Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Земцы - Жарковский. Самый медленный поезд России

Узнав в конце января, что пригородный поезд по линии Земцы-Жарковский грохают вместе со всем остальным сообщением на основной магистральной линии от Ржева до Себежа, я очень расстроился. Как-то мне раньше почему-то не приходило в голову проехать на этой линии, а теперь вдруг ВНЕЗАПНО оказалось поздно. Я даже думал скататься одним днём туда из Москвы, но уж больно неудобная логистика выходила.

Но тут светлейший наш Владимир Владимирович замолвил слово за электрички, и этот поезд по забытой всеми ветке также обратно и восстановили вместе со всей остальной компанией. Опасность отлегла, но вот вопрос, надолго ли. Оказавшись в начале мая на даче в Жижице, я решил воспользоваться возможностью и обкатать эту ветку.



Ветка Земцы-Жарковский находится в Тверской области и отходит от железнодорожной магистрали Москва-Рига (Виндавская магистраль) на станции Земцы (360 км от Москвы).


Была построена как часть планировавшейся до революции магистрали "Санкт-Петербург - Новгород - Смоленск". Магистраль построена не была, однако ветку уже в позднесоветские годы продлевали до Смоленска.
Посёлок Жарковский является райцентром, находится в 47 км южнее Земцов. К югу от Жарковского линия разобрана, движения уже давно никакого нет.

Поезд из Земцов до Жарковского на данный момент представлен рельсовым автобусом РА-1 и курсирует два раза в неделю туда и обратно (по средам и воскресениям).


Интересно то, что расписание поезда очень плохо согласовано с московским поездом 661/662 (Москва-Великие Луки). Если человек едет из Москвы в Жарковский, то ему надо приехать на станцию Земцы, которую 661-й проходит в 3 часа ночи, где ждать этого медленного поезда 8 часов. Обратно ситуация не сильно лучше - ждать после прибытия на Земцы поезд в Москву придётся 4 часа.

Зато поезд почему-то очень хорошо согласован с поездами на Великие Луки. Если ехать с В. Лук или Западной Двины, то в обе стороны придётся потратить на пересадку не более 10 минут! Этим фактом я и воспользовался, когда решил обкатать линию.

Итак, стартую утром 3 мая на станции Жижица, где у нас дача.


Приятное новшество - все пригородные поезда здесь перевели на РА-шки. На мой взгляд, это очень правильно - рельсовый автобус куда экономнее тепловоза по топливу, ну и нет затраты на проводника вагона.


Я понимаю, что скорее всего эти РА-шки тут ходят лет N как. Но я отстал от жизни, я хорошо помню, как у нас ходили обычные пригородные с плацкартными и сидячими вагонами. Поэтому очень непривычно было видеть такой "несерьёзный" поезд, почти маршрутку, у нас в Жижице


Заходим внутрь. Эмблемка, встречающаяся в крупных городах и преимущественно под землёй тут попадается среди глухих лесов


Вот, наконец, и Земцы. На первом пути нас уже ждёт самый медленный поезд в мире, тоже рельсовый автобус :)



А наш великолукский поезд почапал дальше в Нелидово..


Только я вышел из поезда и стал фотографировать станцию, как ко мне подходит некий парень и ошеломляет меня вопросом: "Простите, а вы случайно не griphon-275?". Неужели меня уже и в Земцах знают? Оказалось, это хорошо мне знакомый ЖЖ-френд Константин nord_ursus из Питера. Который, конечно же, приехал в Земцы с той же целью, что и я. Ну отлично, вместе веселее будет ехать!


Почему поезд считается самым медленным в России, а возможно и в мире? 47 км он проходит за 3 часа 20 минут. Т.е. выходит в среднем 14 км/ч. Есть ли где поезда медленнее? Узкоколейки и то ездят быстрее.
По сути, если быстро бежать, то можно двигаться вровень с поездом.



Кстати, ещё до прошлого года - это был последний в регионе маршрут, по которому ходил не рельсовый автобус, а традиционный локомотив с вагоном. Хорошо, что поставили РА-ку и сюда, страшно представить сколько денег уходило на топливо тепловозу, работавшему по сути в холостую, особенно с учётом пассажиропотока..


У меня где-то имеется служебное расписание пригородных поездов тех мест за 1992 год. Изучая его, я обнаружил, что на линии "Земцы-Жарковский" в те годы ходили грузопассажирские поезда. Суть была похожа на пригородный, но у них была своя нумерация: 953/954 и 956 вроде (да, 95*-97* - это грузопассажирские, а не почтово-багажные). Видимо возили в них и грузы, и вагон-лавка какой-нибудь был. Кстати, ходили поезда быстрее нынешнего. В те годы я их не застал, но в какой-то момент поезд стал обычным пригородным с номером 6***. Ну хорошо хоть в таком виде он до наших дней сохранился.

Тронулись. Пока едем параллельно "Москве-Риге", но довольно быстро от неё начинаем отдаляться.




Далее начинаются глухие леса




Через полчаса (!) первая станция - 8 км. Зал ожидания


Зато всегда открыт


Через два километра следующая станция - 10 км.



Станция Откос


Небольшая деревня при ней



Вокруг только лес и болота


Наконец, станция с сохранившейся табличкой. Кащёнки. Пусть она уже не на здании станции висит, но всё же.




Есть какая-то жизнь, даже почта.




Ближе к Жарковскому лес традиционно редеет и постепенно сменяется болотом





Наконец, приезжаем к конечной станции Жарковский.


Первым что нас встречает - политагитация!


А затем - тупик!


То, что было когда-то вокзалом


Рядом со станцией проходит уже недействующая ветка, которая когда-то шла в Смоленскую область. Сейчас движение по ней закрыто столбиком, хоть рельсы ещё в хорошем состоянии.


Километровые столбы в виде книжек - это уже редкость. Хотя на "Москве-Риге" они есть, только в Псковской области на всём её протяжении.


С недействующей ветки открывается вид на древообрабатывающий комбинат - одно из основных предприятий небольшого посёлка.


Мост через реку Межа




Близость Смоленщины хорошо ощущается по обилию машин с 67-ми номерами.


А вообще, ПГТ довольно милый и приятный


Жизнь тут более-менее есть


И культура со спортом


Новый д/к


Вождь мирового пролетариата, куда ж без него


Люблю, когда ряд домов так раскрашен в разные цвета


Новый свежепостроенный собор


По улицам много мам с детьми ходит


Поезд стоит в Жарковском всего час, которого на осмотр небольшого посёлка вполне достаточно. Едем назад!


Кстати, на линии не только километровые столбы "книжечками", но и деревянные стометровые столбики! Я такого больше нигде не видел.




Конечно, для неинтересующихся железной дорогой, для тех, кому сложно прочувствовать "дремучесть" и "глухость" подобной линии, тут, скорее всего будет скучно. Потому что железка идёт и идёт через лес. Событием даже является мост через реку. Это река Туросна


Каждая станция, рядом с которой какие-то домики, или даже маленькая деревня представляется оазисом цивилизации!
Рядом деревня Мирный



А между этими оазисами поезд идёт примерно с такой скоростью, как будто он отъезжает со станции по боковой платформе. Всё время интуитивно ждёшь, что поезд разгонится, но этого не происходит - с 12-15 км/ч он едет все 3,3 часа..


Естественно, что подобная скорость медленность, дополненная редким и не самым удобным графиком, не способствует хорошей заполняемости поезда пассажирами. Раньше, наверное, пассажиры здесь были. Сейчас же за всю дорогу туда-обратно кроме нас было всего три человека: две девушки ехали от Земцов до первой станции, и один мужик, который ездил из Кащёнок в Жарковский и обратно (наверное в какой-нибудь магазин).


А, строго говоря, куда этим пассажирам ехать? Из деревень вдоль линии уже все, кто мог, уехали. Кто не уехал - наверняка имеет машины, на которых куда быстрее и удобнее добираться до райцентра. Жителям Жарковского же этот поезд неудобен совершенно - автобусами тут можно куда чаще и быстрее доехать до Нелидово или Твери. А что им вообще делать в каких-то Земцах (являющихся по сути деревней)? А дальше поезд не идёт, хотя можно было бы хоть до Западной Двины его продлить спокойно.. Вот и получается, что транспортные любители вносят существенный вклад в местный пассажиропоток.


Вот постепенно возвращаемся, уже появилась "Москва-Рига".


Снова Земцы. Забавно выходит, что платформа Земцов - самый быстрый участок поезда. Пока он по ней едет, то разгоняется аж до 20-25 км/ч!


В Земцах по российским меркам просто-таки аншлаг из пригородных поездов!
А мне - опять всего 10 минут на пересадку, и поезд домой!


Вот и он. Поезд "Ржев - Великие Луки". Кстати, ещё лет 20 назад он был поездом дальнего следования! "655/656 Ржев-Новосокольники". А теперь и его РА-шкой сделали.


Когда РА-шка отчалила от платформы, мы прямо почувствовали, что летим с космической скоростью! Рижская магистраль вообще хорошая и прямая - там все поезда быстро едут.


Где-то через час я выгрузился в родной Жижице, а Константин уехал дальше в Великие Луки и далее на север в Питер.


А по поводу будущего линии "Земцы-Жарковский".. Вряд ли оно будет радужным. Если раньше ходило два поезда в день, и пустыми они не ездили, то чего можно ожидать от его современного состояния. С учётом скорости, логистики, и новых реалий.. Не очень понятна причина его медленности - по словам машиниста, да и по общему виду, пути не такие уж и плохие тут. Можно вполне ехать и быстрее. Однако поезду зачем-то поставлен такой график. Может специально? Грузовые по линии тоже с недавнего времени тоже перестали ходить, получается, что линия сейчас существует только для этого медленного поезда, на котором реально не ездит практически никто (3 пассажира - это совершенно не серьёзно, а бывает порой что и за весь рейс туда-обратно вообще никого)... В общем, пожалуй, чудо, что ещё по этой линии можно на пассажирском поезде проехать! Спешите воспользоваться возможностью.


Пост в ru_railway: http://ru-railway.livejournal.com/2675142.html


Tags: Железные дороги, Земцы-Жарковский, Тверская область
Subscribe
promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments