Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Categories:

Историческая Россия на территории Китая

Приплыл я во вторник утром из Янтая на огромном пароме в старый русский город Дальний. Последние три дня исследовал его и окрестности. Испытал, так сказать, ощущение от возвращения на Родину, благо окружающая архитектура, погода, темень и прочие описанные ниже факторы к этому располагали.



Вообще, город Дальний, пожалуй, единственный город Китая, где есть все виды общественного транспорта, свойственные большому русскому городу.
Трамвай! В Китае вообще с ними плохо очень, трамвайные сети можно по пальцам пересчитать.


Но, конечно, даляньский трамвай - не чета российским. Хорошие пути, комфортные вагоны, линия проходит по эстакадам.


Всего две линии. Скоростная 202, и ретро - 201. Тот, что "ретро" - по сути не туристический, а полноценный транспортный маршрут. В старых трамваях начала 20 века горожане ездят ежедневно по своим делам. А тащатся старички очень медленно.


Впрочем, часть вагонов на маршруте всё же новые. Интересно, что ходят те и другие со своими скоростями. В итоге линия работает совершенно нестабильно - новые постоянно догоняют старых.


Есть и один маршрут троллейбуса.


Впрочем, в китайских городах троллейбусы часто встречаются. Почти все последние города на моём пути его имели. Но "гармошек", причём таких прикольных, я ещё не видел.


Ну в основном, конечно же, автобусы. На некоторых маршрутах ходят двухэтажные!


(Что тоже для Китая не редкость. Двухэтажные автобусы я встречал в Куньмине, Гуйлине, Янтае).

Есть, конечно же, и метро. Далянь - крупный мегаполис (6 миллионов), как ж тут без него.


Такое же типичное метро, как и везде в Китае. Одинаковые однотипные станции, стеклянные двери, ну и т.д. Впрочем есть ещё пригородное метро.. Но об этом позже.



Паром "Янтай - Далянь". Соединяет две стороны Бохайского залива, идёт 7 часов, стоит дофига (180 юаней "сидячее" место)


В Далянь едут русские и китайцы в первую очередь, чтобы посмотреть русское наследие. Сказать честно, увы, осталось его тут очень мало. Как и везде в Китае, больше бутафории. Фактически, за пределами "улицы Русского Колорита" вы найдёте лишь редкие отдельные здания.


Главная пешеходная улочка (та, что упоминается на табличке выше) неофициально называется Русской. Здесь и с трудом узнаваемые российские здания, здесь и как в Маньчжурии можно встретить смешные вывески на русском языке.




Тут же китайские торговцы продают русские сувениры. Преимущественно матрёшки, бинокли и шоколадки "Алёнка".



Заканчивается улочка роскошным домом императора. Выглядит он очень роскошно. Но увы, китайцы не очень рьяно берегут наше наследие, поэтому дворец с заколоченными окнами и вообще в ужасном состоянии.. Впрочем, реставрация "по-китайски" обычно тоже ничего хорошего не несёт. Так что пока остаётся ещё редкая возможность увидеть дворец в первозданном виде.


За пределами Русской улицы ничего практически нет.. В лучшем случае отдельные дома, но они уже не образуют ансамбля. Вот, например, вот такая избушка нашлась.


Прилегающие районы застроены какими-то видавшими виды местными хрущёвками. Они тоже, по-своему, хороши. Но всё же это не то, что я искал.


Зато нашёл рядом с центром старый расселяемый квартал. Похоже, я застал последние дни его жизни - на всех улицах кипела активная жизнь, люди что-то собирали-разбирали горы бытового хлама у дверей. В общем, атмосфера переезда.


Вокруг этого квартальчика уже выросли небоскрёбы. Скорее всего когда-то там было также. Версию о расселении подтверждало невероятное обилие ментов на каждом шагу.


Печально, но похоже, что я один из последних, кто застал этот колоритный райончик. Скорее всего те, кто приедут после, уже увидят тут стройку, а потом и новые высотки..



В 40 км от Даляни лежит город Луйшунь, более известный в российской истории, как Порт-Артур.


Город, прежде всего знаменит тем, что именно тут разворачивались основные действия русско-японской войны 1904 года. Город был нашим два раза: с 1895 по 1904 и с 1945 по 1954. Что интересно, японским он тоже был два раза


Здесь упоминаний о нашем присутствии сохранилось куда больше, чем в Даляни.


Это всё русско-советское кладбище, где погребены военные царского периода (1895-1904) и советского.


Там же обелиск на входе.


Как и в любом порядочном русском городе, есть в Лушуни и улица Ленина :)


Пусть вас не смущает такая странная транскрипция. Китайцы все имеющиеся имена собственные стараются подгонять под свои иероглифы, чтобы можно было прочитать. Сталин у них вообще Si Da Lin (есть и его улица). Хотя сам я, если бы у меня не было русских названий улиц на карте Maps.me в телефоне, не догадался бы никогда.


Самое прекрасное в Луйшуни - это квартал как раз в районе улиц Ленина и Сталина. Малоэтажные домики, много российской архитектуры дают полное ощущение, что ты не в Китае, а где-то в среднероссийском райцентре гуляешь.


Красивые здания надо самостоятельно выискивать. Нигде про них информации нет, даже в имеющихся в сети отчётах я про них не читал. Но тем не менее, это, пожалуй, одно из самого крутого, что сохранилось в Луйшуни - неиспорченная реконструкцией российская архитектура. Порой попадаются настоящие шедевры! Вот, например, дворец с усадьбой. Пожалуй, самое красивое здание во всём городе, но оно с заколоченными окнами и стоит на закрытой территории. Как так можно было поступить??


Сейчас тут просто жутчайший холод. Пальцы без перчаток в миг коченеют. Надел всё содержимое рюкзака на себя (хорошо, что я запасся тёплыми вещами), но все равно долго ходить не получается без подогрева.
Окружающий холод, а также голые деревья и ранние сумерки только усиливают эффект погружения в родную реальность.


Равно как и повсеместно паркующиеся на тротуарах автомудаки. Впрочем, подобное явление распространено много где в Китае - я также обходил брошенные на тротуаре повозки и в Сучжоу, и в Циндао и много где ещё.


Вообще, Порт-Артур смотреть непросто. Достопримечательностей много мелких, они сильно раскиданы, а автобусы ходят плохо, и схема, что на остановках, не очень понятна. В связи с чем, если вы хотите посмотреть город, то либо выделяйте на него больше времени (дня два хотя бы), либо ограничьтесь только частью объектов, либо используйте такси.
Помимо красивых исторических домов, и кладбища, интерес представляют многочисленные форты на сопках. И не только форты. Самая известная гора в городе - Перепелиная, находится в центре. Там обелиск, поставленный японцами. Но вход на неё платный, 40 юаней.. Я избежал оплаты, пронесясь на полных парах мимо будки с биллетёрами, не обращая внимание на крики мне вслед. Но вообще лучше, конечно, искать пути обхода.

А фортов много разбросано по всему городу. Я посетил только один - комендантский. Совершенно нераскрученный и поросший насквозь бурьяном :)) Это было даже прикольнее.



В Порт-Артур я ездил два раза. Первый раз в первый же день, на автобусе. За короткий световой день удалось осмотреть очень мало. Чувствовался некий недостаток. А тут по дороге выяснил, что туда уже провели линию метро - некая ж.д. линия, идущая прямо рядом с трассой по эстакаде! Про это мало кто знает из местных, все ездят по привычке на автобусах, но метро реально работает! Но хоть оно открыто, но как-то неполноценно. Вообще даже не всё ещё не достроено, и начальная станция в Даляни расположена фактически за городом: до неё от конечной станции трамваев и автобусов Хэкоу ещё 1,5 км идти пешком по автостраде без тротуаров! (впрочем, позже выяснилось, что есть автобус, подвозящий к этой станции). В будущем линия должна дотянуться до вышеупомянутой конечной (а ещё позже - соединиться с основной сетью даляньского метро, когда туда дотянут линию 1), и тогда ещё какая-то логика в ней будет.


А пока - линия реально из ниоткуда в никуда. В Луйшуни, куда она идёт, не сделали местным автобусом даже рядом со станцией остановку! Они проезжают мимо на полной скорости, с обеих сторон до ближайших остановок по 400-500 м.. А когда я попросил выйти на обратном пути, никто, кроме меня у метро не вышел! Хотя метро вполне удобное, можно домчаться до Артура за пол-часа (автобус около часа тащится).


Проходит почти всё по эстакаде, есть пара туннелей в сопках. Вдоль линии в основном леса всякие, и берег моря, что делает её ещё уникальнее (много ли вы видели мётр, проходящих по малонаселённым районам? В Китае такое в порядке вещей). Ходят поезда раз в 30 минут с 7 до 20, всего 7 станций (будет восьмая в Хэкоу), расстояния между ними очень большие, по несколько километров.





Ну и пользуются метром считанные единицы. На каждый состав не более 10-15 человек (автобусы тем временем набитые идут).


Собственно, исходя из всего этого, я не сразу убедился в том, что оно реально работает. Никакой информации нет, добраться до станции невозможно - ну что за фигня? Наверняка оно ещё закрыто, а поезд, что я видел, это тестовый прогон. Плюс ещё на карте ничего не указано. Впрочем, почему-то всё даляньское метро не указано ни на одной карте: ни в гугле, ни в ОСМ, ни на бумажной, продающейся тут.

И решив пойти пешком к увиденной из автобуса станции, я был уже практически абсолютно уверен, что ничего там не ходит. Каково же было моё удивление, когда я застал это пригородное метро действующим! Я, на самом деле, собирался сегодня уже ехать дальше, в Пекин. Но раз так, появился повод ещё раз съездить в Порт-Артур, досмотреть неосмотренное, ну и заодно это загадочное метро обкатать.


Правда и на второй день всё осмотреть не получилось, но впечатление о городе и нашем в нём наследии теперь намного более полное.

Tags: Далянь, Китай, Порт-Артур
Subscribe

  • Словения. Озеро Блед и Есенице

    Протусовавшись в двух крупных городах Словении несколько дней, я вдруг понял, что подустал от этих одинаковых средневековых городов, что надо бы…

  • Митинг против разрешения однополых браков в Любляне

    Гуляя по Любляне, я попал на довольно интересное мероприятие. Хожу себе, вдруг смотрю на одной из площадей в центре, как оказалось, напротив…

  • Любляна

    Несмотря на то, что Любляна - одна из самых маленьких евростолиц, посмотреть тут очень даже есть чего. Старый город на удивление мил и приятен. Даже…

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Словения. Озеро Блед и Есенице

    Протусовавшись в двух крупных городах Словении несколько дней, я вдруг понял, что подустал от этих одинаковых средневековых городов, что надо бы…

  • Митинг против разрешения однополых браков в Любляне

    Гуляя по Любляне, я попал на довольно интересное мероприятие. Хожу себе, вдруг смотрю на одной из площадей в центре, как оказалось, напротив…

  • Любляна

    Несмотря на то, что Любляна - одна из самых маленьких евростолиц, посмотреть тут очень даже есть чего. Старый город на удивление мил и приятен. Даже…