические советы для путешествий по Китаю.
griphon
Людей, никогда не бывавших в Китае, но собирающихся туда поехать, поначалу несколько пугает чуждость этой страны во всём – начиная от непонятной еды, кончая непонятными иероглифами. Однако ж не всё так страшно, как может показаться. При определённой подготовке и навыках никаких проблем при путешествии по Китаю возникать не будет, а поездка будет приносить лишь удовольствие.




Язык.
Китайский язык считается одним из самых сложных в мире. Имеющуюся непростую грамматику усложняет ещё письменность на иероглифах, а также тоновое произношение слова. Одна и та же гласная, произнесённая с разной интонацией, может давать совершенно разные слова. Соответственно, даже выучив правильно транскрипцию, вы с большой долей вероятности будете произносить слово неправильно, и китайцы вас не поймут.


Более того, в разных районах Китая используются разные его диалекты. Порой различающиеся настолько, что китайцы из разных частей Китая вообще друг друга не понимают. Особо отличаются диалекты в Шанхае, Даляни, Сучжоу. Тем не менее, официальную версию языка – «мандарин» учат во всех школах, и более-менее образованные китайцы всяко понимают мандарин.


На юге страны (район Гуанчжоу), в Гонконге и Макао говорят на кантонском диалекте. Впрочем, термин «диалект», тут вряд ли подойдёт – фактически это полноценный язык. Отличий у кантонского и мандарина больше, чем у русского и латышского. Они даже на слух существенно различаются. Кантоноязычных китайцев «мандринцы» не понимают вообще. Впрочем, поскольку мандарин является официальным языком КНР, его вынуждены как-то учить даже и в Гонконге с Макао.


Иероглифы. Тысячи их. Даже сами китайцы знают их далеко не все. Полезно запомнить несколько базовых необходимых иероглифов, такие как «Гостиница», «Вокзал», «Туалет», так же иероглифы, обозначающие разные виды еды.


Существует две системы иероглифов: традиционная и упрощённая. В традиционной иероглифы намного сложнее, палочек и прочих элементов в них больше, выучить их вообще очень сложно. Поэтому в 50-е годы правительство Китая решило упростить грамматику, дабы сделать её более доступной для широких слоёв населения. В связи с чем, многие иероглифы стали иметь намного меньше закорючек.


Традиционная система используется в Гонконге, Макао и на Тайване, упрощённая – в КНР. Обе системы одинаково применимы ко всем диалектам: на письме одни и те же иероглифы значат одно и тоже и в мандарине, и в кантонском. А вот читаются они по-разному.


Для облегчения жизни иностранцам существует так называемая система «пиньинь» - запись китайских слов на латинице. Одно время даже существовали планы перевести китайский язык на этот пиньинь, но этого не случилось. На пиньине часто дублируются названия населённых пунктов на дорожных указателях (но не везде – в тибетских районах и Уйгурии дублирование происходит на местные языки, письменность которых тоже скорее всего вам будет непонятна), а также в ещё в некоторых местах. Расписания поездов на табло на пиньинь не дублируются! Правила чтения пиньиня полезно выучить, они как раз не сложные.


Английский язык знает всё больше и больше китайцев. Однако подавляющее их большинство им не владеет. На великий могучий надеяться ещё меньше смысла: за два месяца мне встретился только один китаец (и ещё два уйгура), говоривший по-русски.


Если у вас есть смартфон с андроидом, вы можете скачать себе всякие полезные приложения.

Гугл-переводчик. Позволяет скачать на телефон несколько словарей и можно переводить на китайский без соединения с интернетом. Лучше переводить с английского, т.к. перевод с русского осуществляется через тот же английский и часто выходит полная абракадабра.

Pleco. Полезная программка специально для путешествий по Китаю. Существует две версии: платная и бесплатная. Бесплатная позволяет распознавать нарисованные от руки иероглифы, а также написанные на пиньине. Платная ещё круче: если у вас телефон с камерой, вы можете навести его на какую-либо надпись, он её отсканирует и распознает.


Надо сказать, что опыт мой пользования сей прогой привёл к выводам, что сам я не умею так правильно рисовать иероглифы, чтобы он их мог правильно распознать. Вроде визуально похож, но в большинстве случаев прога предлагает совершенно не те иероглифы, что я рисовал. А вот у китайцев очень хорошо получается рисовать, у них в этом плане рука набита. Поэтому прога полезна для обратного взаимодействия: вы им пишете что-то на гуглопереводчике, потом открываете Pleco, они вам, как Шарик, рисуют ответ :) Вот так языковой барьер преодолён.


Что касается распознавания сфотографированных надписей – тут тоже далеко не всё гладко. Распознаются надписи, сделанные только на гладкой поверхности на однотонном фоне. Если надпись имеет свойство как-то загругляться, на поверхности помимо иерогифов какие-то ещё неоднородности, или фото сделано не под углом 90º, то скорее всего Pleco распознает их неправильно.


Если же у вас смартфона нет, вам остаётся делать бумажные таблички, как их делают все автостопщики уже не один десяток лет. Впрочем, таблички полезно иметь в любом случае: телефон может разрядиться, а гугло-переводчик перестать работать (у меня пару раз было, что закачанные словари с флэшки пропадали). Полезный набор табличек можно скачать здесь.


Перемещение. Китай – страна, где можно удобно и быстро перемещаться любыми видами транспорта.


Самолёт. Тут ничего особенного не скажешь. Аэропортами снабжены все центры провинций и множество городов поменьше. Практически между любыми двумя крупными городами существуют прямые рейсы. В остальном всё стандартно: тарифы, распродажи и т.д. Я самолётами ни разу не пользовался в путешествии.


Поезда. Пожалуй, самый популярный и самый массовый вид перемещения. Пассажирская железнодорожная сеть Китая, пожалуй, уже самая крупная в мире, и продолжает расти. Поездов очень много в любом направлении. Практически между любыми двумя центрами провинций будет существовать прямой поезд, а скорее всего и не один.


Классификация вагонов схожа с российской: тут есть общие (сидячие), плацкартные и купейные вагоны. Также всё больше и больше становится скоростных поездов, развивающих скорость от 200 до 300 км/ч.
Вы можете всегда посмотреть наличие поездов, цен и свободных мест на них на странице www.travelchinaguide.com\china-trains\ . Там всегда самая актуальная информация. Я почти всегда смотрю сначала расписание и цены там, выбираю нужный поезд, а затем уже с имеющимся номером поезда иду в кассу.


Автобусы. Автобусный транспорт в Китае развит куда хуже железнодорожного. А цены на автобусы просто космические: 0,5 юаня за километр. Автобусы распространены в основном там, где нет железной дороги (а таких мест становится всё меньше и меньше). При этом, в отдельных случаях автобусным сообщением города могут быть не соединены даже со столицей провинции, если она расположена очень далеко (Так, например, город Литан на западе Сычуани не имеет связи с Чэнду, т.к. расстояние очень большое. Необходимо ехать с пересадкой).


Зато много автобусов тут с лежачими местами. Как-то раньше таких автобусов я нигде не видел.


Автостоп. Несмотря на кажущиеся сложности, автостоп в Китае вполне быстр и удобен. По китайским автобанам можно перемещаться со скоростью до 800-1000 км в день. С каждым годом число дальних легковых машин растёт и растёт, в связи с чем можно даже не ограничиваться ездой на фурах.


Существует два типа дорог:
- Обычные национальные дороги. Связывают между собой центры провинций и райцентры.
- Автострады. Полноценные скоростные дороги, имеющие минимум по две полосы в каждую сторону, с пересечениями с другими дорогами на разных уровнях. Все автобаны платные. Голосовать удобнее всего сразу пункта оплаты (если там начинается автобан), или на каких-нибудь съездах-заездах, где есть место остановиться. Запрет на автостоп на автобаны если и есть, то он никак не выполняется, о имевшихся проблемах с полицией я и сам не сталкивался, и ни разу не слышал.
Автобанов становится с каждым годом всё больше и больше. Проложены они уже часто не только между крупными городами, но и между райцентрами и центрами провинций. Так, например, в Уйгурии автобан начинается сразу от границы с Казахстаном и идёт через всю провинцию. Хороших современных машин на дорогах с каждым годом также становится всё больше. Большую часть пути вы будете ехать на быстрых дорогих легковушках.


Тем не менее, имеются некоторые сложности. А именно:
- Сложный выезд из города. Как уже не раз упоминал, китайские мегаполисы – огромны. Порой выбираться из них приходится несколько часов.


- Китайский менталитет, плохо воспринимающий всё, не вписывающееся в существующие нормы. Голосующий на автобане иностранец в эти нормы никак не может вписаться, а значит с ним что-то не так, надо помочь. Очень часто у не знающих языка новичков китайский автостоп заканчивается привозом на ж.д. вокзал какого-нибудь города (был такой опыт и у меня)


Поэтому чтобы быстро ехать автостопом и ехать туда, куда надо, нужно следующее.
- Сделайте табличку, обозначающую вашу сущность. В ней должно быть написано по-китайски, что вы путешествуете на попутных машинах, что у вас нет проблем, и что вы едете в город N, но вам необязательно, чтобы вас везли прямо туда. Этим вы сразу отсечёте и потенциальных таксистов, которые также попадаются на трассе, и желающих вас спасти из трудной ситуации.
При посадке проследите, чтобы водитель прочитал текст полностью, особенно если есть основания полагать, что вам остановился таксист. Или если, например, вы застопили автобус, но есть основания полагать, что он вас готов подвезти бесплатно (было у нас и такое).



- Запомните иероглифы, обозначающие пункт вашего назначения, и следите за ним по указателям. Если водитель начинает внепланово съезжать с автобана, лучше всего просить его сразу остановить и выйти. Это важно, а то потом потеряете кучу времени на повторное выбирание.


Впрочем, тут не всегда угадаешь что да как. Иногда водитель съезжает, чтобы заправиться вне автобана на дешёвой заправке. Иногда – чтобы заехать за какими-нибудь друзьями (и то и другое было в моей практике), а иногда может хочет доехать по бесплатной дороге. Обычно водитель говорит куда он едет (всегда лучше его об этом спросить специально заготовленной табличкой, или переводчиком в телефоне), но если подобная внештатная ситуация возникла, постарайтесь понять, собирается ли он ехать дальше по автобану, или приехал куда ему надо.
- При выезде из города на автобан лучше всего посмотреть гугло-карту (или MAPS.ME) и найти место, где будет на него заезд. Автобаны часто проложены на эстакадах, и если вы приедете в место, где заезда нет, то никак на него не заберётесь.


Останавливаемость машин очень высокая, особенно на локальных трассах и в горных районах. Тут обычно уехать можно в течение 5-10 минут. На автобанах ждать приходится немного подольше, зато здесь легко поймать далёкую машину на 300-500 и больше километров.


Стоит также учесть, что китайцы – не большие любители быстрой езды. Даже по автобану они едут обычно 100-110, а иногда вообще 80-90. В тоннелях по правилам вообще нельзя ехать больше 60, поэтому все тут тормозят. Кажется вообще нелепым – как так вообще можно плестить с 60 км/ч по автобану?? Но что есть, то есть, зато тут очень редко случаются аварии. В связи с этим, и с вышеописанным, автостоп тут выходит не сильно быстрее, чем в той же России. Так вот обилие автобанов компенсируется сложностью выбирания на них. Быстрая подбираемость и далёкие машины компенсируются не очень высокой скоростью даже на автобанах.


Связь. Одно из самых проблемных явлений в Китае. Ситуация была ещё несколько лет назад намного лучше, но сейчас проблемы имеются на всех фронтах.

Мобильная связь.
Купить симку в Китае – дело непростое. Во-первых, цена. Стоят новые сим-карты от 50 до 200 юаней (500-1000 р.). Если вы в Китае ненадолго, то не факт, что столько проговорите. Кроме того, симка, купленная в одном регионе, в других будет в роуминге и съедаться бабло будет просто-таки нещадно.


Кроме того, пополнение. Честно говоря, с этим вопросом я до конца не разобрался. От кого то слышал, что пополнять надо на сумму от 50 юаней, не меньше. Непонятно где это можно осуществить. Но проще всего попросить какого-нибудь знакомого китайца, который переведёт вам деньги со своего телефона, а вы ему отдадите наличкой. У меня, правда, таким образом один раз деньги так и не пришли. При отсутствии денег на симке карта блокируется и не может принимать звонки и смс, что очень неудобно.

Самая же большая проблема, что иностранец теперь не может в принципе купить сим-карту. Оформляется она на китайское удостоверение личности, которого у вас, если вы с краткосрочным визитом в Китае, быть не может. Единственный вариант – попросить какого-нибудь знакомого китайца оформить сим-карту на себя. По идее также могут быть конторы, которые продадут вам сим-карту без китайского айди, но мне такие не попадались.
Однако вы можете всегда попросить кого-нибудь из окружающих позвонить вашему знакомому. Китайцы отзывчивы, всегда в этом вопросе помогут.


Интернет. С интернетом в Китае всё очень плохо. В большинстве случаев он медленный и доступ к многим сайтам в нём заблокирован. Явление уже прозвали «Великий китайский файерволл» за его масштабность. По всему Китаю закрыт доступ к гуглу, рылокниге, твиттеру, ютубу. Если у вас почта на гмэйле, забудьте про неё на время путешествия по КНР, или читайте дальше, как обходить. Местами также отсутствует доступ к контакту, жж, мэйл.ру, рутрэкеру, яндексу. Но это далеко не везде – где-то вышеперечисленные ресурсы грузятся, где-то нет. Причём набор доступных сайтов в каждом месте разный: где-то не работает только контакт, где-то – только жж, где-то всё работает. Порой отсутствует доступ вообще к совершенно безобидным ресурсам типа сайта Сбербанка или РЖД.


Как обходить? Тут китайцы тоже оказались не дураками, и большинство средств обхода они тоже сумели заблокировать. Так, например, браузер Tor, хорошо работающий в Казахстане, и обходящий там блокировки, в Китае не действует. Всякие соответствующие плагины для «Мозиллы» или «Гугл-хрома» так же бессильны.

Анонимайзеры. Существует немало сайтов, созданных преимущественно для доступа к соцсетям из офисов. По сути вы заходите на них, а они уже заходят на нужный вам сайт и передают весь контент через себя. Тут тоже засада, большинство международных анонимайзеров вычислено китайским правительством, и также отправлено в бан. Но наши, как правило, действуют, хотя бывают проблемы с залогиниванием в соцсетях и навигацией в них же. Я, например, постоянно пользовался www.anonim.pro. Не без глюков, но нужные страницы более-менее нормально грузит.

Приложение Psiphon. Оно доступно только для Андроида. Я скачивал что-то, позиционировавшее себя как Псифон для Windows, но оно только мне сбило все настройки и нифига не заработало. А для Андроида вы можете скачать сие приложение и горя не знать. Включаете, и оно весь трафик через себя прогоняет, а вы можете смотреть что угодно. Есть ещё так называемые каналы VPN. Но я так и не разобрался, как это работает. Обычно они платные.

Где искать интернет?

В гостиницах и на вписках почти всегда есть вай-фай. Вне их доступный вай-фай найти сложнее. В макдоналдсах и прочих KFC он есть, но нужен телефон для авторизации (иностранные номера тут не прокатывают). Иногда можно авторизоваться по приложению Wechat (оно ниже), но не всегда. Как вариант – можно заходить в дорогие гламурные отели и сидеть в холле. В большинстве случаев там бывает открытый интернет, не требующий какой-либо авторизации. Сидите с важным видом, поскольку у вас европейская внешность, персоналу не придёт в голову вас изгонять из холла отеля.


Готовьтесь к тому, что интернет будет скорее всего очень-очень медленный. Чтобы загрузить фотографии, уменьшите их сначала на компьютере, иначе вы никогда не дождётесь их загрузки.

Интернет-кафе, бывшие раньше удобным подспорьем путешественнику, сейчас также доступны только по китайскому айди. Т.е. для нас иностранцев их как бы и не существует.. А ведь в далёком 2009 году я нормально заходил и сидел в них часами, как же успели гайки закрутить.


Приложение Wechat. Если вы собираетесь много где жить на вписках и вообще контактировать с китайцами, очень советую вам поставить эту программу на телефон. У китайцев это практически основная соцсеть. Когда они оставляют вам контакты, то могут не дать номер телефона, но вечат всегда дадут. По сути это обычный «мессенджер» типа аськи, или скайпа. Но возможно регистрация тоже требует сим-карты (может быть тут международная сработает). Так что куда не плюнь – без симки никуда, а как получить её – непонятно.

Это всё не относится к Гонконгу с Макао, где никаких подобных проблем и ограничений нет, доступны любые ресурсы, вай-фай находится повсеместно.



Проживание.


Гостиницы. Найти гостиницу в китайском городе – не проблема. Их везде очень много. В маленьких городках часто хозяева гостиниц сами вас будут зазывать к себе, если вы идёте с рюкзаком вечером. В больших городах предлагатели гостиниц обычно тусуются у ж.д. вокзалов и автовокзалов, их можно там найти. Часто у них в руках таблички с иероглифами «гостиница», или фотографии кроватей. Ну и вы сами поймёте по тому, как они жестами вам показывают «спать» 
Цены примерно – от 50 юаней за одного человека, от 80 – за двух. Можно и нужно ожесточённо торговаться. Имейте в виду, что часто подобные гостиницы ориентированы на рабочий люд, приезжающий из деревни, соответственно обстановка в гостиницах может быть соответствующая.
В туристических местах есть и хостелы, где можно найти койкоместо от 20-30 юаней.


Жильё в местных. Можно вписываться через «хоспиталитиклуб» и «коучсёрфинг», однако процент отвечающих там меньше, чем в среднем по миру. Часто, особенно в большие города, приходится слать очень много запросов, чтобы найти вписку. Но в целом, ресурс работает, я вписывался через коучсёрфинг практически везде в крупных городах, кроме Урумчи. Сложнее всего найти вписку в Гонконге и Макао, особенно в сезон. Туда надо писать около сотни запросов, и все равно шансы невелики.


Встреченные на улице китайцы практически никогда не зовут к себе в гости на ночлег. Если они и хотят вам помочь, то скорее поселят в гостиницу. Меня так один раз поселила подвозившая пара, я слышал про подобные случаи и у других.


Палатку ставить можно, но не всегда легко найти безлюдное место. Если пришлось ставиться в людном, лучше как можно раньше вставать и с рассветом уходить, чтобы не травмировать непривыкших ни к чему необычному сознание китайцев.


Достопримечательности. С их наличием в Китае проблем нет в принципе. Страна лидирует во всём мире по числу имеющихся объектов ЮНЕСКО.
Проблемы имеются с доступом на эти достопримечательности. Почти всё более-менее стоящее обязательно обнесено забором и оборудовано кассой и проверяльщиком билетов. Если ездить по всем достопримечательностям и исправно платить, то можно реально разориться, т.к. цены часто на них совершенно негуманные. К счастью, есть способы, позволяющие сохранить бюджет.
- Пролезать в обход кассы. Многие нац. парки имеют обширную территорию, которую фиг обнесёшь всю забором. Если пойти вдоль него, обязательно где-нибудь будет дырка или забор вообще закончится. Потом в момент выхода из дикой местности в людную часть постарайтесь проследить, чтобы рядом не было всяких работников парка. Я так пролезал в национальный парк Хуанлун в Сычуани (стоимость 200 юаней, между прочим!). Но имейте в виду, что для облаза официального входа часто нужно немало времени. Хорошо закладывать на это дополнительные несколько часов.


- Приходить рано утром. Действует на некоторых не очень раскрученных объектах, где по сути турникетов нет, а билеты проверяет мужик ( или даже не проверяет билеты, а просто собирает деньги). Придя до 8 утра, вы вполне легально можете посетить достопримечательность бесплатно, просто потому что касса ещё не будет работать. Другой вариант – приходить с вечера. Так мы, приехав в деревню Ланмуси на юге провинции Ганьсу устремились в место, указанное на нашей карте, как лес, ставить палатку. А утром смотрим – туристы всякие гуляют, что-то типа нац.парка тут, а рядом монастырь. Ну мы тоже погуляли, походили, а на выходе оказалось, что за вход сюда берут деньги. Мы же, приехав вечером, даже и не подумали, что такое тут может быть.


- Сделать айсик и проходить за пол-цены. Вместо айсика, как ни странно, прокатывает обычный российский студенческий. Лично пробовал.


Другая проблема в китайских достопримечательностях, это толпы туристов.


Причём на 99% туристы местные, китайские. Китайцы просто-таки обожают путешествовать и постоянно фотографируются на фоне каждого памятника, каждой пагоды, каждого водопадика. Ну что тут делать – если вы страдаете мизантропией, и вас большие толпы раздражают, попробуйте приходить пораньше, когда китайцы ещё не проснулись (заодно и денег сэкономите). Часто китайцы ходят по одним и тем же тропам, одними маршрутами. А отойди куда-то в сторону, так там гуляет от силы 5-10% от той несметной толпы. Наблюдал такое в том же Хуанлуне.


Самая крупная концентрация китайских туристов в столице Пекине, что в принципе, логично. Даже ужаснейшая погода в виде холода и снега их не испугала, они образовали гигантскую очередь на вход в какой-то мелкий парк.


Карты. Их лучше иметь с собой. Карты китайских городов и провинций продаются в книжных магазинах и стоят очень дёшево. Большая их часть, увы, только на иероглифах. Несколько реже попадаются карты, где только латиница, без китайского. Если вы нашли карту с пиньинем и иероглифами, хватайте обязательно, она вам будет крайне полезна.


Из электронных карт советую MAPS.ME. Я слышал, что многие жалуются на то, какая у них детализация по Китаю. Но меня вполне всё устраивало – большинство нужных адресов и выездов я в ней находил. Хотя, честно говоря, пиньиня там действительно маловато, в основном иероглифами улицы подписаны.

Кстати, китайские карты мира имеют одну странность. Все догадались какую? :)


Про китайскую еду поговорим как-нибудь отдельно. Это целый мир.



promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Кат!!! )))
С наступающим!!!

Извиняюсь, не заметил сначала. Убрал.
Спасибо. И тебя тоже!

Рисованные иероглифы неправильно распознаются скорее всего из-за неверного порядка черт. Если запомнить правила определения порядка черт, то можно будет рисовать правильно даже довольно сложные иероглифы, причем понимать будет и очень кривое написание.
Симку я покупал в обычном офисе мобильного оператора, паспорт их вполне удовлетворил. 300 юаней за три гигабайта трафика + 9 гб в домашнем регионе. Звонить нельзя было правда, может в этом дело (в Японии вроде вот тоже иностранцам симку для звонков купить нельзя, а для интернета - можно)? С другой стороны, звонки и не нужны. Если общаться с китайцами, то при наличии интернета для этого подойдет wechat.
В обзоре не хватает приложения Baidu с картами и переводчиком, оно уделывает google по всем параметрам, даже при том, что я из-за незнания китайского использовал 10% его возможностей.

Полезные советы, спасибо.
С Наступающим. )) Удачи тебе и твоей семье в Новом году.)

*Самая же большая проблема, что иностранец теперь не может в принципе купить сим-карту. Оформляется она на китайское удостоверение личности, которого у вас, если вы с краткосрочным визитом в Китае, быть не может* - 18 декабря этого года, т.е. две недели назад, купил сим-карту Сhina Unicom в китайском Хоргосе, в официальном салоне данного оператора через километр после границы. На российский загран оформили без проблем.

И еще такая проблема с местным автостопом. Если в темное время суток стопить "с бордюра" (неважно, на самой ли дороге или на выезде с парковки), а не попрошайничать на парковке той же, то не останавливаются категорически. Будь ты хоть весь в светоотражающем и в фонарях. Так что зимой, когда светает рано, необходимо любой ценой застопить машину до захода солнца, иначе придется ждать утра.

Edited at 2015-12-31 13:31 (UTC)

ну, почему же, иногда ив темное время суток берут

Отлично написано.

Счастливого нового года!

Спасибо, очень полезно!

С Новым годом!

вот водители радуются, что эти автобаны строятся, а я с позиции стопщика огорчаюсь постоянно. без автобанов ездить попутно легко и приятно, а на автобанах - одни проблемы и геморрой. И эстакады, и полиция снимает, и тоннели, и заборы, через которые с вещами надо перелазить. Лучше всего страны с обычными дорогами, без автобанов.

Странность - Тихий океан в центре?

Какой подробный и информативный обзор! А мы с Антоном как-то безо всяких интернет-переводчиков путешествовали ровно 4 года назад. А от интернета, наоборот, отдыхали, так что не заморачивались обходом их запретов. Сим-карту же покупали без проблем.
Толпы туристов на фото - это жесть, я это тоже очень не люблю.

== ...даже выучив правильно транскрипцию, вы с большой долей вероятности будете произносить слово неправильно, и китайцы вас не поймут. ==

Полагаю, что больше тут дело не в тонах (роль которых в путунхуа = мандарине преувеличена), а в самой транскрипции.

Русская транскрипция китайских звуков, т.н. палладий, отлично их передает за одним важным исключением: придыхания. Все глухие согласные (п, т, к) на самом деле произносятся с силным придыханием (пх, тх, кх), которое в транскрипции совершенно не обозначается. Но для китайцев именно оно отличает одни от других. Тогда как наши глухие/звонкие для них сливаются в общие "звонкие". Например, адекватной передачей имени Петя на китайский будет Бецзя. (Так что почему Путина решили записать как Пхуцзин, а не Буцзин, не понимаю.)

Попробуйте в транскрипциях после всех глухих приписать "х". Может быть, лучше поймут?


  • 1