Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Китай, который не город

Не без различного рода сложностей добрались таки до Поднебесной. Город Урумчи, столица Синцзян-Уйгурского автономного округа. Наконец-то стал доступным бывший заблокированным в Казахстане ЖЖ, поэтому вновь сюда пишу. Зато заблокировано всё остальное, что только можно: контакт, гмэйл, мэйл.ру и много чего ещё. Даже анонимайзеры и всякие средства типа браузера Тор не работают - ушлые китайцы предусмотрели всё.

По плану мы, конечно же, должны были тут быть сильно раньше. Встретившись с Наташей (filevskayalinia) в Алма-Ате 23-го сентября, мы направились автостопом к китайской границе, до которой ехать примерно 350 км. Подъезжая к Жаркенту от местных мы услышали отвратительнейшую новость о том, что граница закрыта до 29-го. Наше сознание воспротивилось этому настолько, что отказывалось в это верить: ну как так, зачем закрывать границу да так надолго? И что мы будем делать столько времени в Казахстане, когда нам надо в Китай (у Наташи вообще время только до 11-го октября). Посему, мы продолжали движение, списав информацию на непроверенный слух. Благо другие местные утверждали обратное: мол да, сегодня граница из-за праздника (Куйран-Байрам), а вот завтра уже будет работать.

Вписавшись у гостеприимной казахской семьи в Жаркенте, мы утром таки направились к Хоргосу, чтобы убедиться самим - закрыта она или нет. На границе (а точнее не на ней, а на въездном шлагбауме в пограничную зону) нас встретил лишь угрюмый погранец, подтвердив все самые ужасные слухи: до 29 не работает граница, езжайте назад! Местные, заверявшие нас в том, что граница будет работать, имели в виду не погранпереход, а расположенный в нейтральной зоне китайско-казахский торговый центр МЦПС (международный центр пограничного сотрудничества). Этот центр привлекает к себе челноков со всего Казахстана, тут можно дёшево купить оптом китайских товаров, и вообще приграничные городки живут во многом засчёт него.

Вернулись в Жаркент в полной прострации, не зная чего делать дальше? Тусить в Казахстане? Или может ехать на поезде. Встретили ещё двух стопщиков из России (одного из Рязани, другого из Нового Уренгоя), которые как и мы припёрлись сюда зря, и вынуждены возвращаться, несолоно хлебавши. Решили-таки возвращаться в Алма-Ату и попробовать уехать на поезде "Алма-Ата - Урумчи", который должен был уходить на следующий вечер. Второй раз за этот год я возвращался по только что проеханной трассе после неудачной попытки пересечения границы (первый раз был в июне, в Приднестровье..).

В Алма-Ате выяснилось, что поезд стоит туеву кучу бабла - 31 тыс. тенге (почти 8 тыс. рублей) один билет. Собственно, я это пытался активно выяснит ещё по телефону в Жаркенте, но КТЖ крайне совково и дозвониться до международной кассы там так и не удалось. Ну ладно, поизучаем окрестности Алма-Аты, благо они интересны и красивы: Большое Алма-атинское озеро, Чимбулак, Чарынский каньон. На Чимбулаке я был в прошлый свой приезд, а сейчас там всё кардинально изменилось: построили много новых канаток, старые сняли, и теперь можно от самого Медео добраться до самой вершины (что мы и сделали).

В каньон же мы так и не попали. Испугались холода (ночью там температура падает до нуля). Зато опробовали хороший способ добирания до Хоргоса: поезд "Алма-Ата - Алтынколь". Линию эту открыли совсем недавно в 2013 году (пожалуй, самая новая ж.д. линия в бывшем СССР). Поезд уходит вечером, а приходит в Алтынколь рано утром, в 5.30 (при этом из поезда пассажиров по прибытию не выгоняют, можно ещё часик поспать). Рассчитан он в основном на челноков, едущих в вышеупомянутый МЦПС, воспользовались и мы. От станции до границы где-то 10 км, которые можно проехать на такси или автостопом. Очень удобно, как раз попадаешь к открытию границы, тем более, что обратно в Жаркент уже лень было ехать по набившей оскомину трассе.

Впрочем, поезд ходит через день и мы, в надежде, что вдруг таки откроют границу 28, приехали в неё на день раньше (благо слухи такие ходили). Но нет, чуда не случилось, и нам ещё пришлось потусоваться денёк в Жаркенте и окрестностях.

В общем, кто едет этим путём, знайте, что границу эту время от времени на несколько дней закрывают, старайтесь заранее планировать свой маршрут, чтобы не попасть так, как попали мы. А особенно хорошо можно "попасть" если ехать с обратной стороны с заканчивающейся визой. Потому что сейчас после двух дней работы её снова закрыли аж на неделю, но уже из-за китайских праздников. Как узнать дни закрытия границы? Я не знаю. В интернете информации нет никакой, местные узнают только от знакомых. Можно позвонить на погранзаставу, но не факт, что это получится сделать, учитывая казахскую нерасторопность.

У меня были некоторые подозрения ещё с самого начала, когда я будучи в Алма-Ате краем уха в метро услышал от кого-то, что послезавтра будет праздник. Вспомнил, как я заходил на сайт киргизской погранслужбы и там подробно писали про закрытия погранпереходов в праздничные дни. Увы, у казахов такой информации нет. Я тогда не придал этому значения, но даже если бы и придал, вряд ли бы была возможность ускориться.

Пол-дня где-то ушло на пересечение границы (причём преимущественно казахской её части). Пересекать пешком нельзя, из транспорта - только автобусы. Погранец на въезде не хотел пускать Наташу на автобус, т.к. у неё не было миграционной карты (а ей её при въезде не дали, т.к. таможенный союз, все дела), но в самый последний момент он куда-то дозвонился, где ему сказали, что "там на погранконтроле разберуться"). Ещё 2-3 часа ушло на разные очереди, а вот на китайской стороне всё быстро и чётко! И вот мы в Китае!

Зная сложности, с которыми сталкиваются путешественники в этой непростой стране, я заранее подготовил разных табличек о нашей сущнности. И они очень помогли. Поехали автостопом в Урумчи. Один из водителей, забираясь в гору, практически на самом верху перед въездом в тоннель перегрел двигатель и не смог дальше ехать. Каким-то макаром он застопил автобус и вписал туда нас. Автобус ехал не в Урумчи, но водитель на одной из стоянок перевписал нас в другой автобус со спальными местами, который уже направлялся в уйгурскую столицу. Так, проехав всю ночь по автобану, мы оказались тут утром.

Китай, как всегда, впечатляет. Конечно, ничего непонятно - иероглифы, иероглифы, иероглифы. А в дополнение к ним местная особенность - арабица (которую я совершенно забыл). От границы до самого Урумчи (630 км) ведёт хороший четырёхполосный автобан, надо ж было заморочиться его построить. Небоскрёбы растут как грибы везде - и в приграничном китайском Хоргосе, и в каких-то мелких придорожных посёлках, ну а про Урумчи и говорить не приходится. Здесь, конечно, много уйгуров - внешне они отличаются, да и язык на слух тоже. Можно найти уйгурскую кухню, любителям Средней Азии она будет куда более по душе, чем чужеродная китайская. В Урумчи множество полиции и военных: последние практически везде, даже в парке ходят туда сюда. И идиотские рамки с ренгеновскими конвейерами тоже у каждого супермаркета и городского парка. Хочешь в парк сходить - показывай полицейскому, что у тебя в сумке. После такого и российская терроризмофобия перестаёт казаться абсурдной.

Едем далее в центр Китая, в Сычуань. До неё как от Москвы до Новосиба: больше 3000 км. Но что делать, из-за этой задержки с границей приходится ускорятся. Ситуацию усложняют китайские праздники. На них все китайцы ломанулись и раскупили билеты на поезда. Но ничего, доберёмся как-нибудь. В планах ещё по пути небольшая передышка в Ланчжоу.

А, и да. Наташа, наконец-таки присоединилась к нашему клубу, посетивших все 15 постсоветских стран! Поздравьте её с этим! Хотя, конечно занятно вышло, что последней непосещённой страной из всех 15 у неё оказался именно огромный Казахстан.
Tags: Казахстан, Китай, Путевые заметки

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…