?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Китай. Общий обзор.
griphon
Китай, являясь первой страной в мире по населению, и одной из крупнейших по площади, крайне сложно описать однозначно, как, скажем, какую-нибудь Гану или Швейцарию. Поездив некоторое время по Китаю, хорошо видишь, насколько он многогранен: XIX век здесь соседствует с XXI, коммунизм с капитализмом, современные районы с небоскрёбами и дорогими бутиками – с трущобами. В то время как одни китайцы прячутся от палящего солнца, другие кутаются в пуховики и телогрейки на 20-градусном морозе. В общем, страна контрастов №1.



Ещё 10-15 лет назад Китай представлялся нам довольно отсталой бедной страной, где значительная часть населения живёт за чертой бедности. Примерно так оно и было. Однако все знают, что Китай развивается феноменальными темпами. Все знают, но это сложно представить, пока не увидишь своими глазами.


Конечно, сильнее всего может впечатлить картина в динамике: если приезжать в Китай регулярно, то можно реально офигевать от скорости строительства всего и везде (а также сетовать, что у нас не так). Мне в этом плане было, конечно, сложнее – я ранее толком в Китае не был (5 дней в 2009 году не в счёт), поэтому оставалось только представлять в голове, как оно выглядело раньше.


Современный Китай, это:
десятки кварталов высотного жилья в каждом крупном городе


Небоскрёбы растут как грибы после дождя и в мегаполисах и в мелких городках. Приезжаешь в какую-нибудь мелкую едва различимую точку на карте. Думаешь: ну тут то скорее всего какая-нибудь деревня или небольшой посёлок.. По приезду обнаруживаешь те же небоскрёбы, хоть и в меньшем количестве.


Иногда высотки стоят вообще посреди чиста поля, там, где по идее никаких населённых пунктов не должно быть.


Развитая сеть скоростных автобанов, охватывающая все провинции и значительное число районов. Порой просто поражаешься, как не лень им было столько и упорно строить.




Китайцев при строительстве автобанов не останавливает ничто. Гора – пробурим тоннель. Овраг – построим эстакаду. В результате, например, автобан Ланьчжоу – Чэнду (недостроенный пока до конца) содержит, наверное, порядка сотни тоннелей на одну тысячу км. А сколько таких автобанов по всей стране?


Автобан может идти по эстакаде спокойно несколько десятков километров. Просто потому что так оптимальнее показалось проектировщикам. И никого не волновало сколько стоит такое построить.




Там, где автобанов ещё нет, можно видеть, как они строятся: обязательно неподалёку от действующей дороги будут видны возведённые или возводящиеся опоры для эстакад, или дырки в горах для тоннелей. И можно не сомневаться, что ещё год-два и там автобан таки будет!


В городах также не проблема вдоль какой-нибудь важной транспортной артерии построить длинную эстакаду, по которой пустить часть трафика. Да, экология тут никого не волнуtт, «Городские проекты» бы люто негодовали, но тут «Городские проекты» не предусмотрены партией, так что никто не возмущается.


Железные дороги. Китай – одна из немногих стран мира, где железнодорожное сообщение не деградирует, а стремительно развивается. В принципе это логично, учитывая плотность населения. Никакие автобусы и самолёты бы тут никогда не справились – тут немереное число поездов во всех направлениях с трудом справляется. Новых линий открывается по несколько сотен километров в год. Преимущественно это скоростные линии, но, например, как известно, была недавно построена линия в Лхасу, ставшая самой высокогорной в мире.


Большинство городов востока страны и основные города запада связаны между собой скоростным сообщением. Есть несколько типов скоростных поездов, самые быстрые из них равзивают скорость 300 км/ч. С трудом верится, что расстояние в 1000 км можно проехать за 4-5 часов, но тут с этим реально проблем нет.


При этом поймите следующий важный момент: скоростные поезда ходят по отдельным СПЕЦИАЛЬНО ПОСТРОЕННЫМ путям! Не как в России, где «Сапсаны» идут там же, где и электрички, а по совершенно новым. То есть параллельно обычной паре путей, где ходят медленные ПДСы и товарняки идут две пары скоростных путей. Можно представить сколько надо было построить километров новых линий, чтобы охватить скоростной сетью большую часть страны.


При этом, скоростные линии идут.. Также по эстакадам и туннелям, т.к. без них видимо сложнее было прокладывать пути.. Ну не везде, но эстакада длиной в 30-50 км тут в порядке вещей.


Метро в городах. Забавно, что мой путеводитель по Китаю, оказавшийся путеводителем аж 2006 года выпуска, вообще не упоминает, что в городе Чэнду есть метро. Его тогда действительно не было. А сейчас – 2 линии, каждая длиной по 30 станций. Т.е. за каких-то 8 лет появилось метро, сравнимое по размеру с киевским. При этом готовятся к открытию ещё три линии.


В городе Шеньчжень, расположенном на границе с Гонконгом, который в 1979 году был глухой рыбацкой деревушкой, 5 линий метро и 137 станций.


Ситуация меняется столь динамично, что каждый последующий момент вы будете видеть разную картину. Приедь я в город Далянь на месяц раньше, застал бы одну линию метро из двух имеющихся сегодня. А приедь я в него полгода назад – вообще бы ни о каком метро не было речи. Занятно, что имеющиеся линии ещё не нанесены ни на одну из карт: ни гугл, ни ОСМ, ни какие-либо бумажные.


Скорее всего, лет через 20-30, Китай станет развитым как Сингапур, или Япония, а пока… А пока до этого очень далеко. Всё же значительная часть населения живёт в довольно тяжёлых условиях. Во многих городах полно трущоб, в деревнях образ жизни не особо отличается от жизни в наших деревнях, разве что климатом. Те же колодцы, удобства во дворе, тяжёлый труд в полях и огородах.


В состав Китая входит 23 провинции, 5 специальных округов, 4 города центрального подчинения. Различаются между собой разные регионы Китая очень сильно, порой как небо и земля. Особо сильно выделяются национальные автономии: Синьцзян, Тибет, Внутренняя Монголия, южные районы Юннани.




С 1997 года в состав Китая входит Гонконг, а с 1999 года – полуостров Макао. Две эти колонии были переданы Китаю Великобританией и Португалией соответственно. Обе территории входят в состав Китая на правах районов с особым административным статусом. По факту, хоть и там и там на административных учреждениях вы можете видеть китайские флаги, это практически отдельные государства. Они и развивались всю свою историю отдельно от Поднебесной, да и сейчас там свои власти, подчиняющиеся Пекину лишь в отдельных аспектах, и свои законы.


Ну да, и для посещения того и другого не нужна китайская виза.


Самим китайцам чтобы посетить Гонконг и Макао, нужно оформлять специальный паспорт. В дополнение к действующему удостоверению личности и обычному загранпаспорту. Паспорт для посещения ГК и Макао – такая специальная книжечка со сроком действия.




Тем не менее, Китай проводит свою политику в этих колониях, хоть и не навязывает им свои жёсткие законы. А вот остров Тайвань, являющийся с точки зрения Пекина частью КНР, и обозначающийся на всех картах, не контролируется им никак. С 1949 года, когда к власти в стране пришли коммунисты, туда сбежали сторонники Китайской Республики, и с того времени Тайвань (называемая до сих пор Китайской Республикой) стала непризнанным государством, и является своего рода «капиталистической альтернативой» Китая. Конечно власти КНР такого государства не признают и отношения всё это время были ожидаемо плохими (удивительно, как КНР не попыталсь вернуть себе историческую землю, как это было сделано с Тибетом). Однако буквально в последние недели впервые за 66 лет произошла встреча лидеров КНР и Тайвани, так что отношения потихоньку начали улучшаться.


Касаемо китайского коммунизма. Он, конечно же, есть, но весьма условен.


С одной стороны, конечно же, тоталитаризм, одна партия, засилье государства во всём, тотальный контроль за каждым. Чего стоит хотя бы великий китайский файерволл, где блокируется всё, что только можно. С другой – свободный бизнес, торговля и т.д. Фактически любой человек может открыть лавочку, магазинчик, кафе, или что-то покрупнее.
Похоже, что правящая партия решила взять лучшее от обеих систем. Сочетание этих двух систем, как видим, даёт феноменальные результаты.


Хотя может дело не в сочетании. А просто в том, что китайцы – очень трудолюбивый народ. Работают они очень много – иногда по 10-12 часов без выходных и отпусков.


Как известно, Китай самая большая по населению страна мира – 1,5 миллиарда человек. Обилие китайцев ощущается постоянно. Китайские города, как правило, гигантские. По числу мегаполисов страна уверенно стоит на первом месте (их тут больше 50). При этом все мегаполисы продолжают расти. Часто, особенно в восточной части, города сливаются в единую агломерацию и уже даже нет чёткой границы между одним городом и другим – сплошная населёнка. Так, например, в единое целое слились Гуанчжоу и окрестности: Чжухай, Шеньчжень и др.


Китайские города мало того, что ужасно огромны, так подавляющее их большинство ещё и беспросветно уныло: небоскрёбы, небоскрёбы, небоскрёбы. Историческая застройка в большинстве мест уничтожена во время Культурной революции.


Так что посетив 2-3 крупных китайских города, вы можете в целом представить что это такое и не ездить в остальные. Исключение составляют разве что Пекин, Тянцзинь, Шанхай, Сучжоу, Циндао и возможно ещё пара-тройка мест.


Китайские власти уже в 70-х годах поняли, что проблему перенаселения надо как-то решать, и развернули программу «Одна семья – один ребёнок». Суть программы следует из её названия. За второго ребёнка полагаются штрафы, а работающим на госслужбе – всякие санкции вплоть до увольнения (интересно, правда, что делать, если рождались близнецы). Программа не распространялась на нацменьшинства. Несколько лет назад власти разрешили второго ребёнка тем семьям, где оба родителя – сами были единственными детьми в семье, а буквально несколько недель назад программа была отменена! Теперь любая семья в Китае может иметь двух детей.


Впрочем, программа дала свои плоды – население КНР перестало расти. Но все равно китайцев безумно много всегда и везде.


Цэтлікі:

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

(Ананімна)
Очень интересно, и позновательно, спасибо.

Ждем поста по ценам на все, интересно как оно с 2010 года изменилось.
Говорят сильно подорожало даже в юанях, а сам юань с тех пор подорожал в два раза.

> население КНР перестало расти. Но все равно китайцев безумно много всегда и везде.

Скажем так, расти не перестало, но скорость роста существенно замедлилась - и, лет через 10-15, возможно достигнув 1.50-1.55 млрд, население покатится вниз и будет катиться где-то одно поколение.

Вот кстати твои впечатления: стал ли уже среднестатистический городской китаец богаче среднестатистических городских россиянина, украинца или казахстанца?

Подпись к третьей снизу фотке - страшная. На самом деле вот мне больно видеть, как Китай уничтожает своё культурное наследие, причём не от бесхозяйственности или алчности конкретных дельцов (как у нас), а имея полную возможность его сохранить при наличии одного только желания это сделать.

Edited at 2015-12-17 13:14 (UTC)

Ой, да. Я ещё не написал, что последнее время старину таки стали пытаться сохранять и реставрировать. Но реставрируют китайцы так, что смотреть тошно - часто просто сносят и строят точно такое же. Т.е. лучше бы и не трогали вообще. Почти всегда видно, что это убогий новодел.

Среднестат. китаец? Вот уже даже не знаю. Богаче многие, но многие и довольно скромно живут. На мой взгляд, пока счёт уже равный.

Зная Вашу любовь к ж/д, я был уверен, что Вы в Лхасу смотаетесь на поезде))) Я, когда случайно прочел в Вики о постройке железки в Тибет, на пару минут ушел в ступор. Это же сколько там над уровнем моря?
В Италии, кстати, скоростные поезда тоже идут по совершенно отдельным линиям.

Я очень хотел, но в итоге решил отложить на следующий раз всё же. Слишком много рисков быть пойманным или непущенным в поезд. Лучше основательнее подготовиться. Хотя раньше я думал, что стоит и по ТАР поездить, но сейчас ясно, что тибетского духа там практически не осталось, т.е. можно ехать только в Лхасу ради того, чтобы проехать по этой ж.д. :)

спасибо, очень интересно!

Все жду, что китайцы и на Эверест построят лифт или канатную дорогу, а то глядишь и просто автобан проложат до самого верха, ещё и смотровую площадку сделают. Ни разу не удивлюсь.

По Кир Булычёву в конце XXI века люди будут подниматься на Эверест на фуникулёре :)

очень интересно. Годный обзор!

Можно представить сколько надо было построить километров новых линий, чтобы охватить скоростной сетью большую часть страны.

На сейчас выделенных скоростных линий - 19 тыс. км. Это два расстояния от Москвы до Владивостока :)

Отличный обзор!
Китай мне в свое время понравился, но желания туда возвращаться не возникло. Ну разве что посетить Тибет и поездить по западному Китаю.
А тут прочитал и вновь захотелось туда вернуться ;)

О как :)) Значит не зря писал.

Китай посещал четырежды с 2009 (кстати, в Чэнду метро не было даже в 2010). Страна интереснейшая, и еда там вкусная, но очень достало, что любое сколько-нибудь интересное место превращают в парк развлечений для туристов, для этого полностью перестраивают исторические города, уродуют естественные ландшафты и т.д.

Вот это да, абсолютно согласен.

---- Китайские города мало того, что ужасно огромны, так подавляющее их большинство ещё и беспросветно уныло:

Хе-хе, лично у тебя не видел ни одной унылой фотки.
Я понимаю ты выбираешь лучшие ракурсы. Но в большинстве городов ЮВА например таких "лучших ракурсов" просто не найти, хоть из кожи вон лезь.
А в России средний областной город не уныл? За Волгой - точно. Разве что природа в некоторых спасает.
В общем с чем ты сравниваешь, говоря что китайские города унылы и однообразны? С Францией, что ли?

В России в среднем областном центре всегда будет хоть сколько-нибудь исторической застройки XVIII-XIX веков. Есть, конечно, города, где нет и этого, но их, всё же, меньшинство. Ну и сталинки добавляют колорита.
В Китае же нет вообще ничего аналогичного.

Мда,это Китай и это Китайцы...И этим всё сказано)Я вокруг него полгода по морям крутился.
Кстати,нам на пароход привезли календари,как на фотке с ними,которые с голой девушкой=)

:)))
А Сицзиньпиня не привезли?

Всё же, ближайший аналог метро Чэнду - не киевский, а минский метрополитен, - по длине сети и числу линий

Блин, нифига, всё же киевский



Edited at 2015-12-18 12:08 (UTC)

Надо заметить, что скоростные поезда в Китае дороги даже по российским меркам, а все автобаны платные. Таким образом, подавляющему большинству населения вся эта красота недоступна. При всех своих плюсах, этот проект зримо демонстрирует расслоение страны.

Совсем недорого. От Пекина до Циндао, например, 300 юаней за 900-1000 км. В 2012 г., когда мы ездили туда семьей, это было сравнимо с российской плацкартой на то же расстояние, примерно 1500 руб. Но по времени выигрыш раза в 3-4.

Edited at 2015-12-23 05:07 (UTC)